"Православный социализм" - возможен ли он?

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: Ефремов, Камиль Абэ, express, Мормон

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 20 ноя 2015, 21:05

http://ruskline.ru/tema/politika/pravos ... et_contra/


http://ruskline.ru/analitika/2011/05/25 ... erikanski/

Православный социализм как альтернатива «глобализации по-американски»

Вячеслав Макарцев, Русская народная линия

Православный социализм: pro et contra / 25.05.2011



"...Да, при построении советского социалистического общества очень активно использовался страх наказания от «диктатуры пролетариата». Но ввиду того, что большинство населения России было воспитано Церковью в православных христианских традициях, значительная его часть приняла принудительное обобществление имущества со стороны новой власти с кротостью, не находя в самой идее общественной собственности противоречия с христианским учением. Об этом хорошо сказал митрополит Сергий (Старогородский): «...Этот строй не только не противен христианству, но и желателен для него более всякого другого, это показывают первые шаги христианства в мире, когда оно, может быть, еще не ясно, представляя себе своего мирового масштаба и на практике не встречая необходимости в каких либо компромиссах, применяло свои принципы к устройству внешней жизни первой христианской общины в Иерусалиме, тогда никто ничего не считал своим, а все было у всех общее /Деян. IV, 32/.

Но то же было и впоследствии, когда христианство сделалось государственной религией, когда оно, вступив в союз с собственническим государством, признало и как бы освятило собственнической строй. Тогда героизм христианский до сих пор находивший себе исход в страданиях за веру, начал искать такого исхода в монашестве, т.е. между прочим в отречении от собственности, в жизни, общинной, коммунистической, когда никто ничего не считает своим, а все у всех общее. И, что особенно важно, увлечение монашеством не было достоянием какой-нибудь кучки прямолинейных идеалистов, не представляло из себя чего-нибудь фракционного, сектантского. Это было явлением всеобщим, свойственным всему православно-христианскому обществу. Бывали периоды, когда, по фигуральному выражению церковных писателей, пустели города и населялись пустыни. Это был как бы протест самого христианства против того компромисса, который ему пришлось допустить, чтобы удержать в своих недрах людей «мира», которым не по силам путь чисто идеальный. Не возражая против владения собственностью, не удаляя из своей среды и богатых, христианство всегда считает «спасением», когда богатый раздаст свое богатство нищим.

Находясь в союзе с собственническим государством и своим авторитетом как бы поддерживая собственнической строй, христианство /точнее, наша православная церковь в отличие от протестантства/ идеальной или совершенной жизнью, наиболее близкой к идеалу, считало, все таки, монашество с его отречением от частной собственности. Это господствующая мысль и православного богослужения, и православного нравоучения, и всего православно-церковного уклада жизни. Тем легче, следовательно было бы христианству помирится с коммунистическим строем, если бы он оказался в наличности в тогдашнем или в каком либо другом государстве.

Поэтому и наша Православная церковь, стоя перед совершившимся фактом введения коммунистического строя Советской властью, может и должна отрицать коммунизм, как религиозное учение, выступающее под флагом атеизма. Она может выражать опасения, как бы принудительное отчуждение частной собственности, проводимое под флагом безбожия и отречения от неба и будущей жизни, не имело на практике совершенно противоположных результатов; как бы, вместо того, чтобы отучить людей от собственности, оно не возбудило в людях, наоборот, особенно страстного и настойчивого стремления именно к приобретению, к наживе, чтобы пользоваться хотя моментом: "будем есть и пить, потому что завтра умрем" /Ис. XXII, 13/. Все такие опасения допустимы и, если угодно, оправдываются опытом действительной жизни. Но занимать непримиримую позицию против коммунизма, как экономического учения, восставать на защиту частной собственности для нашей православной /в особенности, русской/ церкви, - заключает митрополит Сергий (Старогородский), - значило бы забыть свое самое священное прошлое, самые дорогие и заветные чаяния, которыми, при всем несовершенстве повседневной жизни при всех компромиссах, жило и живет наше русское подлинно православное церковное общество»
Последний раз редактировалось Димитрий33 20 ноя 2015, 21:30, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 20 ноя 2015, 21:19

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/27 ... ii_tezisy/

Православный социализм как будущее России. Тезисы

Николай Сомин, Русская народная линия

Клуб национальной прессы
Православный социализм: pro et contra / 27.10.2010


Выступление на заседании Клуба национальной прессы 28 сентября 2010 г.

