Содержание материала

Глава 10.
Традиции нравственности и право на материнство.

Россия всегда отличалась высокой нравственностью. Духовная жизнь народа бережно охранялась из поколе­ния в поколение. Деды, вспоминая свою жизнь, всегда приводили примеры высокой нравственности, патрио­тизма, благородства. Именно это считалось качеством, поднимающим человека над окружающим. Удаль только тогда считалась удалью и ценилась, когда она была направлена на спасение людей, на защиту слабого. Глубоко осуждались «удалые» поступки, которые наносили обиду пожилому, малолетнему, слабому - даже врагу. Имен­но в России считалось законом: лежачего не бьют. Это значит - если враг повергнут на землю, то недостойно благородного человека его добивать, наносить ему вред, когда он по слабости не может оказать сопротивления.

Православная церковь, православная вера, которой придерживалось большинство русского народа, бережно хранила и развивала высокую нравственность верующих. Уверенность, что Бог все видит, что от него не скро­ешь неблаговидного поступка, многих людей сдерживала и прививала склонность к благородным делам. Слова Л. Н. Толстого: «Без веры в Бога русский народ на сотни лет погрязнет в пьянстве, нищете и разврате», -отражают это.

Высокая нравственность обязательно сочеталась с трудолюбием. Лодыри пользовались плохой славой в лю­бом обществе. Наоборот, деловитость, быстрота, умение высоко ценились в народе и приносили таким людям заслуженную славу.

Но все то, что зиждилось на высокой нравственности, как правило, сочеталось с трезвостью. Пьянство несо­вместимо ми с благородством, ни с трудолюбием. Оно осуждалось церковью и народом. И надо сказать, что во все века наш народ отличался трезвостью. Разговоры о «пьянстве в России» основаны на том, что само «пьянст­во» осуждалось огромным большинством народа. По статистическим данным 46% мужчин, 90% женщин и 95% юношей были до революции трезвенниками, то есть они даже не «пригубляли». Они не пили и глотка вина. Те же, что пили, в своей основной массе выпивали по большим престольным праздникам, то есть 2-3-4 раза в год. В то время, поскольку пили преимущественно водку, то есть крепкий напиток, люди быстро хмелели и по­тому «пьяных» часто бывало видно на улицах, что и создавало России славу «пьяной». На самом же деле до 1960 года душевое потребление алкоголя, которое является основным и самым точным показателем уровня по­требления алкоголя в стране, в течение веков было ниже среднемирового уровня и значительно уступало соот­ветствующим показателям, например, Франции, Италии и др., хотя в этих странах почти не встречаются пьяные на улицах.

Трезвость народа, как в зеркале, отражалась на армии. Русская армия всегда отличалась в этом вопросе от других армий мира. Такие полководцы как Суворов, Скобелев, Брусилов очень строго придерживались трезво­сти в армии. В результате русская армия отличалась высокой дисциплиной и «умением побеждать», как писал Суворов. Трезвые воины, возвращаясь домой, несли высокую нравственность и благородство в семьи, в народ.

Описания офицерских попоек, которые можно встретить в художественной литературе, касаются относи­тельно небольшого контингента военных из аристократических семей - и то в мирное время.

При любых военных или близких к ним ситуациях в армии воцарялась трезвая атмосфера в духе высокой требовательности к себе и к подчиненным.

О том, что трезвость в русской армия требовалась на любых уровнях, говорит, в частности, приказ по Воен­ному ведомству № 309 от 22 мая 1914 года, С. -Петербург!: "Государь Император в своих непрестанных заботах о благе армии, дабы оградить ее от признанных опытом и наукой вредных последствий употребления спиртных напитков и охранить в ней вящую силу, здоровье и трезвость духа, столь необходимые для боевитости, как в мирное, так и в военное, время, высочайше повелеть изволил: Принять к неуклонному исполнению прилагаемые к сему «меры против потребления спиртных напитков в армии». Подписал: Военный министр, Генерал-адъютант Сухомлинов».

Обращает на себя внимание, что в приказе говорится о мерах против потребления спиртных напитков, а не против злоупотребления, как везде и всюду говорится в наше время, как в указах, так и в печати. Это самый важный, принципиальный вопрос, поскольку борьба с «злоупотреблением» есть не что иное, как поощрение «употребления» алкоголя, то есть насаждение пьянства.

В приказе подробно излагаются эти меры:

1. Начальствующие лица, начиная с самых высоких, обязаны принимать все меры к сокращению во вверен­ных им частях потребления спиртных напитков, действуя в этом направлении личным примером, нравственным воздействием, присвоенным им служебными правилами и всеми имеющимися в их распоряжении целесообраз­ными средствами.

2. Появление офицера в нетрезвом виде где бы то ни было, а особенно перед нижними чинами, считается тяжким преступлением, не соответствующим высокому званию офицера. За такие поступки офицер обязательно подлежит, в зависимости от обстоятельств и обстановки, или нравственному воздействию начальников и стар­ших товарищей, или дисциплинарному взысканию, или преданию суду чести, или, наконец, увольнению от службы в дисциплинарном порядке.

