10 октября 1929 г. Главсоцвос разослал на места директиву «О мерах, которые должны быть приняты в отношении родителей, не пускающих своих детей в школу». Речь шла о родителях, дающих детям религиозное воспитание на дому и отказывающихся пускать их в школу. В качестве мер воздействия предлагалось к малоимущим родителям применять воспитательные средства, обеспеченным родителям назначать штрафы, а в «злостных случаях», согласно Кодексу законов о браке, семье и опеке отбирать ребёнка у родителей по решению суда. Однако последнюю меру рекомендовалось применять в исключительных случаях, когда «никакие другие меры воздействия не помогают» [38].
Верующие дети испытывали в школе насилие. Сотрудница Главсоцвоса Е. Кушнир, отвечая в июне 1928 г. на письмо учителя с просьбой разъяснить, может ли школьник исполнять религиозные обряды и посещать церковь, писала: «Ученик советской школы, по нашему мнению, не должен говеть, поститься, посещать церковь. Это не значит, что школа может запретить ученику исполнять обряды суеверия, но если ребёнок говеет или пропускает занятия в религиозные праздники, это ему будет зачтено как пропуск по неуважительным причинам. Дети из религиозных семей могут быть причислены к т.н. запущенным детям...» [39].
Для того чтобы выяснить подлинную причину отсутствия ребенка в школе, прибегали к слежке и доносительству. «Ученики мне в этом помогают (они наблюдают друг за другом)», - хвалился один из педагогов на страницах «Учительской газеты» [40]. Ученица школы № 60 Сокольнического района Москвы записала в дневнике: «Осматривая молящихся, я увидела ученицу седьмой группы нашей школы. Она, заметив меня, начала прятаться за колонну - наверное, стыдно стало» [41]. Составлялись специальные сводки посещаемости школьников и дошкольников церкви: «24-го, воскресенье. В церкви было 19 детей. 24-го вечером. В церкви было 17 детей. 31-го утром было 35 ребят» [42].
Помимо антирелигиозного воспитания на уроках, возникла необходимость организации школьников в специальные группы по борьбе с религией. Эта задача возлагалась на Союз безбожников (СБ), который был переименован на его II Всесоюзном съезде (10-15 июня 1929 г.) в Союз воинствующих безбожников (СВБ). 15 июня 1929 г. съезд принял решение о членстве в союзе не с 18 лет, как это было по уставу СБ 1925 г. [43], а с 14 лет. В группы юных безбожников решили принимать с 8 лет [44]. Для школьников с четырнадцатилетнего возраста создавались школьные ячейки СВБ, а для школьников от 8 до 14 лет - группы юных воинствующих безбожников (ЮВБ). Если в школе были старшие классы и ячейка СВБ, последняя руководила работой юных безбожников через специальную комиссию по работе с малышами. В школе I ступени руководство группой осуществлялось учителем совместно с деревенской или городской ячейкой СВБ [45]. 7 октября 1929 г. при ЦС СВБ создали школьно-пионерскую секцию [46], а 12 сентября 1930 г. секция преобразована в отдел [47].
Будни юных безбожников были заполнены борьбой с «классовым врагом». «Закрытие церкви, ёлка, пасхальная еда, проявление религиозности учителя или ученика, молебны», лишение избирательных прав детей священнослужителей, - вот круг вопросов, которыми занимались юные безбожники [48]. «Юные безбожники участвуют в кампаниях по закрытию церквей, собирают подписи и порой являются инициаторами этого дела», - провозглашалось на антирелигиозном совещание пионеров в Москве 22 августа 1929 г.[49] В плане работ групп ЮВБ предусматривались следующие моменты: заключение договора на соцсоревнование с группой ЮВБ другой школы; борьба против ношения крестиков и других религиозных символов; борьба против вырубки ёлок на Рождество и березок на Троицын день; агитация за снятие икон в семьях школьников, за отказ от принятия в дом священнослужителей; помощь ячейке СВБ в её агитации за закрытие церквей и других молитвенных зданий, за снятие колоколов; выявление религиозных ребят «в целях взятия их на буксир»[50].
«Мы требуем от каждого ребенка, чтобы он был борцом против религии везде - в школе, в семье», - заявил председатель СВБ Е.М. Ярославский в речи на II Всесоюзной конференции юных воинствующих безбожников и юных друзей МОПР 23 мая 1931 г. [51] «Ребята прочистят такие ходы сознания матерей и отцов, до которых рука взрослого пропагандиста не достанет», - рапортовал на II съезде СВБ 10 июня 1929г. пионер Удалов [52].
