Содержание материала

Богословская экспертиза

 

 

 

Суд предложил религиозно-богословским экспертам анкету из 29 вопро­сов. Первым выслушивается эксперт со стороны обвинения, патер Пранайтис, б. преподаватель древнееврейского языка в Католической духовной академии в С.-Петербурге, магистр богословия.

 

Экспертиза Пранайтиса

 

 

 

Позвольте мне начать с 5-го вопроса: Что такое Талмуд? В буквальном смысле это означает “наука”, “предание”. По мнению <еврейского> народа, когда Бог дал свой закон, то Моисей кое-что записал, но многое осталось незаписанным, оно переходит в устной передаче из поколения в поколение. ...Устное толкование <Моисеева закона> дало основание Талмуду, это —Мишна, книги Второзакония — это есть Тора. ...НаМишну опять последовало разъяснение, получившее названиеГемара, т. е. “дополнение”, “усовер­шенствование”.Мишна была составлена во II в по Р. Х., аГемара закончена в VI в. ...

 

В XVI в. появилось сокращение Талмуда под названием Шульхан Арух, эта книга имеет <у евреев> то же значение, как у нас Катехизис по отношению к богословию... Шульхан Арух — обязателен для всех евреев. ...Талмуд — громадная книга... там все науки находят себе место, но главным образом проявляется большая нетерпимость по отношению к иноплеменным, в особенности к христианам. ...Когда появились сомнения среди евреев, все ли отрицательные характеристики иноплеменников (первоначально язычников) относятся и к христианам, то Маймонид (еврейский богословский авторитет XII века) открыто заявил, что все эти христиане, к какому бы толку они ни принадлежали, все они — идолопоклонники... Все, что там сказано относительно войны с Амалекитянами, относительно их истребления, относится именно таким же образом и к христианам. ...Относительно же того, как надлежит евреям поступать с христианами, <в Талмуде> сказано, что надо их избегать, не иметь с ними никаких сношений, всячески стараться им вредить, не спасать от опасности и вообще вредить им так, чтобы их сов­сем истребить. Истребление христиан — главная цель евреев-талмудистов, к этой цели направлены все молитвы <евреев>, все действия... это — даже обязанность, каждый еврей должен вредить христианам, а если он не вредит им, тогда он (согласно Талмуду) даже не настоящий еврей. Убийство христиан — есть единственная богоугодная жертва после разрушения <Соломонова> храма (в Иерусалиме римлянами в 70 г. по P. Х.).

 

Чтобы больше вредить христианству, Талмуд разрешает все средства: ложь, обман, ростовщичество (запрещенное по отношению к своим евреям) и даже... принятие (обманным образом) христианства, даже такой обман разрешается. ... Известный <еврейский> историк Грец говорит об известном <немецко-еврейском> писателе Генрихе Гейне, что он только кажущимся образом принял христианство, как враг, который берет в руки чужое знамя, чтобы тем лучше погубить своего врага.

 

...В таком же талмудическом духе издавались впоследствии и другие <еврейские религиозные> сочинения, на первом месте следует отметить “Каббалу”. ...Собрана эта наука в III веке, но получила окончательный вид только в XII—XIII вв. ...По этому учению, при создании душ божество перешло в израильские души, но некоторые искры <божества> попали и не в израильские, эти искры ждут освобождения...

 

Еврейство всегда называется внутренним ядром <Мироздания>, а другие народы — скорлупой, шелухой; это ядро — согласно Каббале — надо освобождать, оно освобождается путем добрых дел (по отношению к евреям) и принесением жертвы, т. е. убийством неевреев... Мессия придет не раньше, чем <все> эти искры будут освобождены из шелухи.

