Причина взрыва ЛК «Новороссийск»

Модераторы: Мормон, Ефремов, express, Камиль Абэ

Ответить
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4279
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Поблагодарили: 4 раза

Причина взрыва ЛК «Новороссийск»

Сообщение ccsr »

Каржавин Б.А. Тайна гибели линкора «Новороссийск»: Документальная историческая хроника.- СПб.: Политехника, 1991., стр186-187

"Причина взрыва ЛК «Новороссийск»

На основании опроса офицеров, старшин и матросов, находившихся во время взрыва на линкоре «Новороссийск» либо наблюдавших картину взрыва с других кораблей и береговых постов, установлены следующие обстоятельства, сопровождавшие взрыв:
— при взрыве, который произошел в 1 час 31 мин 29 октября 1955 г., был слышен грохот низкого тона. На линкоре ощущалось сильное сотрясение...
Ряд очевидцев показали, что они отчетливо ощутили два толчка с очень коротким интервалом времени друг от друга. Отмечены были якобы клубы черного дыма в районе 1-й орудийной башни, поднявшиеся до сигнального мостика. Многие из очевидцев утверждали, что сразу же после взрыва ощущался характерный запах продуктов взрыва. Взрывом через образовавшуюся пробоину внесено во внутренние помещения носовой части корабля значительное количество ила, который покрыл также толстым слоем (до 30 мм) и часть палубы полубака, по-видимому, через разрыв настила этой палубы. Матросы, выходившие на палубу из помещений в районе взрыва, были с ног до головы покрыты илом.
В результате взрыва на дне бухты образовалась воронка, которая по данным водолазного обследования имела в диаметре около 12—14 метров и глубину порядка 1,5 метра.
Взрыва артиллерийского и минного боезапаса не было, что подтверждается не только многочисленными свидетельскими показаниями, но также объемом и характером разрушения корабля.
Радиоактивного заражения акватории в районе взрыва не обнаружено, что следует из анализа проб грунта и воды.
Анализ всех обстоятельств аварии приводит к заключению, что взрыв не мог произойти внутри корпуса корабля, так как при внутреннем взрыве более значительно разрушаются конструкции, расположенные в надводной части корабля, в то время как в данном случае разрушены в основном конструкции подводной части корпуса. Все отмеченные повреждения могли иметь место лишь при взрыве вне корпуса корабля.
На основании данных многочисленных опытов по изучению эффекта подводного взрыва, проведенных в течение последних лет нашими научно-исследовательскими учреждениями, а также результатов специально проведенного экспертной комиссией близ Севастополя подрыва двух мин «АМД-1000» можно заключить, что только взрыв заряда, расположенного на дне водоема, может повлечь за собой выброс значительного количества ила.
Таким образом, взрыв 29 октября 1955 года не являлся взрывом внутри корабля.
Не являлся взрыв и контактным непосредственно у борта корабля, так как ширина корабля в месте наибольшего разрушения равна примерно 10 метрам, в то время как контактный взрыв торпеды у незащищенного корабля такой ширины привел бы к сквозному его пробитию, ибо линия действия газов была бы преимущественно горизонтальной. В данном случае на левом борту имеются только вмятины внутри корабля, а линия действия газов ориентирована почти по вертикали.
Характер повреждений и деформаций наружной обшивки линкора, килевой балки, палуб и платформ, а также значительное количество выброшенного ила позволяют утверждать, что причиной аварии явился взрыв заряда, расположенного на дне водоема. Об этом свидетельствует также относительно большой размер воронки, что, как показали опыты, проведенные экспертной комиссией в Севастополе, характерно именно для взрыва заряда, расположенного на дне.
Таким образом, можно утверждать, что взрыв 29 октября 1955 г. являлся взрывом заряда, расположенного на дне Севастопольской бухты в месте якорной стоянки линкора.
В целом из сопоставления записей геофизических станций можно сделать вывод, что заряд при взрыве был во всяком случае не меньше заряда отечественной мины «АМД-1000» (1000 кг тротила).
Размеры воронки при опыте практически совпали с размерами воронки в месте стоянки линкора «Новороссийск», что свидетельствует о близости величин зарядов при этих взрывах.
Исходя из произведенных экспертной комиссией расчетов и указанных выше данных, можно с достаточной точностью считать, что заряд, взорвавшийся под линкором 29 октября 1955 г., имел вес около 1000—1100 кг в тротиле.
На основании произведенных расчетов и соответствующих испытаний экспертной комиссией признается возможным нахождение под линкором донной мины, сохранившей потенциальную боеспособность и не вытраленной при неконтактном тралении вследствие того, что часовой механизм прибора срочности не отработал установленного на нем срока (часы стояли).
Такая мина под влиянием внешнего механического воздействия (толчка) может перейти в опасное состояние и взорваться после доработки часов. Механическим воздействием на механизм мины могло быть следующее:
— при постановке линкора на бочки в 18 часов 28 октября 1955 г. в процессе буксировки корабля и подтягивания его к бочкам якорь-цепь, протаскиваясь по грунту могла задеть за лежащую на грунте мину. В результате проворачивания или толчка мины мог произойти запуск, ранее остановившегося часового механизма взрывателя.
Возможность протраливания якорь-цепью дна бухты в районе нахождения мины и, следовательно, механического воздействия цепи на мину считается установленной.
В результате подробного рассмотрения всех обстоятельств и последствий взрыва установлено следующее:
— повреждения линкора «Новороссийск» были вызваны взрывом заряда, находившегося на грунте под носовой частью корабля;
— вес заряда в тротиловом эквиваленте определяется величиной 1000—1100 кг;
— наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблем имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны.
Возможность того, что повреждения корабля явились следствием взрыва торпеды или авиационной бомбы, экспертной комиссией исключается (см. заключение экспертной комиссии т. Першина) ..."


