«И мне не верь, когда говорю тебе просто, когда не будешь иметь доказательства на слова мои из Писания, ибо твердость нашей веры зависит не от слов отборных, а от доказательств от Писаний» (Св. Кирилл Иерусалимский)

 

Есть замечательная книга преп. Никодима Святогорца и митр. Макария Коринфского (последний, хотя официально и не прославлен, но в народе почитается святым; в честь него построен даже святой храм!), которая называется «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» (Изд-во «Псалтирь», 2004. – 95 с.). В ней рассматривается 13 возражений противников непрерывного причащения, среди которых было и большинство архиереев. Под непрерывным причащением понимается причащение христианином Святых Христовых Таин на каждой Литургии, на которой он присутствует. Ситуация, когда христианин присутствует на Литургии, но не причащается – типичная ситуация наших дней – считается ненормальной. Большинство христиан Греции того времени были против такой практики, ибо она предполагала постоянную готовность верующего к причащению. Защищая свое мнение они, в частности, выдвигали следующие аргументы: 1) каноны и заповеди, говорят они, находятся в распоряжении исключительно архиереев; 2) мы не должны испытывать то, что нам говорят архиереи, учителя и духовники, а должны только в простоте сердца слушаться их; 3) выставляют изречение св. ап. Павла «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 7).

 

Нетрудно видеть, что и сегодня эти аргументы выдвигаются сторонниками абсолютного почитания священноначалия, когда речь заходит о принципиальных вопросах церковной жизни, как-то: спасительно или нет принятие ИНН для христианина? Можно ли почитать царя Иоанна Грозного и старца Григория Распутина? Надо ли участвовать Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей? Есть ли благодать в инославных конфессиях, в частности, у католиков? Стоит ли переводить богослужение на русский, или украинский, или белорусский языки? И так далее. Обычно, отвечая на эти и другие вопросы, средний православный христианин ссылается на своего архиерея: архиерей благословил, архиерей сказал, архиерей так считает. Оправдана ли такая позиция? Давайте посмотрим, что пишут по этому поводу преподобные отцы XVIII века Никодим и Макарий.

Чтобы не смущать кого-либо своим мнением, они сразу предупреждают, что будут ссылаться только на святых Отцов Церкви. На первое замечание они приводят следующие слова св. Василия Великого: «Если Сам Господь, в Котором благоволил Отец, в Котором все сокровища премудрости и тайники ведения, Который всякую власть, всякий суд получил от Отца, – если Сам Он говорит: «Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить», а также: «Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец», если и Дух Святой от себя не говорит, но только то говорит, что услышит от Него, – сколь более для нас благочестиво и безопасно так мыслить и поступать!» (с. 75). Другими словами, св. Василий Великий показывает, что критерием истины могут быть только слова Самого Спасителя, заповеди, которые Он дал.

Далее авторы приводят слова св. Иоанна Златоуста: «…в Церкви, на хиротониях иереев [подразумеваются архиереи] на голову возлагается Евангелие Христово, дабы познал рукополагающийся, что получает истинную евангельскую тиару, и дабы познал, что хотя он и для всех глава, но должен действовать по этим евангельским законам, всех держа в своей власти, но и сам будучи содержим под власть законов, для всего являясь законодателем, но и имея над собой законодателя – евангельский закон» (с. 76).

Аналогично высказывается и свщмч. Игнатий Богоносец в послании к одному архиерею: «Ничто да не совершается без твоей воли, но и ты ничего не совершай без воли Божией. Поэтому архиерей имеет на голове Евангелие – знак того, что он находится под его властью» (с. 76). Таким образом, этими высказываниями свв. Отцов доказывается, что архиереи подвластны Божественным канонам и заповедям, и тем самым опровергается первое возражение.

На второе возражение авторы отвечают словами св. Василия Великого: «Начальствующий в слове – [будь то учитель или архиерей] – должен всегда со многим обдумыванием и испытанием, с целью благоугождения Богу, и делать, и говорить, потому что он должен и со стороны тех, кто ему вверен, быть испытан и засвидетельствован». Также: «Тем из слушающих, кто обучен в [Божественных] Писаниях, следует испытывать то, что говорят учителя. И то, что согласно с Писаниями, следует принимать, а то, что им чуждо – отвергать. Тех же учителей, которые настаивают на таком [т.е. ложном] учении, надо совершенно отвращаться» (там же). И еще: «Тем, кто не обладает большим знанием Писаний, следует познавать отличительные свойства святых по плодам Духа [Святого]. И тех, кто их имеет, следует принимать [в качестве святых], а от тех, кто имеет нечто иное, необходимо отвращаться» (с. 76-77). И еще две фразы св. Василия: «Не подобает просто так и без испытания увлекаться теми, которые лишь притворяются, что говорят истину. Должно на основании свидетельств Писания познавать каждого, [истину или ложь преподает этот учитель]…Необходимо всякое слово или дело проверять на основании свидетельств Богодухновенного Писания, чтобы добрые из них были признаны, а лукавые – посрамлены» (с. 77). Таким образом, св. Василий Великий полностью опровергает лукавое мнение о том, что мірянин не должен испытывать слов архиерея и учителя.

