Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: express, Камиль Абэ, Мормон, Ефремов

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 8913
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 304 раза

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение m-sveta » 10 сен 2017, 15:57

Камиль Абэ писал(а):
16 авг 2017, 10:18
Я вас ,уважаемая m-sveta, понимаю: нет что-то на Форуме 33-го Димитрия и Константинуса, а кто-то должен просвещать народ...
Ой не понимаете ((((((((((. Все модераторы желают прикрыть этот раздел. Вот и бьюсь изо всех сил, чтоб не удалили

«Красный поп» — Василий Островидов
https://omiliya.org/content/krasnyi-pop ... vidov.html

вот еще
Священники - жертвы белого террора
https://voencomuezd.livejournal.com/1451782.html
Красный командир А.А.Федоров вспоминал о своей встрече со священником из ссыльно-поселенцев в с. Большекурейное Курганского уезда во время Тобольско-Петропавловской операции на Урале:

«9 сентября 1919 года мы достигли большого, богатого села Куреинское.

Получилось так, что там одновременно сошлись все три полка и штаб бригады с тылами. Желая разгрузить село, командир бригады решил два полка выдвинуть вперед, один полк расположить в деревне Шенеринской, находившейся к югу от нас за небольшим озером.

В тот же день 37-й и 39-й полки с бригадной артиллерией выступили вперед, хотя было уже довольно поздно. 38-й полк под командованием Т.О.Эрна расположился в Шенеринской. В Куреинском остался только наш штаб со всеми своими подразделениями и тылами.

По обыкновению, мы заняли под штаб дом попа.

Хозяин наш, отец Павел, средних лет, цветущего здоровья, держал себя с достоинством, в разговоре старался показать большую начитанность. Выяснилось, что он бывший студент Московского университета, когда-то был сослан в Сибирь за участие в студенческих волнениях. Долго здесь не находил себе пристанища и случилось так, что влюбился в эпархиалку, женился и по настоянию тестя стал попом.

– Как-то неловко сознаваться: студент-народник и вдруг – поп, – признался он, смущаясь и краснея. – Успокаиваю себя тем, что не я, так на моем месте был бы другой. Чувствую все же за собой какую-то вину, стараюсь искупить ее. Завел здесь вечернюю школу, провожу воскресные чтения, беседы...

Попадья, моложавая, очень расторопная и веселая, встретила нас приветливо, радушно. Она оказалась толковой, сноровистой хозяйкой. В руках у нее все кипело. Ей помогали молодая, улыбчивая кухарка и две дочери»[1]

Однако на следующий же день красным пришлось отступить. Село заняли части 11-й Уральской казачьей дивизии. А вскоре разыгралась трагедия: крестьяне-партизаны напали ночью на дивизию и зарубили топорами 60 человек из них, чуть не захватив и командира, генерал-майора А.В.Круглевского. Разнесся слух, что партизан прятал у себя в церкви священник. За это нападение белые жестоко расправились с нападавшими: все жители были согнаны казаками на площадь и расстреляны; само село сожжено. Священник также был казнен вместе с семьей – женой, двумя дочерьми и работницей, причем женщин перед этим изнасиловали[2]. За эту выдающуюся даже по тем временам жестокость генерал Круглевский был снят с должности начальника дивизии[3].

Пример о.Павла является ярким примером белого террора, обрушившегося на представителя духовенства. Это было вполне закономерно. Хотя белые режимы покровительствовали православной религии, они не могли мириться со своими политическими противниками, даже если они происходили из духовенства. Им также, как и остальным, грозила тюрьма или смертная казнь. Примеры подобных репрессий тоже есть, хотя они весьма немногочисленны.

Самым известным священником, который был убит «белыми», является Калабухов, член Кубанского правительства и сторонник кубанской независимости. В ходе конфликта деникинцев с кубанцами он был выбран как жертва показательного наказания и повешен. При этом его сан не имел никакого значения; не все в Екатеринодаре даже знали, что он священник – Калабухов не носил рясы, а ходил в кубанской одежде, в черкеске с кинжалом. «Когда Калабухова повесили (это было ночью, около трех часов утра), Кубанский епархиальный Совет спохватился и, экстренно собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра, вынес постановление: запретить Калабухова в священнослужении (уже повешенного)»[4].

Однако по политическим мотивам убивали в основном священников, как-то связанных с большевиками. Одним из них был Михаил Жедяев, служивший в с.Кочебахтино Рождественской волости Кунгурского уезда. Летом 1918 г. он снял сан, вступил в партию и стал волостным агитатором уезда, агитируя за организацию комбедов и против духовенства[5]. По отзывам мемуаристов, он пользовался у крестьян авторитетом[6]. Однако его агитаторская деятельность продлилась всего несколько недель: после прихода сибирских белогвардейцев он был арестован. Как утверждают местные исследователи, «М.С.Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли»[7]. Хотя Жедяев, как уже указывалось, уже снял сан, он записан современной церковью в новомученики земли кунгурской.

Были и другие расстрелы белыми священников на Урале. 30 мая 1919 г. вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю про «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам»[8]. Во время Ижевско-Воткинского восстания так же был убит проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин[9]. В 1918 г. в партизанскую бригаду П.Деткина, действующую на левом берегу реки Камы, вступил 17-летний Сережа Брежнев – сын священника, расстрелянного белыми за сочувствие Советской власти[10].

