ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Здесь можно обсуждать события нашей и мировой истории

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Аватара пользователя
Леонард
Знаток
Знаток
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 15:12
Контактная информация:

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Леонард »

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
(Николай Зиновьев)
Аватара пользователя
Леонард
Знаток
Знаток
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 15:12
Контактная информация:

Цитаты Ленина

Сообщение Леонард »

Давно уже сказано, что без революционной теории не может быть и революционного движения, и в настоящее время вряд ли есть надобность доказывать подобную истину. — Задачи русских социал-демократов (конец 1897 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 2, с. 462.

*



Хранить наследство — вовсе не значит ещё ограничиваться наследством. — От какого наследства мы отказываемся? (конец 1897 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 2, с. 542.

*



…Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна… — Эту фразу в таком или примерно таком виде Ленин употребляет неоднократно; возможно, впервые: Шаг вперед, два шага назад (февраль—май 1904 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 8, с. 400. Очевидно, она восходит к утверждению из «Лекции по истории философии» Г. В. Ф. Гегеля: «Если истина абстрактна, то она — не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному…». В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевский перефразировал его так: «Отвлечённой истины нет; истина конкретна». К Ленину оно попало, возможно, через посредничество Г. В. Плеханова, процитировавшего его в своей работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894).

*



Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. — Падение Порт-Артура (14 (1) января 1905 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 9, с. 159.

*



Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. — Партийная организация и партийная литература (13 ноября 1905 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 104.

*



Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует. — Социалистическая партия и беспартийная революционность, II (2 декабря 1905 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 137.

*



Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе. — Социализм и религия (3 декабря 1905 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 146.

*



Прямая политика — самая лучшая политика. Принципиальная политика — самая практичная политика. — Выборная кампания социал-демократии в Петербурге (18 января 1907 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 14, с. 300. Обычно приводится немного отличающаяся цитата (зачастую с перестановкой частей фразы), происходящая из фрагмента речи Сталина на вечере кремлёвских курсантов 28 января 1924 г. «О Ленине»: «Бывали моменты в истории нашей партии, когда мнение большинства или минутные интересы партии приходили в конфликт с коренными интересами пролетариата. В таких случаях Ленин, не задумываясь, решительно становился на сторону принципиальности против большинства партии. Более того,— он не боялся выступать в таких случаях буквально один против всех, рассчитывая на то,— как он часто говорил об этом,— что: „принципиальная политика есть единственно правильная политика“» (И. В. Сталин. Соч., т. 6, с. 58).

*



…Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении… — Материализм и эмпириокритицизм (февраль—октябрь 1908 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 18, с. 149.

*



Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. — Об отношении рабочей партии к религии (13 (26) мая 1909 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 17, с. 418.

*



Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости. — Полемические заметки (март 1911 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 20, с. 210.

*



Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. — Три источника и три составных части марксизма (март 1913 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 23, с. 43.

*



Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. — Три источника и три составных части марксизма (март 1913 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

*



…Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях. — О праве наций на самоопределение (февраль—май 1914 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 25, с. 286.

*



Бывают люди, которым «хочется возразить», а что, как, почему, зачем, это им не дано. — О праве наций на самоопределение (февраль—май 1914 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 25, с. 320.

*



Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется». — «Союз лжи» (13 (26) апреля 1917 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 31, с. 217.

*



Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту. — Удержат ли большевики государственную власть? (1 (14) октября 1917 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 34, с. 315. Часто цитируется с искажением по форме и по содержанию: «Любая кухарка может управлять государством».

*



…Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать. — Послесловие к первому изданию «Государство и революция» (30 ноября 1917 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 33, с. 120.

*



Богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это — два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это — главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно. — Как организовать соревнование? (24—27 декабря 1917 г. (6—9 января 1918 г.)).— ПСС, 5-е изд, т. 35, с. 201.

*



Наш лозунг должен быть один — учиться военному делу настоящим образом, ввести порядок на железных дорогах. — Политический отчёт ЦК VII съезду РКП(б), 7 марта 1918 г.— ПСС, 5-е изд., т. 36, с. 26.

*



…Больших слов нельзя бросать на ветер. — Очередные задачи Советской власти (между 13 и 26 апреля 1918 г.).— ПСС, 5-е изд, т. 36, с. 196.

