(о нынешнем финансовом кризисе с позиций современной общеэкономической теории)

 

1. Экономические кризисы

 

Экономические кризисы подобно землетрясениям разрушают стабильную, налаженную жизнь людей. Предвидение и предупреждение кризисов - одна из главных задач экономической политики. Экономическая наука издавна пыталась понять причины и природу кризисов. На этот счёт имеется множество теорий. Среди возможных причин кризисов в разное время называли колебания урожайности сельскохозяйственных культур, недопотребление бедных слоёв населения, перенакопление инвестиционного капитала, технические новшества, неустойчивость ожиданий предпринимателей, кумулятивные экономические изменения, нарушение соотношения дохода с потреблением и накоплением, нестабильность денежной массы в экономике и т.д. К настоящему времени разработаны уже не только описательные теории, но и математические модели экономических циклов. С помощью систем алгебраических и дифференциальных уравнений, решаемых на ЭВМ, осуществляются имитационные исследования причин взлётов и падений экономической конъюнктуры. На этой основе делаются попытки разработать различные варианты государственной политики экономической стабилизации. Но до сих пор нет ни одной математической модели, которая была бы достаточно адекватной и которую можно было бы надёжно применять на практике.

Современная общеэкономическая теория [1,2] стремится учесть как достижения предшествующих экономических учений, так и новый уровень знаний о природе, человеке, обществе. Она рассматривает циклы подъёма и спада деловой активности как системные кризисы, обусловленные не какой-то одной причиной, а сложной совокупностью взаимосвязанных социально-экономических факторов. Современная экономика - это многофакторная система с множеством прямых и косвенных зависимостей, с множеством обратных связей. В нормально работающей экономике стабильно функционируют все товарные и финансовые потоки. Реальное производство поставляет продукцию на рынок. Управляют производством фирмы, которые стремятся максимизировать свою текущую прибыль. Производственные фирмы являются продавцами продукции. Покупателями продукции являются фирмы-инвесторы и потребители: собственники, наёмные работники и государство. Фирмы берут кредиты в банках, получают выручку от продажи своих товаров, закупают на рынке производственное оборудование и другие ресурсы, выплачивают дивиденды собственникам и заработную плату работникам, своевременно рассчитываются с банком (возвращая ему кредитные займы с процентами). Собственники получают дивиденды от фирм и банков, тратят часть их на потребление, а часть сберегают. Работники предприятий и фирм получают заработную плату, тратят часть её на покупки товаров, а часть сберегают. Банки принимают вклады населения, выдают кредиты, осуществляют (в разрешённых пределах) денежную эмиссию и выполняют различные финансовые операции по трансферту, обмену, сбережению, накоплению и распределению денежных средств. Государство собирает налоги с юридических и физических лиц, финансирует через банки реализацию государственных программ, выпускает займы и т.д. Функционируют различные товарные биржи, на которых осуществляются торговые операции. Вся эта система (описанная здесь в сильно упрощенном виде) в спокойные времена бесперебойно работает. В устойчиво работающей экономике растёт выпуск реальной продукции при относительно постоянных ценах. Основная роль денежной эмиссии состоит здесь в том, чтобы обеспечить денежной массой бесперебойный товарооборот. В застойной экономике выпуск реальной продукции не растёт и развивается инфляция. Экономисты говорят, что в этом случае эмиссия "обслуживает" лишь рост цен.

Современная общеэкономическая теория рассматривает экономику не изолированно, а как жизненно важную часть всей общественной системы. Различные сложные системы во многом схожи друг с другом и функционируют по общим законам. Метод аналогии является действенным инструментом современной общеэкономической теории. Экономический организм в чём-то сродни человеческому. Подобно тому, как у человека жизненно важные органы обеспечивают непрерывную работу кровеносной системы, в рыночной экономике все её жизненно важные органы - фирмы, предприятия, банки, собственники, наёмные работники, государство - обеспечивают бесперебойную циркуляцию встречных товарных и денежных потоков. И подобно тому, как у человека патология любого органа может вызвать тяжёлую болезнь, сбой в работе любого экономического органа может вызвать кризис всей общественной системы.

Например, по ряду причин может начаться снижение выпуска реальной продукции. Это возможно вследствие затруднений со сбытом продукции, сокращения инвестирования производства, снижения темпов научно-технического прогресса, возникновения непредвиденных расходов на другие цели и т. д. Эти тенденции порождают пессимистические ожидания у производителей и собственников, и это может дать толчок депрессии. В ситуации замедления роста или начала рецессии любая фирма прежде всего стремится сохранить достаточно высокие уровни прибыли, зарплаты и цены на продукцию. Для этого приходится сокращать персонал, поэтому рост безработицы часто является одним из первых признаков надвигающейся депрессии. Раз начавшись, депрессия может лавинообразно охватить всю экономику. Приближается момент, когда снижение занятости уже не помогает удержать на приемлемом уровне и прибыль, и зарплату, и цены. Чем-то опять приходится жертвовать. Подобно тому, как с тонущего корабля последовательно сбрасывают лишний груз, фирмы вынуждены идти на снижение цен, прибыли, зарплаты, а также ещё больше сокращать, а затем и совсем прекращать инвестиции в модернизацию производства. Всё это, в силу обратной связи, подстёгивает сокращение выпуска продукции и безработицу.

