о ГУЛАГе

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Аватара пользователя
Fleri
Публицист
Публицист
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 07:08
Откуда: Москва

КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Fleri »

Обязательно должна быть четкая государственная статистика, без учета не то что миллионами людей – мастерской из ста человек управлять невозможно. Никто из серьезных ученых не подверг сомнению государственную статистику СССР, объявив ее сфальсифицированной – иначе пришлось бы сделать совершенно дикое допущение, что в начале-середине 30-х годов ХХ века по всем лагерям, тюрьмам и следственным изоляторам синхронно велась двойная бухгалтерия, а проводили ее люди, которые наперед знали и были озабочены тем, как будут представлены и рассмотрены данные через десятки лет после их смерти.

Давайте рассмотрим статистические данные. Попутно мы выясним, сколь правдивы истерии по поводу того, что Индустриализация в СССР была проведена силами многих миллионов «рабов-заключенных».

Крупнейший специалист в данном вопросе, ученый с мировым именем Виктор Земсков, лично работавший с архивами, приводит следующие данные (В.Н. Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) Социологические исследования. 1991, №6, с.10-27; 1991, №7, с.3-16 http://www.hrono.ru/statii/2001/zemskov.html):

«В страшном 37-м» в ГУЛАГе находилось 1 196 369 чел., из которых 87% составляли уголовники. В 38 году в ГУЛАГе было уже 1 881 570 человек, то есть туда массово поступили «жертвы 37-го», уголовники составляли 81%.

С 39-го года и до начала войны количество заключенных стало уменьшаться. Самый маленький процент уголовников был в 1947 году - 40% из 1,7 млн. заключенных - лагеря наполнились полицаями, бандеровцами, фашистскими приспешниками и прочими «безвинными жертвами».

«Максимальное число заключенных в ГУЛАГе, приходившееся на 1 января 1950 г., составляло 2 561 351 человек». Из них уголовников было 77% (там же).

Так много это или мало - почти 1,9 миллиона заключенных в «пик массовых репрессий»? Давайте сравним с «в оплотом демократии» - США, где в настоящий момент, в мирное время в тюрьмах находится более 2,3 млн. человек. (http://www.newsru.com/world/29feb2008/prisoners.html) Население США – около 300 млн., а СССР тех лет – около 200 млн. Если пересчитать США на население СССР, то получается, что в США сейчас было бы 1,53 млн. заключенных, что несколько меньше, чем «в пик сталинских массовых репрессий» -1,88 млн., несколько больше, чем в «страшном 37-м», и примерно равно количеству заключенных в СССР 1939 года – 1,66 млн. Подчеркиваю – всех заключенных ГУЛАГа.

Количество заключенных в тюрьмах России в 2000 году – примерно 1,1 млн. человек, что при пересчете на численность население СССР (145 млн. против 200 млн.) примерно на 25% больше, чем в 1937 году, и на столько же меньше в 1938 году. То есть не то что заметной - практически никакой разницы нет. Вероятность оказаться в тюрьме в те годы при Сталине и в России при Ельцине-Путине была практически одинаковой. Испытываете ли вы, уважаемый читатель, парализующий ужас при мысли о путинской тюрьме? Ложитесь ли вы каждую ночь спать в страхе, не зная, заберет ли вас ночью милиция или ФСБ?

Кстати, количество «зэков» в СССР всегда составляло менее двух процентов трудовых ресурсов СССР тех лет (около 120 млн.), так что утверждение о том, что «индустриализация проведена руками зэков» - наглое и беспардонное вранье. Никак не могли 2% внести не то что решающий, а даже заметный вклад в экономику, более того, их можно было занять разве что на неквалифицированных работах. Но самое главное, что к 1938 году основные задачи индустриализации были уже успешно выполнены, а сама она завершена примерно на 80% – индустриализация уже шла 10 лет – с 1928 года – и была практически закончена в 1939 году, когда ХVIII съезд внес организационные изменения в отраслевые управленческие структуры ВКП(б).

До 1938 года в лагерях и колониях находилось всего около 1 миллиона заключенных, а в самые трудные годы индустриализации и вовсе около 0,5 миллиона, как, например, в 1934 году. То есть все годы индустриализации, включая 1937 и речи не было ни о каких «миллионах зэков».

Среднее количество заключенных в период Индустриализации составляло примерно 0,8 процента от трудовых ресурсов СССР. Можно с полным основанием заявить, что вклад заключенных в построение экономики СССР ничтожен.

Что, кстати, без вопросов признают серьезные исследователи. Грустно смотреть на наших соотечественников, повторяющих, как попугаи, беспардонную ложь, демонстрируя неспособность сравнить два числа.

Странно, почему не слышно голосов о том, что экономика России или США в наши дни основывается на рабском труде заключенных – для этого намного больше оснований, чем для СССР середины 30-х годов?!

И все это после того, как подросло поколение беспризорников Гражданской, в экстремальных условиях заброски тысяч диверсантов из Румынии, Польши, Венгрии, Финляндии, Китая... В условиях, когда страна была фактически военным лагерем, одна война за другой: басмачество, КВЖД, Испания, Хасан, Халхин-Гол... И при всем при том количество заключенных на душу населения практически такое же, как в США сейчас.

Обратите внимание на то, когда увидела свет статья Земскова – июнь 1991 года. То есть мерзавцы в верхушке всё прекрасно знали (он получил особое разрешение с самого верха) и целенаправленно лгали обществу в СМИ! Это преступление перед своим народом тем более тяжкое, что оно осуществлялось, как акция прикрытия другого чудовищного преступления - уничтожения своей страны.

Может быть, в СССР всё население было ангельски законопослушным, а в тюрьмах сидели сплошь невиновные? Увы, «в действительности число осужденных по политическим мотивам (за «контрреволюционные преступления») в СССР за период с 1921 г. по 1953 г., т.е. за 33 года, составляло около 3,8 млн. человек» (там же).