3. В аттестацию каждого офицера обязательно должно вноситься вполне определенное указание об отноше­нии его к употреблению спиртных напитков. При этом если замечено дурное влияние на младших товарищей, то оно должно быть указано. Офицеру, ведущему нетрезвый образ жизни, делается в аттестационном порядке пре­дупреждение о неполном служебном соответствии. В аттестациях начальствующих лиц всех степеней указыва­ется об отношении их к сокращению потребления спиртных напитков во вверенных им частях.

4. При исполнении всяких порядков и служебных обязанностей как то: на дежурствах, караулах, на учениях, стрельбах, маневрах, прочих случаях при совместном исполнении служебных обязанностей... употребление спиртных напитков воспрещается.

5. Офицерские собрания не должны служить местом для кутежей. Дабы устранить заинтересованность буфе­тов в торговле спиртными напитками содержание таковых частными антрепренерами не допускается.

6. Обществам офицеров предоставляется право постановлять решения о совершенном закрытии спиртных на­питков в своих собраниях.

7. Для более успешной борьбы с потреблением спиртных напитков нижними чинами должны быть приме­няемы всевозможные меры нравственного воздействия на эти чины с целью вызвать в них сознательное отно­шение к этому вопросу.

8. Организовать воскресные чтения и школы грамотности, обучение ремеслам, содействовать к посещению по удешевленным ценам театров, музеев, церквей, садов и т. д.

Всего в этом приказе свыше 30 параграфов-пунктов.

Все эти меры принимались в армии тогда, когда в стране не было никаких ограничений на продажу и потреб­ление алкоголя, то есть за несколько месяцев до введения сухого закона в стране.

В первые годы советской власти в Красной армии также категорически запрещалось потребление спиртного в любом виде. Нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Трезвость является чрезвычайно важным услови­ем боеготовности армии вообще. Красной армии - в особенности».

Хорошо известно, что алкоголь даже в малых дозах чреват тяжелыми последствиями, в особенности для во­еннослужащих, связанных с эксплуатацией военной техники.

По отзывам крупных военачальников-трезвенников, употребление алкоголя в армии во время Великой Оте­чественной войны («наркомовские сто граммов») стоило нашей стране сотен тысяч жизней. Солдаты в госпита­ле не раз рассказывали мне, что «пьяный офицер заставляет идти в атаку под шквальный пулеметный огонь и при возражении вытаскивает пистолет и требует идти на верную смерть». Техническое оснащение Вооружен­ных Сил ныне неизмеримо возросло. Сейчас идет речь о полной несовместимости алкоголя с современной тех­никой, требующей при эксплуатации мгновенной реакции, работы самых тонких участков коры головного моз­га.

Научно доказано, что даже прием 4-15 граммов алкоголя нарушает точность восприятия и контроль над чув­ствами. Человеку кажется, что он видит лучше, а практика показывает обратное: он считает, что соображает бы­стрее, а на самом деле этот процесс замедляется и т. п. Кроме того, надо учитывать, что действие алкоголя на мозг, а следовательно, на чувствительность и реакции, сохраняется в течение 18-20 дней. Человек считает, что он давно трезвый - а мозг его остается в угнетенном состоянии.

Это понимают многие руководители армий. Например, сотрудники Стелфордского университета, проводя эксперименты на летном имитаторе противолодочного самолета «Р-ЗС», установили, что эффект похмелья (по­сле полного исчезновения алкоголя в крови, когда контрольные приборы не показывали наркотической опасно­сти) замедляет реакцию и восприятие реальной обстановки на 30%. Неудивительно, что только у 7, 5% из 5853 погибших в 1968-1985 гг. летчиков содержание алкоголя в крови превысило допустимую норму.

Подобные исследования заставили Пентагон начать широкое наступление на потребление алкоголя среди во­еннослужащих. С июня 1985 года (т. е. через месяц после опубликования указа о борьбе с пьянством и алкого­лизмом в нашей стране) приказом министра обороны США запрещено употребление спиртных напитков воен­нослужащим в возрасте до 21 года, не допускается употребление алкоголя, в том числе пива, в казармах и на службе.

Трезвость, подчеркивают многие командиры и специалисты по идеологической и психологической обработ­ке, является главным критерием безопасности вооруженных сил США.

О положении в нашей армии писал полковник в отставке, писатель Ю. Пазенко: «Связавший всю свою жизнь со службой в Советской Армии (40 лет нахождения в рядах вооруженных сил), я прекрасно понимаю пагубность алкоголя и никотина для боеготовности. Если быть откровенным, то за годы службы практически не встречал непьющих офицеров. Разумеется, подавляющее большинство офицеров не злоупотребляет спиртным, но... лю­бое потребление этого наркотического вещества вредит службе».

То, что мы имеем в армии в наше время, создаст реальную угрозу резкого снижения боеготовности наших Вооруженных Сил и требует решительного изменения положения в этом вопросе.

Чем же объяснить такое неблагополучие в нашей армии?

