История создания военной техники и вооружения

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Приговорщик
Прохожий
Прохожий
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 ноя 2020, 20:25

«Извините, мы не знали, что он невидим»: Потерянный ВВС США над Белградом «стелс» F-117 не был единственным

Сообщение Приговорщик »

Историю о том, как один из самых ценных американских самолетов-невидимок F-117 Nighthawk был сбит над Сербией во время операции НАТО «Союзная сила» 27 марта 1999 года, широкая мировая общественность знает уже давно. Менее известно, что потерянный ВВС США над Белградом «стелс» не был единственным.

Изображение

Об этом пишет американское издание The Drive.

До марта 1999 года считалось, что сбить бомбардировщик F-117 абсолютно невозможно. Но когда его в буквальном смысле «вернула на землю» зенитная ракета ЗРК С-125 «Печора» советского производства, стоящая на вооружении ПВО Сербии, это стало лакомым куском для югославской пропаганды.

Извините, мы не знали, что он невидим.

- услышал тогда весь мир издевательскую фразу сербских военных.

Позже начали появляться слухи, что 30 апреля был сбит еще один американский «стелс», потерявший часть хвостового оперения, сумевший чудом дотянуть до базы и выведенный из эксплуатации.

Отставной подполковник ВВС США Чарли Хейнлайн, бывший пилот F-117, вылетавший в этот день на бомбардировку Сербии в паре с подбитым самолетом, недавно подтвердил эту информацию. Цели этих бомбардировщиков-невидимок в Белграде находились примерно в 16 километрах друг от друга.

После сброса бомб оба F-117 должны были вернуться к самолету-заправщику, который ожидал их над Венгрией, но Хейнлайн прибыл один, а напарника всё не было. Когда поврежденный «стелс» появился, он плохо "слушался" пилота, поэтому танкер заправил его с большим трудом и лишь благодаря полученным от Хейнлайна инструкциям. Подбитую машину удалось дотянуть до базы Шпангдалем в Германии. За помощь товарищу пилот получил крест «Отличившийся летчик» и благодарность от командования.

Сегодня военный эксперт из Канады Майк Михайлович сообщил на своей странице в Twitter, что получил в распоряжение документ, где тоже говорилось о подбитом 30 апреля 1999 года американском самолете-невидимке.

Изображение

Он также утверждает, что во время операции «Союзная сила», вероятно, сербы могли подбить еще один F-117. Получается, уже третий. Предположительно, самолёту пришлось совершить вынужденную посадку в хорватском Загребе. Также добавлялось, что восстанавливать его не стали.
Аватара пользователя
Иван Майоров
Прохожий
Прохожий
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 ноя 2020, 11:06
Поблагодарили: 1 раз

Насколько эффективно усиление брони танка гусеничными траками

Сообщение Иван Майоров »

Запасные гусеничные траки в качестве усиления брони танка использовались немцами еще в ходе французской компании. Затем подобный прием «переняли» и другие армии, в том числе СССР и США. Однако насколько эффективной была такая защита?

Изображение

Согласно сохранившимся документам, в 1944 году Советский Союз проводил соответствующие испытания. Из немецкой пушки Pak-40 обстреливался танк Т-34 с закрепленными на переднем броневом листе гусеничными траками.

В результате, 75-миллиметровый снаряд смог пробить броню боевой машины с расстояния в 800 метров. Однако уже при выстреле с 900-метровой дистанции танк уцелел.

Для сравнения, Т-34 без «навески» траков в передней части выдерживает попадание того же снаряда со 1100 метров. В свою очередь, с 1000 метров его броня пробивается.

В итоге получается, что усиление брони гусеничными траками дает преимущество около 200 метров и является довольно эффективным при обстреле машины с дальней дистанции. При этом на средней и ближней дистанции такая защита плодов не принесет.