То есть никаких «десятков миллионов жертв» не было и близко. Осужденными по «политическим мотивам» считаются полицаи, каратели, басмачи, агенты иностранных разведок, диверсанты и т.д. Причем осужденных к совершенно разным наказаниям, включая ссылку и высылку (765 180 чел.).

В конце 80-х годов по распоряжению Горбачёва была создана «комиссия по реабилитации», которая в расширенном виде продолжила свою работу в «демократической России» («О реабилитации жертв политических репрессий». Закон РФ от 18 октября 1991 г.).

«По данным Генпрокуратуры, всего за время действия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901 127 человек, из которых 637 614 реабилитировано». (http://www.regions.ru/news/2022208/print/)

Позвольте, а где же «многие миллионы жертв»?! Ведь именно это было главным мотивом уничтожения преступной системы. То есть СССР - страна, приговоренная к смерти, была невиновна?!

Назвать деятельность этой комиссии до крайности пристрастной будет слишком мягко - то, что там творилось, можно назвать выражением «полный беспредел» - реабилитировались все скопом, оправдывались совершенно явные преступники, «пересмотр дела» занимал в лучшем случае несколько минут. О многом говорит попытка реабилитировать Власова, которая не удалась только из-за массового возмущения ветеранов. Немногие открытые уголовные дела показывают беспредельные по своей наглости «оправдания» диверсантов и шпионов, схваченных при переходе границы с оружием в руках.

Председателем этой «комиссии» был известный мерзавец и предатель Яковлев, согласно его указанию, «поскольку все внесудебные органы были антиконституционными формированиями, то, следовательно, все приговоры, на основании которых производились репрессии, были недействительны, а потому, стало быть, все без исключения репрессированные автоматически объявляются реабилитированными». Вообще, назначить Яковлева на это дело еще почище, чем поставить Геббельса председателем Нюрнбергского трибунала, а Иуду Искариота – защитником Христа на суде.

Про антиконституционность, кстати – это вранье, «тройки» по сути были трибуналами, которые в ускоренном варианте в основном рассматривали дела тех лиц, виновность которых не подлежала сомнению, например схваченных с поличным – с оружием при переходе границы и т.п. (Игорь Пыхалов. «Невинны ли «жертвы репрессий»» http://www.specnaz.ru/article/?817) Еще во времена Горбачева было «реабилитировано» примерно 900 тыс.

Часто сюда пытаются приплюсовать около 700 тыс. «реабилитированных» при Хрущеве. Но реабилитированных, то есть признанных невиновными политических, тогда было около 15 тыс., остальных просто амнистировали или им снизили сроки наказания. То есть к «невинным жертвам» приписывают излишне сурово, по мнению хрущевцев, наказанных и прощенных преступников. Эти 700 000 подверглись реабилитации уже яковлевской комиссией, то есть – это люди, посчитанные дважды.

Кстати, найти настоящее количество попавших под «необоснованные массовые реабилитации» не так просто. Официальный результат яковлевской комиссии – 637 614 чел. Позвольте, а где «32 миллиона безвинных жертв», как заявлял сам Яковлев (http://www.yandex.cc/russia/2001/10/29/yakovlev) в 2006 г. на встрече с президентом Путиным?

Абстрактные числа мало что говорят среднему человеку – он, как правило, не оперирует ими в своей повседневной жизни. Давайте рассмотрим - были ли основания у советских людей панически бояться Сталина и «массовых репрессий»? Два десятка лет лжецы всех мастей визжат с телеэкрана и в газетах, что да, был просто ужас, выжить в «мясорубке массовых репрессий» было огромной удачей, а весь народ просто колотило от ужаса. «Все» ложились спать в холодном поту, не зная, пойдут ли они завтра утром на работу или же окажутся в подвалах НКВД. При этом ссылаются на слова неких «очевидцев» и «переживших» бабушек, которые якобы всю жизнь провели в страхе.

Бабушки бабушками, мало ли кто что помнит сейчас и как интерпретирует со слов третьих лиц - есть ли возможность посмотреть на происходящие события непредвзято, с числами? (Тем более есть огромное количество бабушек и родственников, утверждающих обратное. Правда, без доступа к телеящику.)

Есть, и довольно простая, доступная каждому, называется «сравнительный анализ рисков», чем мы сейчас и займемся. Каким был риск оказаться «репрессированным» во времена Сталина и насколько это много по сравнению с другими, более привычными нам событиями, которых следует опасаться?

Вы ужаснетесь, но после уничтожения СССР по официальной статистике бандитами было убито свыше полумиллиона человек, а более миллиона получили тяжкие телесные повреждения.

В общем, за годы перехода России к демократии преступники убивали примерно по 30 тысяч человек в год.(http://www.prison.org/penal/human_prison/doc011.htm, http://www.mvd.ru/news/10076/) За 17 лет это свыше полумиллиона.

За 33 года, которые Сталин был у власти, приговорено к расстрелу было примерно 650 тыс. человек, приговор приведен в исполнение менее чем в 50% случаев.(С. Миронин. «Разоблачение очередного мифа». http://www.contr-tv.ru/common/2451) Население СССР при Сталине составляло примерно 200 млн. чел., население России сейчас менее 150 млн., что мы, естественно, примем во внимание в наших оценках.

Во времена Сталина в стране жило свыше 300 миллионов человек – выросло и сменилось целое поколение. Шансы получить смертный приговор тогда составляли менее 1/500, а быть реально расстрелянным – менее 1/1000.