Совершенно ясно, что армия, которая является детищем, плотью от плоти своего народа, не может не отра­жать в себе состояние общества. Поэтому каждый патриот, болеющий за свою страну, должен понимать, что в трезвой стране будет и трезвая армия - и наоборот.

Трезвость и высшие принципы нравственности, будучи восприняты в армии, при ежегодной демобилизации через возвращающихся в семьи воинов-трезвенников идут в народ. И не случайно в течение тысячелетия наши люди в духовном нравственном смысле были всегда впереди многих, считавшихся образованными, европейских народов.

Трезвый образ жизни, трудолюбие и высокая нравственность были характерны для нашего народа и включа­лись в значение и смысл таких терминов как «русская душа», «русская женщина», «русский характер», «русский солдат» и пр. И все эти славные традиции держались на трезвости, которая отличала русский народ.

К сожалению, с начала 60-х годов под влиянием внешних враждебных сил, а также внутренних врагов нашей Родины алкоголь стал использоваться для физического и нравственного разложения и уничтожения русского народа. За последние десятилетия потребление алкоголя возросло настолько, что это грозит не только настоя­щему, но и будущему человечества. К сожалению, в этом вопросе наша страна встала в авангарде пьющих наро­дов.

Уровень потребления алкоголя увеличивается из года в год. По данным ЦСУ темпы роста потребления спиртных изделий за последние 15 лет в три раза выше, чем за предыдущие 25 лет.

С 1940 по 1980 гг. население возросло на 35%, а производство и потребление алкоголя - на 770%, т. е. в 20 раз больше. При этом, если за первые 25 лет потребление возросло на 280%, то за последние 15 лет - на 490% (ЦСУ в цифрах за 1981 год). Соответственно этому растет и алкоголизм. С тридцатых по семидесятые годы алкого­лизм в нашей стране возрос в 20 раз, в том числе, среди юношей до 18 лет - в 28 раз (Кондратенко В. Т., Скуча-ревский А. Ф. Алкоголизм. Беларусь, 1983, с. 18). За последние годы пьянство в нашей стране приняло катаст­рофические размеры.

Алкоголь резко изменяет психику и характер человека, часто толкая его на недозволенные поступки. При по­треблении алкоголя в любом виде и в любых дозах происходит неизбежный и неотвратимый процесс разруше­ния личности, практически не контролируемый и не поддающийся воздействию, а степень этого разрушения нарастает в геометрической прогрессии к количеству и частоте потребления алкоголя. Человек, даже имеющий высокое образование, не замечает, как он становится другим: грубее, глупее, лишается инициативы.

В течение длительного времени потребление спиртных напитков было печальной привилегией мужчин. Пьющих женщин было в 10-20 раз меньше. Особым целомудрием в этом вопросе всегда отличалась русская женщина, для которой выпить глоток вина - было «стыд и грех».

В последние десятилетия женщина все активнее вовлекается в пьянство, а в некоторых странах число пьяниц среди прекрасного пола приближается к числу пьяниц-мужчин.

В нашей стране женщина держалась дольше, чем на Западе, но в последнее время под влиянием разнузданной пропаганды пьянства (как замаскированной, так и открытой), которая ведется посредством кино, телевидения и литературы, русская женщина стремительно покатилась в пьяное болото, создавая реальную угрозу будущему нашего народа.

Если потребление спиртных напитков мужчинами несет за собой неисчислимые бедствия семье, обществу и государству, то потребление вина женщинами усугубляет все тяжелые последствия - особенно своим влиянием на потомство. Нашему народу грозит великая опасность, которая проникла в самое дорогое, в самое святое - не­дра матери! Опасность эта превосходит ту, которая связана с потреблением алкоголя мужчинами, так как на­следственность со стороны матери передается чаще, причем по женской линии. В потреблении алкоголя рус­ской женщиной патологическая наследственность найдет неотвратимый путь, как к физическому, так и к нрав­ственному вырождению русского народа.

Известно, что характер народа очень устойчив. Он остается неизменным в течение столетий. Никакие невзго­ды и лишения, в том числе и татарское иго, продолжавшееся 250 лет, не изменили характер русского человека. Высокие нравственные качества передавались, что называется, с молоком матери, и благородство русского че­ловека воспитывалось прежде всего матерью, т. е. русской женщиной.

Коварство алкогольных изделий и их особая опасность заключаются в том, что оказывая разрушающее влия­ние на ум и нравственность, они быстро изменяют характер человека. При массовом потреблении алкоголя воз­никает реальная угроза глубоких изменений народа в худшую сторону.

Русская женщина проявила неустойчивость к проискам наших врагов, поддавшись на замаскированную про­паганду пьянства, которую преподносили с псевдонаучных позиций. «Сухие вина полезны», «умеренные дозы безвредны», «культурное винопитие - ключ к разрешению проблемы алкоголизма» и т. п. Эти и им подобные суждения с научной точки зрения являются глупостью, а с социальных позиций - враждебной акцией против народа. Во Франции и Италии пьют хорошие натуральные сухие вина. Однако пьянство и алкоголизм, процент больных циррозом печени и дефективных детей там выше, чем в других странах, так как душевое потребление алкоголя в этих странах - на одном из первых мест в мире.