"1. Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров? Да, все так. Но все это - следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм.

2. Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает несправедливость, и развращает народ, и убивает веру. Но сказано Господом: «нельзя служить Богу и мамоне», и потому выдвигаемый некоторыми «православный капитализм» - вещь антихристианская.

3. Мы должны противопоставить всему этому свою альтернативу, свой православный образ жизни, свой социальный строй, который я называю православным социализмом. Что это такое? Это строй, где экономика - типа советской (а лучше сказать - сталинской), с общественной собственностью на средства производства. А идеология (а ведь без идеологии никакое общество невозможно) - православная, основанная на вере в Господа Иисуса Христа и христианских ценностях. Цель такого устроения жизни - не в стяжании благополучной, безбедной жизни на земле, а в соборном приближении к Богу, спасении не «малого стада», а многих, спасении русского народа..."

Ктулху
Профессор
Профессор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 19:31
Поблагодарили: 41 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Ктулху » 20 ноя 2015, 22:11

Димитрий33 писал(а): православным социализмом. Что это такое? Это строй, где экономика - типа советской (а лучше сказать - сталинской), с общественной собственностью на средства производства. А идеология (а ведь без идеологии никакое общество невозможно) - православная, основанная на вере в Господа Иисуса Христа и христианских ценностях.
Дима, на православной идеологии не построишь народное хозяйство. В Писании ничего не говорится про общественную собственность, про организацию хозяйства. Кесарю - кесарево, а Богу - Богово...
Необходима некая "прослойка", склейка. Т.е. недостатчно только "православия".
При Сталине был Моральный кодекс СК, повторяющий Заповеди, т.е. христианские ценности. Веры в Христа не было - была вера в единственно верное Учение. Которая подтачивалась многие годы. Сгнила "идеология коммунизма", ушли из жизни те, кто в свое время не смог жить при прежних, царских порядках, а у их потомков не было "прививки" - вот и рухнул Союз.
Ефремов и пр. здесь власть имущие: выше изложено мое личное мнение.

Аватара пользователя
Камиль Абэ
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 12093
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 16:32
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 412 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Камиль Абэ » 21 ноя 2015, 08:32

Ктулху писал(а): Дима, на православной идеологии не построишь народное хозяйство.
У меня тоже большие в этом сомнения. А ведь Димитрий, насколько я понял, собрался, вооружённый православной идеологией, свергать капитализм. А как он тогда интерпретирует следующее: «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Мне думается, что Евангелия интересуют не переустройство мира, а души людей.
А какое место вы, Димитрий, уготавливаете для представителей иных вер?

Валерий 9
Знаток
Знаток
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 10 июл 2015, 16:11
Откуда: Томск
Благодарил (а): 522 раза
Поблагодарили: 80 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Валерий 9 » 21 ноя 2015, 16:17

http://aftershock.su/?q=node/217783
Димитрий33 писал(а): Цель такого устроения жизни - не в стяжании благополучной, безбедной жизни на земле, а в соборном приближении к Богу, спасении не «малого стада», а многих, спасении русского народа..."

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 21 ноя 2015, 19:51

Камиль Абэ писал(а): А какое место вы, Димитрий, уготавливаете для представителей иных вер?
Об этом хорошо бы подумать тем, которые этих вер придерживаются.
Моё мнение таково, что возможен, наряду с "православным социализмом" также и "мусульманский социализм", только он будет другим. Кстати, у мусульманских банкиров уже сейчас запрещено взимание процентов за ссуды единоверным.