Итак, бояться НКВД и Сталина в годы первых пятилеток люди не имели никаких оснований. Они и не боялись, утверждающие это лгут, лгут так же, как и про десятки миллионов «репрессированных». Бояться погибнуть «в расстрельном подвале НКВД» советскому человеку смысла не было никакого, если он не преступник или ушибленный на голову, тем более информация о них, мягко говоря, не афишировалась. Практически по всем свидетельствам доклад Хрущева был шоком для людей – они и не подозревали о «массовых репрессиях». Что ж это за «массовые репрессии», о которых люди не подозревают?! Не ведать о многих миллионах жертв это то же самое, что и не подозревать, например, о том, что в Гражданскую, оказывается, людей убивали и они умирали от голода и тифа (примерно 7 млн. человек). Совсем как в школьном сочинении современного дебила «поколения пепси»: «Из книг Солженицына советские люди узнали, как страшно жить в этой стране...».

Хорошо, с расстрелами выяснили, а как обстоит дело с парализующим ужасом «оказаться в застенках»? Шанс оказаться в застенках при Сталине практически такой же, как сейчас оказаться в тюрьме в США или путинской России.

Давайте опять проведем сравнительный анализ и сравним с другими рисками.

По совершенно запредельным лживым оценкам Яковлева безвинными жертвами были названы примерно 1,5 млн. человек (при Горбачеве и Ельцине-Путине), это, кстати, из 3,8 млн. человек, вообще осужденных по «политическим» статьям. То есть даже у яковлевских подонков не поднялась рука реабилитировать многих власовцев, басмачей, латышских карателей и пр. – такие ледянящие душу преступления они совершили. Эти полтора миллиона – совершенно запредельное, бессовестное и подлое вранье, такое же, как «десятки миллионов репрессированных». Но на какое-то время мы примем его за точку отсчета.

Давайте сравним числа. В настоящее время преступники убивают или тяжело калечат примерно 100 тыс. человек в год. Это только то, что регистрирует наша «демократическая милиция». Однако «нет тела - нет дела» - каждый год в России без вести пропадает около 100 тысяч человек (это только те, о ком заявили родственники), из которых свыше 10 тысяч пропадает навсегда, тем не менее в стране за время «демократических преобразований» официально насчитывается около 100 тысяч неопознанных трупов. (Ушли и не вернулись. http://www.ng.ru/ideas/2004-06-30/10_zarembinskay.html )

В год на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, около 300 тысяч получают увечья, из них приведшие к непоправимой потере здоровья составляют примерно 100 тыс. (http://www.utro.ru/news/2006/12/25/612983.shtml)

Итого получаем, что в результате установившегося в России режима, приведшего к запредельной для нашей страны преступности и крайней опасности перемещения, ежегодно погибают минимум 60 000 человек, получают тяжелые ранения свыше 200 000 человек, пропадает без вести свыше 10 тысяч человек.

Двести семьдесят тысяч человек в год! За 17 лет «в освобожденной от большевиков стране» в результате действия или преступного бездействия государственной власти погибло, пропало без вести или было тяжело ранено с нанесением непоправимого вреда здоровью примерно 4 миллиона 600 тысяч человек только согласно официальным данным!

Сравните это даже с высосанными из пальца яковлевскими 1,5 млн. «жертв» - в три раза меньше за в два раза больший срок в стране, население которой составляет менее 75% от СССР времен Сталина. В 8 раз более опасно! Кстати, при Сталине убийств было примерно 6-10 тыс. в год в 200-миллионной стране. Даже с учетом их и количества раненых бандитами в те годы жить при Сталине было в 6 раз безопаснее, чем в сегодняшней России.

Теперь понятно, почему мы взяли яковлевскую цифирь? Тут уж можно брать с потолка хоть 2,5 миллиона «репрессированных» - картину это принципиально не изменит.

То есть шансов безвинно пострадать (быть расстрелянным или оказаться в тюрьме или ссылке) во времена Сталина было в 6 раз меньше, чем быть убитым или искалеченным преступниками в «освобожденной» стране, причем считая даже по совершенно беспредельному, шулерскому счету уничтожителей СССР и агентов влияния нашего геополитического врага. В реальности же риски жизни в обществе для обычного человека периода «демократической России» более чем на порядок превосходят риски для советского человека времен Сталина. Вот так.

Так кто же боялся ложиться спать в те времена? Преступники и их пособники. Например, шпион или вор в любые времена в любой стране, ложась спать, не знает, проснётся ли он утром в своей постели или ему распахнет объятия камера предварительного заключения.

Напрашивается вывод, что при Сталине страдала от ужаса «пятая колонна» и лица, ей горячо сочувствующие, а народу бояться не было никаких оснований.

Страдали ли в те суровые годы невиновные? Конечно, страдали, как страдают и сейчас. Было и сведение счетов, и подлые подставы завистников, и ошибки следственных органов. И в результате всего этого – судебные ошибки, которые есть везде.

В благополучной Америке, например, «ошибка правосудия» составляет около 5% осуждённых. Это официальные данные, основанные на признании самих американских судей. Это означает, что в тюрьмах США в настоящий момент безвинно сидит свыше ста тысяч человек, а сколько их будет за 30 лет? Кстати, правозащитники и ассоциации адвокатов называют число в 2-3 раза большее.

Значит ли это, что человечеству следует отказаться от правосудия? Увы, в любом обществе судебные ошибки - зло, которого никак не удается избежать. Из того, что при операции умирает определённый процент больных, не следует, что операции надо вовсе отменить. Точно так же никому в голову не приходит отменить суды и следственные органы несмотря на все их издержки и недостатки – отказ от них приведет к несравненно более тяжелым последствиям. Если это сделать, в обществе будет невозможно жить. Единственное, что можно сделать, это периодически возвращаться к пересмотру дел, что и происходит во всех странах.

Интересно было бы оценить масштабы ошибок в СССР? Брать данные Яковлева, как уже говорилось, еще более неосмотрительно, чем доверяться Иуде Искариоту.