Такие случаи были и на Юге. Полевой суд в Ростове-на-Дону приговорил к 16 г. каторги бывшего священника Волкова «за призыв путем печати к большевистскому движению»[11]. По сообщению ростовской газеты «Вольная Кубань», в том же Ростове-на-Дону был расстрелян священник Митропольский. Расстрел был произведен «за произнесенную им в церкви речь, в которой он призывал прекратить гражданскую войну и примириться с Советской властью, провозгласившей равенство и братство всех трудящихся»[12].

Отдельно стоит упомянуть священника Ф.А.Парнякова – настоятеля русского православного прихода в монгольском селении Нийслэл-хурэ. Он был на хорошем счету у начальства. Сначала он был либералом, а потом стал поддерживать большевиков[13]. В частности, он укрывал от террора белых соратников С.Г.Лазо: сотрудников газеты «Власть труда» Луцкого и Сибирцева[14]. Уже летом 1917 г. он раздавал в Монголии революционную литературу, которую ему прислал сын Пантелеймон из Петербурга. Русские в Нийслэл-хурэ называли его «наш красный поп».

Его сын П.Ф.Парняков и дочь М.Ф.Парнякова в 1916 – начале 1917 г. стали членами большевистской партии и принимали активное участие в боях за советскую власть в Сибири. П.Ф.Парняков был секретарем штаба иркутского ВРК, позже стал комиссаром просвещения Центросибири и членом сибирской ЧК; написал «тезисы по культурно-просветительной деятельности», в которых призывал к социалистическому воспитанию трудящихся, отмене преподаванию религии, введению предмета по политэкономии и рабоче-крестьянской революции, политической агитации. Он написал также брошюру «О семеновщине», изданную по распоряжению сибирской ЧК. М.Ф.Парнякова впоследствии стала заведующей осведомительным отделом Центросибири, затем была в Нийслэл-хурэ, работала в Дальбюро ЦК РКП(б). В 1919 г. сын Парнякова был казнен. До него самого очередь дошла в 1921 г., когда Ургу заняла Азиатская дивизия барона Унгерна. За сочувствие красным Парняков был, конечно, арестован. По некоторым данным, белые пытались «сделать его монархистом», но через три дня пыток казнили[15]. Позднее на судебном процессе Р.Ф.Унгерн говорил, что приказал убить священника потому, что тот был председателем «какого-то комитета»[16].

Ясно понимая, что убийство священника компрометирует «христианскую миссию» армии Унгерна, его подручные позже пытались оправдаться, выставив Парнякова в самых черных красках. Полковник В.Ю.Сокольницкий, начальник штаба отряда Кайгородова, писал, что Парняков был большевиком и председателем кооператива Урги[17]. Член Войскового правления Енисейского казачьего войска К.И.Лаврентьев, во время осады Урги заключенный китайцами в тюрьму, утверждал, что Парняков не давал перевести заключенных в теплое помещение[18]. Офицер М.Г.Торновский обвинял его в гибели 100 русских, расстрелянных по их доносам в Урге и ее окрестностях, в работе на революционеров с 1905 года, безнравственности: «пьяница, похабник, несомненный атеист»[19].

Утверждения о пьянстве и безнравственности, думается, легко опровергаются многолетней безупречной службой Парнякова в Нийслэл-хурэ. Притом на совести унгерновцев это не единственный церковник. В поселке Алтан унгерновцы, уходя в поход 15 сентября 1921 г., убили священника, «не сочувствовавшего семеновцам»[20].

Любопытно, что у Федора Парнякова был коллега-однофамилец с удивительно похожей судьбой – священник Успенской церкви Кяхты-Троицкосавска Виктор Викторович Парняков.

Родился он в Троицкосавске 5 октября (по ст. ст.) 1875 года в семье диакона Успенской церкви Виктора Павловича Парнякова – сына дьяка. Семья имела собственный дом в городе. В 1892 г. он окончил 4-класссное училище, выдержал испытание на звание учителя начальной школы, служил преподавателем Закона Божьего Хамнейской, а затем Красноярской церковно-приходских школ.

По рукоположении в сан диакона в мае 1900 г. он стал служить в Успенской Троицкосавской кладбищенской церкви, а после смерти летом 1906 года штатного священника Успенской церкви Константина Малова был рукоположен в сан иерея. Все это время он активно работал по линии народного просвещения – был законоучителем 3-го городского приходского училища, ремесленной школы Я.А. Немчинова, Успенского городского приходского училища, женской воскресной школы г. Троицкосавска, а также занимал еще целый ряд общественных постов. В частности, в Первую Мировую он был членом общества повсеместной помощи пострадавшим. О его судьбе после революции известно немного – он стал членом Совета депутатов, за что был расстрелян белыми где-то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. Виктор Парняков был похоронен верующими рядом с Успенской церковью[21].

Как видим, отношение к духовенству у белых вполне прагматично определялось политическими, а не только идейными причинами. И все же нельзя сказать, что «красное духовенство» было хоть в какой-то мере значимым фактором в гражданской войне. Его представители были единичны, и никак не могли влиять на внутрицерковную жизнь.

