ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Мишатка

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Мишатка »

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Принятие христианства на Руси не привело к какому-либо радикальному изменению социально-политических реалий. Неоязычники часто упрекают христиан в том, что они были некоей революционной, нигилистической силой, которая выступила против традиций и обычаев древних славяно-русов. Между тем, христианство боролось только против идолопоклонства, но ни в коей мере не затрагивало большинство привычных общественных порядков (естественно, были отменены обычаи, угрожающие жизни и достоинству человека, такие как жертвоприношение или многоженство). «Повесть временных лет» рассказывает о том, как князь Владимир Святославович, крестивший Русь, захотел провести широкомасштабную судебную реформу. Она должна была заключаться в отмене виры – денежного штрафа – и заменой его уголовными санкциями. «Владимир же отверг виры…, – читаем в «Повести». – И сказали епископы и старцы: «Много войн; была бы вира, пошла бы на оружие и коней». И сказал Владимир: «Будет так». И жил Владимир по заветам отца и деда». Таким образом, мы видим, что высшее христианское духовенство встало на защиту традиционных норм славянского права и убедило князя в своей собственной правоте.
Св. Феодосий Печорский, выдающийся подвижник русского Православия, был горячим поборником традиционной «лествичной» системы передачи княжеской власти. В Древней Руси власть переходила не от отца к сыну, а к дяди к племеннику. Постепенно Русь пришла к мысли о необходимости полноценной монархической системы, которая предусматривает передачу власти от отца к сыну. Но это произошло постепенно, без какого-либо давления Церкви.
В период Киевской Руси Церковь не только не выступила против вечевого устройства, представлявшего собой общественное самоуправление, но и приняло активное участие в его деятельности. Согласно данным древнерусских летописей, именно православное духовенство руководило работой вечевых собраний. Представители Церкви интегрировались в древнейший институт славяно-русского общества, пытаясь сообщить его деятельности религиозно-этические нормы, присущие Православию.
Было бы, однако, неправильным считать, что Православие вообще никак не сказалось на развитии русского общества и ограничилось всего лишь нравственной проповедью. Просто его влияние не носило директивного характера и выразилось в длительном, по времени, внутреннем духовном перевороте.
Прежде всего, Православие выработало русскую модель взаимоотношения между государством и обществом. Эта модель существенно отличалась от западноевропейской и восточноазиатской. На Западе общество всегда было слишком независимо от государства и, в конечном итоге, подчинило его. На Востоке государство, напротив, всегда стремилось не только подчинить себе общество, но и растворить его в себе. В России сильное государство сосуществовало вместе с сильным обществом. Конечно, власть стояла выше общества, но при этом последнее обладало весьма развитым общинным и корпоративным самоуправлением. Власть и общество находились в состоянии некоего симбиоза. Порой власть прямо брала на себя заботу об обществе, а общество выполняло многие функции государства.
Данная система была, в немалой степени, сформирована под влиянием Православия. Восточная Церковь рассматривала Царя (средоточие власти) как образ Христа («икону Логоса»). Таким образом, глава государства символически уподоблялся Христу – Главе Церкви, которая, согласно Новому Завету, есть Тело Христово. Это вырабатывало и укрепляло соответствующий взгляд на общественно-государственные отношения. Власть, персонифицированная в Монархе, рассматривалась как образ Христа, а общество как образ Его Тела. И отношения между ними понимались органически – как отношения внутри единого организма. В этих отношениях одно начало (глава) могло и даже должно было доминировать над другим (телом), однако оно не могло довести это доминирование до абсурда, что было бы губительным для самого организма. И уж тело совсем не могло подчинять себе главу.
Православие, вера Восточной Церкви, характеризуется преобладанием созерцательности над личной активностью. Человек больше устремлен в потустороннее, к Богу, чем занят собственным обустройством. В этом одно из важнейших отличий Православия от католицизма, который практически уравнивает мирское и духовное (протестантизм идет еще дальше, ставя на первый план мирское преуспеяние и рассматривая его в качестве свидетельства Божественного избранничества). Но созерцательность Православия не есть созерцательность коллективная. В плане всеобщей социальной деятельности, направленной на достижение целей всего народа, всей нации, всего государства, Православие не ставит никаких ограничителей (все ограничения касаются греховного и своенравного человеческого эго). Поэтому деловая энергия, которая сохраняется в области личного преуспеяния, щедро тратится на ниве общественного, общенационального делания. Вот почему Византия, не создавшая никакого капиталистического уклада (несмотря на сильное развитие городов), сумела построить грандиозную и прочную Империю, которая просуществовала тысячу лет. Русские, проникшись византийским духом, который, очевидно, соответствовал их природе, создали еще более величественную Империю. Некогда она занимала (и еще займет в будущем) одну шестую часть суши. На Западе тоже возникали гигантские колониальные империи. Однако они были основаны, в первую очередь, на экономическом интересе, что и предопределило их непрочность в плане политическом, государственном. Две-три сотни лет – максимальный лимит таких образований.
В наше время, когда потребительские ценности ставятся во главу угла, многие уверены, что для России был бы больше полезен западный индивидуализм, который обосновывает, в том числе и религиозно, приоритет личного, материального преуспеяния. Не будем касаться сугубо духовной стороне вопроса (вспомним лишь слова Христа о том, что верблюду легче влезть через игольное ушко, чем богатому войти в рай). Но даже если взять план материальный, то мы увидим всю спасительность Империи для русского народа. Сложнейшие геополитические обстоятельства, в которых находилась Русь, требовали создания мощнейшего государства, которое занимало бы огромные пространства, делая их безопасными для русских. Именно такая Империя гарантировала (хотя бы на какой-нибудь срок) возможность мирного труда, от которого, собственно говоря, и зависел достаток. Если бы общество было ориентировано на личное преуспеяние, то русские не сумели бы адекватно ответить на внешние вызовы и погибли бы как народ.
Русские с готовностью восприняли православную созерцательность. Для славян вообще было характерно отсутствие тяги к стяжательству. Археологи часто находят на месте расселения древних славян заброшенные склады золотых монет, которые были захвачены во время военных походов на Византию. Получалось, что большая часть военной добычи оказывалась невостребованной, славянам был нужен лишь определенный минимум, необходимый для развития. Русская цивилизация носила, во многом, затратный характер. Для средневековья вообще было свойственно стремление тратить огромные средства на, выражаясь по-современному, непроизводительные затраты. К ним относились – организация праздников, украшение храмов, помощь нуждающимся. На Руси эти затраты были особенно большими, чему в немалой степени способствовало принятие Православия. Характерно поведение князя Владимира, после того как он принял Православие. Лаврентьевская летопись рассказывает: «Будучи любителем книжного чтения, услышал он (Владимир – А. Е.) однажды Евангелие: «Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут». И еще: «Продайте имущество ваше и раздайте нищим». И еще: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет их и воры не крадут»… Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он такое и сказал: «Немощные и больные не могут добраться до двора моего». И повелел снарядить телеги, и наложил на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое… И дал Владимир обет поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо в день, когда случилась сеча, было Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великий праздник, наварив меду 300 провар. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов, и много всяких людей, и раздал бедным 300 гривен. И праздновал князь восемь дней, и возвратился в Киев в день Успения святой Богородицы, и здесь снова устроил великое празднование, созывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно».
Православие с его личной созерцательностью и нестяжательством препятствовало возникновению капиталистического уклада в России. Конечно, у нас были, причем весьма выдающиеся, предприниматели, однако, они рассматривали свой «бизнес» именно и, прежде всего, как служение нации – государству и обществу. Традиционные предприниматели из купеческого сословия не претендовали на какую-либо гегемонию. Но во второй половине XIX века в России все-таки возникает капиталистический уклад. Образовывается прослойка людей, желающих встать над нацией. Эти люди были носителями духа, противного православному вероучению.

