Ах, Эрмитаж…

Делимся новостями культурной жизни, любимыми стихами, музыкой и т. п.

Модераторы: express, Камиль Абэ, Мормон, Ефремов

Ответить
Аватара пользователя
Fleri
Публицист
Публицист
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 07:08
Откуда: Москва
Поблагодарили: 5 раз

Ах, Эрмитаж…

Сообщение Fleri » 24 дек 2014, 20:05

Самому крупному государственному музею России – 250 лет

Изображение


Эрмитаж сегодня – это целый музейный комплекс из 5 зданий, располагающихся на набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Сердце Эрмитажа - Зимний дворец, построенный Растрелли в середине XVIII века. Коллекция насчитывает примерно три миллиона экспонатов. Это уникальное хранилище российского национального достояния.


А начиналась история музея с небольшой коллекции, которая собиралась известной ценительницей прекрасного Екатериной II. Приобретенные ею произведения искусства изначально занимали небольшое помещение во дворце. Дворцовый флигель стали называть Малый Эрмитаж (от фр. – уединенное, закрытое место). С каждым годом количество экспонатов увеличивалось, и в 1852 году для уже внушительной коллекции был создан Императорский Эрмитаж, открывший свои двери для всех желающих.

К нынешнему юбилею в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца открылась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». На ней представлено около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Каждый раздел выставки дополняется тематически связанным с ним видеофильмом, показывающим, в каком состоянии была картина или скульптура до реставрации и как с процессом восстановления она оживала.

Целый ряд произведений, реставрация которых была недавно завершена в Эрмитаже, уже находится в залах музея. Среди них: «Бегство в Египет» – шедевр раннего Тициана, «Благовещение» Джованни Батиста Чимы да Конельяно, икона неизвестного художника Сиенской школы начала XV века – «Мадонна с младенцем на троне и ангелами. Сцены из жития Мадонны и Христа» (в клеймах), статуя Афины Римской II века и многие другие.

Открывает экспозицию триптих кисти Гуго ван дер Гуса (1435/1440-1482) «Поклонение волхвов» – жемчужина собрания нидерландской живописи Эрмитажа, более пяти лет находившаяся на реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи. Благодаря труду реставраторов перед нами предстают также шедевры западноевропейских мастеров: «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто (1542), «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта (1634), «Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)» Эдгара Дега (1876), являющаяся важнейшей вехой во французской живописи XIX века, «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома. Восхищают своим великолепием иконы. Среди них «Богоматерь с Младенцем Элеуса» (Средиземноморье. Середина XV в.), «Положение во гроб» (Критская школа. Конец XVI – нач. XVII в).

В Лаборатории научной реставрации темперной живописи осуществляется реставрация памятников западноевропейской средневековой и древнерусской живописи на деревянной основе. Среди обретших новую жизнь ценнейшие русские иконы и произведения итальянских мастеров разных школ: «Мадонна Смирения» Пьетро да Кордова (XIV в., Тосканская школа), «Распятие с Мадонной, святыми Иоанном, Иеронимом, Франциском и Марией Магдалиной», Марко Палмеццано (XVI в., Школа Романьи).

Фрагменты высокохудожественной стенной росписи – «Сцена охоты» (VI в.), древнеегипетский расписной картонаж говорят о работе реставраторов Лаборатории научной реставрации монументальной живописи.

Малахитовая чаша (Петергофская гранильная фабрика, 1850 г.), показанная на выставке - пример уникальной масштабной реставрации, проведенной в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня. В этом же разделе выставки можно увидеть великолепные произведения античных мастеров, возрожденные реставраторами музея: «Мальчик с кувшином», «Голова Афродиты».

За период существования Лаборатории научной реставрации графики прошли реставрацию и консервацию около 25 тысяч произведений различных техник, книг и документов из фондов и Архива Эрмитажа. Среди них уникальный исторический памятник рубежа XIX–XX веков – панорама из девяти рулонов (общей длиной около 900 метров) П.Я. Пясецкого «"Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894–1899 гг.)"», на выставке представлен третий рулон – «Дупленская–Обь». Особое внимание уделено древнерусским рукописным текстам, грамотам, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.

Лаборатория научной реставрации тканей вернула к жизни целый ряд шедевров, среди них: «Костюм парадный императора Петра Великого», в котором он присутствовал на коронации Екатерины I, более 260 лет находившийся в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I, платье из шелкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой. Деятельность самой молодой реставрационной лаборатории научной реставрации фотоматериалов (создана в 2011 году) представлена работами начала XX века и образцами современной фотографии.

Выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» рассказывает о том, насколько изменились за последние годы возможности реставраторов. При нынешних технологиях они способны вернуть к жизни предмет, который практически превратился в прах. И при этом имена этих уникальных мастеров всегда остаются за кадром...


http://www.stoletie.ru/fotoreportazh/ah ... zh_959.htm

Ответить