Печать
Категория: Против лжи
Просмотров: 17932

Россия страна не просто большая. Россия страна огромная. Держа в руках политическую карту страны, наполняешься гордостью. А есть еще карта полезных ископаемых, карта климатическая, экономическая. Начали появляться конфессиональные карты. Нет только самой важной — карты нравственного состояния России.

По этой карте народы, окружающие нас, могли бы судить о наших привычках, традициях, нравственных и духовных принципах, системе воспитания и образования, культурных ценностях и идеологических приоритетах.

Как составить эту карту? — спросите вы. Она уже составлена — отвечу я. Эта карта, этот путеводитель — наши российские средства массовой информации и в первую очередь — российское телевидение.

Хозяйственные последствия ультра-либеральных реформ, которые в 90х годах ураганом прошлись по стране, мы видим сегодня. Они накрыли народ холодной волной, опустошив карманы. Последствия культурных и информационных реформ идут с некоторым опозданием и именно сейчас накрывают нас второй волной, опустошая душу тех, кто родился после 91-го года.

В современной России сложилась опасная ситуация, противоречащая идее общественного прогресса. В целом по стране культурно-нравственный уровень родителей превышает потенциально возможный культурно-нравственный уровень их детей. И телевидение здесь — первый обвиняемый.

HTML clipboard

Сегодня российское телевидение занимает позиции, враждебные нравственным ценностям народов, населяющих Россию. Это — не фигура речи, это правда, которую нужно осознать для принятия мер по защите отечества от телемагнатов, растлевающих детей и взрослых.

Есть такая многократно склоняемая передача «Дом2». Стартовал этот проект в мае 2004 года, то есть идет он уже более четырех лет. Передача транслируется в эфир практически каждый день. Ее, к сожалению, смотрят. Смотрит молодежь. Какое мировоззрение должно сформироваться под воздействием этой передачи у молодого человека, рожденного в год гибели СССР? Начинал он смотреть передачу в 13 лет, сейчас ему 17. Новое поколение воспитывается на «Чрезвычайном происшествии» и «Дорожном патруле». А ведь общедоступное ТВ, и в этом его опасность, входит в дом бесцеремонно, буквально выплескивая на ребенка неконтролируемые потоки крови, насилия, грязи, мата. Родители, занятые попыткой выжить в условиях «конкурентной экономики», зачастую не в состоянии защитить от него своих детей.

В этом смысле никаких надежд на естественное выравнивание нравственной ситуации на информационном поле нет. По крайне мере в обозримой перспективе. Новое поколение, лишенное базовой культурности, будет, наоборот, естественным образом требовать еще более пошлых и кровавых передач. И ТВ в погоне за рейтингом, рекламой, доходом пойдет у него на поводу. Спираль будет постоянно закручиваться — мы уже наблюдаем этот процесс. Россия одновременно с развитием информационных технологий вступает в эпоху информационного варварства.

Итак, что собой представляет современное российское ТВ? На каких основаниях базируется?

Двадцать лет назад телевидение высмеяло преподавателя Ленинградского тТехнологического института (Н.Андреева) за то, что она отказалась поступаться принципами. Над ней публично потешались и издевались десять лет, вдалбливая россиянам новую мораль, согласно которой поступаться принципами не только можно, но и нужно. Вот первое основание, на котором стоит наше телевидение — идеологический цинизм: убеждений не существует, принципов не существует.

Наше телевидение — грубое и бесстыдное, в нем нет места стыдливости и целомудрию. Вообще слово «целомудрие» уничтожено, выведено из речи. Реакция на него — нездоровый хохоток, будто вслух произнесено нечто крайне неприличное. Все мы не раз обращали внимание на то, как в телешоу при очередной скабрезной шутке камера скользит по лицам в зале. Губы выдавливают усиленные смешки, а глаза разбегаются в смущении, потому что зрителям неловко! Где же источник этой неловкости? А источник — в природном целомудрии, остатки которого пытается вытравить из народа российское ТВ.

Ради рейтинга, то есть ради денег рекламодателя телевизионщики готовы не только глумиться над наготой отца (вспомним библейскую историю с отцом Хама), но раздеть мать и научить детей смеяться над наготой матери.

«Будьте бесстыдными!» — призывает нас российское телевидение. И если идеологический цинизм — первое его основание, то жажда бесстыдства — основание второе.

Телевидение — это не абстрактный монстр, а конкретные дяди и тети, которые зарабатывают деньги на пропаганде порока. Загляните в телестудию «Останкино» — в воздухе висит сплошной мат и табачный дым. Я два года служил в самых неблагополучных частях Туркестанского военного округа, 15 лет проработал рабочим на ленинградских заводах, но такого изощренного мата, как в «Останкино», не слышал. Телевизионные девочки с брильянтиками на нежных пальцах матерятся грубее прапорщика из Термеза. Этот мат — не просто стиль современного телевидения, это его суть, его душа. И если говорить абсолютно откровенно и прямо, то эти прокуренные дяди и матерящиеся тёти хотят внушить нашим детям, что между добром и злом нет разницы, что добра и зла не существует. Отказ от добра и зла есть третье основание российского телевидения.