Тем не менее оценки сделать можно - по сообщению Аристова, направленному 17 октября 1956 года в ЦК КПСС, комиссиями по реабилитации были рассмотрены дела на 176 325 человек, из которых 100 139 были освобождены, а 42 016 были снижены сроки наказания. Из числа осуждённых за политические преступления на свободу вышли 50 944 человека. Это не реабилитация, потому что в это число включены люди как несправедливо (по мнению хрущевцев) наказанные, так и освобожденные в результате снижения сроков как уже отбывшие наказание. 42 000 так и не освободили, хотя сроки заключения снизили.

Но интересно не это – самое главное в приведенных данных то, что количество реабилитированных (назовем их так) «политических» (50 944) практически равно количеству реабилитированных уголовников (100 139 - 50 944 = 49 195), то есть нет никакого перекоса в осуждении политических преступников. Интересный факт, не правда ли? Все это означает, что подавляющее большинство осуждённых было виновно совершенно явным образом.

Казалось бы, можно сделать вывод о том, что «репрессии вообще миф, времена были суровые, врагов много, кое-где порой встречались отдельные недостатки, но ничего экстраординарного не было». Более того, рассматривавший дела осуждённых преступников в бытность свою Генеральным прокурором России Казанник публично заявил, что «во времена Сталина законность не нарушалась».

Так неужели репрессий не было? Нет. Я утверждал не это, а то, что нет ничего экстраординарного в количестве осуждённых и то, что подавляющее их большинство были виновны. Вывод, что репрессий не было, неверен. Репрессии имели место, но их масштаб чудовищно преувеличен разношерстной компанией антисоветчиков. Репрессии были совокупностью совершенно различных по сути процессов.

Павел Краснов

http://kbarieru.info/201001/?01_5_2
Мишатка

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Мишатка »

Все это хорошо. Только вот вспоминаю рассказы людей того поколения, как боялись друг друга и сказать что-либо. Долго потом о политике шепотом говорило то поколение. Еще товарищами друг друга было принято не называть. Потому как завтра мог оказаться врагом народа.
Аватара пользователя
Fleri
Публицист
Публицист
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 07:08
Откуда: Москва

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Fleri »

Не знаю....мои родные шепотом не говорили....
Да и в ГУЛАГе никто из огромной семьи не бывал...
Мишатка

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Мишатка »

Вот вся и беда судить по себе. Кто-то действительно не боялся и это понятно.
Аватара пользователя
Fleri
Публицист
Публицист
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 07:08
Откуда: Москва

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Fleri »

Мишатка писал(а):Вот вся и беда судить по себе.
А как же еще можно судить? Подобно Вам ..типа, "одна бабка сказала"? Нет уж, мне по своей семье и семьям друзей вполне нормально судить....
Кто-то действительно не боялся и это понятно.
Конечно...кто честно работал, не воровал, не бандитствовал, доносы не писал...тем и бояться было нечего...
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Михаил »

Мишатка писал(а):Вот вся и беда судить по себе. Кто-то действительно не боялся и это понятно.
Вот вот. Боялись интеллигенты, типа Баталова (он до сих пор шепотом рассказывает). Еще боялись жулики и воры. Боялись всякие партийные приспособленцы. Поэтому вся эта шушера так воспрянула при Хрущеве. А при горбачеве развалила страну.
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Михаил »

Мишатка писал(а):Да кто доносил тот то и не боялся.
Чушь собачья! Они-то и боялись в первую очередь. Поэтому и доносили. А потом их начали судить и сажать. А сейчас они "безвинные жертвы сталинизма"
А то что боевой полковник на 10 лет сел за то, что сказал что студебеккер хорошая машина - вот таких много было.
Мишаня, я очень подозреваю, что этот "боевой полковник" еще много чего говорил кроме как про студебеккер. Ну он же не сознается....
Мой дед вон тоже работал и на студебеккекре и на форде и хвалил их. Но не посадили же.... Его посадили за другое - он дал свою машину другому и тот попал в аварию и еще и человека сбил насмерть. Но он года не просидел - товарищи написали "куда надо" и всем миром взяли его на поруки. И его выпустили. Вот такой был безчеловечный режим....
Да что вам говорить. Безполезно.
А чего говоришь тогда, раз безполезно?....
Аватара пользователя
express
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 5556
Зарегистрирован: 16 авг 2010, 00:39
Откуда: Магнитогорск
Благодарил (а): 136 раз
Поблагодарили: 45 раз
Контактная информация:

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение express »

Fleri, огромное спасибо за статью!!! Среди простых людей России давно уж созрело понятие: есть ДЕТИ АРБАТА, а есть ДЕТИ ЗАВОДА. И нам очень трудно понять друг друга.... Может быть, даже невозможно понять.... Дети завода -
тогда, в конце 30-х,-не боялись "чёрных легковух"... Это я знаю точно. Ну, а детки Арбата - ..... им и остаётся на конкретную статистику возражать вот такой тальковской невнятной, но чувственно-насыщеной заунывью: " А вот мне бабушка-де расссказывала!!!...."
"Сила силе доказала:
Сила силе - не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня !"
Твардовский А.Т.
Мишатка

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение Мишатка »

Понятно, что хочется быть чистенькими. Но как быть хотя бы с этим? Каков риск?