Специально оставляю без комментариев, т.к. надеюсь что возможно кто-то лучше в этой теме разбирается.

sventof
Знаток
Знаток
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 14 апр 2012, 10:29

Re: Причина взрыва ЛК «Новороссийск»

Сообщение sventof »

"СУДЕБ МОРСКИХ ТАИНСТВЕННАЯ ВЯЗЬ" (Москва, "Воениздат", 1990, сдана в набор 01.06.1989, подписана к печати 21.08.1990, тираж 100000 экз.).

Изображение

В ней оказались три работы стиля военно-морского исторического исследования: "роман" с тем же названием и две "повести": "Торпеда для "Авроры"" и "Реквием линкору".

Изображение

В аннотации написано: ".... Во второй повести говорится о массовом подвиге моряков линкора "Новороссийск"". Повесть большая – 120 страниц. Закончена в 1988 году. В ней приводятся воспоминания многих моряков, как бывших членов экипажа, так и с других кораблей. А также описывается долгая история создания мемориала погибшим. (На момент написания мемориал был сооружен, но без фамилий). И есть там отдельная глава (шестая) под названием "Что взорвалось?"

Так как тема подрыва линкора "Новороссийск" периодически затрагивалась в разных СМИ, а также в Интернете, то я не только отксерил интересные страницы этой книги, но и посетил музей Черноморского флота РФ, мемориал погибшим на Братском кладбище и сделал фото акватории Севастопольской бухты.

Изображение
Вид на Севастопольскую бухту. (Лично снимал).

Повесть Николая Черкашина "Реквием линкору" начинается такими словами:
Женщины валялись в надгробных венках, рыдали и голосили, проклиная море, судьбу, корабль, адмирала... В их глазах еще стояло страшное ночное видение: черная туша опрокинувшегося линкора, скопище людских голов в воде, бурлящей от вырывавшегося из корпуса воздуха, от предсмертных вздохов, от взмахов сотен рук, плывших и утопавших. Они плыли к берегу, где с высоты железнодорожной насыпи взывали к ним их жены и дети. Они тонули у них на глазах, и жены, мертвея, превращались во вдов, сыновья – в сирот. Стена людского горя остановила ночной экспресс, шедший в Севастополь 29 октября 1955 года... Машинист и пассажиры, разбуженные горестным воем, вглядывались в темень бухты, исполосованную лучами прожекторов. Там разворачивалась одна из самых страшных в истории мореплавания трагедий...
Глава первая
АВТОГРАФ СМЕРТИ

19 октября 1955 года в 01 час 30 минут 46 секунд самописцы Крымской сейсмостанции прочертили на ленте неровные всплески. Чуткие приборы зафиксировали сотрясение почвы в районе Севастополя. Дежурный по станции решил, что это обычный подземный толчок. Откуда ему было знать, что на ленте остался автограф смерти, что эта нервная зубчатка – последняя кардиограмма двухсот остановившихся сердец, что на внутреннем рейде Севастополя под килем флагманского корабля Черноморского флота линкора "Новороссийск" рванул неимоверной силы взрыв, насквозь пробивший восемь палуб – из них три бронированные?

Огненный смерч прорвался через многоэтажье кубриков – в каждом в три яруса спали в подвесных койках матросы, – выхлестнул из стального кратера, разворотил верхнюю палубу от борта до борта и взлетел на высоту фок-мачты.

