Печать
Категория: Русский вопрос
Просмотров: 28911

Немного истории

Споры о четырех Южно-Курильских островах (Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи), принадлежащих сейчас России, ведутся довольно давно. Первыми эту территорию открыли российские мореплаватели в XVI—XVII веках, что подтверждается и японской исторической литературой. В первой половине XVIII в. на Курильские острова с целью их исследования был направлен ряд русских экспедиций, составлен чертеж исследованных островов и дано их описание. У местных жителей было выяснено, что Курильские острова не были заняты японцами. Таким образом русские не только первыми открыли эти острова и нанесли их на карту, но и первыми фактически установили над ними права владения. В последующие несколько десятилетий неоднократные экспедиции и обследования подтвердили непринадлежность Курильских островов Японии. Важной формой отношений России с Курильскими островами был сбор ясака, отражавший признание их жителями подданства России.

 

В 1786 году рескриптом императрицы Екатерины II все 18 Курильских островов провозглашены российскими владениями, к этому времени все население уже считалось там православным. Россия уведомила Японию, что считает Курильские острова, как и Сахалин, своей территорией. Позже глава русского посольства, отправленного в Японию для установления торговых отношений, заявил японцам, что «на север от Матсмая (Хоккайдо) все земли и воды принадлежат российскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений». Японские источники истории свидетельствуют о высадке японского «исследовательского» отряда на острове Итуруп, уничтожившего все знаки принадлежности острова России, и поставившего японские столбы. Таким образом Япония силой отторгла Южно-Курильские острова от России, а их коренные жители подвергались жестокой эксплуатации. С этих пор (первое десятилетие девятнадцатого века) эта территория в результате войн и подписанныгх в разное время соглашений переходила из рук в руки не один раз.

В 1845 г. Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами. Это вызвало бурную негативную реакцию со стороны Николая I. Однако начавшаяся в 1853 г. Крымская война вынудила Российскую империю пойти навстречу Японии, так как вопреки международному праву англичане и французы использовали японские порты как базу для высадки десантов в Петропавловске и для бомбардировки этого города. В этих условиях Россия стремилась обеспечить дружественные отношения с Японией, чтобы обезопасить свои границы: на Дальнем Востоке. Как следствие был подписан Симодский трактат в 1855 г., по которому Японии отходила территория 4 «спорных» островов. Еще через 20 лет был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на Южный Сахалин, причиной этому послужила назревавшая война с Турцией, которая вскоре и разразилась. Будучи не в состоянии обеспечить безопасность всех дальневосточных районов, царское правительство предпочло укрепить в первую очередь ближние рубежи (Сахалин). Однако в результате многие районы русского Дальнего Востока оказались фактически отрезанными от Тихого океана. Коренное население островов, воспринявшее русскую культуру, подвергалось со стороны японцев эксплуатации, террору, лишению права выходить на промысел в море, лишалось оружия и насильственно выселялось на ранее необитаемые острова.

Несмотря на договоры, заключенные между Россией и Японией, в 1904 г. Япония вероломно напала на Россию. В русско-японской войне царизм потерпел поражение. По Портсмутскому мирному договору Япония отторгла от России южную половину Сахалина.

Современное территориальное размежевание между СССР и Японией основывается на других, более поздних международных документах, непосредственно связанных с итогами Второй мировой войны и поражением японского милитаризма. В Каирской декларации 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена территорий, захваченных ею насилием в результате своей агрессии. В1945 г. на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли устной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов. Ровно через три месяца после капитуляции Германии, согласно условиям договоренности союзников, СССР начал боевые действия против Японии и оккупировал Южные Курилы. Таким образом Президиум Верховного Совета СССР издал указ о вхождении Южного Сахалина и Курил в состав СССР. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но теперь, по причине «внезапно» возникшей, противоречащей более ранним взглядам, официальной позиции Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входили, и от них Япония не отказывалась.

В 1956 г. СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. В 1960 г. Япония продлила договор безопасности с США, являющийся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. На это СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками. Мирный договор не заключен и по сей день.

23 сентября 2009 г. на встрече премьер-министра Японии Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хато-яма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.

