Октябрь 1917г. : спасение России или катастрофа?

Здесь можно обсуждать события нашей и мировой истории

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Аватара пользователя
Критик
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 01:03
Поблагодарили: 1 раз

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение Критик »

Я что то тоже не врубился. Аж два раза прочел. Но некоторых любимых для Кости слов, в тексте точно нет.
Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9932
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение m-sveta »

Константин писал(а): Моим оппонентам к годовщине образования и развала СССР.
Светлана специально для тебя, уж больно хорошо радуешься.
Обрати внимание на раздел "детство"

Константин.
Ой Константин, вы меня смущаете :smu:sche_nie:
Я почему радуюсь? Потому что несмотря ни на что, вы не озлобились. Восхищена вашим терпением. Вы нам явили образец настоящего православного человека, православного не по названию, а по сути. Личный пример убеждает лучше всяких проповедей.

Обратила внимание на "детство". Признаю, тяжелое было детство, время было тяжелое, голодное, военное...
Ну так и до революции у большинства население детство было нерадостное. Я как вспомню Ваньку Жукова из рассказа Чехова или "Дети подземелья" Короленко...
Можно конечно предполагать, что без большевиков Россия тоже процветала, но вам, моему любимому оппоненту, должна на это ответить, что это на воде вилами писано. Это раз. А во-вторых, что-то у нас 20 лет коммунистов у власти нет, а детского счастья не сильно прибавилось.
Меня поразил юный возраст участников волнений на Манежной площади.
Константин

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение Константин »