1. Федоров А.Ф. Октябрьские зори. М., Воениздат, 1962. С.211
2. Там же. С.236; А.Г.Ефимов. Ижевцы и воткинцы. Борьба с большевиками. М., Айрис-Пресс, 2008. С.180. По свидетельству очевидцев, с которыми встречался А.Федоров, дочерей колчаковцы оставили в живых, но увезли с собой и довели младшую из них до сумасшествия.
3. Слова о «выдающейся по тем временам жестокости» – не оборот речи. Именно в эти самые дни командующий 3-й армией генерал-лейтенант К.В.Сахаров отдал приказ о борьбе с подобными партизанскими отрядами в прифронтовой полосе. «Дабы раз и навсегда покончить с подобным предательством и избавить войска от тяжелых положений» приказ предписывал брать заложников из села перед его занятием и в случае предательства расстреливать виновников или заложников; «в случае отказа от выдачи виновных расстреливать заложников или жителей через десятого. В случаях массового выступления жителей с оружием в руках против армии, такие населенные пункты немедленно окружать, всех жителей расстреливать, а самое селение уничтожать дотла». Приказ был захвачен красными и впоследствии опубликован: Известия Петроградского Совета. №276. 4 декабря 1919 г.
4. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954. С.390
5. Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21 гг. Ленинград 1925 г. С.220
6. М.Я.Болотов. Так рождалась советская власть // Под красным знаменем. Молотов, 1957. С.339
7. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты. Районные. Искра (Кунгур) / 2010-01-14. Интернет-публикация: http://www.media-office.ru/?go=550446&p ... fce72a8649
8. С.С.Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. М., «Посев», 2006. С.102
9. ЦГА УР. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 37. Л. 5-5об: Дмитриев Д.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. Ижевск, 1991. С.109
10. А.А.Кошурников. Первые бои полка // В пороховом дыму. Сб. восп. участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. с.43
11. Северная Коммуна. №107. 17 сентября 1918 г.
12. Известия Петроградского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов. №234. 15 октября 1919 г.
13. Лаврентьев К.И. 1925. Взятие Урги бароном Унгерном в 1921 году. Харбин. Издано в кн.: Кузьмин С.Л. Барон Унгерн в документах и материалах, 2004; Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак. Самара, 1999; Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. М., Наука, 1969; Даревская Е.М. Три портрета – три судьбы: исторические очерки. Улан-Батор, 1999.
14. Любимов А. 2006. Первый редактор «Власти труда». Восточно-Сибирская правда, 21.05.2006. Интернет-публикация: http://www.vsp.ru/social/2006/05/31/425833
15. С.Л.Кузьмин. История барона Унгерна: опыт реконструкции. М., КМК, 2011. С.409
16. Барон Унгерн в документах и мемуарах. Ред. С.Л.Кузьмин. М. 2004. С.247
17. Там же. С.309
18. Там же. С.316
19. Там же. С.189, 222, 237
20. С.Л.Кузьмин. История барона Унгерна: опыт реконструкции. М., КМК, 2011. С.117
21. «Православная Бурятия». 14 октября 2010 г.

Аватара пользователя
Камиль Абэ
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 10675
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 16:32
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 144 раза

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение Камиль Абэ » 10 сен 2017, 16:13

m-sveta писал(а):
10 сен 2017, 15:57
Ой не понимаете ((((((((((.
А , может быть, потому не понимаю, что никакого желания прикрыть этот раздел не испытываю. Я понимаю, что тема щепетильная, но почему это должно пугать?

Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3500
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 91 раз
Контактная информация:

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение Михаил » 10 сен 2017, 21:30

«Красный поп» — Василий Островидов

Кроме священников награжденных офицерскими орденами св. Георгия Победоносца, был еще один полковой священник, которого наградили солдатским Георгиевским крестом. Судьба этого полкового священника необыкновенна и удивительна, а потому вполне заслуживает внимание читателей, чтобы о ней рассказать.

Островидов Василий Андреевич родился 10 июля 1864 года в семье сельского дьячка с. Копены Аткарского уезда Саратовской губернии.

По окончании Камышинского духовного училища стал послушником в монастыре, но вскоре откуда сбежал. Вначале работал конторщиком на пристани и певчим в хоре, а затем стал учителем в одном из сел Саратовской губернии. Великолепный бас, которым владел юный Василий Островидов не мог не привлечь к нему внимание и вскоре ему поступило предложение от Саратовского архиерея стать дьяконом кафедрального собора.

Долго Островидова в сане диакона не прослужил и уже в двадцать три года принимает решение оставить церковную карьеру ради артистичной. Для этого он в 1887 году уезжает из Саратова в Первопрестольную, для обучения пению в Московском музыкально-драматическом училище. Одновременно с учебой он поет в хоре Архангельского собора Московскогокремля и в оперетте М. Лентовского.