«Умеренных доз» алкоголя, как и наркотиков, не существует. Это доказано уже почти сто лет назад. Что ка­сается «культурного винопития» - то оно выдумано специально, как ловушка для простаков. Еще 80 лет назад первый нарком здравоохранения Семашко сказал, что «культурное пьянство - это такая же глупость, как горя­чий лед», ибо вино и культура не совместимы ни в каких дозах. Позднее школой академика И. П. Павлова дока­зано, что после приема даже малых доз алкоголя в мозгу исчезает все то, что дано человеку воспитанием, т. е. культура.

Возникшее у наших женщин в последние годы пристрастие к вину особенно прискорбно потому, что женщи­не во все века принадлежала и ныне принадлежит высокая роль быть орудием нравственного развития и усо­вершенствования человеческого общества. Женщина всегда отличалась более гонкой, нравственной душой, но­сителем лучших идеалов человечества. Благодаря своим высоким душевным качествам женщина всегда явля­лась ревностным поборником трезвости. И вот такой нежной и светлой нравственной силе угрожает смертель­ная опасность.

Мне хочется обратиться к русским женщинам, к их разуму, сердцу, способному на большую любовь: от вас больше, чем от мужчин, зависит будущее русского народа! Если вы сами перестанете употреблять алкогольные изделия и направите всю свою волю, ум, энергию на то, чтобы отучить мужчин от этой пагубной привычки, вы сделаете, быть может, больше, чем ваши прадеды на Куликовом поле! Настолько большая угроза нависла над русским народом в связи с ростом пьянства мужчин и, особенно, женщин.

Женщина, являясь большой моральной силой, может и должна не только сама остаться в нравственном отно­шении на пьедестале, но и используя ум, настойчивость, любовь, оказать влияние на мужчину. Могу смело ут­верждать, что если бы наши девушки и женщины проявили больше зрелого мышления, понимания и заботы о будущем нашего народа и о будущем своей собственной семьи, они бы в огромном большинстве случаев не до­пустили потребления алкоголя мужчинами, а тех, кто уже пил, вернули бы к жизни. Мы имеем немало примеров влияния женщины как на развитие пьянства в семье, так и на полное отрезвление пьющего мужа.

Женщине, если она хочет сохранить свое счастье, защитить семью и детей, необходимо самым решительным образом встать на трезвый путь жизни и начать борьбу за отрезвление мужчин, за защиту детей от вина, от ядо­витого продукта. От потребления алкоголя мужчиной, мужем страдает в первую очередь женщина, жена, лиша­ясь той любви, нежности, которая в нормальных условиях согревает душу, украшает жизнь, делает ее счастли­вой, помогает преодолевать все трудности, легче переносить жизненные невзгоды. Как только в жизнь человека включается вино (в любых дозах!), так вся жизнь отравляется этим ядом, и о любви и счастье нечего и думать!

Алкоголь не только отнимает ум, притупляет нравственность, уничтожает стыд и правдивость -он снижает и даже полностью лишает мужчин, нередко в самом цветущем возрасте - их потенциальных возможностей, что вызывает у женщин целый ряд серьезных заболеваний. Как часто женщины, больные из-за такого неудачного брака, с горечью говорят: «О какой любви или хотя бы уважении к мужу можно говорить, если каждую неделю, а то и ежедневно, видишь эту бессмысленную физиономию, слышишь всякую чушь, которую он несет с умным видом заплетающимся языком».

Чувство брезгливости и неприязни к выпившему мужу у женщины было всегда. В наше время женщина не­измеримо выросла и высоко поднялась в интеллектуальном отношении. Каждая женщина имеет среднее, а то и высшее образование. До замужества она привыкла находиться в обществе веселых, жизнерадостных, трезвых друзей и подруг. Она много читала, бывала в кино и в театрах. Девушкой она мечтала, что со своим другом -мужем - будет всегда вместе, гордясь им - умным, трезвым, благородным... А вышла замуж, прошло короткое время - и ей не только не хочется никуда ходить с этим человеком, у которого все мысли только о выпивке. Ей стыдно признать, что этот человек, который то и дело под хмельком, то блаженно улыбается, а то хамит - что это ее муж!

Борьбу за трезвую, счастливую жизнь женщина должна начать с себя. Восстановить славную традицию рус­ской женщины: ни при каких обстоятельствах не принимать ни глотка вина! Тогда она имеет моральное право бороться за трезвость в семье, тогда она является примером для мужа и детей. Любые отклонения от этого пра­вила - употреблять «мало», «умеренно» - все равно пьянство, и хорошим примером такая женщина служить не может.

Для борьбы за трезвость надо знать правду об алкоголе, ибо распространение спиртных напитков, насажде­ние пьянства в народе всегда основывалось на лжи, которую распространяли те, кто наживался на продаже вина, хотел споить наш народ.