Гарькавый И. В., Головкова Л. А.
«Бутовский полигон»

Крупнейшее в Москве и Подмосковье место массовых казней и захоронений — Бутовский полигон НКВД расположен на земле бывшей старинной усадьбы Дрожжино, известной еще с XVI века. Последним хозяином ее был Иван Иванович Зимин, родной брат знаменитого Сергея Ивановича Зимина – владельца Московской частной оперы. На конном заводе Зиминых, носящем в 1920-е гг. имя Каменева и поставлявшем лошадей войскам ГПУ-ОГПУ, в качестве руководителя работал бывший управляющий имением, племянник недавнего его владельца – Иван Леонтьевич Зимин. Он жил здесь со своей женой – известной оперной певицей (впоследствии профессором Консерватории) Софьей Друзякиной. Деревянный двухэтажный дом – с резными карнизами и наличниками, с широкой лестницей и небольшой аллейкой из голубых елей перед ним стоял как раз на месте будущего полигона.

В 1934 г. конный завод был закрыт, жители выселены, конюшни переоборудованы под тюремные помещения. На десяти подводах из соседней Екатерининской пустыни, где с 1931 г. размещалась тюрьма для уголовников (впоследствии – знаменитая политическая Сухановская тюрьма), привезли заключенных. Но они находились здесь недолго. Вскоре их перебросили на Щербинку, где в бывшем имении помещика Сушкина также была оборудована тюрьма.

В середине 1930 гг. в преддверии массовых расстрелов Хозяйственное управление НКВД озаботилось поисками мест для спецзахоронений. Под Москвой таких зон было выделено три: в районе поселка Бутово, на территории совхоза «Коммунарка» и вблизи г. Люберцы. (Эта третья зона держалась как резервная; она, насколько известно, не была использована.) На территории Бутовской усадьбы на площади 5,6 га оборудовали стрелковый полигон (общая площадь спецзоны была тогда более 2 кв. км). Конечно, настоящего полигона и в помине не было; была лишь его имитация, как это делалось на всех подобных “объектах”. Местным жителям сообщили, что поблизости от их деревень будут производиться учебные стрельбы. Действительно, начиная с 1935 г., звуки выстрелов со стороны полигона слышались постоянно. И поначалу это никого не удивляло. Но со временем местные жители, конечно, начали догадываться, что по соседству с ними происходит что-то ужасное. Запоздалых прохожих, возвращавшихся домой с ночной электрички, обгоняли “воронки”, крытые автозаки, из глубины леса иногда доносились какие-то отдаленные мольбы, крики о помощи.

После июльских приказов Ежова начались массовые, не имеющие аналогов в мировой истории, казни. Всего было уничтожено 20761 человек. Первый расстрел по этим приказам на Бутовском полигоне произведен 8 августа 1937 г. В этот день был казнен 91 человек.

Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 г.: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека. Среди жертв Бутова, по имеющимся документам, наибольшее число составляют москвичи, жители Подмосковья и соседних областей, входивших тогда целиком или частично в Московскую область. Но есть и немало представителей республик бывшего СССР, лица иностранного происхождения и подданства, единственная вина которых заключалась в “неподходящей” национальности или месте рождения. По численности после русских, которых в бутовских погребальных рвах насчитывается 8724 человека, преобладают латыши, поляки, немцы, евреи, украинцы, белорусы; есть представители Франции, США, Румынии, Венгрии, Австрии, Италии, Болгарии, Японии, Индии, Китая; всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти. Больше всего в Бутове погребено простых крестьян, часто малограмотных или совсем неграмотных. Порой их расстреливали целыми семьями – по пять-семь человек, хватали, чтобы выполнить план, из какой-нибудь одной деревни 15–18 человек. (Нами составлен список этих деревень; в них предполагается поставить поминальные кресты; несколько крестов уже сооружено). Следующие по численности жертвы Бутова – рабочие и служащие всевозможных советских учреждений. Более трети от общего числа расстрелянных – заключенные Дмитлага, этого настоящего государства в государстве; состав дмилаговцев или, как их называли, “каналармейцев” – от ученых с мировой известностью, строителей, поэтов, священнослужителей, учителей – до не реабилитированных и не подлежащих реабилитации уголовников-рецидивистов.

В бутовских рвах лежат останки выдающихся государственных деятелей дореволюционной России: Председатель 2-й Государственной Думы Ф. А. Головин, московский губернатор, впоследствии шеф жандармов – В. Ф. Джунковский, его адъютант и друг – генерал В. С. Гадон, правнук Кутузова и одновременно родственник Тухачевского, профессор церковного пения М. Н. Хитрово-Крамской, правнучка Салтыкова-Щедрина Т. Н. Гладыревская; это также один из первых русских летчиков Н. Н. Данилевский и чех по национальности, член экспедиции О. Ю. Шмидта – Я. В. Брезин, представители русских дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Бибиковых, Голицыных; это блестящие инженеры, это художники, чьи чудом спасенные произведения украшают ныне лучшие музеи и галереи мира – Александр Древин, Роман Семашкевич, другие художники: их тут – живописцев, графиков, декораторов, оформителей – свыше восьмидесяти.

Можно было бы назвать еще несколько групп людей по профессиям, ставших жертвами бутовских расстрелов: это бедные грабари – возчики, доставлявшие камень и щебенку на стройки страны. Изгнанные из родных мест при раскулачивании, бездомные, осиротевшие, неизвестно как и чем содержащие какую-нибудь загнанную лошаденку, они тем не менее проходили как собственники, кулаки. В Бутове их более шестидесяти. Бывших городовых или, как их еще называли, стражников – около сорока. Есть тут представители низших, средних и высших полицейских чинов, есть даже царский палач. Еще не сосчитаны нами многочисленные сотрудники Китайско-Восточной железной дороги и просто родившиеся в Харбине или на территории обслуживания КВЖД; вкупе с родственниками, никогда не выезжавшими из какой-нибудь своей подмосковной Поповки, они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и приговорены к расстрелу. В качестве злостных “троцкистов”, расстреляны в Бутове более тридцати китайцев – рабочих, обслуживавших китайские прачечные, очень популярные среди москвичей. Несколько крупных дел было заведено на альпинистов, обвиненных в шпионаже в пользу Германии и Австрии. По этим делам проходило более ста пятидесяти человек. Из них человек пятнадцать самых красивых, самых смелых и удачливых, поднимавшихся на недосягаемые горные вершины, в том числе Гималайские, пали под пулями чекистов на краю бутовских рвов.