*



Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни. — О характере наших газет (20 сентября 1918 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 91.

*



Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. — Ценные признания Питирима Сорокина (20 ноября 1918 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.

*



Пролетарская диктатура должна доводить до конца разрушение связи между эксплуататорскими классами, помещиками и капиталистами, и организацией религиозной пропаганды, как поддержки темноты масс. Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма. — Черновой набросок проекта программы РКП(б) (23 февраля 1919 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 38, с. 95.

*



Насилие по отношению к среднему крестьянству представляет из себя величайший вред. — Доклад о работе в деревне 23 марта 1919 г. на VIII съезде РКП(б).— ПСС, 5-е изд., т. 38, с. 200.

*



Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. — Лекция в Свердловском университете «О государстве» 11 июля 1919 г.— ПСС, 5-е изд., т. 39, с. 73.

*



Шорин жульничает, сберегая Будённого только для себя и вообще не проявляя никакой энергии для помощи войскам Южфронта. Вы будете целиком ответственны за устранение этого безобразия, равносильного предательству. Телеграфируйте подробно, какие реальные меры серьёзной помощи и серьёзного контроля за выполнением её и с каким успехом применяете. — И. Т. Смилге. 4 октября 1919 г.— ПСС, 5-е изд., т. 51, с. 54.

*



Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации. — Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г.— ПСС, 5-е изд., т. 39, с. 321.

*



Есть условия, при которых насилие и необходимо и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов. — Успехи и трудности советской власти (1919 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 38, с. 43. Часто эта цитата приводится в обрезанном виде, с очевидным утрированием: «Насилие необходимо и полезно».

*



Самое опасное в войне, которая начинается при таких условиях, как теперь война с Польшей, самое опасное — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне, и это самая худшая черта российского характера, которая сказывается в хрупкости и дряблости. Важно не только начать, но нужно выдержать и устоять, а этого наш брат россиянин не умеет. И только длительной выучкой, пролетарской дисциплинированной борьбой против всякого шатания и колебания, только посредством такой выдержки можно довести российские трудящиеся массы, чтобы они от этой скверной привычки могли отделаться. — Речь на 2-м Всероссийском совещании по работе в деревне 12 июня 1920 г.— ПСС, 5-е изд., т. 41, с. 144. Эта цитата часто приводится в усечённом виде: «Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее».

*



Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет. — Задачи союзов молодёжи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года.— ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305—306.

*



…Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.
А в чём состоит эта классовая борьба? Это — царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов. — Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи «Задачи союзов молодёжи» 2 октября 1920 г.— ПСС, 5-е изд, т. 41, с. 310.

*



Если не перевести Россию на иную технику, более высокую, чем прежде, не может быть речи о восстановлении народного хозяйства и о коммунизме. Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно. — Речь 21 ноября 1920 г. на Московской губернской конференции РКП(б).— ПСС, 5-е изд., т. 42, с. 30.

*



Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности? — Об очистке русского языка (написано в 1919 г. или 1920 г.; впервые опубликовано 3 декабря 1924 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 40, с. 49. Интересно, что Ленин иногда сам употреблял слово «дефекты», в т. ч. и после написания этих замечаний.

*



…Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать своё поражение… — Доклад о новой экономической политике 29 октября 1921 г. на VII Московской губпартконференции.— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 204.

*



…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо. — Отчёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 309.

*



Нельзя научиться решать свои задачи новыми приёмами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приёмов. — Доклад о новой экономической политике 29 октября 1921 г. на VII Московской губпартконференции.— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 205.

*



Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. — Отчёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 323.

*



Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их — и мы будем на самой вершине. — Заметки публициста (конец февраля 1922 г.).— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 423.

*



Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено. — Политический отчёт Центрального комитета РКП(б) 27 марта 1922 г. на XI съезде РКП(б).— ПСС, 5-е изд., т. 45, с. 109.

*



Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности, но у тов. Ларина её маленький избыток. — Заключительное слово по политическому отчёту ЦК РКП(б) 28 марта 1922 г.— ПСС, 5-е изд., т. 45, с. 125.

*



…Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский… — Речь на пленуме Московского Совета 20 ноября 1922 г.— ПСС, 5-е изд, т. 45, с. 303.