Выпуск: N 5 август 2003

...и проступают черты поколений (часть 2)
В.А. Быков
Продолжение. Начало в № 4


Член КПСС с 1943 года. Принимали прямо в открытом поле в лютую стужу перед большим наступлением. Мы, коммунисты, поклялись, что выстоим. И выстояли. (Телеграфистка).
Есть и такие отзывы:
Беспартийная, но очень об этом сожалею. (Служащая вуза).
Сочувствующая большевикам. (Юрисконсульт).
Я не член КПСС. Но в душе я за чистую партию, партию из таких людей, каким был Ленин. (Повар).
ГЛАВНЫЙ ЭТАП — ТРУД. Многие ответы о жизненных этапах посвящены труду. Здесь выделяются три мотива: значительно время работы, особо полезной для общества; время интересной и хорошо оплачиваемой работы; просто трудился — вот и весь этап...
Время работы, особо полезной для общества, стабильно отмечено во всех социальных группах мужчинами и женщинами.
Выполнение государственного плана цехом, в котором я работаю — это самое значительное в моей жизни. А еще когда меня выбрали депутатом районного Совета — это доверие меня тронуло и ко многому обязало. (Плавильщик).
В 1938 году за хорошую работу в колхозе (вязала по 1200 снопов в смену, по 120 копен сена копнили) признали лучшей ударницей района и печатали репортаж в районной газете. (Сторож).
Наиболее значительным этапом в моей жизни я считаю работу на строительстве Новосибирской ГЭС и затем работу по строительству ЛЭП. (Механик).
Самое интересное, когда я работала фотограмметристкой. Работа разнообразная и каждый раз открывалось что-то новое. (Заведующая архивом).
Работа в Коми-республике на стройке буровых, добыча «черного золота». Была хорошая материальная заинтересованность, но главное — я своим трудом заслужил доверие народа, был принят в ряды нашей партии — партии Ленина (Плотник).
Работа в колхозе. Был обеспечен материально, как-то: в питании, одежде, обуви и работе. До 1935 года на трудодень получали хорошо натурой. Имел свой скот в личном пользовании, согласно Уставу сельхозартели. (Заведующий складом).
Этап с 1935 по 1941 год я считаю самый лучший для жизни, было все дешево, хорошо можно было заработать, легче было жить... (Грузчик).
Из всех высказываний, варьирующих тему труда, 54% ответов отмечают значительность работы, полезной обществу; 25% — значительность работы интересной и хорошо оплачиваемой; 21 % ответов отмечает просто участие опрошенного в трудовом процессе, как значительное для него.
ЭТАП — СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ. Теперь обратимся к ответам, посвященным семье. Об этом пишет каждый третий ответивший. Женских высказываний почти в 4 .раза больше, чем мужских. Основные мотивы ответов: признание важности создания семьи, воспоминания о счастливых годах семейной жизни, рождение детей, радость по поводу событий в жизни взрослых детей; среди негативных событий — неудачное супружество, алкоголизм и уход мужа из семьи, смерть жены или мужа, смерть родителей, смерть, болезнь и судимость детей, одиночество, материальные трудности семьи. Анкета не содержала вопросов о создании вторичных семей. Но упоминания о повторных и не всегда удачных браках нередки (около 10%) и почти всегда связаны с войной. В нашей выборке 59% женщин и лишь половина из них имеют мужей.
ЭТАП — НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Среди ответов о плохих событиях жизни есть такие, что обращены к справедливости. Они — важный штрих в отношениях личности и общества. Конфликты сводятся и трем мотивам.
Первый: горечь военнопленных, вернувшихся с фронтов Отечественной войны.
Самое плохое — война, плен и подозрительное отношение со стороны окружающих ко мне, как бывшему военнопленному, в период культа личности. (Завуч школы).
Расскажу о себе по порядку. В 1929 году я первым из нашей семьи вступил в колхоз. Считаю, что с этого времени я начал самостоятельную жизнь. В 1936 году меня приняли в комсомол. 1945 год — я остался жив после двух лет лагерей в немецком плену, после одного года партизанства в лесах Белоруссии и после окончания войны в Восточной Пруссии.
Плохие этапы: лишение отца избирательных прав в 1933 году (колхозники с 1929 года) необоснованно, по наговору. После чего я в 1934 году уехал в Новосибирск и беспризорничал. В 1938 году меня исключили из комсомола за скрытие социального прошлого. 1941 год в август, когда я попал в немецкий плен в районе Соловьиной горы на Днепре. В ноябре 1941 года опухал от голода в лагере и был на две минуты от смерти. Помогли товарищи по лагерю. И самое тяжелое время—это 1947 год, когда мне ...ский райком КПСС отказал в приеме в партию, по¬тому что я был немецким военнопленным. (Главный бухгалтер).
Второй мотив: обида советских граждан немецкой национальности на неконституционные ограничения в годы войны.
Самое плохое—голодные годы (1921—1922) и годы спецпоселения (1941—1956). Родился я при Советской власти, вел себя как настоящий гражданин СССР, но как немец был выслан, как спецпоселенец, в Сибирь из Республики немцев—Поволжья. (Мастер музыкальных инструментов).
Ввиду того, что я немец, меня в начале Отечественной войны отчислили из воинской части, в которой я должен был воевать всю войну. (Слесарь).
Третий мотив: негодование по поводу отдельных хозяйственных злоупотреблений, в борьбе с которыми автор оказался бессилен или пострадал лично.
После войны, работая на металлообрабатывающих заводах Новосибирска в ОТК техническим контролером 8 разряда, пошел работать грузчиком, но не стал торговать совестью и брак выпускать за годное, как принуждали некоторые руководители предприятий. (Инвалид, в прошлом потомственный питерский рабочий).
С 1961 года и по сей день я не могу залечить раны, нанесенные неповинно. Я работала в столовой бригадиром, меня ок¬ружили нехорошие люди, которым я мешала в ихней наживе, и они решили меня изолировать. Я отсидела 1 год и 3 месяца, написала 33 жалобы, но мне никто не верил, что можно в торговле честно работать. Когда я вышла из тюрьмы, то написала 34-ю жалобу в Москву, в редакцию. Сняли прокурора, но для меня это не легче... (Повар).
Характерно, что здесь, как во многих случаях, люди задумываются о влиянии нравственной категории на молодежь.
Желаю, чтобы больше было справедливости, а то ведь дети видят всю эту неправду и воспринимают по-своему... Даже берут пример с тех, которые поступают вопреки справедливой жизни, честности и правдивости. (Инвалид, в прошлом швея).
Подобные отзывы являются частью более общих высказываний о справедливости как норме взаимоотношений личности и общества. Вместе с ответами о годах неоправданных репрессий они занимают четвертое место (после войны, смерти близких и тяжелого детства) среди ответов о самых плохих событиях жизни. Уместно сказать, что и в ответах о жизненных ценностях справедливость названа в числе пяти главных: труд, мир, семья, здоровье, справедливость.
О САМОМ ГЛАВНОМ. Познакомимся с ответами, не привязанными к конкретному периоду собственной жизни и всей послеоктябрьской истории. Они интересны тем, что в них особенно ярко проявилось чувство неразрывной связи личной судьбы с судьбой отчизны, а также понимание Октябрьской революции как события основополагающего, главенствующего над всеми другими этапами и датами, хранящимися в памяти поколения. И пусть скептицизм сегодняшнего дня, не терпящий возвышенных фраз, не помешает нам уловить прямой смысл простых слов, еще не обесцененных бездумным повторением.
Каждый этап моей жизни совпадала жизнью моей страны. Я жил вместе с ней и служил Родине как мог (Служащий завода).
Все этапы моей жизни я считаю значительными. Мне радостно сознавать, что прошедшие годы не были напрасны. Работа, которую мне пришлось делать, хоть и немного, но помогла в общем деле — строительстве социализма. (Секретарь-машинистка).
Что главное. Главное - завоевание Советской власти. (Инкассатор).
Я так считаю, что самый значительный этап — это социалистическая революция, которая дала нам полную свободу жизни. (Маляр).
Будем справедливы к ровесникам Октября. Они были искренни.
«НИЧЕГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО». ТАК ЛИ? 22% ответивших считают, что никаких существенных этапов в их жизни не было вообще...
Значительных этапов не было. Вся жизнь — в преодолении трудностей, особенно материальных Рад, что вынес трудности и остался жив. (Охранник на заводе).
Ничего значительного я в жизни не совершила. Все, что я делала — работала, и всегда считала это своим долгом. (Воспитатель).
Значительных этапов в моей жизни не было, жил в бедноте, пока не поднялся сам на ноги и стал работать. (Моторист).
Никаких значительных этапов в моей жизни не было. Прожила я серую спокойную жизнь. (Служащая Дома культуры).
Мне тяжело на этот вопрос отвечать. В моей жизни ничего значительного я не вижу. (Служащая военкомата).
Подобные ответы встречаются у неквалифицированных рабочих на 30% чаще, чем у служащих и домашних хозяек, в 1,5 , раза чаще, чем у квалифицированных рабочих и пенсионеров, и в 5 раз, чаще, чем у интеллигенции. 69% их поступили от женщин.
Однако, интересно не только распределение этих ответов, но прежде всего конкретный смысл, который за ними стоял. Поэтому не будем ограничиваться самооценкой, данной в анкетах. Всмотримся пристальнее в тех, у кого «не было значительных этапов».
Вот охранник завода (см. выше). С 16 лет он работал в колхозе, потом уехал по призыву на строительство Днепрогэса. Кончил горно-промышленное училище, работал по специальности. О цели жизни написал: «Служить в кадровых войсках». Цели добился, много сил отдал Армии. Сражался под Сталинградом, был ранен. И в результате — «значительных этапов не было»...
Вот воспитательница (см. выше). Много лет работала в детских учреждениях при рудниках, ТЭЦ, институте. О цели жизни написала: «Воспитывать детей, чтобы больше было благородных людей». Вырастила сына, который стал квалифицированным фрезеровщиком. И снова: «Ничего значительного я в жизни не сделала»...
Взглянем на следующего—моториста (см. выше). Предоставим слово ему самому: «С самого детства жил в бедноте без отца, мать ходила по миру и кормила нас. В 1920 году—голод, в 1933 году—голод, в 1941 году—фронт. Октябрь 1941 года— плен, концлагерь. 1942 год — бежал, партизанил, снова плен и концлагерь. 1944. год — расстрел. Остался жив, ранен, госпиталь». До войны он работал на селе, кончил три школы: трактористов, комбайнеров и бригадиров, работал в МТС. После войны перебрался в город, стал слесарем-мотористом. Вырастил трех сыновей, один — слесарь, второй — шофер, третий — токарь. Четвертый учится в школе. Сам в 1961 г. вступил в партию. О его жизни можно книгу писать, а он сообщает: «значительных этапов в моей жизни не было».
Приведенные примеры показывают, что в слова «значительный этап» составители анкет и опрашиваемые вложили не совсем одинаковый смысл. За сотней лаконичных «не было» кроются три толкования. Первое — предусмотренное составителями анкет: значительный — важный, существенный этап: «Все одинаковые». (Слесарь); «Ничего выделить не могу». (Техничка). Второе — исключительное, выдающееся событие: «Не было выдающихся моментов». (Рабочая) «Жизнь моя проходила спокойной. Ничего выдающегося в ней не было». (Слесарь-сантехник). И третье — хороший, радостный период: «В моей жизни значительных этапов, т. е. счастливого времени не было, кроме слез и горя». (Мотористка); «Хороших этапов в жизни не было, вспоминать особенно нечего». (Грузчик).
ВЫВОДЫ. Мы закончили обзор высказываний о самых су¬щественных событиях в жизни изучаемого поколения, выяснили, каким эпизодам опрошенные придают наибольшее значение.
Далее, мы хотели выяснить, как отразились в их сознании реальные события истории страны. И убедились: общественное сознание рисует пройденный исторический путь несколькими крупными мазками. При всем многообразии событий внутрисемейных, значительных для опрашиваемых лично, в пройденном ими историческом пути они различают всего лишь четыре объективно существовавших периода: годы первых пятилеток и своей комсомольской юности; годы массовых нарушений социалистической законности годы Великой Отечественной войны; послевоенное время. Такая периодизация представляется отнюдь не произвольной. Она опирается на личный жизненный опыт опрошенных, а конкретные ответы редко сводятся к стереотипным формулировкам, как правило, они вполне самостоятельны.
Ответы также показали определенное единство в понимании и описании ровесниками Октября своего жизненного пути, его деления на важнейшие этапы. Несомненно, что в этом устойчивом единодушии проявилось единства исторических судеб всех социальных слоев советского общества и понимание этого единства.
ЧЕРТЫ АВТОПОРТРЕТА
Вопросы анкеты:
Что Вы думаете о своем поколении, нравится ли оно Вам, довольны ли Вы его делами?
Какие черты людей Вашего поколения являются наиболее сильными? В чем они ярче всего проявляются?
Есть ли, на Ваш взгляд, у людей Вашего поколения отрицательные черты, имеющие широкое распространение?
ОБЩАЯ ОЦЕНКА. Было получено 1680 отдельных суждений о себе и своих сверстниках. 95% ответивших своим поколением довольны. Мотивы удовлетворенности: общее чувство гордости за дела поколения; его трудовой вклад в успехи довоенных пятилеток; большие заслуги в годы войны; сам факт, что ровесники Октября преодолели неимоверные трудности; утверждение, что они лучше нынешнего молодого поколения; перечисление хороших душевных качеств поколения ровесников; акцент на верности делу революции.
Достойное поколение... Пришлось много трудиться, чтобы сделать свою Родину могучей и передовой. Этого добились! (Плавильщик).
Нравится, доволен. На любом участке жизни видна сильная рука моего поколения. (Главный кондуктор).
Да. Мы много сделали для Родины. (Домохозяйка).
Мне нравится мое поколение. Мы труженики, мы не избалованы легкой жизнью, наоборот, на наше поколение очень - много выпало тяжелого, поэтому мы и закаленные, не боимся работы и трудностей. (Маляр).
Да. В 21-м году—голод, в 33-м году—голод, в 41-м году— война... В нужде и лишениях все годы. Горжусь, что принадлежу к этому стойкому поколению. (Проводник вагонов).
Люди стойкие, жадные до работы, многое умели делать. Было трудное время, но люди не вешали голов. Мое поколение умело довольствоваться тем, что имело. А имело оно немного. (Бухгалтер).
В других ответах ровесники Октября достаточно суровы к себе. Но на вопрос, поставленный в общей форме, они не могли ответить иначе. Частности — потом. О поколении в цепом они отозвались с твердым и мотивированным одобрением.

