Вера в царской России -- из официальных церковных изданий

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: Ефремов, express, Камиль Абэ, Мормон

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9381
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 266 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение m-sveta » 17 апр 2013, 07:38

Петр 1. Очередной указ:
«В московских, в ближних и дальних, степенных и нестепенных монастырях архимандриты, игумены, келари и строители, казначеи и священники, и братья на монастырских погребах и по кельям у себя держат хмельное питье, вино, пиво и мед, и от того хмельного питья церкви бывают без пения».
«Игумены, черные и белые попы и дьяконы хмельным питьем до пьянства упиваются, о церкви божией и о детях духовных не радеют, и всякие бесчиния во всяких людях чинятся: сделать заказ крепкий, чтобы игумены, черные и белые попы и дьяконы, и старцы, и чернецы на кабак пить не ходили, и в миру до великого пьянства не упивались, и пьяные на улицах не валялись бы»

Ну то что царь антихрист, это обсуждалось повсеместно и церковниками тоже.
Еще до него святейшие патриархи Иоаким и его приемник Андриан не только грозили, но и впрямь отлучали православных от церкви за брадобритие, а также и тех, кто с такими людьми общался. жестоко порицалось еретическое безобразие. а ведь правило святых апостолов нерушимо, и оно гласит: " Аще кто браду бреет и представиться тако, не достоин над ним ни пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь приносить, ибо с неверными да причтется". Патриарх Андриан стращал русских людей вопросом:: " Ежели обреют бороды, то как станут на страшном суде? С праведниками ли, украшенными брадою или с обритыми нечестивцами-еретиками?!"

Аватара пользователя
Беломор
Историк
Историк
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 14 июн 2012, 17:27
Откуда: Рязань

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение Беломор » 17 апр 2013, 17:50

Извините, может не по теме, но хочется продолжить пост Светланы о пьянстве в церкви:

Ещё резче отзывается о русском духовенстве иностранец Корб, который пишет, что монахи и монахини, по окончании постов, погружаются во всякого рода распутство, причём более на гуляк, чем на монахов похожи; пьяные шатаются на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко там же предаются сладострастию»[4].

В своей характеристике московского общества, говоря о пьянстве, свойственном «всем без различия классам общества», Маржерет отмечает, что духовенство в отношении пьянства нисколько не уступает мирянам, но даже его превосходит.

Один иностранец (Хитрей) подметил эпизод, достаточно типичный для духовенства того времени. Вот как описывает он случай, свидетелем которого он был лично. «Случится ли свадьба: за священником посылают раз-другой, потому что несчастный поп спит пьяный. Наскучив ожиданием, родственники жениха отправляются к священнику, приносят ему в подарок водку и насильно уводят в церковь, но он не может твердо держаться на ногах и часто падает. В церкви поднимается такой смех и хохот, что с ним едва ли могло сравниться языческое богослужение, совершавшееся в капищах Венеры. Чтобы священник не упал, его нарочно поддерживают и, по совершении таинства, обратно отводят домой»[5].

В Троицкой лавре на одного монаха отпускалась бутылка хорошего кагору, штоф пенного вина, ковш мёду, пива и квасу; пьянство в лавре доходило до того, что перед всенощной в алтари приносились вёдра с пивом и мёдом, и во время службы монахи по очереди подкреплялись. Непомерное пьянство монахов лавры во время службы послужило основанием для сложения специальной поговорки: «Правый клирос поёт, а левый в алтаре вино пьёт».

Говоря о безмерном упивании, процветавшем среди духовенства, Стоглав отмечает, что «иноки от пьянственного пития в конечную погибель и в блудный ров впадали»[6]. Вопросу о пьянстве духовенства в Стоглаве посвящается целая глава, где монашество увещается не предаваться «безмерному упиванию» и соблюдать воздержание.
Изображая в резких чертах церковное пьянство, Стоглав не ставил своей задачей искоренить пьянство среди духовенства, он стремился лишь ограничить его: отцы собора советовали «егда подобает» выпивать «по чаше, по две или по три», не находя в этом ничего предосудительного. Но духовенство не ограничивало себя той мерой, какой предлагал Стоглав, и монахи, как с грустью отмечает Стоглав, «сего ограничения ниже слышати хотели, ниже ведали меру чаш онех, но сицева мера их есть, егда пьяни будут, якоже себе непознавати ниже помните множицей даже и до облевания и тогда престанут пити»[7].

