Книгу воспоминаний Павел Михайлович начинает с дореволюционного времени, с времен предшествовавших Первой Мировой.
Хорошо помнятся пастушьи обеды, когда мы садились у родника, вынимали из своих сумочек хлеб, лук, а кое-кто и шкварку, раскладывали все перед собой и жадно ели, запивая чистой, холодной ключевой водой.("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Ау, г-н Аверченко, где же фунт ветчины? Где коробочка шпрот? Где булка французского? А нет ничего этого, мало того Хадыка все это увидел намного позже, видимо такие деликатесы продавали исключительно рабочим, да по фамилии Грымзин. Но идем дальше, посмотрим на "райскую" жизнь крестьян, при надеже-императоре.
Хаты в деревне были в основном старые и маленькие, по одной комнате с двумя-тремя окнами. Окна тоже очень маленькие. Крыши хат и сараев соломенные. Помню, много было хат с топкой по-черному, или, как их называли, курных. В нашей хате стояла огромная русская печь, занимавшая треть площади. На печи, как правило, осенью, зимой и весной ночью спало по нескольку человек. Здесь же постоянно лежала сосновая лучина, служившая для освещения. Она горела в подставке, называвшейся светляком. Керосиновые лампы были тогда в диковинку, на них смотрели как на чудо. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Какие прекрасные жилищные условия, не то, что коммуналки да хрущобы в Совдепии, не так ли?
А освещение какое? Куда там до электрического которым Совдепия мучала крестьян, не так ли?
В переднем углу на стенах размещались иконы. За ними хранились квитанции об уплате податей и весь домашний архив. Обстановка была так же стара, как и сама хата. О долговечности мебели можно было судить по столу. В те времена соль продавалась только комковая, не молотая. Ее растирали на столе специально подобранным круглым камнем. Растирали на одном и том же месте, отчего на столе постепенно образовывалось углубление, а потом и круглая дыра. После этого работу переносили в другое место стола. В очень старых хатах было по нескольку отверстий в столах. Пол был земляной. Зимой под печку помещали кур. Свиней зимой кормили тоже в хате. После отела коровы теленка одну-две недели держали также в хате. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Как вам такое солеобеспечение? А как вам дырки в столе, от солемолки? Как вам общежитие животных и людей? Куры, свиньи, телята и земляной пол, для полного кайфа, и как вам? Но идем дальше, книга, как говорил дед Щукарь в "Поднятой целине" - дюже завлекательная.
Например такая вещь как детские сады, роддомы участковый терапевт, участковая акушерка и т.д., этим в Совдепии никого не удивишь, а как было с этим в благословенной РКМП( "России Которую Мы Потеряли")?
Родился я в 1898 году. По рассказам родственников, мое рождение было тяжелым. Я был очень слабым ребенком. Через четыре-пять месяцев заболел корью. В хате очень холодно, и мать для меня создавала особые условия. Еду для семьи она готовила у соседей, а свою печь протапливала специально для меня. Когда жар остывал, мать ложила меня в небольшое деревянное корыто, в котором стирали белье, и засовывала в печь. Кормила и пеленала только перед печью. И получается, что первым моим жилищем была печь. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Вот оно как было, вы бы господа либералы, монархисты и прочие любители РКМП попробовали спать в деревянном корыте, да в печи.
А теперь о советских магазинах, магазинах СельПо, РайПо, ГорПо и других По, вам в СССР (или сейчас) приходилось рассчитываться в магазине (супермаркете, рынке и т.д.) яйцами или сеном? А вот Хадыке и его родственникам приходилось:
Держала лавку старая еврейка Хава. Семья у нее была большая. Она тайно продавала и водку. В лавке за товары рассчитывались не только деньгами. Брали яйца, кур, зерно, сено и даже солому. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Как правило, в лавку за мылом, солью, спичками мать ходила сама. Рассчитывалась яйцами, курами или льном. Изредка покупала в молочный кувшин селедочного рассола, который назывался "лек". Лек ели с хлебом или картошкой вместо сметаны или молока. Он считался особым деликатесом. В летнее время лек брали даже на полевые работы. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Не хамон, не икра (не важно черная, красная, или заморская - баклажановая), не коробка шпрот, не полфунта ветчины, и даже не селедка, а рассол из под той самой селедки. Запомните господа и товарищи селедочный рассол считался особым деликатесом, не руанская утка, не страсбургский паштет, не баварские колбаски, и даже не ветчина или шпроты, а рассол из под селедки. Вы когда-нибудь его ели? Ну, или слышали, что это едят, причем как деликатес? Вот ведь благословенная жизнь у крестьян в РИ была, ага? За что крестьянам было любить царей и династию?