*



Формально правильно, а по сути издевательство — Заключительное слово по докладу о продовольственном налоге, X Всероссийская конференция РКП(б), 27 мая 1921. Контекст: «Но у нас де­ло всерьез не берут. А к суду за волокиту привлекали? Где у нас приговоры народных судов за то, что рабочий или крестьянин, вынужденный четыре или пять раз прийти в учреждение, наконец, получает нечто формально правильное, а по сути издевательст­во? Ведь вы же коммунисты, почему же вы не организуете ловушки этим господам бю­рократам и потом не потащите их в народный суд и в тюрьму за эту волокиту?» -- ПСС, 5-е изд. Т. 43. С. 328.

*



Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету». — ПСС, 5-е изд., т.39, стр. 404.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
(Николай Зиновьев)
Мишатка

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Мишатка »

Пора его выносить. Мне интересно только одно - примет его земля или нет.
А вот его подельники что говорили:
Г.Е. Зиновьев (Овсей-Гершен Ааронович Радомышельский) прямо поставил задачу:
«Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить – их надо уничтожить...»

Хорошая фраза, может пригодиться вам как подпись. Она точно отражает ваши взгляды - они все одинаковые
Аватара пользователя
Леонард
Знаток
Знаток
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 15:12
Контактная информация:

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Леонард »

Злой Мишатка писал(а):Пора его выносить. Мне интересно только одно - примет его земля или нет.
мишатка, ты не христианин,... а давай твоих родственников выкопают из могилы и похоронят в другом месте.... Перезахоронение Ленина тоже самое. Если тебе не нравится Ленин, за то что он управлял страной, так иди и смотри на Мавзолей, и пусть тебе будет стыдно за то, что не Черносотенцы управляли страной. И пусть Мавзолей стоит на своем историческом месте,- это будет уроком для вас - черносотенцев. Вы из-за стыда своего не можете на Мавзолей смотреть, и потому хотите его убрать. Именно поэтому он будет стоять...
А вот его подельники что говорили:
Г.Е. Зиновьев (Овсей-Гершен Ааронович Радомышельский) прямо поставил задачу:
«Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить – их надо уничтожить...»
Хорошая фраза, может пригодиться вам как подпись. Она точно отражает ваши взгляды - они все одинаковые
Не лжесвидетельствуй. "Уничтожить" и "уничтожать" не одно и тоже, можно уничтожать но не уничтожить... Зиновьев говорил - уничтожать... Я сталинист, и полностью оправдываю приговор суда по Зиновьеву...

Угадай чьи это слова?
...Оставляя в стороне вопросы равноправия и самоопределения русские это основная национальность мира,
она первая подняла флаг Советов против всего мира. Русская нация — это талантливейшая нация в мире [сравните русский и германский капитализм в смысле вооружения до Октября и сейчас у нас]. Русских били все — турки и даже татары, которые 200 лет нападали и им не удалось овладеть русскими, хотя они тогда были плохо вооружены. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом — они непобедимы, непобедимы...
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
(Николай Зиновьев)
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Михаил »

Мишатка писал(а):Г.Е. Зиновьев (Овсей-Гершен Ааронович Радомышельский) прямо поставил задачу
А потом Г.Е. Зиновьева поставили к стенке.... Возможно что и за "задачу" тоже
Мишатка

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Мишатка »

Дорогой Леонард. А че на Красную площадь приперся твой мумий. Построенную гнилым царизмом. Вот построй себе советский город с советской красной площадью всей в красных звездах и забирай туда мумию с мавзолеем. Если уж ты так хочешь.
Аватара пользователя
Леонард
Знаток
Знаток
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 15:12
Контактная информация:

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Леонард »

Злой Мишатка писал(а):Дорогой Леонард. А че на Красную площадь приперся твой мумий. Построенную гнилым царизмом. Вот построй себе советский город с советской красной площадью всей в красных звездах и забирай туда мумию с мавзолеем. Если уж ты так хочешь.
Дело всё в том, что цари ни чего не строили, они сидели у себя в теплых палатах, жрали и спали. Строил всё голодный и холодный народ. Цари это не народ.... особенно Романовы- Гольфштейны, а коммунисты это выходцы из народа, - это дети народа, это народ...
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
(Николай Зиновьев)
Мишатка

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Мишатка »

Михаил писал(а):
Мишатка писал(а):Г.Е. Зиновьев (Овсей-Гершен Ааронович Радомышельский) прямо поставил задачу
А потом Г.Е. Зиновьева поставили к стенке.... Возможно что и за "задачу" тоже
Есть еще один - дожил до глубокой старости как сыр в масле.....