Лавинообразная депрессия приводит к тому, что значительная часть предпринимателей разоряется и впадает либо в апатию, либо в социальный протест. То же относится к наёмным работникам, которых ещё не успели сократить или уже сократили. Так довершается безрадостная картина общего экономического упадка. В этой цепи экономических неурядиц одной из первых страдает банковская система. Падение стоимости акций на фондовых биржах наносит ущерб фирмам, предприятиям и банкам. Последние начинают испытывать затруднения с ликвидностью, неохотно выдают кредиты. Вкладчики стремятся забрать свои вклады. Всё это может приводить банки к банкротству. Процесс может довершить всеобщая паника с большими бедствиями для всего общества. Но, как известно, надежда умирает последней, особенно в устоявшейся системе частного предпринимательства, где люди давно привыкли рассчитывать прежде всего на себя. Фаза стабилизации и последующего оживления экономики начинается во многом аналогично вышеизложенному, но, конечно, события разворачиваются в обратном порядке. Толчком к подъёму служит всё тот же фактор заинтересовывающей мотивации, который и породил капиталистическую систему на обломках феодального общества, и не раз выручал её на крутых исторических поворотах.

Такова приблизительная картина типичного кризиса перепроизводства, характерного для капитализма на ранних стадиях его развития. Конечно, столь мрачный сценарий в наше время реализуется редко. Современное капиталистическое государство, наученное печальным историческим опытом, заблаговременно выявляет неблагополучные звенья и угрожающие тенденции, предотвращает общую экономическую катастрофу. Государство дополнительно стимулирует спрос на продукцию наиболее крупных корпораций, оказывает финансовую поддержку крупным банкам, корректирует налоговую политику и т.д. А если этого недостаточно, то государство осуществляет и более жёсткие меры общего макроэкономического регулирования. Ярким примером кардинального вмешательства государства в экономическую деятельность является политика "нового курса" президента США Франклина Рузвельта. Она позволила спасти американский капитализм от социальной революции и вывести страну из Великой депрессии 30-х годов минувшего столетия [3].

Современные кризисы капиталистической экономики могут протекать по несколько иному сценарию, чем описан выше. Всё зависит от того, с чего начинается кризис, какое звено из экономической цепочки он прежде всего поражает, в каких социально-экономических условиях развивается. С позиций современной общеэкономической теории экономические кризисы случаются не только в капиталистическом обществе. Теория позволила адекватно сформулировать основной экономический закон и основное экономическое противоречие советского варианта социализма. Кризис советской экономики был кризисом недопроизводства, экономического застоя. Это был кризис мотивации труда в советском обществе в условиях острой военно-политической конфронтации двух враждующих общественных систем [4].

 

2. Нынешний мировой финансовый кризис

 

Нынешний кризис начался со сбоев в работе финансовой системы США. Глубокий анализ причин нынешнего финансового кризиса в США дал профессор экономики Массачусетского университета Дэвид М. Котц [5]. Он обосновал три важных тезиса. Во-первых, неолиберальная политика в США создала условия для широких спекулятивных действий и формирования огромного финансового "пузыря". Во-вторых, начавшиеся в экономике США в 2001 г. регрессивные процессы обозначили крушение веры в неолиберализм и в подтверждение неизменной закономерности наступления спада после периода подъёма. В-третьих, в конце минувшего века наиболее высокие темпы роста продемонстрировали страны, не следовавшие неолиберальной модели - Китай, Южная Корея и Япония.

Финансовый "пузырь" оказался огромным по своим размерам. Совокупная рыночная стоимость всех выпущенных в обращение акций американских корпораций увеличилась с 5,5 трлн долл. в 1994 г. до 17,1 трлн долл. в 1999 г., что составило прирост 11,6 трлн долл. Для сравнения: общий размер ВВП составил в 2000 г. 9,9 трлн долл. Возникновению огромного спекулятивного "пузыря" содействовал быстрый рост нормы прибыли, создавший мощный стимул для вложений в ценные бумаги американских корпораций со стороны наиболее состоятельных групп населения. Стал угрожающим рост неравенства доходов, наблюдавшийся с 70-х годов. Все возрастающая часть доходов перемещается в пользу этих групп, которые могут использовать основную их массу на инвестиции. Спекулятивное развитие экономики опиралось на раздуваемый обман: сначала - по поводу ИТ-революции, а затем - по поводу так называемой новой экономики. Последняя концепция заставила многих инвесторов поверить, что теперь в США будто действуют совершенно иные экономические законы, аннулирующие старый принцип, согласно которому после подъёма следует спад.

Важным фактором является то, что вследствие цепочки жестоких экономических кризисов, разразившихся вне страны в 90-е годы, огромная масса иностранного капитала ринулась в США. К тому же американские средства, прежде инвестировавшиеся за границей, теперь стали искать для себя стабильного применения в самих США. Азиатский финансовый кризис 1997 г. стал причиной того, что приток огромных финансовых средств, вложенных в быстро растущие восточно-азиатские страны, внезапно сменился более быстрым их оттоком. Российский финансовый кризис 1998 г. породил среди инвесторов общий страх перед так называемыми растущими рынками. Вследствие этих двух ударов огромный поток финансовых средств был направлен в США, что продлило срок жизни спекулятивного финансового "пузыря". В этом неолиберализм может занести на свой счет весьма сомнительную заслугу. "Именно либерализация восточно-азиатских экономик несла главнейшую ответственность за азиатский финансовый кризис, и именно восемь лет неолиберальной перестройки привели к финансовому кризису в России", - пишет профессор Котц. И подводит итог: "У многих в США сложилось мнение, что процветание американской экономики никогда не кончится. Психологический настрой помогал противостоять случайным эпизодам, когда падали цены на акции".