Об этой страсти духовенства к безмерному упиванию говорит и сам — на редкость алкоголик — царь Иван Грозный: «Мы (иноки) пием, донележе в смех и детем будем».


Нравы русского духовенства- Ефим Фёдорович Грекулов http://warrax.net/94/05/Grekulov_Nravyi ... enstva.pdf

Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3571
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 134 раза
Поблагодарили: 176 раз
Контактная информация:

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение Михаил » 17 апр 2013, 19:41

Беломор писал(а):Об этой страсти духовенства к безмерному упиванию говорит и сам — на редкость алкоголик — царь Иван Грозный: «Мы (иноки) пием, донележе в смех и детем будем».
Беломор писал(а):Ещё резче отзывается о русском духовенстве иностранец Корб
Беломор писал(а):В своей характеристике московского общества, говоря о пьянстве, свойственном «всем без различия классам общества», Маржерет отмечает,
Беломор писал(а):Один иностранец (Хитрей) подметил эпизод, достаточно типичный для духовенства того времени
В XVI веке к власти пришел Иван Грозный. За время его правления на Руси: - введен суд присяжных - бесплатное начальное образование (церковные школы) - медицинский карантин на границах - местное выборное самоуправление вместо воевод - впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма - у стрельцов) - остановлены татарские набеги - установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за ее аренду - и ничего более. А дети его считались свободными от рождения в любом случае!) - запрещен рабский труд (источник - судебник Ивана Грозного) - государственная монополия на торговлю пушниной, введенная Грозным, отменена всего 10 (десять) лет назад - территория страны увеличена в 30 раз! - иммиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились.) - рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч (!) процентов - за все время царствования не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от трех до четырех тысяч (а времена были лихие - вспомните Варфоломеевскую ночь).

А теперь вспомните, что вам рассказывали о Грозном в школе? Что он кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе.

2:0 в пользу Запада.

Пример 5

Кстати, о тупых в результате пропаганды американцах. Уже в 16 веке в Европе выходило множество брошюр для всякого безмозглого обывателя. Там писалось, что русский царь - пьяница и развратник, а все его подданные - такие же дикие уроды. Но в наставлениях послам указывалось, что царь трезвенник, неприятно умен, пьяных не выносит категорически и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего «нажраться» можно только за городом, в так называемых «наливках» (местах, где наливают). Источник - исследование «Иван Грозный» Казимира Валишевского, Франция.

Теперь угадайте с трех раз - какая из двух версий излагается в учебниках?

Вообще, наши учебники исходят из принципа: все, что говорится про Россию мерзостного, - это правда. Все, что говорится хорошего или вразумительного, - это ложь. Один пример. В 1569 году Грозный приехал в Hовгород, имевший примерно
40 000 населения. Там бушевала эпидемия, а также пахло бунтом. По результатам пребывания государя полностью сохранившиеся в синодиках поминальные списки отмечают 2800 умерших. А вот Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Hовгороде 700 000 (семьсот тысяч) человек.

Угадайте, какая из двух цифр считается исторически достоверной?

http://zapravdu.ru/content/view/10/36/

Аватара пользователя
Беломор
Историк
Историк
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 14 июн 2012, 17:27
Откуда: Рязань

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение Беломор » 17 апр 2013, 22:21

Ну вот вам примеры от наших, родных:

Митрополит Даниил, давая резкую оценку нравов современного ему духовенства, в
следующих словах характеризует его невежество и неграмотность: «Полон мир попов, да
делателей мало. Мнози суть не умеют книг читати, токмо в той чин выидоша ищущи льготы
себе и чести... токмо мирская печалуют, а книг не почитают, и учащих ненавидят. Друзии
рано пьют, а иные на беседах сидят, а о том не думают, как бы поучати людей на закон
божий»28.
Патриарх Никон, желая поднять умственный уровень духовенства, попытался
несколько строже отнестись к ставленникам и издал в 1654 году специальный указ о
ставленниках: «Кому ставится в попы или дьяконы, чтобы посадские люди, или в волостях
волостные люди приносили выборы и челобитье за руками; а выборы ткали б, чтобы он
грамоте умел и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен,
и не пьяница, и не зерник, и не тать, и не разбойник и душегубец, и креста на суде не
целовал»29.
Вот какой сложный отбор приходилось делать поставляемым в священники!
Естественно, что не все ставленники удовлетворяли столь серьѐзному испытанию.
Что найти кандидатов в священники, удовлетворявших столь значительным

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9381
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 266 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение m-sveta » 26 май 2013, 11:36

http://www.rusproject.org/node/1020
Сказка о Православном Народе

Смотрим Отчет по Пензенской епархии за 1877 г. – регулярное принятие Святых Таинств составляет 57,7%.

