Камиль Абэ писал(а): Вспомним блистательного предшественника Ницше на поле борьбы с христианством Вольтера с его призывом: «Раздавите гадину!».
Этот призыв Вольтера относился к Ватикану (папистам).
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/bilet ... oltera.htm
По своим философским взглядам Вольтер был
деистом. Он отрицал бессмертие и нематериальность души, решительно отвергал учение Декарта о «врожденных идеях», противопоставляя ему эмпирическую философию Локка. В вопросе о Боге и об акте творения Вольтер занимал позиции
сдержанного агностика. В «Трактате о метафизике» (1734) он привел ряд доводов «за» и «против» существования Бога, пришел к выводу о несостоятельности тех и других, но
уклонился от окончательного решения этого вопроса.
Источник:
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/bilet ... oltera.htm
http://100pudov.com.ua/subject/90/39159/
Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к
Богу. Формально Вольтера можно отнести к деистам, так как он писал, что
верит в бога, но при этом Бог рассматривался только как разум,
сконструировавший целесообразную “машину природы” и давший ей законы и
движение. Бог не пускает в ход механизмы деятельности мира постоянно. “Бог
однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно.” Вольтер определяет Бога
как “необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной,
благой и могущественной природы, Разум, во много раз превосходящий нас,
ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять.” Хотя Вольтер и
пишет, что существование Бога не требует доказательств (“разум вынуждает
нас его признать илишь безумие отрешится к его определению”), сам он всё же
пытается их привести. Вольтер считает, что абсурдно, если “всё - движение,
порядок, жизнь - образовалась сама собой, вне какого бы то ни было
замысла”, чтобы “одно лишь движение создало разум”, следовательно Бог есть.
“Мы разумны, значит существует и высший разум. Мысли не присущи материи
вообще, значит человек получил эти способности от Бога.”
Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше можно
найти в них противоречий. Например, сначала он говорит, что Бог создал всё,
в том числе и материю, а чуть дальше уже пишет, что “Бог и материя
существуют в силу вещей.” Вообще, чем больше пишет Вольтер о Боге, тем
больше веры и меньше аргументов: “...
давайте поклоняться Богу, не стремясь
проникнуть во мрак его таинств.” Вольтер пишет, что
он сам будет
“поклоняться ему пока жив, не доверяя никакой школе и не устремляя полёт
своего ума в пределы, коих не способен достичь ни один смертный.”
...Вольтер считает, что Бог - “Единственный, кто могущественен, ибо это
Он все создал, но не в сверх мере могущественен”, так как “каждое существо
ограничено своей природой” и “существуют вещи, коим верховный интеллект не
в силах воспрепятствовать, например, воспрепятствовать тому, чтобы прошлое
не существовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести.
чтобы будущее не вытекало из настоящего.” Верховное бытие “всё сделало в
силу необходимости, ибо, если бы его творения не были бы необходимы, они
были бы бесполезны.” Но эта необходимость не лишает его воли и свободы,
потому что свобода - это возможность действовать, а Бог - очень
могущественен и поэтому самый свободный. Таким образом, по Вольтеру - Бог
не всемогущий, а просто просто самый могущественный; не абсолютно, а самый
свободный.
Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о взглядах
философа, то его можно отнести к деистам...
Конечно, несмотря на это, нельзя назвать Вольтера поборником
атеистических идей, но его отношение к Богу и религии таково, что Вольтера
можно отнести к тем мыслителям, которые так до конца и не определились в
своём отношении к вере. Тем не менее, можно сказать, что Вольтер строго
разграничивает веру в Бога и религию. Он считает, что атеизм лучше слепой
веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до
абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. “Атеизм и фанатизм -
два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм
в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти,
фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим.” Атеизм может, самое
большее, позволить существовать общественным добродетелям в спокойной
частной жизни, однако, среди бурь жизни общественной он должен приводить к
всевозможным злодействам. “Атеисты, держащие в своих руках власть, были бы
столь же зловещи для человечества, как и суеверные люди. Разум протягивает
нам спасительную руку в выборе между двумя этими чудищами.” Вывод очевиден,
так как известно, что Вольтер превыше всего ценил разум и именно его считал
основой всего..."
Таким образом, атеизм Вольтера - это не привычный наш атеизм,
категорически отрицающий существование Бога и всего того, что недоступно
человеческому разуму, а скорее просто выбор из двух зол меньшего, причём
выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными
доказательствами того, что именно это зло является меньшим.
"Любовь долготерпит, милосердствует,... всего надеется, всё переносит".
(1 Коринфянам 13:4–7)