Приверженцы американского неолиберализма уверяли, что во второй половине 90-х годов американская экономика, наконец, предоставила убедительные доказательства эффективности неолиберальной модели. Они утверждали, что либерализация, приватизация и сокращение государственных расходов (путем устранения государства из экономики), а также предоставление свободному рынку возможности неограниченно "править бал" открыли эру беспрецедентного благосостояния в США. Стимулируя инвестиции и инновации, эта новая модель якобы дала толчок быстрому и устойчивому росту, который оказался благоприятен для всех сегментов общества. Но, по мнению профессора Котца, объективные данные не подтверждают такое толкование экономического роста в США в 90-е годы. Неолиберальная политика действительно способствовала росту, который продолжался относительно долго и сопровождался относительно низкими темпами безработицы и незначительной инфляцией. Однако каналы, благодаря которым неолиберальная политика способствовала установлению длительных и умеренно высоких темпов экономического роста при низкой инфляции, - не те, о которых говорили приверженцы неолиберализма; к тому же это были не продуктивные в социальном отношении способы стимулирования экономического роста. Огромное и растущее неравенство, созданное неолиберальной моделью, вскоре и породило спекулятивный "пузырь", который в конце концов лопнул. Издержки крушения политики, базировавшейся на "пузыре", ощущаются теперь в каждом городе и городке США. Миллионы трудящихся потеряли работу, другие утратили свои пенсии. Местные органы власти не могут в прежнем объеме предоставлять основные государственные услуги. Фундаментальный вывод профессора Котца звучит следующим образом: "Формирование экономики, которая будет нести с собой постоянный прогресс и безопасность для всех, требует не некой новой (или старой, но подновленной) формы капитализма, а замены системы производства, цель которого прибыль, иной, которая бы удовлетворяла нужды людей".

Приходу финансового кризиса во многом способствовала многолетняя спекулятивно высокая цена на нефть. Цена на сырую нефть в США формировалась (да и сейчас ещё формируется) независимо от традиционного соотношения спроса и предложения. Она контролировалась сложной системой финансового рынка и четырьмя основными англо-американскими нефтяными компаниями. Более 60% цены на сырую нефть - чистая спекуляция, продвигаемая трейдерскими банками и хедж-фондами. Естественно, удобный миф о пике нефтедобычи тут ни при чем. Причина - в монопольном контроле над нефтью и спекулятивными операциями над ее ценой. Министр финансов России Алексей Кудрин на одной из недавних конференций стран финансовой "восьмёрки" справедливо отметил, что доля спекулятивных операций в росте цены на нефть весьма значительна. По его мнению, необходимо, чтобы министры финансов стран "большой восьмерки" дали поручение Международному валютному фонду (МВФ) изучить роль спекулятивной составляющей в ценообразовании на рынке нефти.

Нынешний финансовый кризис в США внёс отрезвление в головы многих из тех, кто прежде яростно защищал ценности американского капитализма. Средства массовой информации пестрят выразительными заголовками. "Величие Америки рухнуло и раскололось на куски" - так озаглавлена статья Джона Грея в "Обсервер" (Великобритания), опубликованная 1 октября 2008 г. [6]. Американская "Ньюс Уик" напечатала 6 октября 2008 г. статью Френсиса Фукуямы "Падение корпорации "Америка": рухнули не только крупнейшие компании Уолл-стрита, рухнул определенный набор представлений о капитализме" [7].

По мнению Джорджа Сороса, мировой экономике нужен "новый двигатель" [8]. Эра рыночного фундаментализма подошла к концу. В интервью компании некоммерческого телевидения "Пи-Би-Эс" Джордж Сорос сказал, что <финансовая система стоит на краю катастрофы>. <Я надеюсь, что она не перейдет эту грань, поскольку это происходит крайне редко, - сказал Сорос. - Такое случилось только один раз - в 1930-е годы. С тех пор всякий раз, когда происходил финансовый кризис, его удавалось разрешить. Нынешний кризис - самый серьезный с 30-х годов>. Сорос верит в то, что капитализм переживет нынешние трудности. В то же время он убежден в том, что <время, когда Америка могла позволить себе иметь все увеличивающиеся дефициты платежного баланса и потреблять на шесть с половиной процентов больше, чем мы производим, подошло к концу>.

Надо отдать должное властям США. Они приняли энергичные меры по предотвращению дальнейшего распространения кризиса. Президент Джордж Буш подписал закон о выделении государством 700 миллиардов долларов на поддержку крупнейших банков. В сущности, речь идёт о частичной национализации банковской сферы, хотя об этом прямо не говорится. За эту меру высказались оба кандидата в президенты - Барак Обама и Джон Маккейн. Такие шаги правительство США предпринимает впервые со времен Великой депрессии 30-х годов минувшего века. Законопроект предполагает повышение страховой суммы банковских вкладов со 100 тысяч до 250 тысяч долларов. Интересно, что этот законопроект предусматривает создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм (и это - в "свободной" Америке!). Более того, вводятся ограничения на выплату премий руководителям частных банков, которые будут получать государственную помощь в рамках указанной программы [9].

