Ещё раз внимательно перечитал статью Д. Гутова... И так и не нашёл, где Д. Гутов, а уж тем более М. А. Лифшиц, "пеняют" Марксу за его незнание эстетики и недостаточную разработку философии, - даже "слегка"... Наоборот, Лифшиц является создателем двух хрестоматий: "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве"(1933) И "Ленин об искусстве"(1938), выдержавших не одно издание в советское время, и был одним из немногих философов-марксистов, всю жизнь отстаивавший замечательную цельность взглядов основоположников марксизма во всех областях знания, в том числе и в области искусства. Вот выдержка из предисловия к его работе "Карл Маркс. Искусство и общественный идеал":Камиль Абэ писал(а): ↑20 янв 2018, 10:02Насколько я понял, М.Лифшиц, а за ним и Д.Гутов слегка попеняли К.Марксу, что он недостаточно разработал вопросы философии, в том числе эстетики…
http://www.gutov.ru/lifshitz/texts/marks/marx-3.htm
"Работы, собранные в книге, предлагаемой вниманию читателя, написаны в период с 1927 по 1967 год. Несмотря на большие перемены, которыми были насыщены прошедшие сорок лет, она представляет собой нечто целое, так как мысль автора не изменилась ни в чем существенном. Может ли это служить утешением? Отчасти да, но, разумеется, более важно содержание самой мысли. Хороша ли она, заслуживает ли сохранения - вот главный вопрос.
То постоянство, которое читатель заметит в этой книге, от первой ее буквы до последней, вытекает из убеждения в благотворности общей системы идей, принадлежащей марксизму, понятому в духе Ленина. Это убеждение позволяет мне воскресить дела давно минувших дней без особой краски стыда. Никто не вправе претендовать на монополию марксистской истины, но сохранить верность такому знамени, с моей точки зрения, большая честь.
Очень может быть, что эту честь мне в настоящее время уступят легче, чем сорок лет назад. У меня было бы больше соперников, если бы я изъявил желание прибавить к марксизму что-нибудь из семиотики, аксиологии, парапсихологии и прочая и прочая. Но такого желания у меня нет. Чтобы определить более точно позицию автора этой книги, нужно сказать, что она представляет собой обыкновенный марксизм, без особой претензии на творчество. Судорожное творчество слишком похоже на судорожную ортодоксию и является, в сущности, новой вариацией на старую тему.
Достаточна ли моя машина для решения задач, вытекающих из названия этой книги? Пусть судит читатель, но пусть он при этом не забывает, что наши достоинства часто диктуются принятой точкой зрения, а недостатки вытекают из личных слабостей. Многое по прошествии времени я хотел бы написать заново - лучше, полнее. К сожалению, литературную жизнь так же нельзя прожить второй раз, как всякую жизнь.
Существует одна забавная апокрифическая история. Спорили о делах веры Симон Маг и апостол Петр. Силою чародейства Симон взлетел выше туч и вызвал на соревнование Петра. Тот согласился, но с одной оговоркой: "Если я не взлечу, это не значит, что моя вера ложна, а значит только, что моя молитва слаба". И, помолившись, взлетел.
Что моя молитва слаба, мне не раз указывали в прежние времена, но, видимо, она все же выдержала испытание, как показывает тот факт, что некоторые взгляды, приписанные в прошлом мне лично (как еретические), в настоящее время не вызывают сомнения и перешли даже в учебники. Такова, например, излагаемая в этой книге историческая диалектика, согласно которой развитие культуры не совершается прямолинейно, как простое движение от низшего к высшему, а содержит в себе глубокие противоречия и утраты, явления упадка и возвращения вспять. Кто не пишет теперь об отчуждении общественных сил вместе с развитием классовой цивилизации, о враждебности буржуазного способа производства искусству и поэзии и о том, что эти противоречия решаются только в большом историческом масштабе на пути к сознательной коммунистической ассоциации будущего, в современной борьбе общественных классов? Если бы я изъявил малейшую претензию на оригинальность подобной точки зрения, это было бы смешно. Совершенно очевидно, что она принадлежит марксизму и нет никакой заслуги в том, что пишущий эти строки всегда держался этой веры."
(ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1972 ГОДА)