Первая правда: алкоголь во всех его видах (водка, коньяк, вино, пиво и т. д.) - это наркотик, а по действию -протоплазматический яд, разрушающий все органы и ткани человека. Не верьте тем, кто говорит, что алкоголь -это пищевой продукт. Всемирная организация здравоохранения, в которую мы входим, на Всемирной ассамблее в 1975 г. вынесла специальное решение, чтобы ни у кого не было никаких сомнении: «Считать алкоголь нарко­тиком, подрывающим здоровье». Поэтому мы вправе просить Правительство нашей страны распространить на алкоголь закон, защищающий нас от наркотиков. Наркотические свойства алкоголя заключаются в том, что по­сле нескольких приемов возникает потребность в нем, повторное желание выпить. Это так называемая алко­гольная зависимость. Она сказывается в том, что человек без вина не мыслит ни праздника, ни веселья; а в даль­нейшем при усугублении этой зависимости, он не мыслит без вина и самую жизнь.

По мере привыкания к вину человеку становится недостаточно прежних доз, ему требуется все больше и больше. Это вторая особенность алкоголя как наркотика.

Вторая ложь, которая поддерживает пьянство - это уверения, что без алкоголя нет веселья, нет расслабления, нет отдыха. На самом деле при приеме алкоголя нет и не может быть никакого веселья, ибо это есть так назы­ваемое «веселье под наркозом», которое ничего общего не имеет с истинным весельем и не приносит человеку ни отдыха, ни счастья - а только головную боль и нежелание трудиться.

Основная же правда заключается в том, что алкоголь как наркотик вреден во всех видах и в любой дозе, ибо он действует как морфий или марихуана, то есть создает иллюзию добра и счастья, принося при этом непопра­вимый вред, как и любой другой яд.

В своей статье «Далеко упали яблоки», напечатанной в газете «Известия», я писал, что уровень потребления алкоголя существенно зависит от женщины. Я убежден, что если женщина всерьез включится в борьбу за трез­вость, она может сделать очень многое. В связи с этой публикацией я получил много писем от женщин. Приведу выдержки из одного из них.

Нина Николаевна из Цимлянска пишет: «Академик Углов Ф. Г., дорогой наш человек! Очень трудно нам, ма­лограмотным женщинам, понять Вас. Прочитав Вашу статью в газете «Известия» от 04.07.84 г., я пришла в за­труднение. Разбирали и у себя на работе с женщинами, и с соседями по дому. Понять не могли. Вы пишете, что женщины должны быть активнее в борьбе с пьянством... Очень часто можно встретить на страницах журналов и газет обвинения женщин в пьянстве мужчин. Как больно читать такие строки. У женщин самое большое жела­ние в жизни, по моему мнению, -чтобы муж или сын не был пьющим. Нас обвиняют в том, что недостаточно боремся, но ведь мер борьбы у нас нет никаких.

У меня второй брак. Десять лет жили мы, не зарегистрировавшись, душа в душу. Вступили в брак, получили квартиру и уже шесть лет живем в кромешном аду. Муж начал пить, потом стал пить запоем. Выходные дни трезвые. Как пошел на работу - возвращается не выпивши, обратите внимание, а в невменяемом состоянии. Ва­лится с ног, спит до 9-10 часов вечера, потом начинается скандал. Несет всякую чушь, обзывает, угрожает, шан­тажирует. С нервными заболеваниями лежала в больнице. Обращалась в милицию, в местный комитет. В милиции предупредили, в месткоме напились вместе с ним, посмеялись - и все. Принудили пойти в ЗАГС подать за­явление. Теперь, говорит, решил: меня убьет, потом себя; боюсь в квартире с ним находиться даже днем. В моем положении с пьющим мужем не страшна уже и война! Все равно я не могу жить нормально... Не хочется жить -не только работать. Дети уже выросли, уже стыдно и от детей, и от соседей - а что поделаешь, кому свое горе поведаешь? Некому!

Посмотрите, сколько молодежи начинает пить, и родители не в силах ничего сделать! Пьют, в основном, на работе. Неужели нельзя ничего придумать?!» В таком роде написано это искреннее, правдивое письмо - крик наболевшей души.

Таких писем очень много, как много и больных женщин на приемах. Одна из таких женщин рассказала, как из-за пьяного мужа она потеряла сына-подростка, которого пьяный отец выгнал из дома на жгучий мороз, а же­ну запер и не пустил к сыну. Мальчик простудился, получил гнойное воспаление среднего уха. Абсцесс про­рвался в мозг, и мальчик погиб.

- А что, - поинтересовался я, - он всегда так пил и дебоширил?

- Нет, - отвечает, - он до свадьбы и какое-то время после свадьбы пил очень мало и слушался меня. Бывало, скажу «довольно» - он и рюмки не возьмет. Любил меня очень. Мне бы понастойчивей и требовательней быть -он бы и совсем пить бросил. А я все шла ему навстречу, все уступала да все прощала. Однажды, еще до рожде­ния ребенка, пришел совсем пьяный. Мне бы уйти от него да предупредить его строго, что если повторится, то жить вместе не будем. А я ему, ни слова не говоря, сапоги снимала да за пьяным ухаживала. Он куражится, а я его уговариваю. Вот он и обнаглел. Убедился, что со мною можно не считаться и за женщину меня не призна­вать. Вот и получила, что заслужила...