Василий был замечен в театральных кругах Москвы. А на выпускном экзамене в 1892 году его бархатный тембр зазвучал в Большом Театре в партии Руслана. В том же году он дебютировал в партии Сусанина в опере М. Глинки Глинки «Жизнь за царя». Вообще со времени окончания училища и по 1897 год Островидов с большим успехом выступает во многих во многих городах России под сценическим псевдонимом — Тассин. Его талант высоко ценили Шаляпин и Римский-Корсаков. Последний подарил Островидову свой портрет с надписью: «Единственному Деду Морозу от автора «Снегурочки».

В 1897 году Василий Островидов уезжает в Милан совершенствовать свое вокальное искусство у самого Эрносто Росси. Одновременно он успешно выступает в Риме, Турине и других городах Италии в партиях Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини) и Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно). Исполнение Островидовым оперных партий отличалось простотой, отсутствием аффектации, но его густой, «бархатный» тембр голоса просто завораживал слушателей и приносил всегда неизменный успех всем выступлениям русского певца в Италии, как когда и в России.

Что случилось со знаменитым на всю Россию басом, автору доподлинно неизвестно, но факт остается фактом. После 17 лет столь блестящей артистической карьеры, Островидов неожиданно для всех оставляет театральную сцену и возвращается для служения в Церковь, в качестве протодиакона кафедрального собора города Владивостока. Здесь его за активную патриотическую деятельность избирают председателем Владивостокского отдела Русского народного союза имени Михаила Архангела.

В 1914 году вместе со своей семьей отец Василий переезжает в Одессу. Идет война и протодиакон, как истинный патриот не может остаться в стороне, он просится на германский фронт. В 1917 году его рукополагают в сан иерея и направляют в действующую армию, полковым священником 245-го Бердянского полка. На фронте отца Василия за проявленную храбрость и отвагу награждают Георгиевским солдатским крестом.

Отец Василий пользуется необыкновенной популярность у солдат, а потому после Октябрьской революции его избирают в полковой комитет.

В 1918 году отец Василий возвращается с фронта к своей семье в Одессу и сразу же включается в активную общественно-политическую жизнь. Его избирают членом лекторской коллегии и сотрудником губисполкома и в том качестве, он неустанно колесит по всей губернии с лекциями и концертами. Разъезжая по городам и весям он страстно выступает на митингах, организует народный театр. В народе отца Василия Островидова прозывают «Красным попом», но на его выступления идут с удовольствием, так как свои речи он подкрепляет чудным исполнением песен.

Конечно, отец Василий, как человек сугубо религиозный, не стал большевиком, он просто искренне сочувствовал революции, в которой видел проявление Божественной справедливости по отношению к бедным и обездоленным. В апреле 1921 года отец Василий прибывает в Балту для выступлений в селах уезда. Послушать прославленного певца в селе Обжила собрались жители из двух крупных сел — свыше трех тысяч человек. После выступления перед сельчанами отец Василий остался в селе. В этом уезде действовал повстанческий отряд атамана Заболотного. Его люди выследили «Красного попа» и в ночь с 4 на 5 апреля убили прямо в том доме, где отец Василий остановился на ночлег.

Похоронили на Островидова на Первом христианском кладбище Одессы,1 и хотя место захоронения отца Василия к настоящему времени утеряно, но память о нем в Одессе еще живет. С 1923 года, улица, на которой он жил, носила его имя. В настоящее время улице хотя и вернули прежнее название, но в Одесском историко-краеведческом музее вам могут показать сборник статей «Красный венок на могилу священника-революционера», посвященный воспоминания об отце Василии Островидове.

Изображение

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 8913
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 304 раза

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение m-sveta » 24 сен 2017, 08:23

Как большевики "храмы взрывали"
В первые же минуты взятия власти Петроградский военно-революционный комитет направил в Эрмитаж с особым заданием отряд из десяти человек. Среди них был Борис Дементьев — рабочий паренек с Ново-Адмиралтейского завода, матросы Борис Проскуратов и Кирилл Ершов. Возглавлял отряд девятнадцатилетний Дементьев. Запасным ходом с Зимней канавки они проникли в Эрмитаж, тяжелой мебелью забаррикадировали подъезды и внутренние ходы сообщения между Эрмитажем и Зимним дворцом. В тот же день ВРК назначил комиссаров по охране музеев, дворцов и художественных ценностей. В их распоряжение выделили наряды солдат для несения караульной службы.
... Уже 26 октября ВРК привлек к работе по выработке системы охраны художественных ценностей академика живописи A. Н. Бенуа. А на следующий день начала деятельность Художественно-историческая комиссия, в которую вошли великолепные знатоки музейных коллекций, историко-архитектурных памятников великого города B. А. Верещагин, Б. А. Надеждин, Н. Г. Пиотровский, В. В. Гельмерсен.
... 1 июня 1918 года Ленин подписывает декрет Совнаркома о реорганизации и централизации архивного дела. Этот документ проникнут заботой о сбережении для истории документов и подлинных свидетельств происходящих событий.
... Капиталисты и помещики, покидая Россию, стремились или увезти с собой художественные ценности или спустить их на «черном» рынке зарубежным коммерсантам. Наше национальное достояние, таким образом, грабили дипломатические работники различных иностранных миссий и белогвардейцы, скрывавшиеся под флагом посольств и международных организаций. Петроградская ЧК раскрыла большую шайку воров, которая нашла покровителей в датском королевском посольстве. Шайку возглавляли бывший ротмистр и бывший дипломатический курьер Гаусман, бывший гвардейский поручик при генеральном штабе Рудаковский — сын известного петербургского ювелира Фаберже. При обыске у них было изъято более тысячи музейных редкостей и много других культурных ценностей.
Еще летом 1917 года в США возникла специальная корпорация с капиталом в 20 миллионов долларов для вывоза из России художественных произведений и предметов старины. Мастера поживиться за чужой счет были тут как тут.