Каганович самолично возглавлял кампанию по принудительному изъятию всех запасов хлеба у крестьянства, что и вызвало голод 30-х годов.

Так, 29 декабря 1932 года по инициативе Кагановича Политбюро ЦК КП(б)У приняло директиву, в которой колхозам предписывалось сдать «всё имеющееся зерно, в том числе и, так называемые, семенные фонды».

Вывоз всех наличных фондов предлагалось произвести немедленно, в течение 5-6 дней. Всякая задержка рассматривалась, как саботаж хлебозаготовок со всеми вытекающими отсюда последствиями... (История СССР. № 2/1989, с. 14).

Или ещё характерный пример, помогающий понять многое. На январском [1933 года] объединённом Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) один из его участников бросил реплику во время речи Кагановича: «Но ведь, у нас уже людей начали есть!».

На что Каганович цинично ответил: «Если мы дадим волю нервам, то есть будут нас с вами... Это будет лучше?..».

Добавить к этому каннибальскому откровению нечего.
Х
отя, впрочем, ещё на заре большевистской диктатуры «Троцкий, принимая делегацию церковно-приходских советов Москвы, в ответ на заявление проф. Кузнецова о том, что Москва буквально умирает от голода, заявил:

«Это не голод. Когда Тит брал Иерусалим, еврейские матери ели своих детей. Вот, когда я заставлю ваших матерей есть своих детей, тогда вы можете прийти и сказать: “Мы голодаем”» («Циничное заявление» – Донские Ведомости (Новочеркасск), № 268/1919).
Мишатка

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение Мишатка »

Леонард писал(а):
Злой Мишатка писал(а):Дорогой Леонард. А че на Красную площадь приперся твой мумий. Построенную гнилым царизмом. Вот построй себе советский город с советской красной площадью всей в красных звездах и забирай туда мумию с мавзолеем. Если уж ты так хочешь.
Дело всё в том, что цари ни чего не строили, они сидели у себя в теплых палатах, жрали и спали. Строил всё голодный и холодный народ. Цари это не народ.... особенно Романовы- Гольфштейны, а коммунисты это выходцы из народа, - это дети народа, это народ...
Что-то красные "цари" с красными "боярами" тоже ничего не строили. Правда говорят ильичь разок бревнышко понес, но похоже это анекдот
Аватара пользователя
маузер
Публицист
Публицист
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 00:05

Re: ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН БЛАГОДАРНОСТИ НАРОДОВ?

Сообщение маузер »

Дело Ленина. Аргументы и котраргументы по вопросу о перезахоронении
Снова поднята тема перезахоронения Ленина. На сей раз дискуссия выглядит смешным спойлером, предназначенным для забалтывания какой-то общественно важной темы. Какой именно – я не знаю, пишет известный блоггер Максим Коненко.
Однако каждый раз, когда тема захоронения Ленина реанимируется, мне приходится много раз отвечать на вопрос: «А что об этом думаете вы?» Поскольку моя позиция относительно памятников (не надо ставить новых, но и старые не надо ломать) и моя давняя вовлеченность в тему Мавзолея (почти полтора десятка лет назад я был организатором создания первой в мире трехмерной модели Мавзолея в Интернете – с Лениным внутри, разумеется) известны, я каждый раз вынужден приводить одни и те же доводы против перезахоронения, отмечает М.Кононенко.
Автор материала решил выписать все те давно сформулированные контраргументы и систематизировать их. И составил список из тех аргументов, которые обычно приводят сторонники перезахоронения Ленина, и попросил комментаторов в блогах расширить этот список и привести свои аргументы.
Ниже представляем список из наиболее распространенных аргументов за гробокопательство на Красной площади и контраргументы (пусть и иногда и спорные) Максима Кононенко:

Аргумент: Главная площадь страны – не кладбище.
Контраргумент: На Красной площади исторически было множество захоронений. Например, погост у Казанского собора. Погост у Покровского собора. Конечно, Красная площадь тогда не была главной площадью страны, но если избавляться от кладбища теперь – надо сносить все могилы. В том числе, разумеется, могилы Неизвестного солдата и Василия Блаженного.