 

В Каббале каждая буква (еврейского алфавита) означает число, и потом эти буквы (числа) слагаются. Если одно и то же число происходит от разных слов, то считается, что они (слова) непосредственно относятся одно к другому. Например, слово, которым в Талмуде пишется имя нашего Спасителя —Ишу — означает 316: 3, 10 и 6 — означает Иисус. Но слово “пустота”, “мерзость” — тоже получается 316, а это значит (согласно Каббале), что Христос то же самое, что и мерзость... (Вопрос) “Каким способом рекомендует Талмуд добывать кровь из тела, в случае надобности в ней?” — Для добывания крови христианской, о которой говорится <в Талмуде>, есть два способа: или колют или ущемляют, но не режут.

 

(Вопрос) “Каково отношение Талмуда к иноплеменникам, не содержится ли в нем прямых указаний на то, что убийство иноплеменника дозволено и является актом, угодным Иегове?”
 — После разрушения <иерусалимского> храма, говорится в Талмуде, нет другой жертвы <Иегове>, как принесение в жертву христиан...

 

(Вопрос) “Чем в Каббале заменен ритуал принесения в жертву животных, прекратившийся с разрушением храма?”
 — Это относится к тому же, все эти ветхозаветные жертвоприношения исключены <теперь> принесением в жертву христиан, вместо агнцев и т. п. ...

 

(Вопрос) “Какое значение в Талмуде и Каббале имеет число 13?”
 — Это число всегда считалось священным: 13 колен <израилевых> считается вместе с Иосифом, которого к ним причисляют; было 13 школ в Месопотамии; 13 свечей <у них> в подсвечнике...

 

(Вопрос) “Из какого места тела, по толкованию Талмуда и Каббалы, выходит по преимуществу душа вместе с кровью?”
 — Указывается прямо, что душа выходит с кровью из шеи...

 

(Вопрос) “Когда появилось среди евреев учение неохасидов и какое отношение оно имеет к учению Каббалы?
 — Это учение является как бы расцветом Талмуда и Каббалы. ...Талмуд учит, что раввины чуть ли не уподобляются самому Богу и что даже Бог должен считаться с мнением раввинов. В позднейшее время было сказано еще яснее, что раввины неохасидизма суть не что иное, как воплощение самого Божества...

 

(Вопрос) “Были ли в средние века и в наше время случаи осуждения евреев по обвинению в убийстве христиан с религиозной целью, причем евреи были изобличены, как собственным сознанием, так и нахождением, по их указанию, останков замученных ими детей?”
 — О средних веках у нас сложилось понятие, что тогда была тьма, в противоположность тому, что есть в ХХ в. ...Не все, что было в средние века, было плохо, и не все теперь хорошо. ...Цитирую <еврейского историка> Хвольсона, что нельзя верить написанному в средние века, ибо это написано набожными монахами. Но что же делать, если не было других писателей... они описывали и то, что неприятно евреям, и многое, что очень полезно для них (евреев). Когда этих монахов цитируют в пользу евреев, то их провозглашают истинными учеными, когда же они говорят что-нибудь противное евреям, тогда это — тьма, и все это никуда не годные источники. Были и ужасы в средние века, но разве их в наше время нет? ...Говорят, будто все ученые, и прежние, и теперешние, были против “кровавого навета”; но могу <только> сказать, что те, кто писал в похвалу еврейству, только те считались настоящими учеными, а кто изобличал евреев, тот считался невежественным обскурантом.  ...В средние века было много случаев, когда <евреи> были изобличены по уликам и по сознаниям, были осуждены и казнены. И не только в средние века, ...но и в позднейшие времена, вплоть до наших дней. ...Последнее из таких дел было Холмское, где была убита девочка; это было доказано, убийца был осужден и приговорен к смертной казни. Просмотрел я и Саратовское дело, которое находится в государственных архивах. Там... все участники дела были обвинены по указаниям свидетелей и все они были осуждены и наказаны. ... Просмотрел я и Велижское дело, где обвиняемые были оправданы лишь потому, что свидетелей уже не нашлось, ...хотя и было обнаружено обескровление жертвы. ...У меня есть нотариально засвидетельствованный документ о еврейском убийстве в 1753 г. в Житомире: на основании этих документов... не остается ни малейшего сомнения, что расследование велось как следует и беспристрастно. Поэтому я вполне убежден, что если такие зверские убийства существовали раньше, то они существуют и по сие время. В истории их насчитывается более двухсот...