А теперь перейдем к системе народного образования в РИ:
Школа в деревне была открыта 4 ноября 1864 года. Для обучения детей к ней приписали одиннадцать деревень./.../ Ворониловичская церковноприходская школа была трехклассная. Но классов для занятий было только два. Здание школы очень малое. Занятия вел один учитель, Николай Васильевич Симонов. Иногда ему помогала дочь, которая окончила эту же школу. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Впечатляет? На одиннадцать деревень один учитель и два класса (две классные комнаты), а теперь сравните с тем, как это было в Совдепии, мне как-то не очень хочется из Совдепии в РИ.
Церковь являлась крупным собственником земельных и лесных угодий. С отменой крепостного права в деревне появились "полные хозяева", имевшие полный надел (12 десятин) земли, "половичники", "третьяки", "четвертаки", "шестухи", "восьмухи". Началось расслоение крестьян на зажиточных и бедноту. Главным сельскохозяйственным инвентарем всех сословий крестьян были соха, деревянная борона, лопата и коса. .("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Кстати, мы все уже подзабыли, что за мера площади эта десятина, и сколько земли составит восьмуха десятины? Итак, обратимся к универсальному (но часто необъективному) ресурсу, к википедии, и забьём в google это самое слово "десятина".
Десятина -- старая русская единица земельной площади.
Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе "казённая", равная 2 400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы. (Википедия, статья "Десятина (мера площади)")
То есть одна десятина, это 1,09 га, да черт с ним, округлим и получим 1,1 га земли, а если у семьи восьмуха? Тогда делим 1,1 га земли на восемь, и получим искомое, а именно 0,1375 га, ну или 13, 75 соток, вы пробовали прокормить семью с 13 соток, а еще налоги платить? Кстати. Как же не пнуть по пути "Википедию", ибо она лжёт иногда, как на голубом глазу, смотрите, что там написано:
К 1900 году средняя величина земельного надела на душу мужского населения по всем губерниям Европейской части России равнялась 2,6 десятинам
На душу мужского населения, земли оказывается в РИ. Полагалось 2,6 десятин или 2,86 га, ну или 286 соток, как-то не стыкуется 13,75 соток (на всю семью) и 286 на одного мужчину, даже черт с ним, не восьмушник, а целый десятиновладелец, владеет 1,1 гектаром, а никак не 2,6. Любой порывшийся в "Википедии" конечно резонно спросит, имели 2,86 га на одного мужчину, чего они против царя-то поперли, суки? Видимо википедий крестьяне не читали...
Но вернемся к воспоминаниям Павла Михайловича:
Кстати, с причитанием и с крокодиловыми слезами, господа либералы и иже с ними, говорят о мученической гибели духовенства во времена Ленина-Сталина, про гибель духовенства, речь будет впереди, но за что крестьяне не любили своего батюшку, Хадыка пишет:
Тогда священник заставил Павла читать церковные каноны по-славянски. Павел читал плохо, произносил многие слова неправильно, частью умышленно искажал. В классе смеялись. Священник злился. В нашем приходе он был новым человеком. Вел себя высокомерно, был нелюдим, зол, носил черные длинные волосы. Звали его -- отец Иван Заустинский. Хотя он и мало был в нашей деревне, но уже успел проявить себя с худшей стороны. Из револьвера ранил в своем огороде лошадь одного крестьянина, избил женщину. В общем, стал притеснять население. Все его боялись.("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Избил женщину, ранил лошадь из револьвера, а как же всепрощение? И что за поп (мулла, раввин) с револьвером, а?
В классе за неправильные ответы по закону божьему у отца Заустинского были два особо болезненных вида наказания. Первый -- за волосы или ухо резкий рывок вверх. Второй -- стоять на коленях на планке, скрепляющей ножки стола.("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Какие изыски педагогики, возрастной психологии и так сказать всепрощения...
Такая вот РИ была для крестьян, а либералы да Говорухины всех мастей, говорят что народ при царе как сыр в масле катался.
...
В базарные дни мать часто уходила в Ружаны, а если ехала на повозке, обязательно брала и меня. Она сидела позади меня и всю дорогу держала в руках в белом головном платке 15--20 куриных яиц, собранных за неделю. Это был ее главный товар. Продав их, ходила по лавкам (магазинам), делала свои обязательные, ставшие традиционными, покупки. Брала один-два фунта соли, кусок хозяйственного мыла, бутылку керосину, коробку спичек. А если позволяли средства, покупала один-два фунта селедки и фунт-полтора баранков, чему я был очень рад. Изредка покупала фунт-два мясных обрезков. Это кости, жилы, кровяные куски шеи и другие отходы. На большее у нас денег не хватало. Но и этому мы, дети, радовались. Ведь мясного у нас ничего не было. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Не хамон, не голландский сыр, не польские яблоки, не грузинское вино, а мясные обрезки, привет Аверченкам всех мастей и наций!