Аргумент: Труп должен лежать в земле.
Контраргумент: На Соборной площади Кремля стоит Архангельский собор, в подвале которого хоронили московских князей. Они не закопаны в землю. Они лежат в саркофагах, которые стоят на полу. Можете сами сходить посмотреть. То есть вместе с Лениным мы должны закопать и эти захоронения тоже.

Аргумент: Туристы ходят смотреть на труп, это ужасно.
Контраргумент: Туристы ходят смотреть на разные захоронения. В тот же подвал Архангельского собора на саркофаг Ивана Грозного ходят смотреть, например. Эту практику, кстати, можно прекратить очень просто – надо запереть подвал Архангельского собора. И Мавзолей тоже запереть можно. Только захоронение-то тут причем?

Аргумент: Но Грозный лежит в каменном саркофаге, а Ленин – в стеклянном!
Контраргумент: В километре от Мавзолея, в Египетском зале Пушкинского музея в стеклянной витрине лежит египетская мумия. На нее ходят смотреть, например, дети на школьных экскурсиях. Вас не волнует этот вопрос?

Аргумент: Мы – не в Египте. А Ленин – не фараон.
Контраргумент: Так ведь и в Египте теперь живут вовсе не те люди, которые хоронили фараонов. Там живут арабы, исповедующие ислам. И призывать похоронить Ленина по христианским обычаям – все равно что населяющим современный Египет арабам хоронить мумии фараонов по исламским законам.

Аргумент: На Красной площади проводятся концерты. Концерты на кладбище – это кощунство!
Контраргумент: В любом храме, где есть приличный орган, устраиваются концерты. Несмотря на то, что в любом храме обязательно есть захоронения. А в Нотр-Дам де Пари я однажды даже кино смотрел. Кроме этого, если концерты на кладбище – это кощунство, то не проще ли прекратить концерты, нежели переносить кладбище?

Аргумент: Ленин хотел, чтобы его похоронили рядом с матерью.
Контраргумент: Не существует ни одного доказательства этого желания Ленина. Однако логика подсказывает, что Ленин вряд ли мог думать о своих похоронах, поскольку заболел он в достаточно молодом возрасте. Тогда же, когда стало ясно, что Ленин умирает, говорить он уже не мог.

Аргумент: Родственники Ленина были против Мавзолея.
Контраргумент: Тому не существует документальных доказательств. Идея с Мавзолеем возникла далеко не сразу. Сначала с Лениным просто прощались, благо было очень холодно. Только в конце марта было принято решение забальзамировать тело. В течение этого месяца родственники Ленина и Крупская нигде не выступали ни с какими статьями или заявлениями насчет тела Владимира Ильича. То есть, может быть, они и не хотели, но нам об этом достоверно ничего не известно.

Аргумент: Родственники Ленина хотят, чтобы его захоронили.
Контраргумент: Это неправда. Вот что говорит племянница Ленина Ольга Дмитриевна Ульянова:
«Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. ...Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему».

Аргумент: А вы хотели бы, чтобы после вашей смерти ваш труп выставили на всеобщее бесплатное обозрение на 80 лет?
Контраргумент: Полагаю, что мне было бы всё равно – я ведь уже умер. Что же касается родственников – см. предыдущий контраргумент.

Аргумент: Нельзя так издеваться над телом человека!
Контраргумент: Отчего же? Это вполне в духе христианских традиций. Вот только недавно я читал, что в центральном соборе Кракова будет установлен сосуд с кровью папы Иоанна Павла Второго. А уж гастроли разнообразных святых мощей, представляющих собой отрезанные кисти рук, черепа и другие части тела, – дело совершенно обычное. И выстраиваются длинные очереди, чтобы эти отрезанные руки поцеловать.