Александр Елисеев
Аватара пользователя
Критик
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 01:03
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Критик »

В период Киевской Руси Церковь не только не выступила против вечевого устройства...
Нечеловеческое спасибо. А ведь могли и выступить.
Конечно, власть стояла выше общества, но при этом последнее обладало весьма развитым общинным и корпоративным самоуправлением. Власть и общество находились в состоянии некоего симбиоза. Порой власть прямо брала на себя заботу об обществе, а общество выполняло многие функции государства.
Мегакорпорации крепостных сильными были. Реально все вопросы разруливали.
Вот почему Византия, не создавшая никакого капиталистического уклада (несмотря на сильное развитие городов), сумела построить грандиозную и прочную Империю, которая просуществовала тысячу лет.
То что капитализма тогда еще и природе не было, и то что он появился спустя много веков после, на такую мелочь внимания обращать не будем.
Русские с готовностью восприняли православную созерцательность.
Конечно. Когда князь с огнем и мечом прискакал, мысль о православии показалась очень интересной и заманчивой.
Для славян вообще было характерно отсутствие тяги к стяжательству. Археологи часто находят на месте расселения древних славян заброшенные склады золотых монет, которые были захвачены во время военных походов на Византию.
Вот оно как теперь называется. Деньги в банк отнес, или заныкал в огороде и уже не стяжатель. А то что клады только у нас лежат, это новость. Но самыми высокодуховными были все таки испанцы. Они прям галлеонами клады топили, а Кортес столько сокровищ заныкал....что понимаешь насколько человек стремился к духовному совершентству.
Устроил он такое и сказал: «Немощные и больные не могут добраться до двора моего». И повелел снарядить телеги, и наложил на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое…
Это аналог нашего 9 мая? Забыли дописать про бесплатные квартиры ветеранам. А так бы вообще историческая преемственность была.
Но во второй половине XIX века в России все-таки возникает капиталистический уклад. Образовывается прослойка людей, желающих встать над нацией. Эти люди были носителями духа, противного православному вероучению.
А сколько эти люди денюшек давали церкви? До сих пор кое кто локти кусает.
Мишатка