С самого начала американского финансового кризиса стало ясно, что он обязательно перекинется на страны Европейского Союза: слишком тесно переплетены финансовые институты западных стран. Как сообщало РИА "Новости", президент США Джордж Буш провёл встречу с министрами финансов <большой семерки>, а также с главами МВФ и Всемирного банка [10]. В <большую семерку> входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Накануне Буш заявил, что его встреча с министрами финансов G-7 является подтверждением скоординированных усилий мирового сообщества по преодолению финансового кризиса. <Мы тесно работаем с партнерами по всему миру для обеспечения того, чтобы наши действия были скоординированными и эффективными>, - заявил Буш. По его словам <в этих усилиях мир безошибочно видит сигнал о том, что мы в этом едины и что мы преодолеем это все вместе>.

После заседания финансистов G-7 Джордж Буш выступил с ободряющим заявлением о том, что <без кризиса нет прогресса>. <Мир регулярно переживает финансовые потрясения, но еще никогда не сплачивался перед лицом подобных угроз. То, что к решению проблемы государства подходят сообща, должно принести положительный результат>, - заявил Джордж Буш [11]. "Мы предпримем все, что в наших силах, для выхода из кризиса, и в результате наших шагов мировая экономика станет более стабильной...Мы все признаем, что это - серьезный глобальный финансовый кризис, который требует серьезного глобального ответа. Я уверен в том, что ведущие индустриальные державы смогут справиться с нынешними проблемами", - подчеркнул американский президент. Развивая эту мысль, он отметил, что в прошлом, когда мир сталкивался с подобными кризисами, некоторые страны стремились "оградить себя" или получить какие-то выгоды за счет других государств. "На этот раз все иначе, - сказал Буш. - Финансовые лидеры мировых держав, которые собрались здесь, в Вашингтоне, работают все вместе". Глава Белого дома также счел необходимым подчеркнуть, что "США должны сыграть специальную роль, возглавляя усилия по противостоянию кризису".

Министры финансов "семерки" утвердили в Вашингтоне антикризисный план. В документе отмечается, что план носит "безотлагательный и чрезвычайный характер". Его цель - "стабилизировать финансовые рынки, восстановить циркуляцию кредита и подкрепить глобальный экономический рост". По следам вашингтонского совещания состоялась ещё одна встреча в верхах, на этот раз в Париже с участием 15 руководителей европейских стран, входящих в зону евро. Чрезвычайная ситуация потребовала и чрезвычайных мер. В унисон с США лидеры Еврогруппы фактически объявили о национализации значительной части банковской сферы [12]. Корень проблемы в том, что из-за кризиса многие банки, боясь потерять собственные средства, прекратили предоставлять друг другу ссуды. А это привело к сбоям в работе всей финансовой системы. Разблокировать её, восстановить прежнюю ликвидность теперь способно только прямое государственное вмешательство. В самой Франции для поддержки национальной банковской системы государство намерено взять на себя часть финансовых рисков, с которыми сталкиваются предприятия в это сложное время. Кроме того планируется, выдав необходимые гарантии, привлечь дополнительные средства французских вкладчиков. Французский премьер Франсуа Фийон успокаивал граждан. По его словам, государство не допустит краха какого-либо из национальных французских институтов. Министр бюджета Эрик Вэрт тоже призвал граждан не паниковать. Он заверил французов в том, что они "не потеряют ни одного евро, положенного на банковский счёт".

Французский президент Николя Саркози крайне негативно отозвался о нынешней мировой финансовой системе. Он откровенно недоволен нынешним капитализмом как общественным строем. В своих выступлениях Николя Саркози высказался за переход к "регулируемому капитализму". Он считает неправильным такое положение, когда целые области финансовой деятельности отданы на откуп биржевым игрокам. Саркози призвал "полностью пересмотреть всю финансовую систему мира". Он назвал "безумием" ультралиберальный тезис о том, что "рынок всегда прав". Саркози считает, что "необходимо ужесточить государственный контроль за банками и усилить их ответственность за спекулятивные операции с использованием сомнительных финансовых инструментов" [13].

Мировой финансовый кризис послужил катализатором обострения и других глобальных проблем. Одна из наиболее острых - продовольственная проблема. Обзор иностранной прессы показывает, что угрозу голода многие аналитики считают ныне гораздо более опасной, чем мировой финансовый кризис и даже терроризм [14].

3. Нынешний кризис и Россия

 

В нашей стране многие долго не верили, что финансовый кризис докатится и до нас. С одной стороны, мы уже в значительной степени интегрированы в мировую экономику и зависим от неё. С другой стороны, непрерывные разговоры о нашем устойчивом экономическом росте и больших золотовалютных резервах оказывали убаюкивающее действие. Казалось, наших возможностей достаточно, чтобы одновременно и наращивать государственные расходы, и продвигать инвестиции частного сектора, и реализовывать крупные амбициозные проекты. Но эта программа начала давать сбои ещё до того, как закрутились мировые финансовые коллизии: в России начала неудержимо расти инфляция. А теперь экономические трудности становятся ещё ощутимее: нефть подешевела, иностранный капитал бежит из России, банки закрывают кредиты, а компании ломятся в любые двери, лишь бы рефинансировать долги. Правда, по данным нашей статистики, экономика всё ещё растёт. Но насколько надёжны эти данные? И как долго продлится этот "рост" в условиях обостряющегося кризиса?