С резкой обличительной статьей летом 1917 года выступил Горький. «Американское предприятие — его, конечно, поведут с американской энергией,— писал Алексей Максимович,— это предприятие грозит нашей стране великим опустошением, оно выносит из России массу прекрасных вещей, историческая и художественная ценность которых выше всяких миллионов».
Тревога писателя была обоснованной. Вывоз за границу художественных ценностей начался еще в годы первой мировой войны. В период хозяйничанья Временного правительства за рубеж целыми вагонами увозили произведения искусства, антикварные вещи, драгоценности, художественную мебель. «Временные» игнорировали предложения общественности немедленно запретить вывоз за границу художественно-исторических сокровищ, усилить охрану дворцов и установить ответственность за спекуляцию предметами искусства и старины.
Бежавшие за границу после Октября развернули бешеную распродажу произведений искусства. Барон Н. Врангель, отец генерала-белогвардейца, признавался: «За первоклассного Тинторетто, за которого мне прежде давали около двухсот тысяч, я едва-едва получил двадцать, а за коллекцию миниатюр, за которую теперь по дешевой оценке можно получить не менее полумиллиона франков, я выручил лишь восемнадцать тысяч... Купил у меня вещей на много десятков тысяч какой-то изящный господин, говорящий одинаково хорошо и на английском и на французском языках».
... Постановление Совнаркома от 30 мая 1918 года гласило: «Ввиду исключительного художественного значения картины Боттичелли (тондо), принадлежащей в настоящее время гр. Е. П. Мещерской, предполагающей, по имеющимся сведениям, вывезти картину за границу, Совет Народных Комиссаров постановляет: картину эту реквизировать, признать ее собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и передать в один из национальных музеев Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Исполнение сего постановления возложить на Комиссариат по народному просвещению. Поручить Комиссариату по народному просвещению разработать в 3-дневный срок проект декрета о запрещении вывоза из пределов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики картин и вообще всяких высокохудожественных ценностей, и проект этот представить на рассмотрение Совета Народных Комиссаров».
... Успешному проведению первой за всю историю инвентаризации российских сокровищ очень помогла рожденная революцией охранная грамота. Твердый порядок выдачи таких грамот выработался к январю 1918 года. Документ имел законную силу. Туда, где художественные ценности подвергались опасности, направлялись два члена комиссии по охране памятников искусства и старины. Они определяли, что представляло собой имущество. На музейное составляли опись в двух экземплярах. Первый сдавали в комиссию, а второй оставляли владельцу, который назначался хранителем всего имущества, взятого комиссией на учет. После этого имущество не подлежало реквизиции, помещение — уплотнению. Владелец же отвечал за его сохранность. В Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства хранится заявление: «Имея у себя собрание картин старой и новой школ, а также коллекции: старинного фарфора, стекла, материй, миниатюр, часов и др. предметов художественно-исторического значения, прошу комиссию выдать мне охранную грамоту для моего вышеозначенного собрания». Автор заявления — художник-реставратор И. Крайтор.
На заявлении резолюция председателя пластического отдела комиссии Е. В. Орановского: «Охранные грамоты выдать». Такие грамоты получили все московские художники и скульпторы.
... 5 октября 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Этот правительственный акт законодательно завершил регистрацию частных собраний и подтвердил, что «владельцам взятых на учет предметов или собраний оказывается содействие в деле их охранения и выдаются особые охранные грамоты». В соответствии с требованием декрета проводилась первая государственная регистрация «всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины». Было взято на учет 750 частных собраний и 520 усадеб. В 1918—1923 годах было выдано 120 охранных грамот на усадьбы и около 480 — на частные собрания Москвы и Петрограда.
... постановление Совнаркома от 30 марта 1918 года об удовлетворении ходатайства «вдовы Л. Н. Толстого гражданки С. А. Толстой о выдаче ей пенсии, назначенной в 1910 году в размере 10 000 рублей в год и расходуемой ею на поддержание усадьбы «Ясная Поляна»».
... письмо С. Шереметева: «Спешу выразить свою благодарность комиссии за заботу о Кускове. 32 Я был бы очень рад, если бы члены комиссии, художники С. Ю. Жуковский и В. Н. Мешков, нашли бы возможным посетить Кусково и познакомиться с теми ценностями, которые там хранятся. До сего времени в Кускове все благополучно, и распространившиеся сведения о расхищении не соответствуют действительности.
Граф Сергей Шереметев».
Только в 1918 году возникло 49 музеев.