На консультативном приеме женщина, которая несколько лет назад перенесла тяжелое простудное заболева­ние, а затем ревматизм, обратилась к нам с тяжелым пороком сердца. Мы попросили рассказать подробнее, как она заболела. Она долго молчала, а затем со слезами рассказала, что пьяный муж выгнал ее на улицу, на мороз. Она стеснялась идти к соседям, долго стучала в дверь своей квартиры. Муж, закрывшись, уснул и проспал до утра. Ей ночью все же пришлось идти к подруге, но до этого она сильно продрогла и тяжело заболела.

- Скажите, - расспрашивал я больную, - ваш муж с самого начала, то есть с первых дней совместной жизни так много пил и грубо с вами обращался?

- Что вы, - воскликнула женщина. - Он до свадьбы почти совсем не пил, а меня так любил - души во мне не чаял. И слушался во всем...

- Вот, вы слышите, - обратился я к своим помощникам, - это уже не первая история, которую нам рассказы­вают. Помните ту женщину, у которой сын умер от прорыва абсцесса в мозг? У нее приблизительно такая же ситуация. Вначале муж почти не пьет, бережно относится к жене, а потом начинает пить и безобразничать. Дан­ная история не менее поучительна. Здесь допущена ошибка обеими сторонами.

Он виноват в том, что не захотел беречь свое счастье -любовь жены, ее заботу и даже некоторую слабость он оценил эгоистично. Он, видите ли, такой хороший, жена его очень любит, все для него сделает, и в каком бы виде он ни пришел, она примет его с любовью и ни в чем не упрекнет. Напился. Действительно, она его даже не упрекнула. С пьяного грязные сапоги сняла, ухаживала и думала, что своей любовью и тактом заставит его от­носиться к себе по-другому. Он же понял это по своему.

Ему, значит, все можно. Жена у него под каблуком. Он может пить и гулять, сколько хочет. "Так он и пока­тился... Сгубил свою жизнь и разрушил счастье близких людей.

Однако большую ошибку совершила и женщина.

Надо знать, что мужчина - будь то жених, муж или друг - не позволит себе выпить ни капли, если он знает, что его встретит женщина, которую он любит и уважает. И если он напился значит, либо у него нет любви и уважения, либо это безвольный человек, тряпка, от которого надо бежать подальше, пока не поздно.

Если муж позволит себе выпить, жена обязана его строго предупредить, что при повторении подобного она уйдет - и это не должно быть пустой угрозой. Если он напьется еще раз - ей действительно следует сразу же уй­ти от такого мужа. Все равно жизни у них не будет, сколько бы он ее ни уверял и как бы она себя ни тешила на­деждой, что он исправится. С каждым месяцем, с каждым годом положение такой жены будет все хуже. Впере­ди не только несчастная жизнь и развал семьи, но и болезни, несчастные случаи и преступления.

В обоих описанных случаях после первого случая пьянки мужа жена должна была серьезно предупредить его о том, что она не станет жить с пьяницей, и в течение длительного времени показывать, что она всерьез считает, что ей нельзя жить с таким мужем. Далеко не каждый мужчина в подобной ситуации повторит свой поступок, особенно если он действительно любит свою жену. А попустительство только подливает масла в огонь. Обе женщины правильно оценивают свое поведение - считают, что получили то, что заслужили своей слабостью и глупостью.

Любой пьяница - это обуза и позор для семьи, даже если он в нетрезвом виде ведет себя «нормально», то есть не буянит и не скандалит. Но этот осоловевший вид, этот бред, который он бормочет добродушно или зло, - соз­дают в семье гнетущую обстановку, в которой не только о семейном счастье, о нормальной жизни не приходит­ся думать.

По существу, эти женщины сами ответили на вопрос, почему их мужья пьют и с женами не считаются. Да по­тому что жены сами потакали им, всячески ублажали. Если женщина сама себя не уважает и с пьяного мужа са­поги снимает почему же такую женщину и не побить, и на мороз не выгнать. Значит, нет у нее гордости, нечего мужчине уважать в ней.

Мужья стали пьяницами потому, что жены давали им поблажку, а борьбу с пьянством начали не после первой рюмки, а тогда, когда мужа надо везти в милицию или сдавать в психиатрическую лечебницу. А в это время бо­роться с пьянством уже слишком поздно!

Женщина должна начать борьбу за трезвость еще до свадьбы. Если юноша позволяет себе выпить в присутст­вии любимой девушки, невесты, то здесь угроза пьянства очень большая. И если девушка хочет иметь здоровую, трезвую, счастливую семью, то она должна быть бескомпромиссной. Выходить замуж за пьющего юношу - это значит, обеспечить себе и своим будущим детям несчастную, пьяную жизнь.

Любимая женщина может сделать очень многое -но, во-первых, пока она еще любима, а во-вторых, пока не начал действовать наркотик. Когда человек находится в полной алкогольной зависимости, всякая борьба чрез­вычайно трудна и требует очень много сил, настойчивости и риска. Но даже и в тех случаях, когда мужчина опустился до предела, любимая женщина может вернуть его к жизни, проявив настойчивость и несгибаемую волю.