 

Русская служба "Би-би-би" провела в Москве опрос, пытаясь выяснить отношение россиян к возможности серьёзного кризиса в нашей стране [15]. Россияне испытывают смешанные чувства по отношению к финансовому катаклизму. Некоторые говорят, что им нечего терять, другие надеются на помощь руководства страны, а кто-то обеспокоен всерьез. Многие уверены, что накопленный стабфонд позволит смягчить удар, и его хватит на ближайшее время, но все зависит от того, насколько глубоким окажется мировой кризис. Некоторые опасаются, что эти средства инвестированы в американский финансовый рынок, и, из-за сложившейся ситуации в США, они могут просто обесцениться, причем довольно быстро. К тому же есть опасения, что эти деньги используются крайне неэффективно. Еще одной составляющей кризиса стало падение цен на нефть, что привело к сокращению притока нефтедолларов в российский бюджет. По мнению опрошенных, основную массу россиян кризис пока не затронул. Пока он коснулся тех, кто планировал взять ипотечный кредит, но в сложившейся ситуации вынужден отказаться от своих планов.

 

Первым звонком может оказаться сокращение персонала в частных компаниях, которые связаны с ситуацией на фондовых рынках или возлагают надежды на осуществление долговременных инвестиционных планов. Теперь их реализация может оказаться под угрозой, и это может стать серьёзным препятствием для дальнейшего экономического роста. Сокращение штатов может коснуться и тех, кто работает в финансовой сфере. Это, в силу обратной связи, не может не отразиться на финансировании реального сектора, который также может пострадать. В первую очередь это относится к строительству. Здесь относительно длинный производственный цикл, требующий постоянной финансовой подпитки. При её дефиците возможны несоблюдение сроков строительства, сокращение работников, снижение зарплаты. Негативные последствия в той или иной степени могут распространиться по экономической цепочке и на другие отрасли. Наши предприятия привыкли брать кредиты у своих региональных банков и за счёт них осуществлять производственную деятельность. Теперь, когда у банков возникают сложности с наличностью, предприятиям будет труднее продолжать бесперебойную работу. Возможны нарушения условий хоздоговоров, несоблюдение обязательств по приобретению сырья и сбыту продукции. Следствием этого могут быть вынужденные простои, задержки выплаты или сокращение зарплаты. Дополнительное сокращение реальных доходов населения, и без того снижающихся из-за инфляции - одно из возможных последствий нынешнего кризиса. Если в этих условиях население в массовом порядке увеличит свои текущие расходы, возникнут трудности в розничной торговле: снизится товарооборот, произойдёт затоваривание дорогостоящими товарами длительного пользования и т.д.

 

Сейчас власти принимают энергичные меры, во многом аналогичные тем, которые приняты в США и Европе. Они касаются прежде всего финансовой поддержки банковской сферы. Российские банки брали большие кредиты на Западе. Теперь их надо отдавать, а кредитные учреждения столкнулись с кризисом ликвидности. Помощь государства поможет решить эту проблему. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов, направленных на стабилизацию финансовой ситуации в стране [16]. Во исполнение этих законов Внешэкономбанк получит от Банка России 50 млрд долларов. Ещё 250 млрд долларов ВЭБ получит из Фонда национального благосостояния. В результате ВЭБ сможет давать предприятиям и банкам кредиты в валюте. В свою очередь, предприятия смогут расплатиться с краткосрочными займами, взятыми за рубежом. Банки не закроют кредитные линии бизнесу и не перестанут кредитовать население. Сбербанк - самый крупный банк, работающий с гражданами - получит 500 млрд рублей в виде дешёвых (под 8 процентов годовых) кредитов. Также получат кредиты Внешторгбанк (200 млрд рублей ) и Россельхозбанк (25 млрд рублей). Центральный Банк получает право кредитовать коммерческие банки, имеющие высокий рейтинг надёжности. Федеральный закон 174-ФЗ от 13 октября 2008 года предусматривает стопроцентное страхование банковских вкладов населения на сумму до 700 тысяч рублей. Эти меры призваны помочь отечественным банкам избежать банкротства, расширить свои возможности по кредитованию реального сектора экономики и гарантировать надёжность вкладов граждан. Особенно важно, что эти меры будут способствовать преодолению дефицита долговременных кредитов, поскольку "длинные деньги" очень важны для выполнения стратегических планов подъёма российской экономики. Это тем более необходимо в условиях, когда из-за кризиса затрудняется получение нашими банками иностранных кредитов.

 

Россия осознала, что она оказалась гораздо уязвимее к мировому финансовому кризису, чем сама ожидала, и решила сесть за стол переговоров со странами Запада. По удачному определению, сформулированному в заголовке редакционной статьи английской "Файнэншл Таймс" от 8 октября 2008 г., "Россия поняла, что она в одной тонущей лодке со всеми" [17]. Призыв президента России Дмитрия Медведева всем миром бороться с глобальным финансовым кризисом заслуживает одобрения. Тем самым Россия показывает свою готовность участвовать в разрешении самой сложной мировой экономической проблемы за последние десятилетия. Дмитрий Медведев предложил пять принципов выхода из финансового кризиса. Он считает необходимым, во-первых, упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования; во-вторых, избавиться от дисбаланса между объёмом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ, поскольку конкурентная гонка зачастую приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей"; в-третьих, укрепить систему управления рисками и исключить иллюзии по поводу бесконечного роста стоимости любого актива; в-четвертых, обеспечить максимальное раскрытие информации о компаниях, ужесточить надзорные функции и усилить ответственность рейтинговых компаний; в-пятых, сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов. Более того, по мнению Дмитрия Медведева необходимо пересмотреть деятельность существующих международных экономических институтов и создать новые. Он считает, что ещё в 90-е годы МВФ и ВТО себя серьёзно дискредитировали.