Несмотря на то, что руководители детского безбожного движения заявляли о том, что юные безбожники не хулиганы, не разбойники, а являются «настоящими участниками социалистического строительства» [53], участники школьных ячеек СВБ и групп ЮВБ зачастую проявляли себя именно как хулиганы. Сами же кураторы юных безбожников признавали, что иногда происходит подмена углублённой антирелигиозной работы «выходками хулиганского характера» [54]. Например, И.А Флеров приводил примеры, когда школьники хулиганили около церквей [55]. Неслучайно один из делегатов I Всесоюзной конференции педагогов-безбожников, состоявшейся 15-21 августа 1930 г., правда, имея в виду несколько другие аспекты организационной работы безбожников, признал, что все методы они брали у сектантов [56]. Учащийся школы №4 Дзержинского отдела народного образования города Москвы член группы ЮВБ Женя Гольдберг поделился с читателями журнала «Юные безбожники» опытом работы: «Первая наша работа, - пояснял он, - заключалась в том, что мы ходили на дом к ребятам, которых в праздники не пускали в церковь. Их родители гнали нас из квартир, но мы своего добились. Половина ребят пришла в школу в рождественские дни» [57].
Такая деятельность вызывала крайне негативную реакцию у значительной части взрослого населения. Инвалид войны П.А. Визнюк 26 октября 1929 г. направил письма К.Е. Ворошилову и Н.К. Крупской. Он просил содействовать прекращению деятельности СВБ, который, по его мнению, сеет «ужасное богохульство и кощунство в кругах молодежи» [58].
Нередко противоречия между детьми и родителями приводили к серьезным конфликтам. Родители грозились выгнать детей из дома, сжигали антирелигиозные костюмы, применяли физические наказания [59]. Некоторые школьники не вступали в безбожные организации, так как им не разрешали родители [60]. В селе Сергеевке Аркадакского района Нижневолжского края, когда родители выгоняли из дома своих детей-безбожников, последние были вынуждены ночевать в поле, в омете, а утром, придя в школу, просили вычеркнуть себя из списка безбожников: «Папенька не велит»[61]. Юные безбожники в свою очередь устраивали колючие проволоки и вывешивали на иконах антирелигиозные лозунги [62].
Не все верующие родители боролись со своими «безбожными» детьми принудительными мерами. В семье устанавливался своеобразный «статус-кво». Писатель В.А. Солоухин, старший брат которого Николай в 1929 г. оканчивал ШКМ в селе Черкутино Владимирской области и записался там в кружок воинствующих безбожников, размышлял об этом «статус-кво» в их семье между братом и верующими родителями: «Родители ничего не позволили бы совершить Николаю в доме, но они не только не препятствовали школьному воспитанию молодого безбожника, но и ни малейшим образом духовно, воспитательно, назидательно не противостояли ему. (То же самое произойдет со мной через 2-3 года, когда и я пойду в школу)... Родители, отчетливо понимая, что жить мне всю жизнь предстоит при новой власти, руководствуясь, очевидно, инстинктом самосохранения, полностью самоустранились от моего так сказать социального воспитания, передоверив меня советской школе»[63]. В качестве дополнения необходимо привести размышление Солоухина из его очерка «Чёрные доски»: «Не будучи яростным иконоборцем, - уточнял он, - я не был, разумеется, и защитником икон. С какой бы стати мне, пионеру, их защищать? Просто для меня этого вопроса не существовало. Участок сознания, - мозга или души, - который должен был бы так или эдак реагировать на иконы, руководить моим отношением к иконам, был у меня, по-видимому, отключен, заморожен, анестезирован»[64].
Воинствующие атеисты вроде И.А. Флерова считали, что в том, что дети не слушаются родителей, виноваты сами родители: «Виновата в этом мать» (например, в том, что ребенок со скандалом вместо церкви убегал на антирелигиозный вечер в школу)[65]. В антирелигиозной периодике давались советы юным безбожникам, как вести себя с родителями. Например, на страницах журнала «Юные безбожники» содержался следующий призыв: «Юный безбожник будь смелым в отстаивание своих безбожных взглядов! Не бойся преследований - они закалят тебя, сделают тебя настоящим борцом. Веди упорную работу среди родителей, терпеливо убеждая их, настойчиво доказывая свою правоту» [66]. Предлагалось в первое время сделать так, чтобы родители не знали о «безбожии» детей [67]. После чего школьники должны были переубеждать своих верующих родителей. Во Фрунзенском районе Москвы одна активная безбожница равнодушно отнеслась к тому, что дома висят иконы: «Мама не хочет снимать, я её оставила в покое, пусть как хочет». Это заявление возмутило инструктора школьно-пионерского отдела ЦС СВБ А. Вакурову, которая написала в школьном издании газеты «Безбожник», что поведение этой школьницы «недостойно звания активного воинствующего безбожника» [68].
Для того чтобы юным безбожникам было с кого брать пример, спешно издавалась литература, больше напоминающая агитационную, вроде рассказа Ю. Рубинштейна «Санька-победитель» (М., 1930), в котором велась речь о том, «как мальчик, ставший под влиянием школы безбожником, путем упорной борьбы сломил религиозность своих родителей» [69]. Аналогичной по духу являлась пьеса Н. Мурашова «Надо бороться», в которой рассказывалось о борьбе мальчика, перешедшей в конфликт, со своей верующей матерью [70].