Особую группу расстрелянных в Бутове представляют инвалиды. В начале 1938 г. началась тайная кампания по “изъятию” инвалидов из тюрем и лагерей: не хватало места для вновь арестованных. Осужденных к различным срокам (иногда совсем маленьким – 2–3 года), их после медицинского освидетельствования и подтверждения инвалидности – без пересмотра дела или какого-либо доследования приговаривали к высшей мере наказания. Фактически, не способных к труду инвалидов (слепых, глухонемых, без рук или ног или просто тяжело больных) расстреливали только за то, что они больны и их отказывались принимать в лагерях. Группа расстрелянных в Бутове инвалидов довольно значительная.

В числе “контингентов, подлежащих репрессии”, в Приказе Ежова № 00447 значатся “церковники”. Среди них есть всевозможные сектанты, старообрядцы, обновленцы, которых трудно бывает распознать по следственным делам. Есть представители других конфессий: три муллы, один раввин, есть католики, протестанты, баптисты (около 50 человек), но число их несоизмеримо с числом убиенных представителей Русской Православной Церкви. Их, пострадавших за Веру и Церковь Христову, в Бутове 940 человек.

В планах безбожных властей, строящих новое атеистическое государство, значилось, что к 1 мая 1937 г. “имя бога должно быть забыто по всей территории СССР”. Но перепись населения 1937 г., как известно, показала, что более половины опрошенных признали себя верующими. Колоссальная работа по уничтожению Церкви, проводившаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. В 1937 г. началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. В том году было закрыто еще 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев. Семь из них были расстреляны на Бутовском полигоне. Это сщмч. Серафим (Чичагов) (прославлен на Архиерейском соборе 1997 г), это сщмчч., канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.: Димитрий (Добросердов), Николай (Добронравов), Никита (Делекторский), сщмчч.: Иона (Лазарев), Аркадий (Остальский). Бутовский список неканонизированных священнослужителей возглавляет убиенный епископ Арсений (Жадановский).

Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялось стандартное обвинение: антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность. Но поводы для обвинения могли быть самые разные, например: “сохранение церкви и насаждение тайного монашества”, “недоносительство” (“знал о беглом попе и не донес”), помощь ссыльным, приют бездомных священнослужителей, хранение иконки или молитвы. Среди расстрелянных священнослужителей много известных и глубоко почитаемых иереев. Новопрославленный сщмч. Кронид (Любимов), последний 79-тилетний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, принял мученическую кончину 10 декабря 1937 г.; десять человек, проходивших с ним по одному делу, были также расстреляны на Бутовском полигоне. В декабре, январе и феврале 1937-1938 гг. приняли смерть в Бутове 27 иеромонахов Троице-Сергиевой Лавры, незадолго до того вернувшихся из заключения; большинство из них были поставлены на приходы Загорского района архимандритом Кронидом. День кончины сщмч. Кронида и пострадавших с ним стал особо чтимым для монахов Троице-Сергиевой Лавры, которые в этот день посещают Бутово и совершают панихиду на месте казни у большого Поклонного Креста. В среде православных были широко известны и почитаемы имена прославленных ныне сщмчч. Сергия (Махаева) – священника Иверской общины на Б. Полянке, Зосимы (Трубачева), окормлявшего высланных в Малоярославец священников и монахинь и там же арестованного, Владимира (Медведюка). На сегодняшний день в числе пострадавших в Бутове прославлено 304 новомученика. Имена их теперь записаны в православных месяцесловах и в Синодике храма Новомучеников и Исповедников в Бутове, напечатанного в 2005 г.

В середине 1950-х гг. Бутовский полигон обнесли высоким деревянным забором. Территория эта строго охранялась. Кроме чекистов, здесь никто не бывал.

Впервые ворота Бутовского полигона открылись для родственников погибших 7 июня 1993 г. Осенью того же года была установлена мемориальная плита. В 1994 г. Православным Свято-Тихоновским институтом по эскизу скульптора Д. М. Шаховского, отец которого иерей Михаил Шик расстрелян в Бутове, был сооружен Поклонный крест, в походном палаточном храме Св. Новомучеников и Исповедников Российских отслужили первую литургию. По эскизу Д. М. Шаховского в 1995 г. началось сооружение храма, а с 1996 г. в недостроенном еще храме начались регулярные богослужения. Приходскую общину с того времени возглавляет внук расстрелянного на Бутовском полигоне священномученика Владимира Амбарцумова – протоиерей Кирилл Каледа, в прошлом ученый геолог. Его трудами развернулась работа по строительству церковной жизни и деятельность по благоустройству территории массовых захоронений. О. Кириллу и собравшейся вокруг него инициативной группе удалось остановить строительство нового жилого микрорайона «Новодрожжино», возведение которого было запланировано непосредственно у границы мемориальных захоронений. В 1995 г. земля Бутовского полигона была передана Московской Патриархии.

В августе 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха в Бутове на небольшом участке были произведены археологические раскопки. В них принимали участие квалифицированные специалисты: археологи, тафолог, специалист по промышленным тканям и обуви, судебно-медицинский эксперт, специалист по огнестрельному оружию. Был вскрыт участок погребального рва площадью 12,5 м2. То, что открылось глазам исследователей, не поддается описанию. Вповалку, вперемежку, как в каком-то могильнике для скота, лежали убитые люди. На открытой поверхности захоронения были обнаружены останки 59 человек, предположительно мужчин, в возрасте 25–30, 45–50 лет, расстрелянных, судя по одежде, поздней осенью или зимой. Всего же в том погребении, расположенном в несколько ярусов, по мнению специалистов, находились останки примерно 150 человек. Археологические исследования на почве продолжались и в последующие годы, будут продолжаться и впредь. На сезон 2005 г. выявлено 13 рвов, расположенных довольно-таки хаотично: меридиональных – в направлении с запада на восток, и диагональных – в направлении с северо-запада на юго-восток.