 

Конечно, дискуссии о совместном ответе на финансовый кризис не могут снять массу противоречий, влияющих сегодня на отношения между Западом и Востоком. Однако со временем финансовое сотрудничество может создать между сторонами достаточное доверие для того, чтобы возродить пошатнувшиеся надежды на заключение нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Позитивный подход к этому соглашению может, в свою очередь, привести и к улучшению политических отношений между Россией и Западом. Это очень важно в стратегическом плане.

 

 

 

 

4. Выводы на будущее

 

 

Нынешний кризис мировой капиталистической системы не стал неожиданностью. Его предсказывали многие аналитики. Он ещё и ещё раз показывает, что Россия, покончив с советским прошлым, не должна идти по неперспективному пути воспроизведения капитализма [18]. Хуже всего то, что российская экономика и до сих пор остаётся в большей степени спекулятивной, чем реальной. Более того, спекулятивный характер нашей экономики, к сожалению, усиливается. К такому выводу уже давно пришли сотрудники департамента стратегического анализа ФБК и его директор Игорь Николаев. С этим неутешительным выводом нельзя не согласиться. Не случайно в программных документах правительства неоднократно встречаются заявления о необходимости смены модели экономического развития с нынешней сырьевой на "инновационную". Эта смена предполагает усиление факторов инновационного роста и значительное увеличение инвестиционной активности. Проблема, однако, в том, какого рода эта инвестиционная активность, в состоянии ли она обеспечить желаемую смену модели экономики. Качество экономического роста существенно отличается в зависимости от того, какие виды экономической активности дают наибольший вклад в ВВП - производственная составляющая или спекулятивная, когда добавленная стоимость является результатом перепродаж. По мнению директора департамента ФБК Игоря Николаева, если сравнить, насколько быстро растут инвестиции в основные средства по сравнению с финансовыми вложениями инвесторов в акции, облигации и другие финансовые инструменты, то окажется, что объём финансовых вложений превышает объём инвестиций в нефинансовые активы в пять раз [19].

В этом аспекте любопытно поведение и другого показателя роста экономики - объемов торговли. В настоящее время в структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности торговля занимает самый большой сегмент (около 20%), значительно превышая и объем всего обрабатывающего производства и добычу полезных ископаемых. При этом именно на перепродажах в первую очередь прирастает стоимость в торговле. Сам по себе ускоренный рост оптовой торговли, разумеется, не является негативным фактором. Однако гипертрофированное развитие этого сектора может служить еще одним доказательством спекулятивности российской экономики. Столь же быстрыми темпами, как торговля, растет количество услуг финансового посредничества. Спекулятивная модель экономики отличается также и тем, что строится все меньше объектов производства, приоритет же отдается коммерческой недвижимости: офисам, магазинам и конторам по оказанию всевозможных услуг.

Спекулятивный характер российской экономики сложился не вчера и не позавчера, а ещё в начале 90-х годов. Достаточно вспомнить гигантские финансовые пирамиды, которые разбухали на притоке ликвидности и закончились чудовищным крахом во время дефолта в 1998 году. Сама власть поощряла вложение финансовых средств в спекулятивные ГКО. Эти бумаги до поры до времени обеспечивали высокую доходность, и многие погрели на этом руки. И это привело к ужасающей деградации основных производственных фондов. В то же самое время финансовый рынок длительное время процветал в силу того, что он был тесно связан с ненасытными аппетитами иностранных спекулянтов. Брали кредиты за рубежом под 5-6 процентов годовых, а затем ссужали эти же деньги отечественным заёмщикам под 12-20 процентов. Эта спекулятивная прибыль напрочь отсекала мотивацию к развитию реальной отечественной экономики. Зачем налаживать производство, зачем строить дороги и заводы, зачем пахать и сеять, если можно "зарабатывать" огромные деньги чисто спекулятивным путём! Теперь, когда эта неуёмная жадность привела к финансовому кризису, для нас наступает момент истины.

Хроническая неспособность спекулятивной экономики наладить отечественное производство жизненно важных товаров видна, в частности, на примере продовольствия. Засилье импорта в этой сфере приближается к опасной черте. Поголовье крупного рогатого скота за последние два десятилетия сократилось в России в три раза - с 60 миллионов голов до 22 миллионов. Страна ввозит из-за рубежа более трети мяса, молока, сыра. За период с 1980 г. по 2006 г. вдвое сократилось производство хлеба, мяса, масла животного, муки, овощных консервов [20]. Засилье импорта на прилавках не сулит нам ничего хорошего. Это порождает иждивенчество и спекуляцию. За границей товары покупаются по одним ценам, а здесь перепродаются по другим, с высокой наценкой. Отечественное сельское хозяйство приносится в жертву корыстным мотивам торговых перекупщиков.

Нынешние крупные финансовые вливания в банковскую систему необходимы, но только в качестве пожарных, первоочередных мер. Они сродни симптоматическим лекарственным средствам. Они облегчают симптомы тяжёлой болезни и предотвращают смертельный исход. Но они не излечивают больную экономику. Рецидивы болезни могут оказаться тяжёлыми. Эффективное лечение может быть только одно - диверсификация экономики, превращение её из спекулятивной в реальную. Это не происходит само по себе, даже на фоне относительного финансового благополучия. Для этого необходима целенаправленная социально-экономическая политика государства.