У генерального директора крупного рудника в Сибири рос единственный сын Вася. Отец, занятый ответст­венной работой, уделял сыну мало внимания. Мальчик не знал запретов; что бы он ни натворил - его за всю жизнь никто пальцем не тронул. Семья была гостеприимная, хлебосольная, достаток хороший. Гости в доме не переводились, все застолья сопровождались обильными возлияниями. Вася рано попробовал вино. Никто его за это не осудил, никто ребенку ничего не объяснил. Мальчик незаметно для всех и, конечно, для себя попал в за­висимость от алкоголя. Совсем молодым он пристрастился к спиртному. Будучи студентом геологического ин­ститута, часто просил у родителей деньги и все их пропивал в ресторанах.

Выраженные способности, которыми он был одарен от природы, помогли ему неплохо закончить институт. Он пошел в геологическую партию, через некоторое время стал ее руководителем. Сибиряк, знающий и любя­щий тайгу, он, будучи руководителем изыскательской группы, приносил Родине немало пользы.

Он женился, у него родилась дочь. Налаживалась счастливая семейная жизнь.

Его авторитет как специалиста-геолога возрастал. Но, к сожалению, еще быстрее возрастала тяга к алкоголю. Возникшая еще в юности алкогольная зависимость парализовала его способности. Несмотря на его заслуги и авторитет отца, его за пьянство сняли с должности руководителя и сделали рядовым геологической партии. Он стал пить еще больше. Его уволили. Он нанимался на различные работы: грузчика, дворника, санитара, - но ни­где не мог удержаться из-за своего пьянства. Жена ушла и подала на развод. Он переехал жить к родителям. Ка­ждый день приходил домой пьяным. Отец и мать часто ходили в синяках - они, пальцем не тронувшие его за всю жизнь... Так продолжалось изо дня в день.

Однажды, возвращаясь домой с очередной пирушки, он вступился за девушку Таню, к которой привязались хулиганы. Он пошел ее провожать. Разговорились. Он попросил, чтобы она назначила ему свидание. Она согла­силась встретиться с ним, но при условии: он должен быть абсолютно трезвым. Он сдержал свое слово и пре­кратил пить. Они встречались все чаще. Таня была с ним очень нежна, внимательная и заботлива, но в вопросах выпивки оставалась беспощадной. Она предупредила, что если увидит его хотя бы чуть-чуть выпившим - боль­ше встречаться с ним не будет. Он знал, что она исполнит свое слово.

Он выдержал порядочный испытательным срок. Они поженились. Жена оставалась по-прежнему нежной и заботливой и по-прежнему непримиримой к выпивке...

Вася мучился страшно. Были моменты, когда, по его словам, все у него внутри горело и ему казалось, что он жизнью готов заплатить за возможность выпить. Он ночью вскакивал с постели, лихорадочно одевался и бежал к ресторану. Но по пути его охватывал страх потерять Таню - и он, обежав несколько раз вокруг ресторана, но так и не зайдя внутрь, возвращался домой, где ждала его нежная любящая жена, вся сжавшаяся от страха, что он не выдержит, что она будет обязана сдержать свое слово и уйти от него...

Он возвращался домой счастливый своей победой над пагубной страстью - победой, которая помогла ему сберечь свое счастье.

Кто самый сильный из людей? - Тот, кто сильней своих страстей, - говорит народная мудрость.

Постепенно приступы непреодолимого желания выпить у Василия становились реже и, наконец, совсем пре­кратились. Он смог вернуться на прежнюю работу. У них создалась прекрасная семья, сейчас уже двое детей. На работе у него - почет и уважение, в семье - мир и счастье. Он бывает во многих компаниях, от души веселится, балагурит, но к спиртному не притрагивается.

Подруги нередко спрашивают:

- Как тебе, Таня, удалось это?

- Да, нелегко все это было, - задумчиво говорит Таня. - Часто казалось, что я не выдержу, сдамся. Но я твердо решила, что буду иметь настоящее счастье или мне не надо никакого.

Их счастье было омрачено ранней смертью родителей Васи, которые умерли друг за другом в течение не­скольких месяцев. Страдания, которые долгие годы причинял им сын, подорвали силы, истощили сердца. И хотя в последние годы покой вернулся - силы уже не возвратились. Вася, только теперь осознав глубину родитель­ской любви и печали и свою вину перед ними, глубоко переживал их смерть, понимая, что своим пьянством он сократил жизнь самых дорогих ему людей...

Употребление алкоголя грозит не только живущим, оно угрожает потомству, будущим детям еще до их рождения, разрушая семью и принося неисчислимые бедствия обществу. По многочисленным данным, от 60 до 80% разводов совершается из-за пьянства одного или обоих супругов. А это означает, что миллионы детей становят­ся полу-сиротами, а то и круглыми сиротами, несмотря на то, что оба родителя остаются одинокими и бездет­ными, что само по себе наносит огромный ущерб обществу. Дети, оставшиеся без родителей, легко становятся на путь нарушения закона, рано начинают пить и нередко пополняют армию преступников и алкоголиков.