ОБЩАЯ ПАЛИТРА КРАСОК. Не стесненные схемами и ограничениями, опрошенные включили в автобиографические признаки и черты характера, и ценностные ориентации, и уровень образования, и проявления нравственного склада личности. Сам факт ничем не ограниченного выбора этих черт представляется крайне важным. Он выявил реально существующий в обыденном сознании набор признаков, характеризующих сложное социальное явление — одну возрастную группу общества. Уместно предположить, что опрошенные испытывали при этом влияние стереотипов, сложившихся в печатной и устной пропаганде. Но, как показывает все совокупность ответов, их стиль, их лексика, это влияние не было решающим. В основном ответы опирались на личный жизненный опыт.
Прежде, чем дать слово ровесникам, приведем общий перечень черт, которые они признали необходимыми и достаточными для характеристики своего поколения. Мы сгруппировали их по нескольким условным признакам однородности ради облегчения восприятия.
• Трудолюбие, скромность, уважение к старшим, справедливость, бескорыстие, честность, правдивость.
• Партийность, идейность, общественная активность, энтузиазм, непримиримость к недостаткам, интернационализм, принципиальность, бдительность, коллективизм.
• Бюрократизм, равнодушие, аполитичность, догматизм, зазнайство, карьеризм, политическая слепота.
• Пьянство, аморальность, пережитки частнособственнической, психологии, нерадивость, недоверие к молодежи, слепая любовь к детям, религиозность, предательство в годы войны.
• Мужество, стойкость, выносливость, сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, целеустремленность, смелость, жизнелюбие, организованность, дисциплинированность, добросовестность.
• Стремление к знаниям, низкий уровень образования
• Мечтательность.
ПОДВИЖНОСТЬ КРИТЕРИЕВ. Легко заметить, что приведенный набор носит ярко выраженные признаки времени и подтверждает известное положение об изменчивости нравственных ценностей. Первое же поколение, выросшее при Советской власти, отбросило многие оценки, за которыми стоят черты, считавшиеся при жизни их отцов совершенно необходимыми для человека, в частности, черты христианской морали — благонравие, смирение, благонадежность. Интересно, что в своде черт поколения нет многих качеств, которые реально существуют, но недостаточно широко проявляются: предприимчивость, бережливость, хитрость, скупость, расчетливость.
Не упомянуты и некоторые важные черты, провозглашаемые в литературе как обязательно присущие человеку социалистического общества: единство слова и дела, достоинство, благородство, свободомыслие потребность в творчестве. Авторы анкет в своем поколении видят их достаточно редко. Это подтверждает реализм и строгость подхода опрошенных к самооценкам. Ровесники Октября рисуют себя такими, какими видят в жизни, не принижая и не идеализируя.
Итак, рассмотрим черты, признанные в анкетах главными, доминирующими в автопортрете.
ТРУДОЛЮБИЕ. На первое место среди нравственных ценностей его поставили 42% интеллигенции, 40% неквалифицированных рабочих, 37% служащих, 33% квалифицированных рабочих, 26,% пенсионеров и 50% домашних хозяек.
Наиболее сильные черты моего поколения проявляются в трудолюбии. (Автоматчица).
Да, наше поколение хотя без образования, но трудолюбивое.
(Шофер).
Намерение к работе. Всем нам работу надо, работу... (Няня).
Трудолюбие и умение переносить трудности. (Пенсионерка).
Труженики они. У всех есть интерес к работе. (Закройщица).
Неужели неприязненного отношения к труду нет ни у кого из опрошенных? Ведь многие из них заняты работой однообразной, неквалифицированной и бесконечно далекой от творчества. Интервью показали: есть. Не всякая работа нравится. Но она воспринимается как естественная и важнейшая часть жизни, а ее тяжесть или неприятный характер — скорее как личное невезение, ни в. коем случае не как признак, характерный для всего поколения. В этой связи любопытны ответы на вопрос «Какая деятельность приносит Вам максимум удовлетворения?» 9% ответили — семья и дети, 6 % — чтение, 4 % — общественная работа, 20% —отдых. А 60% —трудовая деятельность!
Я работу свою люблю. Да какая бы она ни была, ее любить надо! Человек без работы что! Да ничего он без нее! (Путевая рабочая).
Даже в выходной день мне хочется работать. (Главный механик).
К концу отпуска скучаю по работе. (Заместитель директора завода).
В работе. Я вот два дня проболела — чуть с ума не сошла:как там мои. (Техничка).
В работе получаю наслаждение. (Хромировщик).
Конечно, моя работа. Без работы я не мог бы жить. (Бригадир).
Однако не надо забывать, что лишь малая часть опрошенных мотивировала свое удовлетворение участием в творческом процессе:
Творческая работа инженера. Административная деятельность директора не приносит удовлетворения. Ищу «окна» и занимаюсь делами сугубо инженерными, творческими. (Директор завода).
Конструкторская работа. (Инженер-конструктор).
Изобретения. (Слесарь).
Сочинение музыки. (Преподаватель музыки).
Творческая. Счастлив, когда удается удачно решить какую-нибудь техническую задачу. (Научный работник).
За исключением одного все подобные ответы поступили от интеллигенции. В то же время мы имеем в 5 раз больше ответов об удовлетворенности трудовой деятельностью, поступивших из групп неквалифицированного труда. Да и в других социальных группах мотивы трудолюбия много проще, чем у интеллигенции: привычка, возможность общения с людьми, сознание своей полезности, чисто материальные соображения. За ними стоит невысокий уровень социальных притязаний.
Я так привыкла трудиться, что с удовольствием иду на работу. (Станочница).
Больше всего люблю свою работу, где забываю все. (Медсестра).
Занятость в работе. (Бухгалтер).
Я выполняла разную работу, безразлично какую. Все равно она — главное в жизни. (Кастелянша).
Мы вправе говорить о трудолюбии как явлении в большей мере психологическом, чем социальном. Как элементе сознания, а не производственных отношений. Превращение трудолюбия в первый критерий нравственности само по себе прекрасно, но у данного поколения это качество сформировалось на основе невысокой требовательности к содержанию труда: о. его творческом характере заявили лишь 2,5%о опрошенных.
Эта непритязательность уже доживала последние годы. На смену шли новые поколения, которым стало совсем не безразлично, какую работу выполнять.
ПАТРИОТИЗМ. ЕДИНСТВО. ИДЕЙНАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ. Эти черты называют вслед за трудолюбием во всех социальных группах, при этом частота высказываний повторяет средний образовательный уровень каждой из групп,
Преданность Родине. Готовность идти ради нее на любые жертвы. (Парикмахер).
Патриотизм. Это показала Великая Отечественная война. (Слесарь).
Первая черта моего поколения — это преданность делу, начатому отцами в борьбе за лучшую жизнь. (Шофер).
Мы видели хорошее будущее в идеях Советской власти. (Плотник).
Мы никогда не хныкали и не были хлюпиками. Голодные, холодные, строили социализм. Мы верили и победили. (Мастер цеха).
Вера в то, что строим коммунистическое общество. (Заведующий магазином).
Так как мы — ровесники революции, то считаем, что главное—быть в передовых рядах борное за идеи Ленина. (Шофер).
Преданность делу товарища Ленина. (Домохозяйка).
75% таких ответов принадлежат беспартийным. Встающая за ответами картина могла бы показаться несамостоятельной, заимствованной у средств массовой информации, не будь в анкетах иных высказываний — об аполитичности, безразличии к общественной жизни, развивающемся стремлении к наживе, бюрократизме, пьянстве и слепом преклонении перед авторитетами. Не надо забывать, что эти ответы давались в 1967 г., когда было бы странно прочитать в газетах о перечисленных и многих других негативных чертах, присущих целому поколению советских людей! Это обстоятельство поможет нам с доверием отнестись к высоким словам о самих себе, с гордостью сказанным ровесниками Октября. Но продолжим обзор.
СКРОМНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ. Эти черты отметили все социальные группы, несколько чаще — неквалифицированного труда. 75% таких ответов поступили от женщин. Здесь напрашиваются два замечания. Во-первых, сама нравственная категория скромности как сознательного отказа от неоправданно высоких претензий и амбиций очень важна для нашего общества и его развития по социалистическому пути. По мнению опрошенных, это качество достаточно прочно сформировалось в их собственном поколении. Но дальше, на их глазах, произошла переоценка многих ценностей. И в ответах о поколении своих детей (в статье мы не касаемся этого раздела исследования) они начисто отказывают следующему поколению в скромности, подчеркивают растущую требовательность своих детей к условиям жизни и труда. Во-вторых, каждый пятый опрошенный уже тогда, в конце 60-х годов, начал с сожалением осознавать чрезмерную непритязательность своего поколения.
Мы очень много уделяли внимания работе и очень мало себе. (Старший инженер).
Мало заботились о себе и своем счастье. (Учительница).