Аргумент: От тела Ленина осталось только 10%, всё остальное вырезали и выбросили!
Контраргумент: Судя по этим словам депутата Мединского (который и поднял тему), он вообще не в курсе проблемы. Адресую его к книге профессора Збарского «Под крышей Мавзолея», где детально описано, как именно забальзамировано тело Ленина и в каком оно состоянии. Но если бы даже Мединский сказал правду и от тела Ленина действительно оставалось всего 10%, то чем эти 10% хуже вышеупомянутых мной отрезанных кистей рук православных святых?

Аргумент: Мавзолей надо снести, как снесли мавзолеи Димитрова и Сухэ Батора. Мавзолей уродский и портит Красную площадь.
Контраргумент: Я не знаю, кто строил мавзолеи Димитрова и Сухэ Батора, но это не был Алексей Щусев. Мавзолей Ленина является признанным шедевром архитектуры – об этом вам скажет любой архитектор. То, как Щусев вписал достаточно большой объем этого здания в Красную площадь, является примером деликатного отношения к окружающей застройке. Обратите внимание, что когда вы выходите на Красную площадь, вы даже не видите Мавзолея сначала. Его надо поискать глазами. Несмотря на то, что это здание большого размера. Более того, ансамбль Красной площади внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль, включая, разумеется, и Мавзолей. Без которого Красная площадь из этого списка, разумеется, пропадет.

Аргумент: Ленин был злодей и погубил очень много людей. Ему не место в самом сердце Москвы.
Контраргумент: Иван Грозный тоже был злодей и погубил очень много людей. Однако он лежит куда как ближе к сердцу Москвы (коим является все-таки не Красная, а Соборная площадь Кремля).

Аргумент: Решение о захоронении Ленина будет принимать политическое руководство страны.
Контраргумент: У политического руководства страны нет права принимать такое решение, поскольку это противоречит федеральному закону «О погребении и похоронном деле». Там сказано (статья 5, пункт 3), что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на решение подобных вопросов имеют родственники или законные представители, и только в отсутствие таковых – лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение. Родственники у Ленина есть.

Аргумент: Ленин никак не относится к нынешнему российскому государству, поэтому в действующем центре российской власти ему не место.
Контраргумент: Россия является правопреемницей СССР. И, соответственно, относится к руководителям СССР со всеми положенными им почестями. Кстати, по этой причине перезахоранивать Ленина придется с положенными главе государства почестями. Интересно, хочет ли этого партия «Единая Россия» и политическое руководство страны.

Аргумент: На содержание тела Ленина тратятся бюджетные деньги, на которые можно было бы...
Контраргумент: Содержание тела Ленина стоит около миллиона рублей в год. Расходные материалы – тряпки и глицерин. Плюс работа. Эти деньги платятся не из бюджета, а из специального фонда, который пополняется за счет пожертвований. Гораздо больших денег стоит содержание здания Мавзолея, но это памятник архитектуры федерального значения, вроде кремлевских башен и стен.

Аргумент: Мавзолей и прилегающая территория огорожены, Красная площадь на треть уменьшена, без режима охраны можно было бы гулять до стены, сидеть там на лавочках.
Контраргумент: Это сродни вопросу о концертах. Пусть ФСО снимет ограду – и проблема решена. Не говоря уж о том, что огорожен не столько Мавзолей, сколько бетонные трибуны для гостей былых демонстраций. Уж их-то точно можно убрать за один день без всяких дискуссий, поскольку они вообще не используются.

Аргумент: Только похоронив Ленина, можно на символическом уровне подтвердить, что те изменения, которые произошли со страной за двадцать лет, необратимы. И что «переходный период» закончился: мы живем не в «постсоветской», а в новой российской реальности, и назад дороги нет. (А.Чадаев)
Контраргумент: Ну хорошо, вот похоронили вы его из символических соображений. А переходный период раз – и не заканчивается! И мы по-прежнему продолжаем жить в постсоветской России. С постсоветскими людьми. Да и с советскими людьми тоже.
А хоронить-то уже больше и некого!
А так остается тема для вечного разговора на каждый год. И, опять же, повод для отвлечения коммунистов от обсуждения первых в новом году счетов за оплату услуг ЖКХ.
Arte et Humanitate, Labore et Scientia.
Ответить