Об измене Царю и о всенародном покаянии
Добавлено: 02 дек 2017, 19:04
Сергей Черняховский: Цареубийство как правило политической истории России
https://izborsk-club.ru/14424
https://izborsk-club.ru/14424
...
«Лжедимитрий» убил Федора Годунова. Шуйский — Лжедимитрия (это по канонической версии, написанной победителями — «лже-», формально — он все же был венчанным царем Димитрием Иоанновичем, сыном Иоанна Четвертого). Романовы казнили «воренка» (по их версии — «воренка», формально — малолетнего царя Иоанна Димитриевича). Петр Великий казнил сына и наследника Алексея. Его дочь Елизавета не убивала — но изничтожила по сути безвинное «Брауншвейгское семейство. Екатерина Великая убила сразу двух царей: Петра Третьего и Иоанна Шестого. Александр Первый закрыл глаза на убийство своего отца Павла Первого. Народовольцы казнили Александра Второго. Революционеры — даже не собственно большевики — Николая с семьей.
За триста лет монархисты убили семерых, революционеры — двух. Это если не вспоминать Рюриковичей. Романовы начали с убийства младенца, триста лет убивали друг друга и кончили смертью царской семьи. По каким законам взошли на престол, по каким жили, по таким и кончились.
Вся история с генетическими экспертизами и государственными комиссиями по выяснению принадлежности известных останков имеют столь же оснований, сколько создание соответствующей комиссии по просеиванию земли у Красной площади на предмет изыскания праха царя Димитрия Рюриковича, которым выстрелили из пушки в сторону Польши.
Где здесь хоть уголовные преступления, хоть политические репрессии?
Иоанн Антонович и Петр Федорович, они как, жертвы уголовного преступления или «политических репрессий самодержавия»? Никто не хочет обратиться в Генеральную прокуратуру для выяснения? И осуждения убийц?
Тут вопрос некого изначального определения позиции: если ты монархист, цареубийство для тебя, при прочих равных — кощунство. Хотя именно монархисты перебили монархов значительно больше, чем все революционеры, вместе взятые. В том числе, в России, как и любой другой стране мира.
Если ты антимонархист, цареубийство для тебя — акт святой народной мести. Причем не личной, а институциональной: монарх убивается не как личность, а по статусу. Если ты Монарх — ты виновен. Это входит в условия игры. Хорошо быть царем — готовься к смерти. Не надо становится царем, если не понимаешь, что за этот статус принято платить жизнью. Профессиональный риск.
Казнь монарха в ходе революции — это даже не только вопрос политической целесообразности, это почти некий ритуал. Три страны, давшие миру образцы крупных героических революций — дали пример казни своих монархов. Все — по абсолютно разным схемам. Карл Первый возглавил борьбу аристократов против народа и парламента (человек был куда более приличный, нежели Романов) — отрубили голову. Людовик Шестнадцатый пытался маневрировать и уступать — отрубили голову. Николай Второй отрекся перед лицом восставшего народа — проявили гуманизм, расстреляли.
В значительной степени, это совершается в рамках некого обряда освящения революционной борьбы. Революционеры демонстрируют, что они порывают с прошлым, что для них прежние устои — не священны, они как бы очищаются от него, от прошлого правления, изничтожают старую легитимность, доказывая себе и миру, что мосты для них сожжены. Что они не сдадутся и пойдут до конца. Как и вся Гражданская война, казнь монарха — это очищение от «всей предыдущей мерзости», подведение черты под самовластием и открытие новой страницы истории.
Если ты революционер — стремись монарха убить, иди на виселицу за покушение на него, как народовольцы. Если ты монархист — спасай монарха, подобно мушкетерам в «20 лет спустя», отдавай свою жизнь за его жизнь. Монархисты в 1918 году Николая не спасли. Возможно — не очень хотели.
По большему счету, Романовы получили то, что, как минимум, для любого монарха — вопрос профессионального риска.
Вообще-то говоря, с точки зрения антимонархической демократической борьбы, цареубийство — почетное дело. «Тираноубийц» славили со времен Древней Греции и ставили им почетные памятники.