Значение «спорных» территорий

Анализ политической и экономической жизни Российской Федерации, состояния ее обороны, геополитического положения и дипломатической деятельности говорит о наличии серьезных угроз для безопасности нашей страны. Все больше возрастают масштабы и глубина разрушения экономического и военного потенциалов России, что в тенденции чревато утратой российским народом независимости и свободы, превращением страны фактически в полуколонию. Реальные и трезвые оценки внешней политики показывают существенные экономические потери для нашей страны, не говоря уже об общем ухудшении геостратегической стабильности в мире и связанных с этим локальных международныгх конфликтах. Это курс проведения на международной арене политики односторонних, ничем не оправданных уступок и в конечном итоге сдачи стратегических международных позиций, забвения и даже предательства национальных интересов России, дешевой распродажи того, что накапливалось и формировалось столетиями, путем действий, направленных на нарушение территориальной целостности страны. Таким образом в жертву иностранным державам приносятся коренные интересы народов России, безопасность страны. «Новое политическое мышление» Горбачева и его последователей в российской дипломатии, действующих в сфере международных отношений во имя т.н. «общечеловеческих интересов» привело к опаснейшим геополитическим процессам, взорвало относительную стабильность всей системы международных отношений, в том числе и на Дальнем Востоке. Официальное признание некой «территориальной проблемы» в подписанном М.Горбачевым в 1991 г. совместном советско-японском заявлении означало начало пересмотра итогов Второй мировой войны на Дальнем Востоке по отношению к Японии, реализации ею политики своего рода «мирного реванша», т.е. достижения важныгх геостратегических побед и приобретений без войны, исключительно путем государственно-дипломатического нажима и переговоров. Последствия этого нового курса в сфере международных отношений не замедлили сказаться. Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление экономического кризиса подталкивают японские реваншистские круги к более активным претензиям на острова Курильской гряды. Запад, включая США, несомненно, выступает в этом конфликте на стороне Японии солидарным блоком. Покровительство надеждам Японии со стороны вездесущих США лишь внешне способствует интересам японского государства. На деле же целью США было всемерное ослабление других держав региона.

В случае передачи Южно-Курильских островов Японии возникнет серьезная угроза национальной безопасности России. Курильские острова имеют стратегическое значение с точки зрения поддержания обороноспособности, сохранения гарантий суверенитета и независимости, безопасности государственных интересов России. Сегодня мы не знаем и не можем знать, каков будет ход истории даже в ближайшие пять лет, не говоря уже о XXI веке в целом, и какие опасности могут ожидать наше государство, народы России в будущем. По подсчетам экспертов, к сороковым годам третьего тысячелетия наступит истощение ресурсов планеты. То есть ресурсов осталось лет на тридцать-сорок, и предстоит планетарная схватка за выживание стран и народов. Надвигаются энергетический, сырьевой и экологический кризисы.

Начнем с военно-стратегического аспекта. Через Курильские острова проходят все проливы, ведущие из Охотского моря в Тихий океан. В случае передачи Японии Кунашира и Итурупа Япония будет полностью контролировать пролив Екатерины. Через него сможет осуществляться свободный беспрепятственный и неконтролируемый проход противолодочных подводных лодок военно-морских сил США и Японии. Утрата хотя бы части Курильских островов приведет к нарушениям военной инфраструктуры и целостности единой стратегической обороны на Дальнем Востоке. Не следует забывать, что в 30-е годы Курильские острова расценивались милитаристской Японией как непосредственный плацдарм для нападения на Советский Дальний Восток, а ко Второй мировой войне было завершено превращение Курил в мощный плацдарм для ведения войны против СССР. Кроме того, Тихоокеанский флот СССР был лишен свободного выхода в Тихий океан, поскольку японские вооруженные силы полностью контролировали курильские проливы. После восстановления исторических прав Советского Союза на Курильские острова советские суда получили возможность беспрепятственного плавания через курильские проливы. Тем самым была обеспечена нормальная связь южных районов Дальнего Востока с северными, а также со странами бассейна Тихого океана. Южная группа Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан) обладает естественно подготовленными участками территории для размещения вооруженных сил, особенно систем противоракетной обороны, направленной против России на ближних подступах к ней.

