Содержание материала

Женщина в окне

В 1835 году Василий Андреевич познакомился с Карлом Брюлловым, чье имя гремело по всей России. Близкое общение, разговоры о живописи, о жизни дали Тропинину очень много. Он понял, что как художник может быть более раскован, более свободен и откровенен, и это подтолкнуло его к написанию картины «Женщина в окне» –– по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Художник поставил себе задачу прославить женскую красоту в счастливую пору ее расцвета.

 

Еще безмолвен город сонный;
На окнах блещет утра свет,
Еще по улице мощёной
Не раздаётся стук карет…

Что ж казначейшу молодую
Так рано подняло?..

 

А то, что в заштатный Тамбов прибыл уланский полк!

Тропинин изобразил этот момент с подкупающей естественностью: молодая женщина чуть не вываливается из окна, «услыша ласковое ржанье желанных вороных коней». В её глазах и любопытство и скрытая радость.

Между тем уланский полк преображает сонный Тамбов. Ежедневные танцы, гуляния, музыка, карточная игра, флирт… Происходит то, что и должно произойти: жена казначея влюбляется в бравого ротмистра, а он –– в нее. Но казначейша кокетлива, а ротмистр нетерпелив, и он врывается прямо к красавице в дом, падая перед ней на колени. Взбешенный супруг, случайно застав эту сцену, решает сквитаться с ним.

Казначей приглашает уланов на карточную игру. У него крапленые карты, однако ему в этот раз не везет, и он проигрывает все свое состояние! В отчаянии просит он отыграться или уж проиграть и свою жену.

 

О страх! о ужас! о злодейство!
И как доныне казначейство
Ещё терпеть его могло?
Всех будто варом обожгло.

Сразиться с казначеем садится ротмистр.

 

Недолго битва продолжалась;
Улан отчаянно играл;
Над стариком судьба смеялась ––
И жребий выпал… час настал…

Тогда Авдотья Николавна,

Встав с кресел, медленно и плавно
К столу в молчаньи подошла ––
Но только цвет ее чела
Был страшно бледен. Обомлела

Толпа. –– все ждут чего-нибудь ––
Упреков, жалоб, слез… Ничуть!
Она на мужа посмотрела
И бросила ему в лицо
Свое венчальное кольцо.

 

После чего казначейша упала в обморок. Недолго раздумывая, счастливый ротмистр подхватил ее на руки и унес к себе на квартиру.

А что же город? Да ничего. С недельку посудачили разные кумушки, на том и кончилось.

В этом женском портрете Тропинин впервые подошел к романтизму, который на долгие годы станет основной чертой московской художественной школы.

В ряду духовных ценностей русского народа творчество Василия Андреевича Тропинина –– теплое, светлое –– займет такое же незыблемое место, какое в исторических судьбах Отечества занимает Московский Кремль –– сердце России.