http://rusk.ru/newsdata.php?idar=74496
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского
"После преставления прп. Никодима инок Григорий в течение 8 лет проходил молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру прп. Афанасия Афонского. Через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссия. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно совершенствовалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило у афонских подвижников название исихазма (от греч. исихия — покой, молчание).
...Около 1330 года на Афон из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Познакомившись с духовной жизнью исихастов, он объявил умное делание еретическим заблуждением на основании догмата о непостижимости существа Божия. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Почему не могли ученый муж Варлаам Калабрийский и его сторонники вместить опыт святогорских отцов? Почему он казался им фантазией, прелестью и даже самой ересью? Почему они этот опыт уничижали и высмеивали? Потому что сами такого опыта не имели. Они не жили молитвой и не знали Бога, открывающегося усердно ищущим Его. Они знали о Нем, но не знали Его — такое бывает нередко.
Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мирской тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное, хотя Сам Спаситель ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим»."
"Любовь долготерпит, милосердствует,... всего надеется, всё переносит".
(1 Коринфянам 13:4–7)