Некоторое представление о размахе и значении музейной работы в то горячее революционное время дает сохранившееся в архиве письмо в адрес Переславль-Залесского музея от 4 февраля 1919 года: «Коллегия отдела Наробраза предлагает Вам немедленно перевести музей в помещение бывшего духовного училища в Горицком монастыре, вслед за тем безотлагательно приступить к устройству художественного отдела — развеске картин из собрания Свешникова, чтобы он начал функционировать для широких слоев местного населения. По обозрении Переславской церкви собрать старинные иконы и другую церковную художественную старину, которую разместить в отдельной комнате. Организовать библиотеку и архив. При этом имейте в виду, чтобы были оставлены помещения для естественноисторического и экономического отделов, куда немедленно будут передаваться коллекции сельскохозяйственные, естественноисторические, а также образцы кустарного и фабричного производства и пр. Во дворе устроить показательный огород, ботанический сад и образцовую пасеку, метеорологическую станцию».
За первые десять лет Советской власти было открыто свыше 250 музеев.
...Советская власть не скрывала потерь и повреждений, причиненных артиллерийским огнем во время боев с контрреволюционерами. Иллюстрированный журнал Российского телеграфного агентства «Красная звезда» в ноябре 1918 года опубликовал фотографии поврежденных памятников. Их было всего двенадцать. Но не меньший ущерб наносила неумелая реставрация предшествующего времени. Комиссия по охране памятников искусства и старины провела осмотр Кремля и «единогласно постановила, что все снаряды, попавшие в Кремль, меньше нанесли вреда художественно-историческим памятникам, чем невежественная малярная реставрация дивных фресок Успенского собора». Проводившееся летом 1917 года поновление фресок XVI столетия действительно было малярной реставрацией. Древние фрески сначала отмыли от вековых наслоений, а затем грубо, аляповато переписали. Еще бесцеремоннее незадолго до этого были переписаны заново фрески Успенского храма в свияжском Богородском монастыре (XVI век).
... Как выглядел в те дни Кремль? Неблагоустроенный, с грубой булыжной мостовой. Не все площади замощены. Около Спасских ворот — казенные одноэтажные здания, выкрашенные в желтым цвет, и огороженные забором хозяйственные постройки кремлевских сторожей и служащих. От этого уголка с его захолустными постройками веяло глухой провинцией, резко контрастирующей с дворцами и торжественными храмами.
... Прежде всего архитекторы решили восстановить древний вход на колокольню Ивана Великого из церкви, а уродующую великолепный каменный столп ржавую лестницу разобрать. Так и сделали. Это придало колокольне тот вид, какой она имеет в настоящее время.
Что бы ни осматривали архитекторы, везде обнаруживали небрежное отношение к древнему русскому искусству. Многие памятники были обезображены пристройками, стенные росписи, иконы замазаны, закрыты новыми красками.
В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал: «Владимир Ильич прочитал в книге С. П. Бартенева, что одно крыло собора, находящегося близ Ивана Великого, заложено кирпичом во времена Николая I и превращено в сарай для фуража. Владимир Ильич с негодованием сказал:
— Ведь вот была эпоха — настоящая аракчеевщина... Все обращали в сараи и казармы: им совершенно была безразлична история нашей страны. Надо сейчас же, немедленно это крыло открыть. Смотрите, какое оно интересное, судя по чертежу, который здесь приложен. »
... Реставрация собора Двенадцати апостолов велась под руководством в ту пору совсем молодого архитектора А. П. Голубева.
По прямому указанию Ленина тогда же начались ремонтно-восстановительные работы на соборе Покрова (храм Василия Блаженного).
В 1918—1919 годах велись интенсивные работы по фресковой росписи Успенского собора. Ущерб, нанесенный невежественной реставрацией летом 1917 года, постепенно сводился на нет. Работа продолжалась долго. Владимир Ильич не раз заглядывал в собор, внимательно рассматривал великолепные фрески, которые обнаруживались после промывания мест, закрашенных более поздними богомазами.
Большие разрушения вызвал кровавый левоэсеровский мятеж в Ярославле. Ленин активно интересовался ходом восстановления ярославских древних церквей. .... Работы по ремонту и реставрации продолжались в общей сложности восемь лёт.
Невежественность церковников не знала границ. Ради так называемого «благолепия» они, не задумываясь, сбивали штукатурку с древними фресками. Невосполнима потеря фресок гениального Андрея Рублева в древнем (XV век) соборе Спасо-Андроникова монастыря. Не менее огорчительна потеря большой части фресковых росписей Феофана Грека в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, почти полная потеря фресок XII века в Юрьевом монастыре и фресок Софии Новгородской. При ремонте в 40-х годах XIX столетия погублены древнейшие фрески Дмитриевского собора во Владимире. По счастливой случайности уцелела лишь незначительная часть этих росписей на сводах центрального и южного нефов.
Начали с Андроникова монастыря. Выяснили, что стены действительно были некогда покрыты фресками, но в конце XVIII — начале XIX века они были частью сбиты, а частью— там, где обмазка держалась крепко,—мелко иссечены под новую штукатурку.
...В конце июня 1918 года экспедиция прибыла во Владимир. В результате исследовательских и реставрационных работ выяснилось, что на стенах древнего Успенского собора сохранились как фрески времени постройки храма и первой его перестройки (XII век), так и росписи Андрея Рублева и Даниила Черного (XV век).