В годы, предшествовавшие опубликованию правды о Бутовском полигоне, здешний поселок представлял собой довольно унылое зрелище. Единственная улица его, словно в насмешку названная Юбилейной, состояла из нескольких безликих строений. Все постепенно разрушалось. Жизнь словно уходила отсюда. Была закрыта школа, затем баня, которая и раньше-то работала лишь раз в неделю; чтобы помыться, надо было выстоять в многочасовой очереди. Закрыли медпункт, аптечный ларек, магазин. Телефон, существовавший здесь с начала века, стал собственностью исключительно НКВД. Отменили рейсовый автобус, следовавший от станции мимо Бутовского полигона до Боброва. В поселке НКВД доживали свой век безвестные старики, бывшие свидетелями, а часто и участниками трагических событий 1930–1950 гг. Долгие годы эти люди не шли ни на какие контакты с посторонними. Они жили изолированно от всего остального мира и вели замкнутый образ жизни. Видно было, что они хорошо понимали только друг друга. Любые, самые осторожные расспросы о жизни полигона в годы репрессий пресекались ими в самой грубой форме. Либо они отвечали, что никаких расстрелов и захоронений здесь никогда не было, что все это выдумки и вранье, либо говорили: «Если кто кого и расстреливал, значит, так надо было». Нередко такой разговор заканчивался угрозами словом и действием. Женщины, что работали здесь в годы расстрелов, были не так озлоблены, но молчали также безнадежно, как и их мужья. Один за другим уходили из жизни очевидцы, которые могли бы что-то рассказать о здешних трагических местах – Бутовском полигоне, «Коммунарке», Сухановской тюрьме. А те, что были живы еще и могли бы что-то бесценное нам поведать, молчали, боялись, что все вернется на круги своя. Уговорить, убедить их, что прошлое ушло навсегда, было невозможно…

Что должны были чувствовать все эти люди, находясь постоянно наедине со своими мыслями, воспоминаниями, живя рядом с погребальными рвами, которые они видели когда-то полными неостывших еще человеческих тел?! Лишь постепенно, с годами стали устанавливаться некоторые контакты между теми, кто жадно искал правду и теми, кто хотел ее непременно скрыть и забыть.

Жизнь и даже облик поселка Дрожжино (в который входят строения, непосредственно связанные с Бутовским полигоном) стали заметно меняться с появлением храма. На богослужения и поминальные службы приезжало все больше народу. Сначала на территорию полигона можно было попасть только в определенные часы по субботам и воскресеньям. Но в 1995 г. охрану сняли, и территория многострадального Бутовского полигона стала доступна в любое время.

В 1997 г. по заказу Правительства Москвы были подготовлены «Проектные предложения по созданию мемориального комплекса в районе пос. Дрожжино...». В них рассматривалась территория основных мест захоронений, бывшей усадьбы Дрожжино-Бутово и поселка НКВД. В следующем 1998 г. на средства Правительства Москвы была заново асфальтирована и благоустроена дорога, ведущая от Варшавского шоссе к Бутовскому полигону. По отремонтированной дороге пущен рейсовый автобус № 18 с конечной остановкой «Бутовский полигон». Все эти шаги стали возможны при неустанных хлопотах и заботах прихожан храма Новомучеников и его настоятеля – о. Кирилла, принявших на себя ответственность за дальнейшую судьбу Бутовского полигона.

Сюда стали привозить детей из общеобразовательных и воскресных школ, московских лицеев и гимназий, сотрудники храма рассказывали им о том, что здесь происходило. На территории полигона впервые зазвучали детские голоса. Дети и подростки помогали очищать территорию от зарослей, по силам приводили ее в порядок. В ноябре 1998 г. при Бутовском храме была открыта воскресная школа. Не сразу, но были налажены контакты с учителями и школьниками окрестных школ, другими местными организациями. Под приходские нужды и воскресную школу были предоставлены помещения в домах, принадлежавших ранее сотрудникам НКВД. Сейчас в воскресной школе около восьмидесяти учащихся, ее учебные группы охватывают все возрасты, от самых маленьких ребятишек – до взрослых. Посещают школу в основном жители близлежащих районов: поселка Ново-Дрожжино и восточной части Южного Бутова.

27 мая 2000 г., в четвертую субботу по Пасхе, на Бутовском полигоне состоялось первое богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Казалось, здесь присутствовала вся Православная Москва. В богослужении принимали участие восемь архиереев, около двухсот священнослужителей из храмов и монастырей Москвы и Московской области и более трех с половиной тысяч молящихся. Это было незабываемое духовное торжество. Пел объединенный хор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Музыка церковных песнопений сливалась с громким пением птиц, словно разделявших всеобщую радость. Патриаршие службы в Бутове стали традиционными. «Русской Голгофой» назвал Святейший Патриарх Бутовский полигон.

На Освященном Архиерейском Соборе 16–18 августа 2000 г. в числе 1100 мучеников, пострадавших в России от рук безбожников в XX веке, были прославлены в лике святых 129 священнослужителей и мирян, в Бутове убиенных. Ныне (на 2006 г.) число канонизированных бутовских новомучеников увеличилось до 304 человек.