Стоит отметить, что это лишь предварительные расчеты, выполненные с учетом использования траков от советских танков. В случае с немецкими и американскими машинами показатель может быть другим.
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 54 раза

История создания военной техники и вооружения

Сообщение ccsr »

История создания одного малоизвестного изделия (продолжение)

В 2020 году на страницах «Военного обозрения» появилась статья об истории создания малогабаритной солнечной батареи БСП-1, которую разрабатывали по заказу Минобороны для определенных нужд службы спецрадиосвязи ГРУ ГШ.
https://topwar.ru/174883-istorija-sozda ... elija.html
В тексте статьи было указано:
«Исходя из сложившейся обстановки руководство ГРУ ГШ поставило задачу оперативно-техническому управлению провести НИОКР по созданию портативных источников тока для подобных ситуаций. Конкретно этим вопросом стал заниматься отдел под руководством к. т. н. полковника Евсеенкова П. Т. Практически одновременно начали проводить две малобюджетные НИОКР, причем в одном случае использовали принцип преобразования солнечной энергии в электрическую, а в другом использовали полупроводниковые термоэлектрические преобразователи для получения нужного зарядного тока.»
Во время обсуждения появилась информация о том, как сложилась судьба второй НИОКР, в ходе которой было создано еще одно малоизвестное изделие, о судьбе которого практически ничего неизвестно до сих пор.
«Для северных регионов разрабатывался генератор на основе полупроводниковых термоэлектрических преобразователей с теми же характеристиками на выходе. Была проведена НИОКР и созданы опытные образцы, которые прошли Госиспытания.» Но в серийное производство изделие не пошло по ряду причин, о которых будет рассказано ниже.
Максимальный зарядный ток разработанного термоэлектрического генератора, как и ток для питания РЭА составлял 2 А при напряжении от 12,6 до 13,8 В, как описано в ТТЗ, а минимальный - 100 мА, для герметичного аккумулятора 10НКГЦ-1д, чтобы не произошёл его взрыв во время зарядки.
Чтобы понимать, откуда появилась идея создания такого источника тока, надо обратиться к истории появления в СССР первых термоэлектрических генераторов (ТЭГ), которые создавались в интересах разведывательных органов Красной Армии.
Первое практическое применение полупроводниковых термоэлементов было осуществлено в СССР в период Великой Отечественной войны под непосредственным руководством А.Ф.Иоффе.
Когда началась Великая Отечественная война, физики Ленинградского физико-технического института разработали специально для партизан и диверсионных групп, забрасываемых в тыл противника, термоэлектрогенератор ТГ-1, известный под названием «партизанский котелок». Работами по его созданию руководил один из коллег Иоффе – Юрий Маслаковец, заинтересовавшийся термоэлектрическими явлениями в полупроводниках еще до войны. ТГ-1 действительно был похож на котелок, наполнялся водой и устанавливался на костер. В качестве полупроводниковых материалов использовались соединение сурьмы с цинком и константан – сплав на основе меди с добавлением никеля и марганца. Разница температур пламени костра и воды доходила до 300° и оказывалась достаточной для возникновения в термоэлектрогенераторе тока. В результате партизаны заряжали батареи своей радиостанции. Мощность ТГ-1 достигала 10 ватт. Выпуск генератора был налажен в марте 1943 года на НИИ 627 с опытным заводом № 1. Принцип работы этого «котелка» хорошо понятен из приведенного рисунка:
https://armystandard.ru/storage/armysta ... e3f951.jpg
Изображение

В послевоенное время работы над подобной техникой проводились в интересах народного хозяйства с целью обеспечить электропитанием труднодоступные районы и малонаселённые пункты, и были созданы несколько типов термоэлектрических генераторов разной конструкции для маломощных потребителей.
Серийно выпускались, к примеру, приборы под названием ТГК-3 и ТЭГК-2-2, оформленные в виде насадки на стекло стандартной керосиновой лампы:
https://pbs.twimg.com/media/EbucWR0XQAoI0HK.jpg
Изображение

Некоторые были оформлены в виде керогазов (фитильных керосиновых горелок для приготовления пищи) модели ТГК-9, ТГК-10 и ТГУ-1 — более мощные, но без сопутствующего эффекта освещения.
https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/armyst ... d269b8.jpg
Изображение

(см. продолжение ниже)
Последний раз редактировалось ccsr 17 фев 2021, 11:47, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 54 раза

История создания военной техники и вооружения

Сообщение ccsr »