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Мишатка »

Вы видели как князь с огнем и мечем скакал (у вас как и баптистов всех мастей и иеговистов одна фраза слово в слово - почему догадываюсь)? Или кто-то вам рассказал? Поделитесь информацией.
А вот история знает другие примеры. Почитайте про Кукшу например, других первых исповедниках. Во всех странах христианство побеждало другими методами. Св. Нина (Грузия), св. Женевьева (Франция) и т.д.
А почему вы решили что капитализма не было? Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.[1][2] викпедия
Есть четкое определение какие деньги не угодны церкви.
Аватара пользователя
Критик
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 01:03
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Критик »

"В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. ...Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до вора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем."

Из Иоакимовской летописи. Историю родную учить надо Мишаня :-)
А почему вы решили что капитализма не было?
Да потому что капитализм пришел после феодализма. Дальше википедию прочесть сил не хватило? Там кстати русским языком указано что Возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, «мельница создала феодализм, а паровая машина — капитализм» («Misere de la philosophie» (Нищета философии, 1847)).
Мишатка

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Мишатка »

Толкования БСЭ и Маркса не признаю.
Дак с Новгородом у всех царей были проблемы. И ересь жидовствующих от туда пошла. Новгород еще не вся Русь.
Страшного ничего в крещении нет. Это ведь не звезды на груди вырезать и лампасы с погонами из кожи сдирать.
Аватара пользователя
Критик
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 01:03
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Критик »

Толкования БСЭ и Маркса не признаю.
Да дело Ваше. Осталась только самая малость. Доказать наличие капитализма и упоминание о нем, во времена Византии ;;-)))
Дак с Новгородом у всех царей были проблемы. И ересь жидовствующих от туда пошла. Новгород еще не вся Русь.
Страшного ничего в крещении нет. Это ведь не звезды на груди вырезать и лампасы с погонами из кожи сдирать.
Мишаня, с головой точно все нормально? Это Перун жидовстующая Ересь? И во Владимиро-Суздальской руси, также волхвов гасили как класс в 1024 году. Что касается погон и лампас, так их Мишаня к одежде пришивают, а не к коже. Жаль что Вы этого не знали ;;-)))
Мишатка

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Мишатка »

А ты почитай про красный террор узнаешь от чего отдирали и где вырезали
Аватара пользователя
Критик
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 01:03
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Критик »

Для тупых повторяю второй раз. Тыкалку себе в зад засунь. Мелковат мне тыкать. Так понятно?

Причем тут красный террор во времена зарождения христиантва на Руси? Во времени ориентируемся или как?
Аватара пользователя
Сталинист
Абитуриент
Абитуриент
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:01
Откуда: Мытищи

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Сталинист »

миишатка писал(а):А ты почитай про красный террор узнаешь от чего отдирали и где вырезали
Кого как, а меня больше всего веселит то, что когда любимую казачью забавку применяют к казакам, она сразу становится ужасно некультурной :nez-nayu:
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение Михаил »

Сталинист писал(а):
миишатка писал(а):А ты почитай про красный террор узнаешь от чего отдирали и где вырезали
Кого как, а меня больше всего веселит то, что когда любимую казачью забавку применяют к казакам, она сразу становится ужасно некультурной :nez-nayu:
А меня это не веселит а бесит. Если почитать бзстрастно материалы от той и другой стороны, то зверства везде хватало. Но о "своих" почему-то стараются не вспоминать - мол все были белые и пушистые. Ну если бы просто не вспоминали полбеды - а то ведь бывает и с одобрением пишут. А зверство это просто нехорошо.
Ответить