Для любой матери нет большего счастья, чем видеть своего сына или дочь непьющими. Но об этом надо на­чинать заботиться еще до рождения ребенка. Родители должны сделать все, чтобы их дети никогда не узнали вкуса спиртного. Надо решительно изживать навязанные нам в последние десятилетия традиции встречать гос­тей обязательно выпивкой. Лучше восстановить старинный русский обычай хлебом-солью и чашкой чая встре­чать дорогих гостей. Чтобы предохранить детей от употребления спиртных напитков, родители, в первую оче­редь, матери сами должны полностью отказаться от спиртного. Очень важно, чтобы дети не видели, как выпи­вают взрослые. Застолья с красивыми речами и вином сильно действуют на детское воображение. Видя, что ро­дители пьют вино, дети при первой же возможности постараются последовать их примеру.

Люди добровольно создают и употребляют ядовитые вещества, которые сокращают их жизнь, отнимают здо­ровье, лишают разума, угрожают самому существованию

будущих поколении. Разве это не абсурд? Не пора ли нам немедленно прекратить эту дикость - производство и потребление продукта, который только в последние годы унес больше человеческих жизней, чем вея Великая Отечественная война? Согласно данным ВОЗ, каждый третий на земле погибает от причин, связанных с потреб­лением алкоголя, каждый пятый - от причин, связанных с курением. Значит, от этих причин в нашей стране мы теряем почти полтора миллиона человек в год, что в 20 раз превышает количество жертв атомного взрыва в Хи­росиме. За последние 30 лет мы таким образом потеряли около 40 миллионов человек. Если еще принять во внимание 20 миллионов алкоголиков, которые справедливо считаются живыми трупами, да как минимум столь­ко же пьяниц, что ложатся бременем на плечи государства и семьи, то мы увидим, что наши потери от водки и табака куда больше всех военных потерь.

Вопрос «пить или не пить?» разными людьми решается по-разному. Расул Гамзатов, например, писал: «Пить можно всем -Знать надо только, Когда и с кем, За что и сколько». Как врач, я могу сказать, что пить можно тем, кто хочет сократить свою жизнь на 10-15 лет, кто хочет добиться ранней деградации своих умственных способ­ностей, кто хочет болеть тяжелыми заболеваниями - такими, как цирроз печени и рак желудка. Если же человек хочет сохранить свое здоровье, развивать, а не губить своп способности и сделать что-то полезное для своей страны, если он хочет приумножить богатство Родины, видеть жизнь ясными и светлыми глазами - он не должен пить никаких алкогольных напитков нигде, ни с кем, никогда и нисколько.

Вопрос «пить или не пить» должен решаться однозначно - не пить! Надо прекратить безумие современного человека, который, отравляя свой мозг алкоголем, бешеным темпом несется к могиле, увлекая за собой и здоро­вую часть общества.

Абсолютная трезвость - единственно возможное и необходимое решение, достойное нашей эпохи. Особенно это касается девушек и женщин.

Каждая женщина имеет право стать матерью ребенка - и не одного. Это ее святой долг перед природой и Ро­диной. Но это право должно принадлежать только абсолютно трезвой женщине, поскольку давно уже доказано, что даже разовый прием алкоголя может привести к рождению неполноценного ребенка. Чтобы не допустить такой трагедии, мужчина и, особенно, женщина должны соблюдать абсолютную трезвость во весь чадородный период своей жизни, как это было, утверждено законом в Древней Греции. Уже в то время люди понимали то, чего не осознают многие наши современники.

Здесь же необходимо сказать и о том преступлении, которое все шире практикуется у нас: открыто и нагло идет борьба с деторождением. У нас и без того умирает больше людей, чем рождается. Однако те, кто проводит в жизнь преступные цели уничтожения русского народа, усиленно пропагандируют и рекомендуют аборты.

Считается установленным, что у плода с появлением сердцебиения, то есть в первые 2-3 недели жизни, появ­ляется и душа. Душа Человека. Великое творение Бога. И аборт есть не что иное, как душегубство, уничтожение человека, еще не родившегося. Поэтому аборт и пропаганда аборта есть безбожное и преступное деяние.

У нас ежегодно производится пять миллионов абортов - значительно больше, чем родов. Население катаст­рофически уменьшается - и при этом находятся люди, которые пропагандируют аборты потому, якобы, что Зем­ля перенаселена людьми. В тех странах, где земля переполнена, возможно и нужно принимать какие-то меры для сокращения рождаемости. Но и там аборт остается преступлением, против которого восстает совесть и вера человека. Конечно, свое слово должна сказать Церковь.

В нашей стране нет перенаселения, более того - ощущается нехватка людей. Поэтому все разумные люди должны вести настойчивую пропаганду повышения деторождаемости, требуя от правительства самых реши­тельных мер по защите матери и ребенка, создавая самые благоприятные условия для возрождения больших семей, которыми веками славилась Россия.