Правда стоит отметить, что широкого применения термоэлектрические генераторы в стране не получили, т.к. обладали малой мощностью и их производство было сокращено в последующем. В Вооруженных Силах их разработку не проводили вплоть до восьмидесятых годов, когда острая нужда заставила вернуться к созданию малогабаритных источников питания. О причинах было подробно рассказано в статье о солнечной батареи БСП-1, и которая объясняла, почему были созданы эти изделия.
Получив в Академии наук СССР информацию о научных разработках в этой области, было принято решение о проведении двух НИР в разных организациях с целью выявления возможности создания подобной техники с заданными масса-габаритными характеристиками и выходной мощностью порядка 25-30 вт. Одна НИР проводилась в Специализированном конструкторско-технологическом бюро при Черновицком госуниверситете, а другая в Ленинградском отделении ВНИИ источников тока. В Черновицком СКТБ «Фонон» исследовалась возможность создания трех разных ТЭГ с разными параметрами для некоторых ситуаций. В частности первый вариант предусматривал получение зарядного тока от жилета, находящегося на человеке и использовалась разница температур между телом и окружающей средой. Попутно он мог выполнять и функции бронежилета в определенных случаях, но не высокого уровня защиты. Этот вариант не получил развитие, т.к. слишком малый перепад температур давал небольшой ток. Второй вариант предусматривал получение напряжение 12,6 В от термического заряда или термитной шашки, которые в течение времени горения могли дать ток ТЭГ, необходимый для передачи короткого сообщения или сигнала в определенных ситуациях через КВ радиостанцию. Третий вариант предусматривал создание ТЭГ для длительной работы, по типу того, что использовалось в годы войны. К сожалению, в этой организации дальше НИР дело не пошло, т.к. возможности СКТБ «Фонон» не позволяли организовать что-то серьезное даже на уровне малой серии, поэтому дальнейшее сотрудничество было прекращено. Несмотря на то, что они в полном объёме выполнили работу, и комиссия её приняла, от проведения ОКР в этой организации отказались.
Более серьёзную научную работу под шифром «Сувенир» провели в Ленинградском отделении ВНИИИТ, которым в то время руководил Иорданишвили Е.К., доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, академик и вице-президент Международной термоэлектрической Академии, ученик академика А.Ф.Иоффе. Исполнителям было предложено на выбор разработать несколько вариантов ТЭГ, которые имели разные виды охлаждения и разные типы горелок, для повышения КПД всего изделия. Но со стороны службы эксплуатации было выставлено жесткое требование к ОКР – в изделии не должна использоваться жидкость для испарения, нельзя было использовать вентиляторное охлаждение и не применять никаких каталитических горелок, или еще каких-то решений, удорожавших цену изделия и снижающих его надежность.
Поэтому в конечном варианте разработчиками было предложено использовать обычный примус «Шмель 2» как нагревательный элемент
17929415.jpg
(https://littlehobby.livejournal.com/28060.html)
со специально разработанной аппаратурой, эскиз которой представлен на рисунке:
Изделие «Сувенир»
Изображение