Часовой у гюйсштока (он стоял на самом кончике линкоровского носа) был подхвачен вихрем взрыва и выброшен далеко в море. По счастью, он остался жив.

Сквозь гигантскую пробоину в носу (потом подсчитают ее площадь и ахнут – полтораста квадратных метров) в корпус линкора, бурля и клокоча, ринулась холодная осенняя вода, густевшая от ила и матросской крови.

На "Новороссийске" сыграли боевую тревогу.
...
Разные подробности (фото, тексты, карты, сайты) здесь: http://zhistory.org.ua/sevs0808.htm

Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4279
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Поблагодарили: 4 раза

Причина взрыва ЛК «Новороссийск»

Сообщение ccsr »

Как была уничтожена американская атомная подводная лодка.
Современная история с трагедией на субмарине.
Атомная подводная лодка «Майами» была четвертой лодкой класса «Лос-Анжелес». Заложена она была в 1986 году, а в 1990 году принята в состав ВМФ США. Подлодка прошла довольно насыщенный боевой путь. Участвовала в учениях НАТО, изрядно помоталась по миру, первой из американских атомоходов прошла Суэцким каналом, пугала норвежских экоактивистов в Тронхейме и раздала немало крылатой демократии во время операции «Лиса в пустыне» в Ираке и операции «Союзная сила» в Косово. Так что в том, что случилось позже, желающие вполне могут углядеть кармическую справедливость.
В 2012 году лодка встала на капитальный ремонт в Портсмуте. Как говорится в таких случаях, ничего не предвещало, но 23 мая на атомоходе вспыхнул сильнейший пожар. Тушение заняло 12 часов, пострадали 7 пожарных и работников дока, в основном из-за крайне токсичного дыма. Полностью выгорел торпедный отсек и командирский мостик. Реактор пришлось экстренно заглушить, от чего вышла из строя большая часть электронных систем. Из-за перепада температур повело корпус, что разрушило внутренние трубопроводы. Общий ущерб от пожара оценили в 400 миллионов долларов, плюс еще 20 миллионов ущерба портсмутским докам. В этот момент можно представить, что meanwhile in Russia генералы KGB с большими звездами на погонах радостно распивают vodka из samovar под трехметровым портретом Сталина, ноооо… Нет. Ни один из реальных или потенциальных противников Америки не имел к гибели подводного атомохода никакого отношения.
Среди множества рабочих, занятых в ремонте атомохода был и некий 25-летний Кейси Джеймс Фьюри. Как выяснится позже, парень страдал легкой формой аутизма, что, впрочем, не мешало ему выполнять нехитрые малярные работы. Однако в 2012 году к этому добавились регулярные приступы депрессии, бессонница, таблеточки, а в мае его еще и девушка бросила. Сил и желания работать у Кейси не осталось категорически, он постоянно старался улизнуть пораньше под любым удобным предлогом. Но 23 мая предлоги закончились, а желание работать так и не появилось. И тогда парню пришла в голову гениальная (нет) идея – устроить на рабочем месте небольшой пожарчик. Пока потушат, пока разберутся, это гарантированные несколько дней отгула. Он собрал в торпедном отсеке кучку пластиковых пакетов, запалил их и чувством выполненного долга отправился на обед. Чем это кончилось - вы только что прочитали выше. Поразительно, но расследование обошло Фьюри стороной. Комиссия пришла к выводу, что вентиляция внутри подлодки засосала горючий мусор, который воспламенился от статического электричества. Видимо у следователей просто не хватило фантазии представить, что кто-то разведет пионерский костёр в торпедном отсеке атомной подводной лодки. Так почему же мы знаем эту историю?
Да очень просто. Спустя примерно полтора месяца наш герой снова загрустил - и устроил поджог еще раз! Говорят, в этот день над Портсмутом среди ясного неба раздался раскат грома. То ли боженька фейспалмом приложился, то ли ангел-хранитель Кейси убился об стену от отчаяния. В этот раз пожар быстро потушили, ну и сложить два и два для следователей оказалось несложно. На допросах Фьюри раскололся и полностью признал свою вину. 15 марта 2013 года суд приговорил его к 17 годам тюрьмы и выплате ущерба в 400 миллионов долларов. Ну, пожелаем удачи американским судебным приставам.
Тем временем, специальная комиссия оценила стоимость восстановления «Майами» в 700 миллионов, что в свете сокращения военного бюджета было совершенно неподъемной суммой. Лодку отправили на слом, а Кейси Джеймс Фьюри таким образом заработал не только срок и штраф, но и славу человека, в одиночку уничтожившего атомную подводную лодку США.
https://zen.yandex.ru/media/mlozha/kak- ... mpaign=dbr

Ответить