Эти мотивы позднего сожаления особенно характерны для женщин. Наиболее четко их сформулировала интеллигенция.
ЧЕСТНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Эти черты в анкетах выступают чаще всего вместе.
Честность, справедливость, не любят, кто плохо работает и т. д. (Инженер).
Честность, правдивость, добросовестность, проявляющиеся в труде, в жизни, в быту. (Ревизор).
Интересная деталь: все утверждения о справедливости как черте, присущей поколению ровесников, поступили от квалифицированных рабочих и интеллигенции. Работники неквалифицированного труда пишут о справедливости в категории долженствования.
Всюду бы надо оплачивать по труду, как у нас пишется, только не делается. (Техничка).
Если кто поступает честно и справедливо, это наиболее яркие черты, которые необходимы для человека коммунистического общества. (Судомойка).
Важно, чтобы всюду была справедливость как всеобщая черта поколения. (Охранник).
РЕДКО УПОМИНАЕМЫЕ ЧЕРТЫ. Совсем небольшая часть анкет содержит упоминания о коллективизме, непримиримости к недостаткам, интернационализме, деловитости.
Как видим, набор позитивных черт, признанных авторами анкет наиболее типичными для своего поколения, заметно отличается от стереотипов, пропагандировавшихся средствами, массовой информации. Некоторые существенные черты упоминаются лишь единицами опрошенных. Мы не имеем эмпирического материала, объясняющего это, в частности, единичные упоминания коллективизма или интернационализма. Легко предположить, что, скажем, в портовом городе с широкими интернациональными связями такая черта, как интернационализм, привлекла бы больше внимания анкетированных, чем в Новосибирске. Возможно, что и в реальном понимании термина «коллективизм» отразились неприукрашенные жизненные отношения, помешавшие опрошенным уверенно выделить эту черту.
Отдельный вопрос об отрицательных чертах своих сверстников преследовал две цели: во-первых, избежать однобокости, получить более многогранный и жизненно правдивый образ данной возрастной группы; во-вторых, выяснить самокритичность изучаемого поколения, его способность объективно и здраво оценить душевные качества своих современников.
Сегодня видно, что разработчики анкеты несколько перестраховались: вопросы о позитивных и негативных чертах заданы с разным прицелом. О первых спрошено с уверенностью и прямо: «Какие черты... являются наиболее сильными?» О вторых — уклончиво, с «реверансом»: «Есть ли у людей Вашего поколения отрицательные черты, имеющие широкое распространение?»
Как спросили—так и ответили. 48% ответов: нет, отрицательных черт в поколении не наблюдается! Разумеется, это тоже мнение, но одновременно и оценка вопроса. 12 % ответов содержат общие признания: «Недостатки есть», «Есть, но без широкого распространения», «Есть, но меньше, чем у нынешних»...
Однако 40% ответов самокритично обращены к негативным чертам. Их и рассмотрим.
ПЬЯНСТВО И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. Это признано самым распространенным пороком поколения.
Пьют очень многие. [Закройщица).
У людей нашего поколения отрицательная черта, ярко выраженная, это увлечение спиртным. (Компрессорщик).
Бич всех поколений — пьянство. (Директор завода).
Есть пьянка, только судить строго не надо: война все поколение испортила. (Техничка).
Много есть таких, что пьют. Но и молодость теперь поливает не хуже. (Техничка).
Пьянка есть. Распространенная, никуда не денешься. (Инвалид).
Это явление тревожит представителей всех социальных групп, при этом чем выше процент мужчин, тем больше высказываний об алкоголизме, в среднем 21% от числа ответивших. 9% сообщили о пьянстве супругов и распаде собственных семей.
СТРЕМЛЕНИЕ К НАЖИВЕ. Его опрошенные считают вторым по распространенности пороком своей возрастной группы.
Да, есть пережитки прошлого: стремление к наживе, дачи разные и т. д. (Старший экономист).
Стремление к личной собственности (дачи, автомашины), иногда в ущерб общественном собственности. (Заведующий учебной частью школы).
Нечестность, стремление утянуть к себе. Есть и начальники, а все тянут для своего блага. (Охранник).
Много, людей моего поколения, которым главное—иметь свое хозяйство: дом, корову — если это в сельской местности. Любят собственность. Самое дорогое—деньги, остальное— второстепенное. Есть эгоисты, пьяницы. И все же большинство—настоящие люди. (Мастер-швея).
Большая часть подобных упреков сводилась не столько к факту обладания «излишней» личной собственностью или какими-то жизненными благами сколько и обличению в нечестном пути, каким эти блага приобретены. По-существу, это своего рода дополнение к ответам о справедливости паи непременной черте нравственного облика.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Здесь вместо ответов (они однообразны) приведем некоторые цифры. Первое послеоктябрьское поколение сильно опередило своих родителей по социальному положению и образованию. (Среди родителей ровесников Октября 38% отцов и 60% матерей были неграмотны). И тем не менее, 25% опрошенных не имели даже начального образования, 17% — четырехклассное, 35%- от 5 до 9 классов, 17 % — среднее и среднетехническое, 6 % — высшее. На образование как важнейшую жизненную цель указали 41% опрошенных. Низкий уровень грамотности они признали одной из главных негативных черт своего поколения.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ. Характерно, что религиозность как часть морали за время жизни одного поколения превратилась из важнейшей добродетели, определяющей благонадежность гражданина Российской империи, в негативную черту. Ровесники Октября пишут о ней, как бы извиняясь..
Не все из нас бросили религию — привычки, нажитые от отцов, дедов. Отмечают религиозные праздники, обряды... (Механик).
Есть недостатки. Очень верили в бога. (Отделочница).
Это пережитки прошлого. Уж очень много было суеверных, верили попам. (Домохозяйка).
Все упоминания о религии принадлежат выходцам из сел, расположенных в центральных и западных областях,—Орловской, Саратовской, Воронежской, Калининской, Полтавской. Остальные опрошенные религиозности в своем поколении не заметили.
БЮРОКРАТИЗМ, СКОВАННОСТЬ МЫСЛИ, СЛЕПОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД АВТОРИТЕТОМ. Эти негативные черты отметили представители всех социальных групп достаточно единодушно.
Большой недостаток — бюрократизм и меньший — в образовании. (Кладовщик).
Бюрократизм и волокита губят любое дело. (Старший бухгалтер).
Трудно чего добиться, везде справку надо, ну как Райкин...(Техничка).
Сами создали систему бюрократов, один над одним, снизу не сковырнешь. (Контролер ОТК).
Наплодили чиновников, не знаем, что с ними делать. А они знают: душат живую мысль. (Старший инженер).
В ответах точно подмечено страшное свойство бюрократизма:
его омертвляющее влияние на любые проявления инициативы. Недаром в последних своих работах В. И. Ленин так настойчиво и страстно искал пути борьбы с этим недугом, легко пустившим корни в государственном аппарате молодой Советской республики.
Многолетняя борьба с бюрократизмом не дала глубокого эффекта. Это и отметили в конце 60-х годов наши респонденты. Они ощущали на себе, как, столкнувшись с каменным равнодушием чиновников, человек постепенно деградировал, в нем отмирало присущее каждому стремление к совершенствованию окружающего мира. Он становился «винтиком»: повернут — повернется, совершат при нем беззаконие — промолчит. Поэтому так горько звучат их слова:
Видим недостатки и молчим: бесполезно. (Электромонтер).
Аполитичность, вера в громкие слова отдельных лиц. (Бухгалтер).
У некоторых зазнайство от величия сделанного и утрата ощущения общественного мнения. (Главный бухгалтер).
Преклонение перед авторитетами без анализа этих авторитетов. (Начальник лаборатории).
Беспредельная вера. Не было сомнения в правильной деятельности партии и правительства [в организации труда, в борьбе с «врагами народа» и т. д.). Мы оказались слепыми, не наша вина, многого не знали. (Научный сотрудник). ,
Самая тяжелая черта, сформировавшаяся в нашем поколении (и в смежных)— это равнодушие. Она не была присуща нам в юности, она не могла появиться и в годы войны, но исподволь она формировалась всем стилем бюрократического управления.
Надо понимать исторический трагизм старших послеоктябрьских поколений, к которым примыкает и наше поколение. Их наиболее активная, энергичная и интеллектуально богатая прослойка была уничтожена в годы репрессий. Их наиболее здоровая, физически мощная часть была уничтожена в годы войны. Два почти одновременных страшных удара по генофонду целой нации: Науке еще предстоит оценить их влияние на историю, на судьбу нашей страны. (Член-корреспондент Академии наук СССР).
Приведенные слова писались через несколько лет после XX съезда партии, после разоблачения культа личности. Отзвуки этих событий ощущаются в ответах. Высказывания о бюрократизме и его последствиях, о скованности мысли, политической слепоте более характерны для интеллигенции и квалифицированных рабочих, в группах неквалифицированного труда упоминаются редко.