1 - электронный блок
2 - радиатор воздушного охлаждения
3 – термоэлектрические преобразователи
Выходная мощность разработанного ТЭГ «Сувенир» давала требуемые параметры, а сама конструкция отвечала требованиям ГОСТа по группе 1.14, т.е. допускала десантирование в ГК-30 и предусматривала температурный диапазон эксплуатации от -50 до +50С. Емкости бензинового «Шмеля» хватало на 5-6 часов непрерывной работы, что вполне хватало для полной зарядки аккумулятора 10НКП-6c «Пояс» в полевых условиях, не говоря о том, что одновременно с этим могла готовиться пища в любом котелке, кастрюле или на сковородке, которые ставились сверху самого изделия. Общий вес всего изделия в сборе был около 5 кг, что не выходило из пределов требований заказчика по масса-габаритным ограничениям.
Для того чтобы окончательно определится с выбором портативного источника тока, было принято решение отправить в одну из бригад СпН изготовленные на заводе опытные образцы ТЭГ «Сувенир» для войсковых испытаний. Через полгода был получен отчет о проведенных испытаниях, которые подтвердили все характеристики этих изделий, но, к сожалению, было указано, что использовать их в разведгруппах нецелесообразно, потому что проще и удобнее брать еще один заряженный «Пояс». Возможно, если бы это изделие отправили в 40 Армию (Афганистан), то заключение было бы другим, но такие испытания запрещалось проводить за рубежами нашей страны, поэтому ограничились заключением, утвержденным должностным лицом бригады СпН. На основании этого заключения, на совместном совещании заказчика и исполнителей было принято решение в серию изделие не запускать, а документацию сохранить в архивах ГРУ ГШ и Минэлектротехпрома для возможного возобновления выпуска этих изделий в военное время или еще в каких-либо критических ситуациях.
Вспомнить об этом изделии меня заставила информация в сети, где была размещена реклама современного ТЭГ, производимого в Перми и имеющего следующие характеристики:
«Генератор термоэлектрический универсальный B25-12
Преобразует тепловую энергию в электрическую. Средний срок службы - не менее 10 лет. Выходное напряжение – 12 В. Выходная мощность – не менее 25 Вт. Температура установочной поверхности – не более 400 °C. Габариты, мм: 252 Х 252 Х 170. Вес – не более 8,5 кг. Продавец ООО Системы СТК Пермь»
https://proelectro.ru/firm_12813_product_23119
Невольно сравнивая то, что было разработано 35 лет назад для нужд ГРУ ГШ, приходишь к выводу, что современный ТЭГ уступает по весу изделию «Сувенир» и мало того наличие двух кулеров резко снижает надежность работы в полевых условиях, не говоря о том, что проблематично на таком изделии готовить пищу. Так получилось, что изделие «Сувенир» обогнало на много лет вперед нынешние разработки в этом сегменте ТЭГ, что конечно вызывает уважение к работе тех, кто его создавал.
В заключении хотелось бы отметить, что в восьмидесятые годы ничего аналогичного изделию «Сувенир» в мире не было создано, а ближайший портативный ТЭГ, производимый в Японии, весил около 18 кг, предназначался для помещений и питался от сжиженного газа. Более мощные установки выпускались, но они исключали их мобильное применение небольшими группами военнослужащих, и поэтому на вооружении армии не состояли.
В настоящее время в связи с освоением районов Крайнего Севера и размещением там наших частей, возможно к идеи обеспечения портативными ТЭГ вернутся вновь, но на новом уровне, и тогда опыт разработки изделия «Сувенир» будет востребован. К этому подталкивает и некоторые миротворческие миссии наших вооруженных сил, когда на небольших наблюдательных постах используют мощные генераторы электрической энергии, требующие большого расхода топлива для двигателя внутреннего сгорания. Это затратно и иногда связано с невозможностью своевременного подвоза больших объемов топлива из-за погодных условий, особенно в горах или в отдаленных районах.
Надеюсь, что эта статья откроет еще одну малоизвестную страницу советских военных разработок, и подскажет кому-то, как можно решить проблему обеспечения электроэнергией небольших по мощности потребителей, если возникнет такая необходимость. Думаю, это поможет нашим Вооруженным Силам и нашему народу не только сейчас, но и в будущем, потому что идея использования ТЭГ до сих пор актуальна для некоторых ситуаций в труднодоступных районах и в аварийных случаях.
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 54 раза

История создания военной техники и вооружения

Сообщение ccsr »

Появился интересный видеофильм о создании боевой станции "Алмаз" в семидесятых годах прошлого века.
Думаю он заинтересует любителей техники.
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=0nIWMhOIK0g
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 54 раза

История создания военной техники и вооружения

Сообщение ccsr »

Интересная статья о советском тягаче, который много лет служил верой и правдой нашей армии.
Тягач стратегического назначения. МАЗ-537: из Минска в Курган
Заказ превыше всего