На третье возражение отвечает божественный Златоуст: «Но как же Павел сказал: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны?” Прежде сказав: “Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”, потом сказал и: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” [То есть вначале Павел засвидетельствовал, что эти наставники верны во всем, а уже после этого говорит: “Видя добрый плод их добродетельной жизни и проповеди, подражайте им в вере”]...» (с. 77). Итак, повиноваться надо не любым наставникам, а только тем, которые своей проповедью и своей жизнью засвидетельствовали истинную веру.

Иногда православные христиане, не по разуму ревнующие о непогрешимости архиерейского чина, упрекают испытывающих слова архиереев и учителей в том, что они тем самым осуждают своих наставников. Св. Иоанн Златоуст отвечает и этим христианам. Он говорит, что заповедь Спасителя «не судите, да не судимы будете» сказана об образе жизни, а не о вере. Поэтому и ап. Павел сначала представил пастырей истинными во всех отношениях, а потом уже сказал: «Повинуйтесь наставникам вашим».

По учению свв. Отцов повелевается верить пастырям до тех пор, пока они придерживаются истинного учения Божественного Писания. «Тот, кто не хочет заблуждаться и погибнуть навсегда, должен слушаться духовных властей, но только тогда, когда они поучают божественной истине, не должен смотреть на пустые титулы, но на то – истинно ли и православно ли учение, не должен всякой их вере следовать, но только истинной…» (Апокрипсис Христофора Филарета, Киев, 1870 г., с. 101).

Ко всему вышесказанному можно добавить следующее. Непозволительно православным мірянам полностью полагаться на мнение архиереев или учителей еще по нескольким причинам. Во-первых, Господь Иисус Христос сказал: «От дний же Иоанна Крестителя доселе Царство Небесное нудится (берется силою), и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают е» (Мф. 11, 12). Те же христиане, которые свою позицию по тому или иному вопросу оправдывают только тем, что так благословил или так сказал архиерей (или патриарх), тем самым отказываются совершать это духовное усилие, и становятся виновными в нарушении заповеди Христовой. Во-вторых, в православном учении о Церкви нет католического догмата о непогрешимости не только архиереев, но и патриарха. Следовательно, при слепом послушании владыке есть реальная опасность попасть не в Царство Небесное, а в ад кромешный. Не следует забывать историю Православной Церкви: все ереси, увы, исходили из архиерейской среды. Не потому ли в Окружном Послании Восточных Патриархов 1848 года и сказано, что хранителем истины является весь православный народ, а не только архиереи и священство. Поэтому хочется предупредить всех православных мірян: не надейтесь «въехать» в Царство Небесное на плечах своего архиерея (или патриарха) – это погрешительно против Истины и весьма опасно в деле спасения: можно въехать не туда и лишиться вечной жизни!

Однако Господь дал нам дух любви и мира. И в этом духе препп. Никодим и Макарий заканчивают свою книгу: «Мы же, братья мои, поскольку Господь призвал нас к миру, должны покоряться архиереям, и духовникам, и учителям ради их чина, который они имеют от Бога. Если же кто-нибудь из них будет делать что-то неразумное или будет нам препятствовать в каком-либо богоугодном деле, то да не прекратим мы просить его и молить, пока не убедим его в том, чтобы исполнилась воля Божия, дабы царствовал мир между нами, господствовали единомыслие и согласие, была любовь между пастырями и овцами, между архиереями и христианами, между священниками и мірянами, между предстоящими и подначальными» (с. 79). Да, хотелось бы иметь такой мир! Но сегодня ситуация гораздо хуже, чем она была во времена написания этой книги. Сегодня некоторые архиереи не только худо поступают, но и не право учат. Это – следствие апостасии. И как тут не вспомнить слова Спасителя: «…не приидохъ воврещи миръ, но мечь» (Мф. 10, 34)!

 

Сиренев Александр