...
Началась мобилизация. В домах стоял плач, крик. Провожали людей на войну. Брали подводы для доставки к железной дороге призванных в армию. Объявили обязательную сдачу сухарей, хлеба. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Смотрите, как интересно, продразверстку-то оказывается, ввели не большевики, а вполне себе надежа-государь...
И еще интересные сведения о реалиях Российской Империи:
...
Уже объявили жителям и нашей деревни готовиться к отъезду куда-то в тыл, подальше от фронта. Но крестьяне не спешили, убирали хлеба, косили сено, полагая, что наши разобьют немцев и все останутся на месте. В конце августа -- начале сентября в деревню прибыл специальный отряд казаков. Сначала они установили трехдневный срок подготовки, затем в принудительном порядке заставили всех жителей выехать из деревни. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Впечатляет, не правда ли? Хотя беженцы были и в ВОВ, но, разве НКВД бегал по деревням, и пинками загонял жителей в вагоны, на Восток, мол суки? Нет, и в ПМВ Николашка влез сам, проливов ему не хватало, а в ВМВ разве Сталин полез? Нет, Гитлеру захотелось видимо тоже проливов, и он попер на СССР 22 июня. Помните, про "высылку кулаков" и людей умиравших в вагонах-теплушках? Оказывается, такое же было и на десяток полтора лет раньше, причем в той самой Российской империи, с "свободными" людьми.
Эшелон двигался очень медленно. По нескольку дней он стоял на каких-то станциях. Народ голодал. Продукты были очень дорогие. Деньги, что выручили от продажи коров, мы давно израсходовали. В вагонах было тесно, грязно. Сначала в нашем вагоне было холодно, но парни где-то на станции стащили железную печку, установили ее, и у нас стало тепло. В вагонах было много больных, часто снимали мертвых. Были случаи, когда мертвых выносили за станцию в поле и там оставляли, не похоронив, или клали в пустые вагоны проходящего поезда. Хоронить было некому и нечем. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Причем, если кулаки, были врагами, то уж тут-то в вагонах гибли вполне себе лояльные граждане.
Ну и кто лучше, "изверг" Сталин или "душенька" Николя?
...
Наконец прибыли в заманчивый Оренбург. Но в многообещающем городе нас встретила неприятность. Нам, как самовольно переехавшим, отказали в праве жить в беженских бараках. Мы оказались на улице. Обратились в "Пленбеж". Там объяснили, что переезд беженцев запрещен. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Похоже, на то, что нам описывают господа либералы (и их попутчики в антисоветчине), но это не СССР, а РИ. И правит тогда не "крЯвавый" Сталин, а вполне себе надежа-государь, Николай II Романов. И еще немного прелестей царского времени:
В Оренбургской губернии значительная часть казачества жила зажиточно и потому была на стороне контрреволюции. Все лучшие земли находились в руках богатых, обрабатывались наемной силой. Взрослые батраки выращивали хлеба, дети их пасли скот и смотрели птицу хозяев. "В среднем на каждый казачий двор приходилось в Оренбургском уезде 56,8 десятины удобной земли. Из всей надельной земли 71,8 % принадлежало казачеству. По данным переписи 1897 года, в губернии 15 395 хозяйств имели от 2 до 10 батраков, но зато 22,9 % крестьянских дворов в 1913 году были безлошадными" ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Существует несколько подходов к потерям России в той войне, и согласно подходу, меняются цифры.
Данные о потерях российской армии во время Первой мировой до сих пор неизвестны. Оценочное число погибших в ней - 2-2,3 млн. человек, пленных - 4 млн. Война сделала инвалидами 600 тысяч человек. Относительное число пленных солдат и сдавшихся в плен царских генералов было выше, чем в Великую Отечественную, что хорошо показывает отсутствие духа у войск
/.../
Об общем настрое в российской армии говорит только один факт: царских генералов в плен тогда сдалось 73 человека. Даже позорное начало Великой Отечественной в 19141-42 годах не дало такое количество пленных советских генерала. Для сравнения: в российский плен попало только два немецких генерала, один из которых в плену покончил самоубийством.
/.../
Убито в боях и умерло от ран в годы ПМВ 35 российских генералов - в два с лишним раза меньше сдавшихся в плен! Если генералы предпочитают сдаться в плен, а не биться до конца, то и от войск трудно ожидать особой стойкости в бою.
/.../
Когда в июле 1917 года французский представитель в Ставке генерал Жанен запросил сведений о потерях, понесённых Россией, то Ставка была застигнута врасплох.