В XVIII веке из Успенского собора был выброшен иконостас работы Андрея Рублева и Даниила Черного. Сотрудники экспедиции Грабаря обнаружили его в церкви села Васильевского. Эта находка увеличила число достоверных произведений гения русского средневековья. В наши дня рублевский деисусный чин из села Васильевского экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.
... Участники звенигородской экспедиции справедливо полагали, что если найдены фрески, то должны быть и иконы того времени. И вот по давней привычке исследователей древнерусского искусства стали искать на чердаках, в чуланах и сараях. В результате один из участников экспедиции, Г. О. Чириков, обнаружил три доски с остатками уцелевшей живописи. Им суждено было стать тремя знаменитейшими памятниками, шедеврами Третьяковской галереи. Это поясные иконы — «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
... Группу реставраторов направили в Новгород и Псков, где кроме ценнейших икон были открыты в новгородской церкви Спаса Преображения фрески Феофана Грека и древние росписи псковского Мирожского монастыря.
... В 1919 году состоялись две важные по значению экспедиции: по верхнему и среднему течению Волги, по Москве-реке и Оке. В 1920 году была организована, также на специально выделенном пароходе, экспедиция по Северной Двине и Белому морю. Комплексное изучение обширных районов Центра и Севера России дало огромный историко-художественный и археологический материал, легший в основу дальнейших научно-исследовательских работ, ведущихся по сей день.
... Август 1918-го. Работы по спасению ярославских памятников. Причем не только в городе, но и в губернии.
1919—1920 годы. Обмер, обследование шатровых ворот и башни Свиганова монастыря в Угличе, исследование знаменитой трехшатровой Дивной церкви, регистрация всех других памятников города после случившегося там в ту пору пожара. Обследование и составление проектов реставрации церкви Исидора (XVI век) и собора Борисоглебского монастыря (XVI век) в Ростове. Обмер и фотофиксация деревянной церкви в городе Мологе. Участие в северодвинской экспедиции по памятникам северного народного зодчества.
... В Коломенское — историческую усадьбу на высоком берегу Москвы-реки — перевозятся памятники деревянного зодчества. В течение десяти лет П. Д. Барановский занимается практической реставрацией храма Вознесения (XVI век) в Коломенском и храма Иоанна Предтечи (XVI век) в соседнем Дьякове, собирает и систематизирует предметы материальной культуры и фрагменты архитектуры древних веков, превращает в музейные залы дворцовые палаты XVII века.
... «Когда ему приходилось слышать, что в Галиче, Угличе и других старинных русских городах пытались разрушить церкви, — пишет В. Д. Бонч-Бруевич,— он немедленно рассылал телеграммы и строгие приказы этого не делать, вызывал представителей местных властей, разъясняя им значение исторических памятников». «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда,— подчеркивал Ленин,— не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
«Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо»? Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться, только потому, что «это ново»? Бессмыслица, сплошная бессмыслица! Здесь много лицемерия и, конечно, бессознательного почтения к художественной моде, господствующей на Западе. Мы хорошие революционеры, но мы чувствуем себя почему-то обязанными доказать, что мы тоже стоим «на высоте современной культуры». Я же имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости».
... 10 августа 1933 года вышло постановление ВЦИК и СНК «Об охране исторических памятников». В нем прямо говорилось, что дополнительные меры необходимы «в связи с нарушением со стороны местных органов власти действующего законодательства об охране памятников революции, искусства и культуры (самовольная сломка и переделка памятников, небрежное использование зданий, имеющих историческое значение)». Постановление предписывало: «Запретить сломку, переделку и использование исторических памятников государственного значения (памятники революционного движения, крепостные сооружения, дворцы, дома, связанные с историческими событиями и лицами, монастыри, церкви и другие здания), а также ликвидацию музейных предметов, имеющих историко-художественное значение и находящихся в зданиях, подлежащих государственной охране...»
... На территории временно оккупированных областей было разрушено или уничтожено полностью около трех тысяч памятников архитектуры.
... Особое значение придавалось укрытию наиболее ценных монументов города. Специальными защитными устройствами были укрыты памятники Ленину у Финляндского вокзала и у Смольного, Кирову на Кировской площади, Петру I у Сената, Крузенштерну на набережной Лейтенанта Шмидта, скульптурная группа «Мир и изобилие», светильники на набережной Невы у Академии художеств, памятник Крылову. Была укрыта в здании Академии наук мозаика Ломоносова «Полтавская баталия». Были зарыты в землю все скульптуры в Летнем саду, памятники Чернышевскому, Петру у Инженерного замка, Александру III, скульптурное изображение Анны Иоанновны, две скульптуры Диоскуров, кони с Аничкова моста, два льва «Ши-цзы».
... Пострадавшие от войны новгородские храмы восстановлены все до единого.