Отказ России от стратегически важных для нее Курильских островов означал бы нейтрализацию России как «центра силы» на Дальнем Востоке. Вследствие этого расширится геостратегическое пространство для военного присутствия Японии и США в непосредственной близости от границ России. Это может означать установление жесткого американо-японского военно-морского контроля. Следует иметь в виду, что эти же территории с равным успехом могут быть использованы в военном отношении и против России, против ее Тихоокеанского флота. Россия сегодня видит союзников в своих былых и недавних военных противниках. Но мир весьма динамичен, и в каждый данный момент невозможно предугадать, как развернутся события в мире, каков будет ход истории, какие опасности и откуда могут ожидать Российское государство в будущем. Теоретически несложно предположить, что если удовлетворить притязания Токио хотя бы на часть Южных Курил, то на этих островах сразу же будут размещены объекты упомянутых систем ПРО и ПЛО, направленные против российского Дальнего Востока.

Территория южных Курильских островов являет собой совершенно уникальное сочетание природных, рекреационных и территориальных ресурсов России. Экономический потенциал этих ресурсов колоссален, их достаточно, чтобы обеспечить доходами бюджет любого региона России. Курилы — это воистину кладовая различных полезных ископаемых. Запасы углеводородов, ресурсы золота, серебра, железа, имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, серы (это сырье — одно из самыгх дефицитныгх в России). На Итурупе на вулкане российскими учеными открыт сульфид рения. Этот металл чрезвычайно рассеян в природе и не имеет собственных месторождений. Ежегодный вынос с газами редкого металла рения, который дороже золота, соответствует его годовому мировому потреблению. Главный минерально-сырьевой ресурс здешнего шельфа — титаномагнетитовые руды. Титан — металл XXI века. Именно поэтому вполне объясним интерес Японии, ее промышленников и бизнесменов сделать эти запасы титановыгх и других руд, биоресурсов своей национальной собственностью, чтобы затем беспрепятственно и с минимальными издержками их эксплуатировать в интересах японской экономики. Оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов составляет более 87 миллиардов долларов.

Главную роль в экономике островов играет рыбопереработка, ныне на дальневосточный бассейн приходится 70— 80% общероссийского улова. По некоторым оценкам, добыча морской фауны в этом районе может приносить России около 5 миллиардов долларов в год. Это не только продукты питания для российского народа, но и источник получения валюты от экспорта. Стоимость ресурсов биомассы шельфа Южно-Курильских островов не поддается фиксированной оценке ввиду их практической неисчерпаемости во времени и высокой продуктивности биомассы здесь.

Рекреационные ресурсы островов уникальны — практически нетронутая экология, ценные минеральные воды лечебного и столового назначения, йодобромные воды и грязи. Наконец, термальные воды и парогидротермы как альтернативный источник тепла и энергии. В недрах Сахалина и Курил имеются практически все известные в природе типы вод. Кроме того, здесь имеются запасы торфа.

Выводы

Таким образом даже на основании событий истории, притязания Японии на так называемые «спорные» территории абсолютно необоснованны. Во-первых, право на обладание Курилами по принципу «первопроходства» не оправдывает себя. Во-вторых, нынешняя Япония — это послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-правовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, вообще утратили силу, причем не в 1945 г., а еще в 1904 г. — с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь «исторический» пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. Да и тем более, навязав России несправедливый, грабительский Портсмутский договор по итогам русско-японской войны, Япония тем самым перечеркнула предыдущие договоры, заключенные с Россией, и полностью утратила всякое право ссылаться на них. Поэтому совершенно несостоятельны попытки правящих кругов Японии использовать растоптанные японской военщиной договоры для оправдания своих территориальных притязаний к Советскому Союзу, впоследствии — России. Совершив интервенцию в Советскую Россию, Япония окончательно лишила себя всяких моральных прав ссылаться на договоры 1855 и 1873 гг., которые она сама же аннулировала. В третьих, Япония, проиграв последнюю войну, потеряла территории, которые получила, выиграв предыдущую.

Офшгиальный сайт префектуры Хоккайдо обозначает уже включенными на японской карте в состав Японии не только «спорные» территории (острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи), но и половину Сахалина и Курилы севернее. Этот факт доказывает, что даже передача островов навряд ли решит проблему. Нетрудно догадаться, что аппетиты Японии не ограничатся двумя-четырьмя островами, она может поставить вопрос о всей Курильской гряде, а затем и о Сахалине, что неизбежно приведет к новым военным столкновениям в движении «за собирание земель». Доказательством этому служат свидетельства СМИ о том, что увидев возможность согласия России на передачу двух островов, японцы хотят начинать переговоры о двух других, и лишь после этого перейти к подписанию мирного договора.