Желающих смерти Романову в те годы в России были десятки миллионов. Желающих умереть за него — в тысячи раз меньше. Даже большая часть генералов Белой Армии, может быть, и были готовы умереть в борьбе против революции, но никак не за Романова.
...Начиная с 17 века, в России были убиты восемь царей и один наследник престола: в среднем — по три в столетие. За это же время на престол вступили 17 Романовых и три царя других династий. На одного неубитого — один убитый. Романовы несут ответственность за пять из девяти царских смертей.
Если же взять просто «незаконное занятие престола», т.е. государственный переворот с целью захвата власти, то из семнадцати правящих представителей династии лишь Михаил Федорович, Александр Второй, Александр Третий и Николай Второй (четверо из семнадцати) взошли на него по всем юридическим основаниям. Причем первый — после темной истории ..., второй — в результате казни народовольцами Александра Второго, а последний — по упорно передаваемой легенде, обещал отцу отречься в пользу брата Михаила сразу после его совершеннолетия, но клятву не сдержал.
Среди представителей древнейших родов России в советское время ходило популярное утверждение, что они все готовы простить большевикам только за одно: что были расстреляны Романовы, которых старая русская знать терпеть не могла.
Строго говоря, с любой мыслимой политической точки зрения, что монархической, что революционной, Романов заслужил казнь.
С точки зрения коммунистов и социалистов, что понятно, как «глава реакционной буржуазно-помещичьей власти, кровавый царь, в крови подавивший народную революцию 1905-1907 гг.»
С точки зрения любого «чистого демократа», — как царь в принципе. Любой монарх, с этой точки зрения, тиран и узурпатор и его убийство есть высочайший акт служения народу.
Самое интересное, что с точки зрения нормального, последовательного монархиста, он заслужил того же, подобно тому, как с точки зрения коммуниста, смерти заслужил Михаил Горбачев: как предатель, разваливший великую страну.
Дело даже не в том, что с точки зрения стойкого монархиста Николай совершил преступление, отрекшись от престола: будь он, подобно Павлу, убит на престоле, юридически монархия продолжала бы существовать, отречение его (предполагавшее отречение и Михаила) юридически ее существование завершило.
Дело в том, что Николай сделал все от него зависящее, чтобы развалить Российскую Империю и дезорганизовать ее внутреннюю жизнь. Без него монархию могли свергнуть, что вероятно, а могли и нет, что мало-, но тоже вероятно. Николай просто не оставил ей шансов на существование. Все достаточно спорные и наивные утверждения об успехах развития Российской экономики в последние десятилетии до революции, если даже для интереса с ними согласиться — лишь подчеркивают неудачность его правлении.
Понятно, как можно потерять престол, если у тебя экономика в кризисе. Но суметь его потерять при «блестящих экономических успехах» — это уже показатель профнепригодности.
Впрочем, дело и не в этом. Романовых расстреляли по ходу Гражданской войны. Конечно, все, погибшие в ходе такой войны, и заслуженно (с обеих сторон), и незаслуженно (тоже с обеих сторон) — ее жертвы. С этой точки зрения семья граждан Романовых — конечно, жертвы Гражданской войны. Таких жертв много, объявлять любое убийство в ее ходе «уголовным преступлением» — пустое сотрясание воздуха.
...
В данном интересно другое: складывается странная ситуация, когда в «демократической России» находятся люди, открыто осуждающие казнь монарха. Ясно и нормально, если они — монархисты. Таких, по данным социологии, в стране примерно 6-8 %. Но числить себя «демократом» и купаться в сожалениях по поводу цареубийства — уже признак шизофрении. Или лицемерия.
И, когда представители РПЦ выражают сожаления и осуждения казни семьи Николая Романова они, с одной стороны, прежде должны были бы покаяться в одобрении его свержения и молитвах «За здравие Временного Правительства», а с другой — понять, что никакого примирения это не даст, только разожжет страсти и в ответ на клоунское покаяние одних родит ненависть других.
...