Отрывки из книги
http://leninism.su/books/4486-v-gosudar ... htabe.html

mischatka
Знаток
Знаток
Сообщения: 942
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 07:54
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 4 раза

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение mischatka » 05 дек 2017, 14:18

Архиерейский собор Русской православной церкви принял послание верующим православным о том, что “революционные настроения, порожденные политическими провокациями”, являются гибельными для людей. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте Московского патриархата.
Глава КПРФ окончательно простился с пролетариями всех стран.


“Лидер КПРФ Г.А. Зюганов направил поздравление Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи со 100-летием восстановления Патриаршества“, сообщает официальный портал КПРФ, именно так, с заглавной буквы “Патриарх” и “Патриаршество”, вопреки нормам русского языка, но в соответствии с нормами чинопочитания.

Интересно, а патриарх Кирилл поздравил патриарха Зюганова со 100-летием революции, все же куда более значимым историческим событием, чем восстановление должности первого епископа в одной из поместных церквей?

Вот что-то подсказывает…

Но для начала к форме, которая определяет и содержание – послание начинается потрясающе: “Его Святейшеству Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси. Ваше Святейшество!”

Вот так вот, три “святейшества” в одной строчке, и все с заглавной. Чувствуется, что святость исходит от патриарха таким плотным потоком, что разум не выдерживает.


“В связи с торжественными мероприятиями в честь 100-летия восстановления Патриаршества и завершения Архиерейского Собора Русской Православной церкви от всего сердца поздравляю Вас, всю полноту Русской Православной церкви“.

Что он имел в виду? Какую полноту он поздравил? Ну да, святые отцы у нас по большей части люди полные, я бы сказал, дородные. Так с чем поздравил? Вроде bon appetit?

Ну да ладно, дальше интересней.

“Так сложилось, что по времени совпали два столетних юбилея. Один – возрождения на новых принципах государственности, исторической России благодаря Великой Октябрьской социалистической революции. Другой – Русской Православной церкви, восстановившей свою традиционную роль и место в обществе после двухсотлетнего синодального периода. И возрождение после Октября 1917 года исторической государственности, и возрождение после Поместного собора 1917 года исторической роли Русской Православной церкви проходило в горниле тяжелейших и кровавых испытаний. Церковно-государственные отношения, временами принимали трагические формы, временами – являли прообраз искомой столетиями симфонии“.

Вот оно как, оказывается! Симфония была, оказывается, у Советской власти с церковью.


А что такое симфония? Идея принадлежит византийскому императору Юстиниану, который формулировал ее так: “Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство (ἱερωσύνη) и царство (βασιλεία), из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни“.

Понятно, что симфония может быть только между священством и царством. И какое царство увидал товарищ Зюганов после 1917 года? Понятно, что некоторые видят в правлении товарища Сталина некие примеры императорской власти, но таких “визионеров”, думаю, сам товарищ Сталин отдал бы в руки НКВД. СССР был республикой, а Сталин – абсолютным, истошным республиканцем, как и всякий убежденный коммунист.

Или товарищ Зюганов сомневается в коммунистических и республиканских убеждениях товарища Сталина?


Кстати, т.н. “синодальный период” в жизни русской церкви, который в послании т.Зюганова т.Гундяеву упоминается в явно негативном ключе, к идее симфонии православной империи и православной церкви куда как ближе, чем патриархат. Главой православной церкви по ее сути является православный император, а вовсе не патриарх, который, по своей сути, лишь первый епископ. Патриарх лишь первый среди равных в синоде, а вовсе не глава церкви – в течение веков все православные церкви даже папу римского называли не иначе как “римским епископом”, признавая за престолом святого Петра первенство, но не главенство. А уж про патриархов поместных церквей и говорить нечего. Таким образом, когда император Петр Первый возложил на себя руководство церквью, в этом было лишь возрождение византийской традиции, которую церковь традиционно считает одной из наиболее “симфоничных”.

А период восстановления патриаршества, таким образом, оценивается самой церковью, весьма противоречиво. И во всяком случае полное отделение церкви от государства однозначно благом не воспринимается.

Но товарищ Зюганов поздравляет…

И вот последний перл: “Пусть укрепляется и распространяется в нашем обществе понимание того, что только соединение в триединой формуле понятий – «Святая Русь, Великая Российская державность плюс Советская справедливость» – это залог возрождения страны“.

Достойно пера Победоносцева, право слово! Повторим еще раз новое кредо КПРФ: «Святая Русь, Великая Российская державность плюс Советская справедливость».

А как же пролетарии всех стран, спросите вы?

Как же заводы рабочим и земля крестьянам?
Как же всемирная пролетарская революция, коммунизм или хотя бы на крайний случай социализм?


Ну хотя бы скромное евангельское “несть ни иудея, ни еллина” или там “не работающие да не ядут”?

Анатолий Баранов, неотроцкистЪ

http://forum-msk.org/material/news/14051827.html
один чудак-англичанин двадцать лет крысам хвосты рубил, все ждал бесхвостого потомства -не дождался и плюнул. Нет, так социализма не построишь. Другое дело у нас: десятки лет рубили людям головы - и наконец стали-таки рождаться безголовые люди нового типа

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 8913
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 304 раза

Церковь и Советская власть: PRO и CONTRA

Сообщение m-sveta » 09 дек 2017, 15:50

Мишатка, голубь ты мой сизокрылый
Наконец-то прилетел!!!!! Опять нагадил и смылся ((((((
Если ты ожидал, что я кинусь бюстом закрывать Зюганова, таки нет. В данном случае я с тобой (вернее с барановым согласна) ::yaz-yk:

Ответить