FORSIK, дорогой, с чего вы это взяли? По-моему, это именно вы, как выясняется, не имея ни малейшего представления ни о боге, ни о Вселенной, ни, как ни странно, о морали, самонадеянно берёте на себя смелость рассуждать об этих предметах, - да ещё и поучать других, не имея на это никакого морального права! Ну хорошо, готов признать, что "научная мораль" существует во Вселенной, но только - в качестве факта вашего собственного сознания, т. е. иллюзии.FORSIK писал(а): ↑09 янв 2018, 01:55Вы не признаёте существование научной морали во Вселенной – пусть.
Законы математики, которая, по сути, есть информационная реальность – это факт.
И изменить математику, например таблицу умножения, невозможно даже Богу,
а потому математику (как и научную мораль, в отличие от узкоместных правил и законов) можно считать как надмирную реальность
http://caute.tk/ilyenkov/texts/iddl/11.html
...мораль как форма общественного сознания, как совокупность моральных норм, предписаний и т.п. алгоритмов хорошего тона и поведения. Мораль в последнем смысле – очень нужная и важная вещь. Она четко формулирует общие критерии, с точки зрения которых общество судит о соответствии индивидуального поведения тем общим нормам, которые приняты в данном обществе. В этом мораль аналогична праву – системе правовых норм, с той лишь разницей, что соблюдение норм морали обеспечивается не насилием, осуществляемым соответствующими государственными органами, а моральным же воздействием, то есть непосредственным влиянием всех окружающих человека людей, их упреками, наставлениями, иногда насмешками, даже подчас всего-навсего тоном голоса, который прекрасно умеет выражать одобрение или неодобрение, уважение или неуважение к поступку или слову. [277]
И в некоторых случаях мораль является более действенным фактором в жизни человека, нежели страх перед силой права, перед силой закона. Это было известно давно, задолго до рождения научно-материалистического понимания истории, и марксистско-ленинское учение вовсе не отрицает ни морали, ни силы морального воздействия, ни полезности правильно и четко сформулированного морального кодекса.
Но что действительно отличает марксистско-ленинское учение от всех предшествующих ему концепций морали, так это трезвое и объективное понимание ее возможностей, понимание того обстоятельства, что самая лучшая система моральных норм (как и норм права) сама по себе не способна сделать жизнь людей подлинно нравственной.
На наш взгляд, не лишено смысла различение, которое нередко проводят между моралью и нравственностью.
Мораль существует и действует в виде совокупности четко сформулированных общих требований, нормативов, в виде словесно запрограммированной схемы поведения, обязательной для каждого члена данного общественного организма. Это – форма сознания, сознательной регламентации поступков.
Нравственность же есть реальный способ отношения человека к другому человеку и к самому себе (к человеку вообще), обнаруживаемый в реальном же действии, а не только в сознании. Поскольку хорошие слова могут весьма далеко расходиться с реальными поступками, постольку и мораль в известных условиях может столь же далеко расходиться с подлинными требованиями нравственности. Прямого тождества тут нет, что и проявляется в том факте, что реально-безнравственные дела (пример [278] тому – лицемерие правящих классов буржуазного общества) очень часто выступают под маской высокоморальных соображений, прикрываются щитом морали. Ведь сколько гадких и подлых дел совершалось в истории с фразами высокой морали на устах!
Может быть, поэтому люди действительно высокой нравственности и не любят морализировать, произносить перед другими абстрактно-общие (то есть годные на все времена, и потому негодные никогда и нигде) фразы о морали.
Э. В. Ильенков. Об идолах и идеалах. (1968)