Если же передать острова, а значит, и прилегающую к ним 200-мильную экономическую зону и шельф вокруг этих островов, страна лишится огромного богатства, включая значительные островные, морские биологические и минеральные ресурсы, стратегические проливы и часть ресурсов еще и Охотского моря. Более того, с переходом Южно-Курильских островов под японскую юрисдикцию Япония вправе запретить добычу рыбы в районе Южныгх Курил, используя эти ресурсы для снабжения продуктами питания своего собственного населения. Если эти острова будут отданы, то России придется платить в валюте японскому правительству за разрешение ловить рыбу в этом районе порядка миллиарда долларов в год. А это еще больше ухудшит наше экономическое положение и снабжение рыбными продуктами питания. Кроме того, российским судам придется платить за проход из Японского моря в Тихий океан через отошедшие к Японии проливы. Все территории, на которые претендует Япония, имеют важное стратегическое значение. Через Южно-Курильские проливы достигается кратчайшее расстояние между портами Хабаровского, Приморского краёв и Магаданской области, а также между портами Сахалина и Тихим океаном. Когда Курилы принадлежали Японии, СССР ежегодно платил японской стороне до 80 миллионов долларов в год за такой транзит. Кстати, по сообщениям японских СМИ, пользование Южно-Курильскими проливами, в случае их передачи Японии, обойдется России не менее чем в 100 миллионов долларов в год.

Сиюминутные интересы и просто нелепый расчет на «выигрыш» от передачи островов японскому государству очень скоро обернутся гигантскими материальными и моральными потерями для России. Без Курил, без их рыбных и природных запасов мы станем значительно беднее. Стратегическое, военное и экономическое значение этих островов колоссально. По самым предварительным оценкам, весь комплекс природных ресурсов Южно-Курильского субрегиона, даже без оценки стоимости земли территории островов, составляет не менее 2,5 триллиона долларов США. Эта оценка, опять же по мере истощения мировых ресурсов, будет соответственно возрастать. Таким образом, очень легко сопоставить экономические потери России от передачи этих островов. Удовлетворение территориальных притязаний Японии в конечном итоге будет означать для России резкое ухудшение ее геостратегических и экономических позиций на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем важное значение для мирового развития в настоящее время и в обозримой перспективе. Передача Курил Японии окажет негативное воздействие и на внутреннее экономическое и социально-политическое положение в России. Южные Курилы — это только начало. Начнутся глобальные геополитические подвижки и как следствие — новый передел мира, ревизия итогов Второй мировой войны. Вслед за ними встанет вопрос о Северных Курилах и Южном Сахалине. Далее с неизбежностью последуют Калининград с областью, имеющий такой же международно-правовой статус, как и Курильские острова, и другие территории и регионы, отошедшие к СССР в результате Второй мировой войны. Необходимые «международно-правовые обоснования» для этого всегда найдутся.

Таким образом, проблема заключения двухстороннего мирного договора в отношениях России и Японии спустя 64 года после окончания войны не имеет практического значения и прагматического смысла, если Япония продолжает отстаивать тезис о «территориальной проблеме» и «спорных островах». Япония настаивает на необходимости мирного договора именно потому, что советско-японской Декларацией 1956 года предусмотрена передача Японии части Южно-Курильских островов именно после заключения мирного договора. Такой мирный договор нужен Японии, а отнюдь не России. Несостоятельны заявления о том, что для нормальныгх взаимоотношений якобы совершенно необходим мирный договор — в международном праве немало случаев, когда послевоенное урегулирование обходилось без него. Безусловной необходимости мирного договора для России нет, как не было и нет мирного договора с Германией. Сам факт ведения межгосударственныгх переговоров по российско-японской «территориальной проблеме» уже представляет собой потворство Японии в непризнании ею итогов Второй мировой войны. Японские притязания на российские дальневосточные территории — Курилы — неправомерны. Лучше всего решению проблемы якобы спорных территорий может послужить принцип незыблемости итогов Второй мировой войны, который и должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений.

Николай ЕФИМОВ

Источник: "Молодая Гвардия"