Исламский банкинг

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 ... 0%BD%D0%B3
Последний раз редактировалось Димитрий33 21 ноя 2015, 20:51, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 21 ноя 2015, 20:00

Камиль Абэ писал(а): А ведь Димитрий, насколько я понял, собрался, вооружённый православной идеологией, свергать капитализм.
Будем выражаться точнее, Камиль. Есть православная вера, и нет "православной идеологии". А православная вера такова, что "невольник не богомольник". То есть человек должен осознанно придти ко Христу. Если не пришёл, что же, значит, таков его выбор. Надо ждать...

Поэтому, разумеется, речь не идёт о "свержении капитализма" на основании единой для всего общества "православной идеологии". Скорее, речь идёт о возникновении христианских общин , руководствующихся идеалами нестяжания, члены которых, имея средства производства в собственности общины, желали бы трудиться во славу Божию, ради процветания своей общины и своей страны. Нечто вроде израильских "киббуцов", только на основе православной веры.

Об израильских сельскохозяйственных коммунах (киббуцах):

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 1%83%D1%86

"...Разветвленная сеть киббуцов в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в Эрец-Исраэль высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией..."

Кибуц Мером Голан, вид с горы Бенталь
350px-Merom_Golan.JPG
350px-Merom_Golan.JPG (17.9 КБ) 2091 просмотр


Камиль Абэ писал(а): А как он тогда интерпретирует следующее: «Кесарю кесарево, а Богу Богово».
А как в Израиле кибуцы взаимодействуют с "Еврейским государством Израиль"? Наверное, платят налоги...
Последний раз редактировалось Димитрий33 21 ноя 2015, 20:43, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 21 ноя 2015, 20:18

http://irvara.livejournal.com/569383.html?page=1

всз : ( ИЗРАИЛЬ) кибуц или коммунизм по-еврейски

"Местным самоуправлением (или самоорганизацией граждан на своей территории с целью управления этой территорией) я занимаюсь давно (см. сайт http://www.irvara.narod.ru), поэтому самым интересным в Израиле для меня было знакомство с кибуцами. Кибуц - это реальное воплощение мечтаний утопистов о коммунизме. В кибуце осуществились все принципы коммунизма: для его членов - всё общее, всё бесплатно, от всех - по способностям, всем - по потребностям... Швейцарские коммуны, о которых я писала в посте "Коммунизм по-швейцарски" (http://irvara.livejournal.com/49788.html), не выдерживают никакого сравнения с кибуцами.

Кибуцы - это сельскохозяйственные коммуны, характеризующиеся совместной собственностью и равенством в труде и потреблении, члены кибуца не получают зарплату, но имеют всё необходимое. Кибуцы занимаются не только сельским хозяйством, но и различными производствами, а также туристическим бизнесом.

В настоящее время в Израиле насчитывается около 270 кибуцев. Большинство из них - богатые и процветающие. Из желающих попасть в члены кибуцей стоит огромная очередь. Но стать членом кибуца непросто - нужно пройти много тестов, отборочных процедур и выдержать испытательный срок.

Но зато, если ты - член кибуца, твоя настоящая и будущая жизнь полностью обеспечена. Бесплатное жильё,включая все коммунальные услуги и предметы быта, бесплатное питание, бесплатное обучение детей в школе, бесплатное лечение, включая даже дорогостоящие операции (жизненно необходимые), бесплатное погребение и надгробный памятник.

Но и член кибуца должен отдавать все свои заработки кибуцу, причём, не только заработанные внутри него, но и любые, полученные на стороне..."

Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара
1000px-Kibbutz_Barkai_panorama_01a.jpg
1000px-Kibbutz_Barkai_panorama_01a.jpg (35.8 КБ) 2090 просмотров
Последний раз редактировалось Димитрий33 21 ноя 2015, 20:45, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 21 ноя 2015, 20:24

http://irvara.livejournal.com/49788.html

О швейцарских коммунах( в смысле местного самоуправления, без обобществления средств производства):

"...Родственники мои живут в десятке километров от центра Женевы. Записывая адрес, я переспрашивала: район? поселок? городок? Мне отвечали: коммуна.Так и называется : коммуна Картиньи. Слышать это было забавно : какая ещё коммуна может быть в центре капиталистической Швейцарии?
Во время нашего длившегося почти месяц европейского автопробега мы заехали к коммунистическим родственникам :-) и провели там целый день. Впечатлений хватило надолго. Воспользовавшись своим знанием языков, я не упустила возможности подробно расспросить жителей Картиньи об их коммуне.
Итак, коммуна состоит из примерно полторы тысячи добровольно объединившихся в неё владельцев частных коттеджей. Коммуна она, конечно, не в смысле,что всё общее, у всех всё отнимается и поровну делится, а в смысле "common", что по- французки означает совместное, общее управление своей территорией, то есть местное самоуправление.
По швейцарским законам, если граждане изъявили желание сами управлять своей территорией ( а они изъявляют его в массовом порядке, не доверяя почему-то управление собой постороннему дяде), государство не только обязано всячески поддерживать это здоровое начинание, но и выделять значительные средства на его финансовую поддержку..."

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Поблагодарили: 1 раз

"Православный социализм" - возможен ли он?

Сообщение Димитрий33 » 21 ноя 2015, 20:33

http://ruskline.ru/opp/2015/sentyabr/16 ... cialistom/

Почему христианин должен быть социалистом?

Алексей Богачев,

Православный социализм: pro et contra / 16.09.2015
Короткая статья на очень важную и актуальную тему

"В публичном пространстве и в частных разговорах часто идут споры о том, как христианам относится к коммунистической идее, то есть к идее социалистических общественных преобразований. Будучи православным христианином, я хочу предельно ясно и четко высказаться по данному поводу.

Я считаю, что у интересующегося мирскими делами христианина есть только один путь: принять идею социалистического общественного устройства. Почему это так? Ответ крайне прост: только социализм позволяет устранить страшное зло искушений, возникающих в случаях, когда один человек относится к другому как к объекту использования (вещи), когда на первый план выходят требования «эго». В Новом Завете про первых христиан сказано: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее" (Деян. 4:30).

При этом Христос сказал: "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф, 5:40). ...

Как же христианин может спокойно есть и пить, когда знает, что в этом мире голодными ходят и умирают от голода дети? Когда пенсионеры просят милостыню? Мир эксплуатации - это мир соблазнов, а сказано: "Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Мф.18:7.).

Так как же верующий во Христа и любящий Его человек может не желать устранения закона эксплуатации и принятия законов, согласно которым каждому дается право на труд, жилье, пищу? Как христианин (тем более, священник) может говорить о «священности» (прости Господи!) частной собственности? Это же получается противоречие в определении!

Специально отмечу, что не говорю здесь о насилии и о революции. Я говорю о принятии принципа социалистического устройства общества! Приняв этот принцип как свою ценность, можно поддержать его голосованием; можно убеждать других; можно, наконец, поддержать власть, которая утверждает социализм, как это делала Русская Православная Церковь во времена Сталина.

Напомню в этой связи фрагмент из приветственного адреса Сталину, подписанного от лица духовенства и мирян Патриархом Алексием и практически всеми высшими иерархами РПЦ: «Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений» (http://www.pokaianie.ru/article/from_reader/read/27361).

Так как же можно с позиций христианства защищать частую собственность и хулить социализм?! Не является ли такая позиция отпадением от Православия и, соответственно, падением в область кальвинистской ереси?"

Ответить