После трёхмесячных суетливых поисков Ставка представила французам первые попавшиеся цифры. Убитыми значилось всего 700 тысяч человек, пленными зато - 2,9 млн. Давая эти объяснения без всяких оговорок либо пояснений, наши военные бюрократы не потрудились сообразить, что подсчет убитых проведён сколько-нибудь удовлетворительно лишь по войскам Северного фронта. Ставка совершенно не отдавала себе отчёта в том, что подобного рода "сведения" только бесчестят русскую армию в глазах иностранцев.
По данным Военного ведомства, представленным незадолго до Февральской революции в Совет министров, наши "окончательные потери" - убитыми, умершими от ран и болезней, инвалидами, пропавшими без вести и взятыми в плен -- определялись с начала войны по декабрь 1916 года в 5,5 млн. человек
/.../
Ещё один важный момент. Число находившихся в плену в Первую мировую российских солдат - 4,1 млн. - в относительном исчислении гораздо больше, чем сдалось в плен советских солдат во Вторую Мировую. В ПМВ было мобилизовано 14,5 млн. человек, т.е. пленные составляли 28,2% армии. В ВМВ было мобилизовано 34 млн. человек, в плену оказались 5,6 млн. человек, или 16,2% армии. И это ещё с учётом того, что ВМВ для СССР продолжалась почти на полгода больше, чем для РИ Первая мировая. (
http://scisne.net/a-890)
http://samlib.ru/f/fernando_c_g/rkmp.shtml
В 1925--1926 годах в стране, в том числе и у нас в Минске, особенно в ученом мире, практиковались диспуты на разные темы. На один из таких диспутов попал и я. Темой было: "Родился ли, жил ли, умер ли и вознесся ли на небо Иисус Христос?" Диспут состоялся в здании еврейского театра по улице Володарского, ныне русский театр имени А. М. Горького. Главным докладчиком был епископ Веденский. Оппонентами -- профессора Белорусского и Харьковского университетов, член ЦК КП(б)Б Щукевич-Третьяков, а главным оппонентом -- бывший профессор богословия Никольский. Довольно вместительный зал и второй ярус -- балкон театра -- были переполнены. Диспут платный, и входные билеты продавались и перепродавались нарасхват. Первый и второй ряды заполняли священники, раввины и другие церковные служители. Как и следовало ожидать, аудитория разделилась на сторонников Веденского и сторонников оппонентов. Веденского поддерживали первые ряды. Уже первый выход его на трибуну в этих рядах вызвал аплодисменты. Веденский был одет в суконную тогу повседневной носки, с массивным крестом на груди и палицей на золотых цепях. Среднего роста, с черными подстриженными "под польку" волосами, маленькой клинообразной бородкой, с узкими прорезями глаз, Веденский был похож на восточного человека. Красивая русская речь, простота изложения своих мыслей, умение аргументировать их, находчивость в споре внушили аудитории вначале некоторое уважение к докладчику, как к ученому. Он подробно рассказал о жизни Христа со дня рождения и до смерти. Доклад длился около двух часов и был насыщен цитатами из литературы тысячелетней давности, а также более современной. Далеко не во всем разобрался я, но очень многое понял. Меня удивило, почему такой диспут разрешили. Во время и после гражданской войны духовенство, особенно высшее (а это те же капиталисты и помещики, только в рясах), было на стороне контрреволюции. Многие из служителей культа для борьбы с трудящимися использовали не только церковь и монастыри, но и огнестрельное оружие. Некоторые бежали за границу. Оставшиеся постепенно изменяли форму борьбы и всеми силами стремились удержать массы под своим влиянием, помешать социалистическому строительству в городе и деревне. Требовалось развенчать идеологию церковников, показать народу, что бога нет и не было. С этой целью, как я потом понял, и устраивались дискуссии. Из выступлений оппонентов особенно запомнилось окончание речи профессора Харьковского университета, который обратился с вопросом к Веденскому: -- Чем заслужила Земля, что бог послал своего единого сына именно к нам? Если же он посылал сыновей и на другие планеты, то сколько было сыновей у бога? На этот вопрос Веденский не ответил, сказав, что так могут спрашивать лишь ученики 2--3-х классов, а не профессора. ("Записки солдата" П. М. Хадыка)
Видите, двадцать пятый - двадцать шестой годы, и по "честным показаниям" либералов, имперцев, националистов и других антисоветчиков; священников расстреливали, сажали в тюрьмы, топили пароходами и т.д., а тут они диспуты проводят. Приколитесь, диспут еще и платный, что-то большевики в реальности как-то пацифистичны были да?
...
http://samlib.ru/f/fernando_c_g/rkmp.shtml