Такое трогательное донесение Епархии: «Многие из молодежи не исповедуются… только старики и старухи ходят в храм, а 6-15 лет совсем не ходят, дескать, еще успеют намолиться… Страшное нерадение в исполнении Св. Таинств».

Чуть позже - Рапорт уездного исправника 1902 г.:
«Появление прокламаций произвело сильное впечатление… К этому присоединилось еще недовольство и враждебное отношение к местному духовенству за усиленные поборы за требоисправление и притеснения по совершению браков и т.п. Вследствие этого духовенство потеряло свое влияние на прихожан» (Гос.архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 7333).

«Совершались поджоги и грабежи домов приходских священников» (ГАПО. Ф.5. Оп. 1. Д. 7421).

Листаем дальше – Отчет о состоянии Тамбовской епархии за 1906 г.: «Доброхотные даяния деньгами и ругою от прихожан сократились и уменьшились против обычного почти наполовину, а в некоторых местах и более».

Тронул Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген: «во многих приходах встречаются и такие, которые оказывают почтение и уважение своему духовенству только по наружности, а в душе своей… имеют к нему нерасположенность и даже затаенную вражду».

Послушаем Епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия: «Молодежь не связывает себя никакими обрядами, нерадива к главным христианским обязанностям. На вечерних и ночных собраниях молодежи … осуждаются и осмеиваются все гражданские и религиозные установления, проповедуется к власти гражданской и духовной пренебрежение».

Ну явно Гундяев сие не читал – не может же быть, чтобы он нас намеренно обманывал!

А вот еще одно донесение - священника Сызранского уезда: «Неурожайные годы очень печально отразились на религиозной жизни крестьян; крестьянин и в храм не ходит, и молебнов не служит, и умерших родственников забыл, а оттого церковь страдает в материальном отношении, не говоря уже о скудном содержании притча» (1908, ГАПО. Ф. 368. Оп. 1. Д. 6).

Очень интересная статья, документально и предметно развенчивающая миф о богобоязненном русском народе - причем устами самих священнослужителей (их донесений, отчетов и т.п.)...

«За период с 1867 по 1891 г. число желающих обучаться в духовных учебных заведениях сократилось с 53,5 тыс. до 49,9 тыс. человек. О низком уровне престижа служителей церкви свидетельствуют следующие факты: в 1863 г. студентам духовных семинарий разрешили поступать в университеты, и уже к 1875 г. среди студентов 46% составляли бывшие семинаристы. В 1979 г. обеспокоенное церковное ведомство добилось отмены этого разрешения»" (Русское православие, 1897, с. 168).

«Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живется. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой притч; есть еще прискорбные факты – это случаи убийств, сожжения священников, случаи различных грубых издевательств над ними» (Христианин, 1907).

«За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребенным около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души…» (Из донесения скопинского исправника Рязанской губернии за 1907 г.).

«Священники только и живут поборами, берут… яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, и деньгами: умер – деньги, родился – деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с притчом) земли…»

«Началось заметное движение против духовенства» (Аграрное движение, 1909, с. 384).

«Уже целое столетие духовенство православное слжит в известном отношении «притчей во языцах», вместилищем и олицетворение мбогатства, жадности и корыстолюбия…» (Левитов М. Народ и духовенство. Казань, 1907).

«Церковь и духовенство покрывали своим высоким званием все, что делало правительство. За долгие годы, протекшие со времен Петра Великого, не было такого преступления, совершенного правительством, которого бы не освящала церковь…

Все долгие тяжкие годы крепостного права не раздавалось голоса… с амвона: стыдно, противно Христову учению – закрепощение одних людей другими» (Рюминский А. Духовенство и народ (Церковь и государство). СПб., 1906 ).

«На фабриках, рудниках и заводах… замечается полный индифферентизм к религии церкви и ее установлениям… Они относятся также безразлично и к духовным пастырям своим» (Из отчета Екатиринославской епархии за 1898 г.).

«То недоверие, с каким прихожане относятся к попыткам духовенства сблизиться с пасомыми, та неприязнь, граничащая с открытой враждой, … свидетельствуют о том, что духовенство начинает утрачивать былую любовь и авторитет среди прихожан… (Медик. Откровенное слово по поводу настроения умов современной интеллигенции // Миссионерское обозрение, 1902. №5).

Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9381
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 266 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение m-sveta » 05 фев 2014, 21:00

Большинству иноверцев запрещалось открыто исповедовать свою настоящую религию, а духовенству не разрешалось отправлять для них никаких треб. Рождения, браки и смерти этой части населения большей частью оставались не записанными в метрические книги, они не имели законной семьи и лишались твердых имущественных прав.

Раскольники были ограничены в поступлении в юнкерские и военные училища и в производстве их в офицерские чины. Молоканы и духоборы были ограничены в наградах за храбрость нижних чинов (!!!) и т.д., и т.п.

Причем, если вы думаете, что это касалось единиц-меньшинств, то глубоко ошибаетесь. Речь идет о десятках, а то и сотнях тысяч людей, если не больше.

Откуда цифирь?
Ну ясное дело, не из учебников по атеизму – им верить нельзя.

Подробный список официальных лишенцев – а попросту людей вне закона – дал в январе-марте 1905 г. Комитет министров Российской империи. Проблема была настолько вопиющей, что даже правоверный Николай II высочайше указал:

«подвегнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».

А к таким лицам относились:

- прибалтийские латыши, насильственно присоединеннные к православию, а затем «отпавшие» в протестантизм;
- униаты, «упорствующие в католицизме» в губерниях Северо-Западного края и Царства Польского;
- крещеные татары Приволжских губерний, «отпавшие в магометанство»;
- раскольники и сектанты, отпавшие от православия, но официально числящиеся православными;
- дети от смешанных браков.

Лень сейчас лезть в статистические сборники, но цифра бесправных получится огромная.
http://asnecto.livejournal.com/569294.html

mischatka
Знаток
Знаток
Сообщения: 952
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 07:54
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение mischatka » 05 фев 2014, 22:49

Михаил писал(а):А теперь вспомните, что вам рассказывали о Грозном в школе? Что он кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе.
В этом и был смысл всеобщего образования. И в пионеры, октябрята, в комсомол примут и правду о царях и попах разскажут, и про светлое будущее не забудут разсказать.

Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3571
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 134 раза
Поблагодарили: 176 раз
Контактная информация:

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение Михаил » 06 фев 2014, 12:49

mischatka писал(а):В этом и был смысл всеобщего образования. И в пионеры, октябрята, в комсомол примут и правду о царях и попах разскажут, и про светлое будущее не забудут разсказать.
Мишатка, если хочешь писать въ старой орѳографіи, то пиши ужъ какъ положено:

Въ этомъ и былъ смыслъ всеобщаго образованія. И въ піонеры, октябрята, въ комсомолъ примутъ и правду о царяхъ и попахъ разскажутъ, и про свѣтлое будущее не забудутъ разсказать.

vikt
Знаток
Знаток
Сообщения: 826
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 03:04
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 13 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение vikt » 06 фев 2014, 20:40

Михаил писал(а):
mischatka писал(а):В этом и был смысл всеобщего образования. И в пионеры, октябрята, в комсомол примут и правду о царях и попах разскажут, и про светлое будущее не забудут разсказать.
Мишатка, если хочешь писать въ старой орѳографіи, то пиши ужъ какъ положено:

Въ этомъ и былъ смыслъ всеобщаго образованія. И въ піонеры, октябрята, въ комсомолъ примутъ и правду о царяхъ и попахъ разскажутъ, и про свѣтлое будущее не забудутъ разсказать.
Соглашусь с Михаилом: что это за имперско-коммуняцкий волапюк, Мишатка?
Держите (можете не благодарить): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3607355

mischatka
Знаток
Знаток
Сообщения: 952
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 07:54
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Вера в царской России -- из официальных церковных издани

Сообщение mischatka » 06 фев 2014, 21:49

Михаил писал(а):
mischatka писал(а):В этом и был смысл всеобщего образования. И в пионеры, октябрята, в комсомол примут и правду о царях и попах разскажут, и про светлое будущее не забудут разсказать.
Мишатка, если хочешь писать въ старой орѳографіи, то пиши ужъ какъ положено:

Въ этомъ и былъ смыслъ всеобщаго образованія. И въ піонеры, октябрята, въ комсомолъ примутъ и правду о царяхъ и попахъ разскажутъ, и про свѣтлое будущее не забудутъ разсказать.
Преклоняюсь и каюсь, неуч и лентяй ищущий своим грехам оправдания. Признаюсь, так было приятно прочитать свои слова переписанные тобой. Прости, но так не не могу как ты, но очень бы хотел.

Ответить