В 2004 году на территории усадьбы «Дрожжино» Патриархом Алексием II и первоверховным архиереем Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром был заложен новый каменный двухэтажный храм-памятник Новомученников и Исповедников Российских. Проект этого грандиозного пятишатрового собора был разработан в архитектурно-художественном центре Московской Патриархии "Арххрам" (АХЦ "Арххрам"), архитектором М.Ю. Кеслером, под руководителем А.Н. Оболенского, дед которого князь Оболенский Владимир Васильевич был растерян в 1937 г. на Бутовском полигоне. Величественный храм-памятник был освящен 19 мая 2007 года, в сослужении патриарха Алексия и митрополита Лавра, духовенства воссоединившихся частей Русской Церкви.

«Бутовский полигон» — не только место безутешной скорби, где мы вновь и вновь переживаем ужас совершившейся трагедии, уже сегодня это также место Памяти, Размышления и Покаяния — одно из важнейших в культурном и духовном ландшафте Подмосковья.

В 2000 г. по заказу Правительства Москвы Государственным предприятием «Научно-исследовательский институт генерального плана г. Москвы» был разработан «Проект зон охраны памятника истории «Бутовский полигон». А год спустя 9 августа 2001 г. постановлением Правительства Московской области «Бутовский полигон» был объявлен памятником истории и культуры местного значения. Вместе с охранными зонами общая площадь памятника истории составила около 3 кв. километров. С запада его территория ограничена Варшавским, с востока – Симферопольским, с севера – Расторгуевским шоссе, с юга – территорией тепличного комплекса совхоза им. ХХI съезда КПСС и правым берегом поймы реки Гвоздянки. Почти вся эта территория принадлежала в 1930–1950-х гг. ведомству ОГПУ-НКВД, а ныне стала заповедной. На территории памятника истории запрещено какое-либо новое строительство, кроме необходимого для раскрытия мемориального содержания памятника, а также любая хозяйственная деятельность, ведущая к искажению исторического облика и природного ландшафта местности. Напротив, планируется сохранение, реставрация и, по возможности, восстановление утраченных элементов исторической застройки и парковой планировки рубежа XIX-XX веков.

«Бутовский полигон» является в наше время, несомненно, одним из самых значимых в социально-историческом и духовном отношении памятников истории. Он интересен всем слоям населения. Среди тех, кто посещает Бутово родственники пострадавших, студенты и преподаватели ВУЗов, члены историко-краеведческих обществ, учащиеся средних общеобразовательных и воскресных школ и гимназий, православные верующие. Причем около половины экскурсантов составляют дети. Планируется здесь также создание специальных экспозиций, посвященных пострадавшим в годы репрессий. Такая деятельность ведется членами общины Бутовского храма с самого начала его существования. В нижнем этаже нового храма до обустройства специальных музейно-выставочных помещений размещен ряд реликвий – икон и священных предметов, принадлежащих убиенным в Бутове новомученикам.

После проведенного в 2000 г. ремонта первого этажа здания бывшей Школы спецслужб НКВД-КГБ, в зале, служившим прежде киноклубом, стали проводиться выставки, посвященные пострадавшим на Бутовском полигоне. Они были посвящены жизни и творчеству убиенных в Бутове талантливых художников В. А. Комаровского и В. С. Тимирева, пострадавшим за веру видным иерархам и священнослужителям Русской Православной Церкви: епископу Арсению (Жадановскому), священномученикам Владимиру Амбарцумову, Петру Петрикову и другим. Особенно богатый материал представлен на выставке: «Жизнь и труды священномученика Митрополита Серафима (Чичагова). К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского».

В 2002 г. при храме по благословению Святейшего Патриархи Алексия II был создан Мемориальной научно-просветительский центр «Бутово» (АНО). Его главными целями согласно устава являются увековечение памяти пострадавших без различия их этнической и конфессиональной принадлежности и «восстановление исторической справедливости путем максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы массовых репрессий». Прихожане и сотрудники Мемориального центра ведут кропотливую работу по сбору сведений и систематизации данных о жертвах репрессий. На основе этих материалов подготавливаются тематические выставки и презентации, встречаются с родственниками пострадавших, проводят экскурсии. Были изучены «расстрельные» дела, подготовлены и опубликованы 8 томов книги памяти «Бутовский полигон» (отв. ред. Головкова Л.А. М., 1997 - 2004). В контексте этой работы при поддержке РГНФ создается электронная база данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг.». В перспективе - создание полноценного музея Памяти. В 2004-2006 годах Мемориальным центром проведены три научных мероприятия. В том числе 6-8 июня 2006 г. была проведена научно-практическая конференция «Этноконфессиональные традиции и мемориализация мест массовых захоронений в XXI веке». В ходе плодотворного диалога с представителями религиозных традиций, было установлено, какие традиции почитания подобных мест, и увековечения памяти усопших существуют в рамках их культовой практики, было дано развернутое описание и адекватная интерпретация поминальных обрядов, высказаны рекомендации единоверцам в отношении почитания подобного рода мест. Важно отметить, что диалог проходил в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества. Большое общественное значение имеет тот вывод участников диалога, что в каждой из традиций существуют не только особые формы поминовения своих погибших единоверцев, в рамках своей религиозной корпорации, но и всех людей, ставших жертвой одной общей беды. Одним из первых итогов нашей встречи стало участие мусульманского духовенства в Акте поминовения погибших на Бутовском полигоне НКВД 8 июня 2006 г.
коммунист
Знаток
Знаток
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 28 авг 2010, 12:00

Re: КАКИМ БЫЛ РИСК ОКАЗАТЬСЯ В ГУЛАГЕ?

Сообщение коммунист »

А чего ты нам копипейсты художественных произведений выдаёшь?

Документами надо доказывать свою правоту, а не выдумками всяких исаичей и млечиных!

Где решения суда о "преступлениях" Сталина? Сколько можно переписывать бред "писателей", делающих карьеру на лжи?
Ответить