Как видим, ровесники Октября нарисовали свой портрет суровым, реалистичным и, как нам кажется, исторически достоверным. Они с достоинством оценили вклад своего поколения в строительство социализма и защиту Родины, с горечью и болью отозвались о многих своих недостатках, которые ясно видели.
Но видеть мало. Надо найти в себе силы для перестройки. Правда, в конце 60-х годов слово «перестройка» еще не звучало, но потребность в исправлении многих промахов и неразумных решений ощущалась достаточно остро. Делала первые неуверенные шаги экономическая реформа 1965 года. Однако перемены не ладились...
ОДНОБОКОСТЬ ВОСПИТАННЫХ ХАРАКТЕРОВ. Теперь самое время обратиться к последней группе ответов ровесников Октября — о чертах, присущих им, зрелым, пятидесятилетним, занимавшим вместе с другими старшими возрастными группами ведущее место в обществе. Эти ответы касаются волевых черт характера, которые определяют поведение людей, их готовность и способность к переменам.
Психологи классифицируют волевые черты человеческого характера по трем группам: черты, определяющие активность (инициатива, предприимчивость, самостоятельность, решительность, готовность к риску, изворотливость, хитрость); черты, формирующие организованность .выдержка , дисциплинированности аккуратность, системность, привычка к самоконтролю); черты, определяющие стойкость МУЖЕСТВО, упорства настойчивость, выносливость, исполнительность, терпеливость). Воспользуемся этой схемой.
По наблюдениям ровесников Октября первая и вторая группы черт представлены в их поколении крайне слабо. Предприимчивость, самостоятельность, хитрость, изворотливость вообще не встречаются в анкетах ни разу. Несколько раз мелькают слова «деловитый» и «инициативный». Все качества, характеризующие активность отметили лишь 4% ответивших. Малое число высказываний не позволяет судить о закономерностях их распределения по социальным или профессиональным группам.
Примерно такое же положение (5%) со второй группой черт, определяющих организованность. Два десятка человек отметили дисциплинированность, несколько — организованность на стройках первых пятилеток.
Совсем иную картину мы видим в третьей группе черт — тех, что формируют человеческую стойкость. Число ответов выросло сразу вдесятеро: 45% ответивших уверенно назвали в качестве своих наиболее характерных свойств выносливость, стойкость, терпеливость, непритязательность, упорство. Эти качества стабильно названы во всех социальных группах. Ответы мы не цитируем ввиду их односложности.
ОДНА ИЗ РАЗГАДОК. Нам думается, что в ответах о волевых чертах характера кроется одна из разгадок тех трудностей, которые мы испытываем многие годы. Видим собственные недостатки, говорим о них, но не исправляем. Объяснений тому много, и сегодня, в конце 80-х, мы яснее понимаем сложный характер причин: экономических, социальных, правовых, организационных. Но действуют они не сами по себе, а через людей, определяя и формируя их поведение, их характеры. Живой слепок характеров целого поколения мы и получили: это стойкие и не требовательные к условиям жизни и работы исполнители, глубоко преданные идеалам, усвоенным с детства. С такими характерами легко выполнять четко заданную работу, но нелегко перестраиваться на новое и совсем трудна сделать постен, совершенствование во всех областях труда и управления ежедневным и привычным делом.
Разумеется, наши выводы не бесспорны. Более того — полученную картину можно назвать плодом заблуждений или некомпетентности коллективного мнения. Действительно, это мнение включает в себя не только научное знание, но также предубеждения, ложные представления. Однако будем исходить из того, что суждения о самих себе строятся на основе достаточно высокой компетентности каждого опрошенного. Это дает право считать, что сознание анкетированных отразило объективную действительность, пусть и не вполне точно, но достаточно близко к истине. Видимо, можно рассматривать автопортрет, нарисованный коллек¬тивным сознанием, как реально существующий.
И последнее. Надо иметь в виду, что поколение, родившееся в 1917 году, не изолировано от соседних возрастных групп. Более того, объективные условия, формировавшие все старшие поколения нашего общества, едины. Это позволяет с той или иной мерой осторожности распространить характеристики, вы¬явленные при опросе ровесников Октября, на соседние с ними возрастные группы. Добавим, что было бы интересно продолжить изучение следующих поколений советских людей примерно по той же или более развернутой программе.
Последний раз редактировалось Константин 16 дек 2010, 00:10, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
express
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 5556
Зарегистрирован: 16 авг 2010, 00:39
Откуда: Магнитогорск
Благодарил (а): 136 раз
Поблагодарили: 45 раз
Контактная информация:

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение express »

А вообще, Константин,(хоть мы вроде и "по разны стороны") - спасибо. С интересом и удовольствием прочитал.
"Сила силе доказала:
Сила силе - не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня !"
Твардовский А.Т.
Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9932
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение m-sveta »

А я еще нашла про "детство"
Особенно прошу обратить внимание на второго автора
http://marquis-the-cat.livejournal.com/200598.html

Константин будет прав, когда спросит нас: "как же так, Почему при Советской власти выросли такие перевертыши?"
Что поделать, Иуды жили даже подле Христа.
Также целовали его, а потом предали.
Наверное этого не минуешь.
Может современное время - это посланное нам испытание. И его надо пережить достойно. Не поддаться искушению. Всегда ведь можно найти более легкий путь в жизнь. Перед каждым стоит свой выбор.

Спасибо Константин.
Интересно, как проживут свою жизнь родившиеся в 1991. Сейчас им 19.
Это соответствует 1936 году по приведенному исследованию
Константин

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение Константин »

Действительно Светлана, хочется пригласить всех заинтересованных на проанализировать этот материал и поискать ответы на вопросы:
-Как же так случилось , что мы все потеряли?
-Что было не так?

И еще одна статья.

* РУССКАЯ ИДЕЯ:
РУБЕЖИ ОБОРОНЫ


* С.Г. Кара-Мурза

* В новое тысячелетие наш народ вошел в состоянии смуты. Длится она уже целый век. Лишь на короткое время, в следствие прямой угрозы с Запада, а потом большой войны в середине века народ соединился в одну семью. Но для этого пришлось каленым железом выжечь инакомыслие - инстинкт заставил на это пойти. Нам льстят, когда называют то время "казарменным социализмом". Это был "социализм окопный"! Но когда в тебя стреляют из всех калибров, окоп - самое лучшее место. Вокруг чего же мы тогда соединились в нашей земной жизни? В том, вокруг чего объединились, видимо, и была главная идея народа - она и есть русская идея .
* Почему же только перед лицом угрозы уничтожения появилась в нас острая потребность соединения? Такая острая, что приняли и жертву коллективизации, и перегрузки невиданной индустриализации, и даже кровь ГУЛАГа. Думаю, здесь - одно из наших важных свойств, часть нашей идеи. Это - потребность мыслить, быть духовным странником и землепроходцем. Мы постоянно отрицаем свое состояние, принимаем, хотя бы в мыслях, состояние "другого". Для такого перемещения мы всегда имели пространство. "Россия - избяной обоз". Крестьяне убегали от власти в казаки, а казаки становились государственниками и шли осваивать Сибирь и Америку. И никто не становился "человеком массы".
* Мы отказываемся от этого лишь в самый крайний момент и лишь на краткий исторический миг. Даже когда пришлось русским собраться в тоталитарное общество, это был тоталитаризм военного отряда, а не лагерного барака. Прошла смертельная опасность - и мы снова странники. Понятно, как дорого обходится всем нам эта роскошь - ничто так не губит наше благополучие, как всеобщее инакомыслие, эта наша свобода. Посмотришь, как удобно живет средний европеец и как он по-куриному мыслит, - и порой возникает соблазн: поменять, что ли, радость и мучение непрерывной мысли и сомнений на сытый комфорт.
* Сохраним ли мы эту главную русскую волю? Гарантии нет. Уж очень большие силы нас подтачивают и соблазняют - и нужда, и телевидение, и учебники Сороса. Гарантии нет, но надежда есть. Пока что человек держится - Пушкин помогает и нужда ведь не только отупляет, но и просвещает. Да и Церковь православная подставила плечо. Но такова уж она - вырастила на нашей земле культуру, которая сделала русского человека соборной личностью, а не индивидом, не механическим атомом человечества. Самой Церкви, видно, трудно приходится с таким человеком, но - спасибо ей - не снижает духовного требования, не укорачивает человека.
* Вот для меня первая ипостась русской идеи: человек - личность. Поднявшись до соборности, осознав ответственность, ограничив свободу любовью, он создает народ. А значит, он не станет человеческой пылью и в то же время не слепится в фашистскую массу индивидов, одетых в одинаковые рубашки ("одна рубашка - одно тело").
* Мы не замечаем даже самые великие ценности, когда они привычно нас окружают. Не замечаем же мы, какое это счастье - дышать воздухом. Так же жили мы среди наших людей и не замечали этого их чудесного свойства - каждый из них был личность. Он все время о чем-то думал и что-то переживал. Посмотрите на лица людей в метро. Не боясь окружающих, люди доверчиво уходят в себя, и на лице их отражаются внутренние переживания. Один горестно нахмурился, другой чему-то улыбнулся. В метро Нью-Йорка все лица похожи на полицейских - все одинаковы, все вежливы и все настороже. Они как будто охраняют хозяина.
* Во время перестройки многим из нас, особенно из молодежи, устроили поездки на Запад. Организовали умело. Социологи знают, что при выезде за границу возникает эффект "медового месяца" - все кажется прекрасным, глаз не замечает ничего дурного. Длится это недолго, пелена спадает, и за изобилием сосисок, витрин и автомобилей начинаешь видеть реальную жизнь, и тебя охватывает неведомая в России тоска. Ощущение изнурительной суеты, которая бессмысленна и в то же время необходима. Это - конкуренция, "война всех против всех".
* Я в 1989-1990 гг. был в Испании, работал в университете. Тогда тема России была в моде, и у меня как-то взяли большое интервью для журнала. Под конец спросили, не хотел бы я остаться жить в Испании. Я люблю Испанию, но признался: нет, не хотел бы. Как так, почему же? Я подумал и ответил попроще, чтобы было понятно: "Качество жизни здесь низкое". Еще больше удивились и даже заинтересовались. Как объяснить, не обижая хозяев? Говорю: "Я привык, чтобы ребенок на улице называл меня дядя , а не господин ". Не поверили: какая, мол, разница?! Пришлось сказать вещь более наглядную: "Выхожу из дома, а в закутке около подъезда на улице старик ночует, зимой. И качество моей жизни от этого низкое". Мне говорят: "Ладно, оставим это. Мы не сможем это объяснить читателю".
* Сейчас я и сам вижу, что ничего им не объяснил - ведь и у моего дома теперь стоит нищий старик. Тогда я такого не предполагал. Сейчас видно, что нас затягивают в ту же яму, но не затянули еще. Я чувствую, что при виде нищего старика в московском метро у людей сжимается сердце. Одни подадут ему милостыню, другие отведут глаза, третьи придумают какое-то злое оправдание - но все войдут с этим стариком в душевный контакт, все чувствуют, что качество их жизни низкое. Стариков, ночующих на улице Рима или Чикаго, просто никто не замечает, как привычную часть пейзажа. Участь отверженных, если они не бунтуют, никак не касается жизни благополучных. Поэтому такое возмущение вызвали в Париже подростки, которые облили спящего нищего бензином и подожгли - они заставили общество вслух сказать вещи, которых никто не должен замечать.
* "Архитекторы перестройки", создавая "миф Запада", окунали наших людей в иностранную жизнь лишь на время медового месяца, на одну-две недели. И многие в этот миф поверили - вспомните, какую чушь писали в те годы о России почти все газеты и журналы. Сейчас многие хлебнули Запада уже по-настоящему и начинают трезветь. Как в начале века. И начинают понимать то, что скрывали и скрывают от нас перестройщики и реформаторы: главный смысл их дела - чтобы перестала наша земля и наша культура с детства растить человека как личность. И тогда устранена будет из человечества русская идея, к которой так тянутся люди, пока их не оболванят.
* Угрозы для этой идеи, повторяю, сегодня очень велики. Провалилась перестройка - попытка средствами "культуры" разделить нас, отказаться от идеи братства, превратить народ в "гражданское общество". Горбачев и Яковлев - это не Лютер и Кальвин, их убогая и пошлая реформация провалилась. За дело взялись громилы - сломать наш стержень голодом, потрясениями, привычным видом страданий и крови. Одновременно подтачивают и те неброские вещи, которые хранят и передают детям смыслы нашей сущности - школу, литературу, песни. Сохранить все это, когда разрушители овладели силой государства, очень непросто. В такие моменты высвечивается вторая ипостась русской идеи, охранительная для первой, главной.
* Д.И. Менделеев так сказал об этой служебной, но вечной задаче России: "Уцелеть и продолжить свой независимый рост". Он сказал это как раз в тот момент, когда в Россию вторгался иностранный капитал, который овладел банками и переваривал промышленность. Что же значит "уцелеть"? Думаю, это значит сохранить тот минимум земли и ту минимальную степень закрытости нашей культуры, чтобы на этом "острове" воспроизводилась именно Россия. Земля и культура у нас тесно связаны, мы созданы нашим пространством. В отрыве от земли русские долго свой тип не сохраняют, это показали все волны эмиграции. Растворяет нас именно открытость, всечеловечность - не станем мы ни евреями, ни цыганами, ни англичанами. У всех у них непроницаемая защитная скорлупа. Сегодня нам важно понять, где тот рубеж, за который отступать нельзя, за которым начнется быстрое изменение типа нашей культуры.
* Менделеев переводил высокую цель на язык обычных земных дел, говорил о промышленности и торговле. Он понимал, что в ХХ веке время сжалось, и опасность "не уцелеть" может возникнуть очень быстро. Монгольское иго можно было терпеть три века, понемногу накапливая силы, а сегодня стоит утратить контроль над своей промышленностью на пару поколений - и мы на крючке, с которого не сорвешься. Конечно, многие это понимают - пассивное сопротивление растаскиванию России нарастает.
* Вопрос сегодня в том, когда "пересекутся" противодействующие процессы. Успеют ли русские люди в своем осмыслении жизни обрести политическую волю до того, как продажные временщики доведут разрушение нашего народного хозяйства до критической точки. Ведь мы до сих пор не знали цепей экономического рабства. Бывало, мы жили впроголодь, но на своей земле - а это совсем другое дело. Пока у России остался костяк народного хозяйства - земля и недра, дороги и энергетика - все поправимо, если люди соберутся с мыслями и начнут говорить друг с другом на простом и понятном языке. Сейчас нам голову забили всякой чушью, за которой не видна суть. Демократия! Рынок! Конкурентоспособность! Глобализация! Как только люди сдерут с глаз всю эту липкую паутину, они сразу поймут, почему в нашей холодной стране нельзя приватизировать землю и Газпром, почему нельзя отрывать городские теплосети от заводской котельной. А если все поймут, то любыми способами не допустят - никакие боровые и немцовы в парламенты не попадут. Но если опоздаем...
* С культурой дело сложнее - утрату хозяйства почти каждый ощущает на своей шкуре и очень быстро. Но мы можем просмотреть другую опасность - тайное искоренение русской школы. Она нас держала как народ, не давала разделяться на индивидов и на классы. Ведь городская жизнь изолирует человека, лишает его общинного духа деревенской жизни и труда. Как же мы до сих пор, и в облике промышленного городского общества, оставались русским народом? Многое значил, конечно, тип трудовых коллективов наших фабрик и заводов - "община в промышленности". Но сам он задавался культурой, а она вкладывалась в умы и души семьей и школой.
* Сегодня с одинаковым усердием разрушают условия сохранения и развития русской идеи - хозяйство как материальную базу для жизни народа и школу как постоянно действующую матрицу, на которой народ воспроизводится в каждом новом поколении.
* От чуткости, ума и воли "тех, кто любит Россию", зависит, удержим ли мы оба эти фронта, пока вновь соберется с мыслями и силами народ. Должны удержать, даже если какие-то отдельные стороны русской идеи мы понимаем по-разному. Возможно, мы вообще ее в словах никогда и не выразим. Одно ясно: эта идея жива, пока жив ее носитель - русский народ.