 

(Вопрос) “Заключается ли в учении еврейской религии, как древней, так и позднейшей — “Зогар” и др. (еврейские религиозные книги), — предписание об умерщвлении христиан с ритуальной целью?”
— Таких указаний, где бы прямо говорилось об убийствах с ритуальной целью, разумеется, не существует, ибо есть предание, которое можно записывать, и есть такое, которое Талмуд запрещает записывать, это есть тайна постоянного устного предания. О том, что употребляют и как употребляют кровь, можно сказать лишь на основании исторических фактов и повторяющихся убийств. Употребление крови было видно из того, что она собиралась и посылалась в закупоренных бутылках, потом кровью пропитывался холст, и куски пропитанного кровью холста также рассылались. Это ясно видно по Саратовскому делу, где действительно все было найдено: и этот холст, пропитанный кровью, тоже был найден в том же доме, и обвиняемые никоим образом не могли объяснить, откуда эта кровь взялась; сначала говорили, что это, мол, дети играли, когда гусей резали, и испачкались в крови и потом спрятали. Но когда была произведена экспертиза, то оказалось, что это — кровь млекопитающего. ...О добывании крови, как и об ритуале, как я сказал, тоже нет определенных (письменных) указаний; кровь может добываться всякими способами... Когда это возможно, исполняются все предписания, существуют даже каббалистические знаки (и символы), которые они в своем изуверстве могут употреблять, например 13 уколов, но это не есть обязательное предписание...

 

(Вопрос) “Имеются ли данные и какие именно, что убийство Андрея Ющинского совершено из побуждений религиозного изуверства, вытекающего из вероучений еврейской религии или ее толков (сект), и в последнем случае, каких именно?”
 — Прямых указаний на это, кроме 13 уколов и раны в шею, не имеется, <однако> число 13 — священное. Что же касается <еврейских> сект, то профессор Хвольсон отрицает их существование, мне думается, что он говорит об исключительных сектах изуверов. Это наводит меня на мысль, что если у нас (христиан) находится такой сектант, то никто с ним не солидаризуется.., все от него отказываются: пусть его осуждают и на нас его вины не сваливают. А тут, <у евреев>, при таких обвинениях все еврейство стоит за таким сектантом, не позволяет его отделять, приписав к какой-либо секте. Как в Саратовском деле, так и в позднейших делах <евреи> всегда утверждают, что дело не в осуждении одного <лица>, а в осуждении всего еврейства. ...В таких случаях многие евреи, которые вовсе не сочувствуют <обвиняемым>... и не знают всего этого, тем не менее защищают виновных, говоря, что этого не может быть — и призывают экспер­тов и ученых со всего света, и собирают папские буллы (якобы с опровер­жениями) — вот в этом-то и есть слабая сторона их дела, показы­вающая, что все они <к этому делу> причастны. ...Сколько писалось, с еврейской стороны, будто бы есть такие папские буллы, запрещающие даже говорить об осуждении евреев в употреблении <христианской> крови, приводятся буллы XIII века, которых насчитывается чуть ли не двадцать. Из них я нашел, в Санкт-Петер­бургской <духовной католической> академии, одну-единст­венную буллу папы Иннокентия <IV>, в которой говорится только лишь, чтобы не преследовали евреев ранее суда и их осуждения. И напротив, нет ни одной буллы, которая запрещала бы обвинять евреев в изуверских убийствах или запрещала бы говорить об употреблении ими христианской крови... Я глубоко убежден, что если бы ничего подобного в действитель­ности не было, то не было бы и таких методов, которыми пользуются евреи, чтобы оправдать себя от таких обвинений.