Понимание этого есть. Правительство намерено предусмотреть бюджетные средства для оказания помощи наиболее значимым высокотехнологичным предприятиям путем покупки их акций [21]. Правительство предлагает кредитным организациям обеспечить оборот всех авиакомпаний, заявил вице-премьер Сергей Иванов. <Кредитные организации будут обеспечивать оборот всех авиакомпаний>, - сказал Иванов на ежегодном экономическом форуме <Эксперт-400>. По его словам, это позволит авиакомпаниям в ближайшее время разрешить вопрос с неплатежами, так как сейчас без 100% предоплаты за авиатопливо и навигационные услуги ни один самолет не может подняться в воздух [22]. Сергей Иванов сообщил также, что правительство приняло решение о создании госкомпании по управлению автодорогами.<Принято принципиальное решение о создании государственной компании по управлению автомобильными дорогами>, - сказал он. <Она также будет управлять и развитием придорожной сети>, - добавил Иванов. Вице-премьер также сообщил, что к 2020 году планируется рост ввода автомобильных дорог в эксплуатацию в 3,2 раза, то есть до 8 тыс. км в год. Кроме того, по его словам, будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения со скоростями 160-200 км в час, построены высокоскоростные железнодорожные магистрали со скоростями до 350 км в час [23]. Президент России Дмитрий Медведев поддержал предложение правительства о переводе отношений между авиационными и нефтеперерабатывающими компаниями на долгосрочные прямые контракты по поставкам топлива в целях нормализации ситуации в области авиаперевозок. Глава государства отметил, что заключать подобные соглашения необходимо сейчас, в условиях низких цен на нефть [24].

Более того, пожалуй впервые с момента вступления в должность, у Дмитрия Медведева вызвала настоящее негодование сложившаяся ситуация с ценами в нефтегазовой сфере. Глава государства счел <безобразной> ситуацию с ценами на авиакеросин. Президент потребовал от правительства выяснить, существует ли в этой области сговор, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования, вплоть до максимально высоких штрафов и возбуждения уголовных дел [25]. Такую жёсткую позицию в нынешних условиях можно только приветствовать. Давно следует принять решительные меры по борьбе с инфляцией и недобросовестной конкуренцией, что несомненно будет способствовать скорейшему выходу страны из нынешних экономических неурядиц [26].

Своё мнение о нынешнем финансовом кризисе в России высказал и Егор Гайдар. Он считает, что хотя пик кризиса ещё впереди, власти смогут с ним справиться [27]. По его мнению, если российские власти "не будут делать грубых ошибок", никакой катастрофы не будет - Россия отделается оттоком капитала, охлаждением экономики и замедлением "аномально высоких" темпов роста реальных доходов. Грубейшей ошибкой, по его словам, может быть "продолжать жить в эйфории" прошлых лет, когда Россия имела колоссальные доходы от продажи нефти и накапливала золотовалютные резервы. Цены на нефть, газ и металл будут снижаться, и поэтому сейчас не время финансировать дорогостоящие амбициозные проекты, такие как строительство авианосцев. "В этой связи нужно максимально сосредоточиться и думать о финансовой устойчивости. От того, в какой степени удастся адаптироваться к новому миру, будет зависеть, насколько жёсткими будут последствия для нашей страны", - отметил Гайдар. По его словам, финансовые власти должны максимально оперативно довести до логического конца все уже принятые на законодательном уровне решения по предоставлению ликвидности банковской системе. Гайдар считает, что потери от кризиса неизбежны, и первый из них - чистый отток капитала. Он не стал уточнять, какие масштабы может составить этот отток, отметив лишь, что Россия уже почти вышла на нулевой приток капитала. Известный экономист не сомневается в действенности российской "подушки безопасности". Накопленных резервов России хватит, чтобы пройти даже затянувшийся кризис, который, по самым оптимистичным прогнозам, закончится не раньше конца будущего года. "Если не будем делать ошибок, их (резервов) будет достаточно", - повторил Гайдар.

Егор Гайдар не исключает ослабления рубля в условиях кризиса. "Но если ослабление будет, оно будет носить абсолютно управляемый и плавный характер", - поспешил заверить экономист. По его словам, положительный аспект кризиса состоит в том, что в изменившихся условиях власти должны будут "довести до конца начатые реформы и оптимизировать экономику". Гайдар, в частности, надеется на реформу "Газпрома", "новую прозрачную приватизацию" и более эффективное расходование бюджетных средств. Гайдар считает нецелесообразным в условиях кризиса раздавать кредиты другим странам, в частности, Исландии. "Я очень хорошо отношусь к Исландии, но в условиях сегодняшнего беспорядка на финансовых рынках это решение мне кажется странным. У нас много своих проблем", - сказал Гайдар.