http://www.situation.ru/app/rs/books/ar ... 00_34.html
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение Михаил »

Константин писал(а):-Как же так случилось , что мы все потеряли?
-Что было не так?
Я думаю, Сталин понимал что не так. Поэтому и периодически подрезал коммунистическое барство. И сам ходил в дырявых сапогах. И дети его воевали. А когда он умер это барство подняло голову и все задушило вокруг.
Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9932
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение m-sveta »

Константин писал(а):Действительно Светлана, хочется пригласить всех заинтересованных на проанализировать этот материал и поискать ответы на вопросы:
-Как же так случилось , что мы все потеряли?
-Что было не так?
Как говорил Чебурашка: "строили мы, строили и наконец построили" :smu:sche_nie:

Константин, не будьте пессимистом!
Все вернем! И не сомневайтесь.
Конечно, не само собой. Придется потрудиться, зато впредь будет нам наука.
Почему мы до сих пор не вернули? Потому что каждый думает, что это за него кто-нибудь сделает. Например правительство или инопланетяне (вероятность этого одинаковая и близка к нулю). Ждать этого можно бесконечно.

Что было не так? Можно очень долго перечислять, и предательство верхушки, и экономические факторы, и почивание на лаврах, и мировой заговор и т.д. И все это было. Но...
ИМХО, после каждой такой глобальной революции, при которой происходит кардинальная перестройка всего жизненного уклада, наступает период идеализации прежнего строя, и становится возможность его реставрации.Так было в Англии, так было после Великой французской революции.
Т.е. вернулись к монархии, поняли, что это такое и уже скинули окончательно.
Вот и для меня, это вроде как неизбежный исторический этап, самим понять и других на нашем опыте научить, что делать можно, а что низяяяяяяяяяя, что хорошо, а что плохо.
"То, что не убивает нас, делает нас сильнее"

И специально для вас Константин (не все вам меня радовать, я тоже попробую)
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, ВСЕ содействует ко благу...Если Бог за нас, кто против нас?..Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем." (Послание Римлянам 8:28-39)
Константин

Re: Ровестники Октября-социальный портрет.

Сообщение Константин »

m-sveta писал(а): после каждой такой глобальной революции, при которой происходит кардинальная перестройка всего жизненного уклада, наступает период идеализации прежнего строя, и становится возможность его реставрации.Так было в Англии, так было после Великой французской революции.
Т.е. вернулись к монархии, поняли, что это такое и уже скинули окончательно.
Все это так уважаемая Светлана, только все это будет без нас. Нынешнее молодое поколение в плане переустройства общества потеряно. Должна произойти иделизация советского времени, а для этого нынешнее и будущие поколения должны потерять остатки советского наследства в виде жилья, земли, садов. Т.е должны с детсва понимать свое никчемное положение.
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Молитвы за атеиста. Прощание с Лениным

Сообщение Михаил »

ороший пост [info]varjag_2007 "Прощание с Лениным" (кадры кинохроники, любопытные иллюстрации) дополню некоторыми документами - в советское время совершенно секретными и предназначенными лишь для узкого круга лиц из числа высшего руководства СССР. Но сначала цитата из историка Сергея Павлюченкова. Я этого автора, к сожалению, не читал, но товарищ
[info]kommari , у которого я позаимствовал эту цитату, называет его "антисоветчиком". Но вот такую дает Павлюченков оценку: "Смерть Ленина была встречена крестьянством в целом с глубокой скорбью: траурные тряпицы на избах, бесконечные разговоры о нем как о спасителе, освободителе, отце, старшем брате. Проводились сборы на память Ильичу, посылки делегаций при большом морозе в город узнать подробности. Крестьянство волновал вопрос, кто будет вместо Ленина, какой национальности? В Воронеже смерть Ленина вызвала замешательство у «отсталых» партийцев: кто будет править, русский человек или нет? В связи с этим местами проявлялись антисемитские настроения, высказывались опасения за крепость партии и Соввласть - «Миритель» умер. Среди мусульман муллы молились об Ильиче, а в Чечне постановили четыре пятницы раздавать милостыню нищим. Среди восточных народов вообще доминировало благоговейное отношение к памяти Ленина как великого вождя и освободителя человечества. Материалы, собранные к политписьму ЦК за январь 1924 года, свидетельствовали, что смерть Ленина потрясла весь рабочий класс, ударила по сознанию каждого, даже самого отсталого рабочего. Событие ознаменовалось громадными траурными процессиями, трогательным прощанием с вождем в Москве, переполненными собраниями по всем предприятиям, молитвами жен рабочих за упокой его души."

Что интересно, рассекреченные документы показывают, что описанная историком картина в целом соответствует действительности. Хотя хватало и очень нелепых слухов и домыслов. Под катом подтверждающие документы. (Приводятся по книге Советская деревня глазами ВЧК ОГПУ НКВД. Том 2)


№ 123
Из информсводки № 317 Мосгуботдела ОГПУ
за 24 января 1924 г. к 14 часам
24 января 1924 г.
К смерти т. Ленина
В дополнение к слухам, отмеченным во вчерашней сводке, сообща­ется, что

и сегодня эти слухи усиленно распространяются как среди обы­вателей, так и отчасти среди рабочих.
Особо следует отметить слухи о том, что после смерти т. Ленина сле­дует ожидать раскола в партии, перемены в области нэпа и войны к весне. Разговоры идут также о том, кто будет преемником т. Ленина. Распространяются также слухи, что т. Троцкий ранен Зиновьевым на одном из партийных заседаний, что т. Троцкий не болен, а арестован, что т. Троцкий поссорился с Калининым (39-я типография, Бухаринский трамвайный парк и др.).
Среди крестьян-огородников дер. Кожухово наблюдаются разговоры: «Тов. Троцкий и т. Буденный начинают скандалить и скоро будет пере­ворот».
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 802. Л. 17. Копия.

№ 124
Из информсводки № 318 Мосгуботдела ОГПУ
за 25 января 1924 г. к 14 часам
25 января 1924 г.
К смерти т. Ленина
Распространение ложных слухов продолжается. Среди обывателей распространяется новый слух, что т. Ленин умер уже 6 месяцев тому назад, и все время находился замороженным и только благодаря требованиям съезда советов, чтобы т. Ленин был им показан живым или мертвым, пришлось заявить о его смерти. В связи с указанными слухами наблюдается усиленная выемка вкладов из сберегательных касс (Поч­тамт).
Дмитровский у. Отмечается факт распространения толков среди при­езжающих в Дмитров крестьян о своевременности поднятия вопроса об Учредительном собрании.
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 802. Л. 18—18 об. Копия.

№ 125
Из сводки № 2 Нижегородского губотдела ОГПУ о настроении населения г. Нижнего Новгорода в связи со смертью В.И.Ленина
Не ранее 27 января 1924 г.*
На постоялых дворах и в чайных, где преимущественно останавлива­ется крестьянство, из разговоров последних видно, что большинство крес­тьян сожалеют о смерти т. Ленина; заметно их беспокойство о том, суме­ют ли коммунисты теперь, без т. Ленина, дальше продолжать работу в деле строительства [социализма]. Некоторые говорят, что «наверное, Троцкий будет на месте т. Ленина» и что «если Троцкий будет на месте т. Ленина, то уже такой жизни, пожалуй, не будет». Другие говорят, что «помощником Ленина был т. Калинин, тоже хороший человек рабочий, вот, наверное, он и будет работать на месте т. Ленина»



№ 127
Из двухнедельной информсводки уполномоченного Мосгуботдела ОГПУ по Каширскому у. Московской губ. с 15 января по 1 февраля 1924 г.
Не ранее 1 февраля 1924 г.1*
24 января с.г. по уезду проходили конференции, на которых зачиты­вался бюллетень о смерти нашего вождя т. Ленина, и, когда оратор зачи­тал сообщение, то можно было наблюдать, как в некоторых местах крес­тьяне, не сдерживая слез, плакали, как дети. Все конференции прошли спокойно и носили траурный вид. А когда докладчику задавали вопросы, что, кто будет на месте умершего т. Ленина, и когда докладчик отвечал, что пока неизвестно, то крестьяне говорили, нет и не найти такого, как т. Ленин, и когда вопрос был поставлен о выборе делегатов на похороны т. Ленина, то многие крестьяне заявляли, зачем вы ограничиваете коли­чество делегатов, ибо мы все желаем проститься с нашим дорогим вождем т. Лениным. [В] Колтовской вол. крестьянами был дан наказ, передать ра­бочим г. Москвы: «Что мы, крестьяне Колтовской вол., считаем, что умер Ленин, но жива его идея, что мы всегда будем поддерживать рабочих».