Бурное развитие ракетной техники требовало в Советской Армии тягачей соответствующего формата и в большом количестве. Минский автозавод, разработавший семейство первых в стране тяжелых тягачей МАЗ-535/537, к 1960 году сумел собрать всего 15 машин. Причин было много. Не хватало рабочих и инженерно-технических работников, оборудования для изготовления деталей, а также площадей для размещения сборочного производства. Цех опытного производства МАЗа не был до конца готов и хронически не справлялся с выполнением плановых показателей. И вот на 1960 год спецпроизводство Минского автозавода получает заказ сразу на 90 тягачей. О том, что продукция стратегического назначения была на особом контроле в Министерстве обороны СССР, упоминалось в предыдущих частях повествования. Но и этот план было еще не окончательным. 15 января 1960 года комиссия Президиума Совета Министров СССР обязывает спецпроизводство МАЗа с учетом образовавшейся задолженности поставить в течение года уже 116 машин! Это был стресс не только для минского завода, но и для всей республики. К выполнению заказа Министерства обороны привлекли Белорусский автозавод, могилевский «Электродвигатель», а также ведущие предприятия столицы БССР: тракторный, подшипниковый, моторный, станкостроительный заводы и завод автоматических линий. Цеху опытного производства в авральном порядке выделили 218 единиц металлорежущего, 25 кузнечно-прессового, 20 термического, 30 сварочного и 115 единиц лабораторного оборудования, а также 15 спецстанков. Еще раньше для расширения производства минскому СКБ-3 оформили заказ на разработку и производство 750 особых приспособлений, стендов и 120 холодных штампов. Это позволяет понять, насколько серия МАЗ-535/537 была новой для отечественной промышленности – отдельно было организовано производство оснастки для сборки тягачей. Немалой проблемой стал кадровый голод. Для освоения производства сложной техники в столь сжатые сроки требовалось пополнение опытным инженерно-техническим персоналом. Найти за пределами Минского автозавода таких спецов было практически невозможно, поэтому рабочих снимали с других производственных линий и переводили на секретные стапеля цеха опытного производства. Не хватало инженеров и СКБ-1, главному разработчику новых спецМАЗов, поэтому для закрепления кадров на местах было решено выделить не менее 1000 квадратных метров ведомственного жилья. Для решения проблемы государственного значения руководство республики и автозаводчане не жалели никаких ресурсов.....
https://topwar.ru/170155-tjagach-strate ... urgan.html

Изображение
Аватара пользователя
ccsr
Академик
Академик
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:43
Откуда: г.Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 54 раза

История создания военной техники и вооружения

Сообщение ccsr »

Интересный материал для тех кто интересуется созданием новых образцов техники и вооружения разведки:


Корабли генерала Крестовского
Как создавались первые советские суда радиоэлектронной разведки
На долю генерала Юрия Крестовского выпало решение многих поистине судьбоносных задач. Ему впервые в истории нашей радиоэлектронной разведки пришлось участвовать в строительстве разведывательных кораблей, обнаруживать и обеспечивать перехват информации с американского стратегического военного спутника DSCS-2, возводить центры радиоэлектронной разведки в Восточной Германии, будучи руководителем оперативно-технического управления ГРУ, заниматься созданием аппаратуры для подразделений специального назначения, которые действовали в Афганистане.

......
Началось с «Пуэбло»
Словом, генерал Шмырев выбрал Крестовского. Говорят, были и сомневающиеся: мол, задача государственная, а тут молодой капитан, всего лишь начальник отделения. Как бы дело не загубил. Но Петр Спиридонович твердо стоял на своем, говорил, что верит в Крестовского. И примерно через неделю после того, как он отказал Юрию Вениаминовичу в поступлении в адъюнктуру, капитана вызвали в управление.

Принял его сам начальник генерал-лейтенант Григорий Строилов. Здесь же в кабинете находился и Шмырев. Спросили, знает ли Крестовский об инциденте с «Пуэбло». Разумеется, он слышал об этом.

Начало 1968 года ознаменовалось громким международным скандалом. У берегов Северной Кореи был захвачен американский разведывательный корабль «Пуэбло». Вся пресса бурно обсуждала это происшествие.

А вот о том, что у нас будут строиться корабли радиоэлектронной разведки, он не знал. Начальники коротко ввели его в курс дела: принято решение ЦК и Совмина построить четыре корабля. Но это не те малые посудины, которыми располагает ныне наш флот. Речь о совершенно ином классе кораблей, оснащенных самой новейшей аппаратурой радиоэлектронной разведки. Таких судов у нас в стране еще не создавали.
https://vpk-news.ru/articles/64209?from ... yandex.com
Ответить