Понятия добра и зла являются фундаментальными в регулировании отношений между народами, государствами, классами, между народом и властью, между детьми и родителями. Группа лиц, которая сегодня манипулирует общественной моралью с помощью телеэкрана, считает, что всё регулируется деньгами, то есть, если использовать евангельскую терминологию — мамоной и золотым тельцом. Все мы не раз слышали омерзительную фразу: «Ничего личного, старик, — бизнес!». Эта фраза утверждает превосходство денег над совестью. В этой фразе заключена вся идеология циничной шпаны, которая захватила башню инженера Шухова.

Итак — отсутствие принципов, жажда бесстыдства и отказ от понимания добра и зла. Согласитесь, что при таком подходе говорить о совместимости российского информационного пространства и христианства не приходится.

В течение последних двадцати лет мы наблюдаем деградацию нравственной составляющей информационного поля. Возможность ее роста не наблюдается даже в перспективе, а вот пределы падения каждый год открываются все новые. Раньше было принято пренебрежительно говорить о недалекости юмористов из «Аншлага». Потом на ТНТ появились сначала «Окна», а следом «Дом2» и «Comedy Сlub», совсем, казалось, запредельное зрелище. Но вот горизонты снова расширены. На НТВ нынче по выходным, вечером идет передача «Ты не поверишь!», в центре внимания которой находятся «шокирующие межличностные отношения и судьбы» и «самые захватывающие новости из мира шоубизнеса». А еще есть «Прожекторпэрисхилтон», «Русские сенсации», «Дас Ист Фантастиш», «Слухи. Скандалы. Сенсации. Расследования», «Наша Раша» и так далее.

Но есть люди, которые общедоступное ТВ не смотрят. Они смотрят зарубежные спутниковые каналы, в том числе образовательные. Часто на языке оригинала. Читают иностранные газеты и журналы. Они называют себя элитой, «субъектом истории». На большую же часть страны, на «объект истории» общедоступное ТВ обрушивается всей своей мощью. Конечно, условный «обычный человек» может оторваться от «ящика» и пойти, скажем, в театр или музей. Таким образом он расширит свой культурный горизонт, а значит, и перспективы социализации. Но это будут единицы. Остальных ТВ и «желтая пресса» отзомбируют. Если ежедневно внушать человеку не ценности просвещения, а скотские отношения, то он начнет их принимать. Перспективы социализации такого человека минимальны. Зато он послушен, лоялен и смотрит телевизор. Правда, лишь до времени. Порой народ становится субъектом истории, и самозваная элита бежит в Париж от русского бунта.

Теперь давайте задумаемся над тем, как одним словом охарактеризовать то, что нам показывает российское телевидение, что нам показывают люди без убеждений, без стыда, без базовых понятий о добре и зле, люди с поврежденным сознанием и поврежденной совестью. Что они хотят показывать на экране? Только и исключительно патологию. Наше телевидение — это бесконечный рассказ об отклонении от нормы, о всевозможных разновидностях патологии. ТВ рекламируют патологию во всем — в деловых отношениях, в семейных отношениях, в дружбе, в сексе, в искусстве, в религии,

Недоученные студенты, участники КВНов заменили юмор примитивным хамством, вместо врачей программы о здоровье ведут шарлатаны, вместо священников на экране появляются колдуны, а гомосексуалисты учат любви. Триумф патологии!

Нас пытаются убедить в том, что нормы нет. Что есть только патология. Что сама Россия — это патология. Что ТВ — это зеркало страны. Полюбуйтесь на себя, говорят нам с экрана, вы — уроды!

Честно говоря, любоваться надоело.

Поэтому законопроект Сергея Миронова о создании Общественного совета на телевидении поддержали лидеры всех самых многочисленных религиозных конфессий. Поддержали, потому что Совет нужен как воздух.

Обратим внимание на следующий факт. Подавляющая часть продуктов информационного поля не имеет ценностного отпечатка. Теле и радиопередачи, многие журналы и газеты не имеют, по большей части, никакого набора ценностей. Вообще никакого. Ни правого, ни левого, ни религиозного, ни атеистического. А ценностные установки крайне необходимы. Только опираясь на них, мы сохраняем человеческий облик и учимся думать.

Преодолеть наблюдаемый нравственный кризис информационного пространства «естественным» коммерческим образом в условиях тотального падения культурного уровня невозможно. Более того, это чревато усугублением кризиса. Этот кризис может породить опасные социальные последствия: расслоение общества и последующие затем конфликты. Выход состоит в форсированном учреждении общественных институтов в сфере СМИ. Прежде всего на ТВ.

Судьба законопроекта об Общественном совете на телевидении будет зависеть от воли депутатов Государственной думы. Поддержат они его или нет — однозначно ответить невозможно, потому что даже абсолютно, казалось бы, ясные с нравственной точки зрения вещи много раз не находили понимания в депутатской среде.

Общедоступное телевидение — это общественный институт. А общественный институт, как известно, функционирует нормально при одном условии: если существует социальный контроль. Российскому обществу пора, наконец, сформулировать свои претензии к телевидению и заставить его служить народу.