По численности юные безбожники вполне могли соревноваться с Всесоюзной пионерской организацией. В документах СВБ говорилось о том, что Союз в 1932 г. насчитывал 5,5 млн. человек [71]. В это число включали и школьников - членов школьных ячеек СВБ в возрасте 14 лет и старше. По данным СВБ на 1932 г. около 2 млн. школьников в возрасте от 8 до 14 лет состояли в группах ЮВБ [72]. В том же году пионерская организация СССР включала в себя 6 млн. человек [73].
Сложно назвать реальную численность СВБ к 1932 г., тем более, что значительная часть его членов находилась в составе формально. За первый квартал 1932 г. СВБ собрал лишь 31,5 % членских взносов [74]. Соответственно реальная численность Союза (если судить по полученным взносам и исходить из численности в 5,5 млн. членов в возрасте 14 лет и старше) составляла на тот год меньше 2 млн. человек. Причём представители местных организаций СВБ, когда их попросили мобилизоваться в сборе членских взносов, заявляли, что «в действительности у них гораздо меньше членов союза» и что «их цифры являются дутыми» [75]. Деятели СВБ признавали, что, если провести новый переучёт, то из объявленных 5 млн. останется не более 2,5 млн. человек [76].
Форсированный рост СВБ осуществлялся во время проведения больших антирелигиозных кампаний. «У нас масса рождается к Рождеству, умирает к Пасхе, к первому маю воскресает», - шутили безбожники [77]. Диаграммы показывали: скачёк вверх к Рождеству, потом глубокий спад вниз, затем ещё выше скачёк - к 1 мая, после чего снова быстрый скачёк вниз [78].
Переломным для детского безбожного движения стал 1932 г. В постановлении ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации», приуроченном к её десятилетию, говорилось, что «все кружки "юных друзей" должны быть организованы при пионеротрядах и работать под их непосредственным руководством» [79]. Партия взяла курс на укрепление пионерской организации, на создание условий превращения её в организацию всех советских детей определенного возраста. Декабрьский пленум 1932 г. ЦБ ЮП постановил: «В целях ликвидации параллелизма установить, как правило, что кружки организуются при отрядах совместно со школой и руководятся пионерорганизацией» [80]. Параллельные структуры наподобие детских организаций СВБ стали не нужны, а, если и были допущены, то только с целью укрепления пионерской организации. Группы ЮВБ сводились на уровень кружков по интересам, работающих под руководством пионерского отряда.
Но и в 1933 г. перестройки в работе ЮВБ ещё не произошло. «В этом виновата пионерорганизация, но виноваты и организации СВБ, которые разрешением этого вопроса совершенно не озабочены», - сожалел И.А. Флеров в 1933 г. [81]. Тогда же он признал, что «те позиции, которые школа завоевала в 1930/31 году (систематичность антирелигиозной работы, антирелигиозное воспитание на уроках и др.), в последующие годы были сданы» [82]. Движение юных безбожников сходило на нет. В январе 1933 г. вышел последний номер журнала «Юные безбожники». 1 февраля 1933 г. на заседании фракции ВКП (б) ЦС СВБ обсуждался вопрос о ликвидации школьно-педагогического отдела (последнее название отдела). Отдел всё же решили сохранить [83].
Весной 1936 г. была упразднена организационная структура групп ЮВБ [84]. В целом и СВБ в 1933-1936 гг. пережил тяжелый кризис: из 5,5 млн. членов к 1935 г. осталось едва 350 тыс. [85]
После возрождения СВБ в 1938 г. (Союз достиг к 1940 г. численности в 3 млн. человек) [86] в школе по-прежнему работали ячейки СВБ и антирелигиозные кружки. Группы ЮВБ, как правило, не воссоздавались. Но в некоторых школах они, видимо, существовали. Преподаватель восьмой тамбовской школы В. Марков в 1939 г. писал в журнал «Антирелигиозник», что на 1 января 1939 г. «в школьной ячейке СВБ 251 член», и «кроме того, в рядах юных безбожников 429 человек» [87]. Но масштаб деятельности и значение, которое имело детское безбожное движение в период 1929-1932 гг., больше достигнуты не были.
Во время Великой Отечественной войны СВБ не работал. В 1947 г. он был ликвидирован. Материальные средства Союза, а также функции атеистической пропаганды передавались Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний среди населения[88].
Результатом антирелигиозных кампаний, сбора и сожжения икон и т.п. стали раздвоенность сознания многих школьников (когда учащийся не знал, кому верить: школе или верующим родителям), конфликт между советской системой образования и религиозной семьей. Такое положение приводило к нравственной драме, которая иногда оканчивалась трагически или не находила своего разрешения на протяжении жизни взрослого человека. Происходившая драма вносила раскол между поколениями. «Старики» со своим «ретроградским» мировоззрением оставались на обочине новой жизни, их детей призывали стать «новыми людьми», не отягощёнными грехами «проклятого прошлого» и его ценностями. Духовно разорвать поколения в России пытались и будут пытаться неоднократно. Удержимся или нет - зависит от каждого.
Шевченко Валерий Анатольевич, кандидат исторических наук