Это высказывание Егора Гайдара процитировано здесь столь подробно по причине моего уважения к нему как к учёному, несмотря на несогласие с рядом его утверждений. Категорически нельзя согласиться с призывом "довести до конца начатые реформы", если понимать под этим продолжение ультралиберального экономического курса. Этот курс уже вполне себя скомпрометировал. Развал экономики в начале 90-х явился наглядным уроком. Нынешний мировой финансовый кризис и его последствия для России ещё раз подтверждают всю пагубность этого курса. Нельзя согласиться и с пожеланием о реформе "Газпрома", даже в виде его "прозрачной приватизации". Недавно осуществлённая реформа электроэнергетики была никчемной и вредной затеей [28]. Повторять этот номер для Газпрома было бы величайшей глупостью. Это нанесло бы большой ущерб стабильности и управляемости экономики, что недопустимо вообще и уж тем более в период нынешней экономической нестабильности. Трудно не заметить и тонкой иронии Егора Гайдара насчёт авианосцев. Не берусь судить по поводу необходимости нового авианосца, но укрепление обороноспособности страны сегодня и в обозримой перспективе считаю делом абсолютно необходимым и очень важным. Столь же сомнителен и юмор по поводу оказания Россией экономической помощи другим странам, в частности Исландии. Да, у нас сейчас много своих проблем, и лишних средств нет. Но могут быть и такие ситуации, когда помощь в разумных пределах возможна и необходима.

Самая большая опасность заключается в том, что нынешний кризис пришёл в Россию на фоне неблагоприятного стечения ряда обстоятельств: массовой бедности населения, вопиющего социального расслоения, недоразвитости реального отечественного производства и возросшей зависимости страны от импорта жизненно важных товаров. В докладе, подготовленном Институтом Социологии РАН, данные официальной статистики о масштабах бедности в России подвергнуты серьёзному сомнению. По данным исследований учёных-социологов количество бедных в России составляет почти 50%. Из них 70% проживают в малых городах и сёлах - местах с депрессивным рынком труда. Особенно тревожно, что 44% малообеспеченных составляют рабочие, а 25% - квалифицированные специалисты. Бедняки, составляющие практически половину населения страны, просто не способны воспользоваться возможностями, которые предоставляет современный экономический строй России. Более того, их социально-культурный уровень неуклонно снижается. <Когда со ссылкой на некие социологические исследования говорят о том, что в современной России наиболее массовой категорией населения стал средний класс, оценивая его долю в структуре населения в 60, а то и 70 процентов, то понимаешь, что здесь имеет место либо методологическая ошибка, допущенная при проведении исследований, либо сознательное введение в заблуждение общества, - заявил директор Института Социологии РАН профессор Михаил Горшков. - К сожалению, такого преобладания среднего класса в современной России нет, и в ближайшие 8-10 лет не будет ни при каких обстоятельствах>. Подводя итоги доклада, профессор Горшков сделал вывод, что социальная политика в России за последние 15 лет потерпела полный крах. <Если мы хотим избежать катастрофы, социального взрыва через 15-20 лет, государству необходимо в корне пересмотреть принципы социальной политики>, - заявил авторитетный социолог [29].

Вовлечение России в глобализацию - объективный процесс. Интеграция нашей страны в мировую экономическую систему необходима и уже идёт. Но одно дело - разумная и взаимовыгодная интеграция, и совсем другое дело - бездумная потеря минимальной самодостаточности и национальной безопасности. С либеральными иллюзиями последних двух десятилетий пора покончить. Необходима серьёзная ревизия всей социально-экономической политики. Беспочвенному прожектёрству некомпетентных и коррумпированных чиновников необходимо противопоставить политическую ответственность, реализм и глубокий анализ. Главный вывод из нынешнего кризиса состоит не в том, что надо самоизолироваться и возвращаться обратно к прежней, тотально огосударствленной и монополизированной экономике. Но, если мы действительно хотим устойчиво и всесторонне развиваться, нам следует исправлять ошибки бездумной "радикальной экономической реформы", провозглашённой двадцать лет назад и форсированной в начале 90-х годов [30].


 

 

Ссылки на использованные источники

 

1. В.Ш.Фельдблюм. К общеэкономической теории через взаимодействие наук. - Ярославль: типография Ярославского государственного технического университета, 1995.

2. Владислав Фельдблюм. Вторжение в незыблемое (путь химика в политическую экономию). - Ярославль, издательство "Ещё не поздно" ООО НТЦ "Рубеж", 2007.

3. http://Roosevelt-memory.narod.ru

4. http://vestnikcivitas.ru/docs/169

5. http://rusref.nm.ru/indexpub80.htm

6. http://www.inosmi.ru/stories/07/04/27/3511/244365.html

7. http://www.inosmi.ru/stories/07/04/27/3511/244455.html

8. http://news.mail.ru/politics/2085745

9. "Российская газета", 2008, 3 октября.

10. http://www.rian.ru/crisis_news/20081011/152963869.html

11. http://www.vesti.ru/doc.html?id=215490&cid=9

12. "Российская газета", 2008, 14 октября.

13. "Российская газета", 2008, 2 октября.

14. http://www.inopressa.ru/inotheme/2008/04/14/12:38:03/crisis

15. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7659000/7659098.stm

16. "Российская газета", 2008, 14 и 16 октября.

17. http://www.inosmi.ru/stories/06/10/20/3493/244486.html

18. http://professor-f.narod.ru

19. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_0_aId_410986.html

20. "Аргументы и факты", 2008, 8-14 октября.

21. http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/17/n_1284132.shtml

22. http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/17/n_1284140.shtml

23. http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/17/n_1284144.shtml

24. http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/17/n_1284302.shtml

25. http://news.mail.ru/politics/2100081

26. http://vestnikcivitas.ru/docs/233

27. http://www.rian.ru/trend/finances_crisis_20081016

28. http://pvf-expert.narod.ru

29. http://www.rus-crisis.ru/?p=2621

30. http://professor-f.narod.ru/new-economics.html

 

 

 

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.