...Богатищевская вол. Сообщение о смерти т. Ленина поразило все на­селение волости. Крестьянство страшно жалеет т. Ленина, никаких аги­таций на этот счет нет.
Растовецкая вол. В с. Толканове о смерти т. Ленина узнали утром 23 января, и собравшись у крестьянина того же села Бенина Игната, ко­торый говорил: «Что вот, один был коммунист, который не воровал, и тот умер, и теперь у нас все развалится». На что ему его сосед Шишков отвечал: «Зачем же, ведь т. Ленин целый год уже как болел, а дело идет и налаживается». И вот при встрече с гражданином Шишковым в разго­воре с ним он сказал, что лучше бы Шишков умер, чем Ленин, но в общем можно сказать, что со смертью Ленина у крестьян складывается впечатление, что будет какой-нибудь переворот, что касается авторитетом т. Ленин среди крестьян пользуется как никто2*.

Михневская вол. Сообщение о смерти В.И.Ленина пришло 22 января с.г. Многие рабочие, приезжавшие на праздник в деревню, старались уе­хать в этот вечер в Москву, дабы проститься со своим вождем т. Лени­ным, но им не удалось, настроение рабочих и крестьян было уже подав­ленное сожалением о смерти т. Ленина за исключением одного зав[едующего] складом МСПО при станции Михнево, Родионова Владимира Ива­новича, который, говоря, что нет у нас теперь главного, и выразил свое желание выбрать на место т. Ленина из беспартийных. После чего в чай­ной МСПО некто гражданин Баранов (сын дьякона) говорил, что умер мыслитель, остались теоретики.

Желевская вол. 22 января по волости стали ходить слухи о смерти т. Ленина и вечером того же числа получена телеграмма, подтверждаю­щая слухи. Председатель ВИКа ничего не предпринял для извещения на­селения волости и только по требованиям некоторых товарищей сказал, ладно, сообщу, поэтому уловить настроение крестьянской массы не уда­лось. Только в чайной при станции Желево владелец чайной Кузнецов го­ворил: «Довольно морочить нам головы, Ленин умер два месяца тому назад, а хоронят его сейчас для того, чтобы съезд избрал нового комиссара».
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 816. Л. 5, 6. Подлинник.
1* Датируется по заголовку сводки. 2* Так в тексте.

№ 128
Из обзора ОГПУ политического и экономического состояния
СССР за январь 1924 г.
Не ранее 1 февраля 1924 г.1*
...Везде крестьянство сожалеет о смерти Ленина, как защитнике крес­тьянства, наиболее чуткого к их нуждам. В Орловской и Смоленской гу­берниях отмечается, что смертью т. Ленина опечалено даже более состо­ятельное крестьянство. На траурных собраниях крестьяне часто требуют упоминания т. Ленина в церквях (Марийская обл.), крестятся на его портрет, желая ему «царство небесное» (Смоленская губ.). Некоторые гу­бернии свидетельствуют о значительном сдвиге в сторону соввласти в де­ревне даже со стороны элементов, до того выражавших недовольство соввластью (Вятская, Смоленская, Брянская губернии). Масса слухов, распространенных в деревне, сводится к тому, что Ленина «отравили за то, что он защищал крестьянство» (Московская, Костромская губернии), выражается беспокойство, что у власти станут евреи. И положение крес­тьянства со смертью Ленина ухудшится...
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 32. Л. 20. Копия.
** Датируется по содержанию.



№ 136
Из сводки сведений осведомительного отдела Закавказской
чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией
и преступлениями по должности при Заксовнаркоме
о реакции населения Закавказья на смерть В.И.Ленина
5 марта 1924 г.1*
Настроение в первые дни по смерти Ильича характеризуется общей печалью и подавленностью всех слоев населения независимо от их клас­совой принадлежности и национальности, что доказывается чрезвычай­ными, по своей многочисленности, траурными демонстрациями, в кото­рых принимали участие даже торговцы, шедшие в отдельной колонне (Баку).
В дальнейшем настроение уже резко дифференцируется по классовому признаку.
Менее глубокое впечатление оставила кончина Ленина на крестьянст­ве, что объясняется, главным образом, вообще характерной для них пас­сивностью в вопросах политического характера.
Влияние антисоветского элемента отмечается сильнее в среде крес­тьянства, хотя бы тем, что здесь больше всего распространялись и при­нимались за истину всякого рода провокационные слухи: отравление Ле­нина, убийство Каменевым Троцкого, Ленин умер от последствий венери­ческой болезни, и что он умер давно, но это держали в тайне, что Ленин убит Троцким, что скоро будет конец власти и т.д. и т.п.
Во многих уездах Армении крестьяне с грустью говорили, что единственнным защитником их являлся Ленин, которого они лишились, и по­лагают, что их положение изменится к худшему. В некоторых уездах еще до дня похорон местное население с разрешения комиссии по прове­дению траурных дней устраивало церковные панихиды и затем шествия по улицам с портретом т. Ленина. В день похорон в центр (Эривань) съез­жались из уездов крестьянские массы всех национальностей.
В некоторых районах Грузии, например, Кутаисском у., известие о смерти т. Ленина несколько затормозило сбор налога; объясняется это тем, что крестьяне при крупных событиях всегда ждут каких-либо по­слаблений в области обложения налогами, почему они и воздержались вносить своевременно налог.
Настроение торговой буржуазии и купечества охарактеризовалось бо­язнью отмены нэпа, введения военного коммунизма и аннулирования всех привилегий, связанных с нэпом. Дальнейшие же мероприятия СССР в области международных взаимоотношений и признания Союза западными государствами положительным образом повлияли на торгов­цев, и в настоящее время никаких опасений с их стороны не высказы­вается (Азербайджан).
Шовинистическая часть грузинской интеллигенции считала, что со смертью Ленина увеличились шансы на восстановление независимости. Влияние антисоветских партий, как указано выше, успеха не имело. Фе­дералисты выпустили прокламацию: «Ленин умер, спасай Грузию». Ак­тивное выступление имело место в Боржоми, где неизвестными были сняты траурные флаги с железнодорожной станции.
Пред[седатель] Закчека Могилевский
Нач[алъник] осведотдела Ермолаев
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 505. Л. 163. Подлинник.
'* Датируется по препроводительному письму в восточный отдел ОГПУ.

http://sovetskaya-derevnya-glazami-vchk-2.blogspot.com/

……………….

Еще парочку отсюда

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1924 г.

Рабочие. Смерть тов. Ленина вызвала резкий сдвиг в настроении рабочих, которое характеризуется как инстинктивное чувство единства. Первые сообщения везде являлись ошеломляющими, вызывая плач, истерики и стихийные демонстрации. На собраниях рабочих чувствовалось опасение за судьбу РКП и Советской власти. Лишь среди менее сознательной части рабочих, связанных с деревней, наряду с чувством сожаления по поводу смерти Ленина обозначались нездоровые взгляды антисемитского характера, выявившиеся в суждениях о том, что «после смерти Ленина у власти станут евреи». Антисемитский характер носили большинство рассуждений в связи с оппозиционностью Троцкого и слухами о том, что причиной смерти тов. Ленина явилась дискуссия.


ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль 1924 г.

Красная Армия. Смерть тов. Ленина создала подавленное настроение среди красноармейцев. На некоторое время даже прекратили всякие жалобы и вообще настроение создалось более устойчивое. Настроение комсостава из среды бывших офицеров в большинстве было скрыто-выжидательное, а в отдельных случаях отмечено определенное злорадство.

… Обращает на себя внимание наблюдаемое стремление крестьянства к вступление в ряды РКП в связи со смертью тов. Ленина (отмечено по Купянскому округу Харьковской губ., Фокинскому округу Брянской губ. и Саратовской губ.).

http://chapaev69.livejournal.com/206160.html
Ответить