m-sveta писал(а):Валерий Новодворский писал(а):
2)социализм советского образца, несмотря на наличие явных отдельных преимуществ, в целом продемонстрировал свою неэффективность, проиграв соревнование с капитализмом, не обеспечив трудящимся более ваысокий уровень удовлетворения их потребностей. .
Оболдеть, народ работал спустя рукава, имел огромные общественные фонды, содержал ЖКХ, образование, армию, науку, культуру, экологию, леса, космос, осуществлял грандиознейшие проекты, содержал полземного шара и!!!!!! всё это оказывается было неэффективно по сравнению с остальными лилипутами

Слово о багополучии
В продолжение темы - попробую объяснить самостоятельно.
Спор об "эффективности" в данном случае смысла большого не имеет, так как ведется о разных ценностях. Можно выделить два полюса (или "дно" и "вершину" пирамиды) по ценностям - условно назовем их "великие проекты" и "принцип ЖСТ" (у Гумилева носители ценностей назывались соответственно пассионариями и субпассионариями). Носители первых ценностей готовы на воде и хлебе за спасибо класть рельсы в тундре или биться насмерть с любыми врагами во имя торжества некой идеи (имперское величие, мировая революция, социальная справедливость и т. д.). Носители вторых - абсолютные потребители, страны оценивают по обеспеченности своих потребностей, ну а идеи им нужны, как зайцу стоп-сигнал. Разумеется, оба типа - это абстракции, вроде идеального газа, в реальности ценности подавляющего большинства людей лежат где-то посередине, имея в своем составе оба начала. Но, как правило, одно из них - доминирует. В зависимости от того, что доминирует, будем условно называть представителей "идеалист" и "потребитель".
Поэтому спор идеалиста с потребителем смысла особого не имеет. Идеалисту просто нечего предложить ультраобывателю. Если рассмотреть на примере перечисленных вами, Светлана, советских достижений: вы ему про ракеты с реакторами - а он про очереди на колбасу, вы про грандиозные проекты - а он про джинсы, вы про армию, науку и культуру - а в ответ про отсутствие в СССР тойот и японских видеомагнитофонов да заодно про цены, дефицит и ущербность своих "Электроник" с "Москвичами". Можно сколько угодно рассказывать, что СССР построил 4 атомных крейсера класса "Киров" и уже проектировал атомные авианосцы - в ответ можно будет услышать вовсе не то, что у америкашек авианосцев больше, а только то, что у них "огромные коттеджи" (петля Паршева во внимание не принимается, почему - см. ниже). Перечислите хоть все наши космические достижения - ответ будет следующим "На хрена летали в космос "с голым задом" - сидели бы лучше на земле и делали побольше котлет". А про "справедливый и нравственный советский строй" рассказывать и вовсе бесполезно: если у "потребителя" есть "тачка, телки, шашлыки и пиво" при "несправедливом" строе - ему на эту самую справедливость параллельно. И сколько ни говорите, что он променял Великую Страну на корыто - все мимо.
Несколько дополнений:
1) Представители "идеалистов" могут иметь совершенно разные (порой противоположные) ценности - это могут быть имперцы, коммунисты-революционеры, последовательные христиане и т. д. Но расхождение у них будет на одном - "высшем" - уровне. Встретившись - они вполне могут поспорить, "чья вера правильнее", и в результате остаться при своих или поменяться. Но вот спор носителя "великих ценностей" с либералом попросту не получится - великие стройки и колбаса лежат на разных уровнях.
2) Про развал СССР. Не секрет - тогдашние потребители, страстно хотевшие джинсов и Голливуда (впоследствии частью устроившиеся здесь, частью - там, а частью разочаровавшиеся) сравнивали свою советскую жизнь только с западной. Причем даже не с настоящим бытием некоторой западной страны (США, ФРГ, Швеции или еще кого-то), а с некоторым компотом, представлявшим из себя смесь всех реальных "плюсов" всех западных стран, да еще крепко подслащенным разными добавками - от небольшого приукрашивания до пропаганды, с запада и проистекавшей. Источником всего этого изобилия, естественно, считалась "западная" система (такой же компот), про различия между США (которые, как известно, более либеральны и поляризованы, чем "социалистическая" Европа) и Швецией не задумывались. А то, что "капиталистическая" экономика имеется не только на "западе", но и в Бангладеше с Нигерией, и живет в них большинство вовсе не так, как на "западе" - так это рядовым "потребителям" в голову не приходило.
3) Немножко про идеи и еще про развал СССР. Идеальных "потребителей" не интересует, является ли текущий строй в государстве справедливым, народным, гуманным, отвечает ли он идеям социализма, коммунизма, империализма, христианства, ислама или еще чего-либо. Убийства, голод, преступность, демография, аборты, бедность других людей - все это потребителям тоже без разницы. Их интересует одно - свое положение в текущем строе. При сравнении двух эпох - сравнение идет именно по этим критериям - "как (бы) я жил тогда и как живу сейчас". А что до остальных людей - обычно все прикрывается шторками вроде "они лузеры, лохи, пьяницы, работать не умеют, завидуют и т.д. и т.п." Возвращаясь к Союзу - довольно многие знали о том, что при "рынке" обрежется социалка, появятся безработные, закроются производства - просто они полагали, что это затронет только "алкашей-халтурщиков" и "неэффективных" работников, а их не коснется (себя, любимых, они считали эффективными - особенно это касалось так называемой "интеллигенции"). И еще (из книги тов. Паршева):
"тогда в массовом сознании зарплата слабо ассоциировалась с квартирой, садовым домиком, поликлиникой, школой, отпуском на море. Почему-то считалось, что это отдельно от зарплаты. Знали, что при рынке баран даром не чихнет? Знали. Но как-то не понимали. Ничего, это лечится, хотя и небезболезненно."
4) Ну и наконец - о Паршеве. Его дружно возненавидели либеральные балаболки за написанную с вполне рыночных позиций книгу "Почему Россия не Америка". И дело здесь не в либеральном аргументе - банальной зависти (пока книгу Паршева хватали, как пирожки - их тягомотина валялась впустую на полках). Дело в том, что А.П. наступил на больное место "потребителей". Место следующее: "потребителям" в широком смысле, по большому счету, без разницы, на кого работать - на наше государство, на отечественного предпринимателя, на немца, китайца или американца (отсюда, кстати, и растут власовцы и "коллаборационисты"). Лишь бы деньги платили, на которые можно купить "тачки, телок и шашлычки с пивом". Перспектива превращения страны в сырьевой придаток потребителей тоже волнует слабо - "мы не гордые, обойдемся и без ракет"; "завоюет нас страна культурная - порядок наведет". "Вина" Паршева в том, что он показал - не нужны вы никаким немцам и американцам, и завоевывать никто не будет - просто убьют, если мешать станете, и все. И не будете вы никаким сборочным цехом и даже сырьевым придатком - никто вас эксплуатировать не будет, сдохнете - никто и не заметит. И не купите вы не то что тойоту - но и "Оку", по причине того, что заработать не сможете. А чтобы выжить, потребуются железный занавес и автаркия - "кошма-а-ар" "потребителя", ведь придется не только работать, но и довольствоваться тем, что сделал сам (в масштабе страны).
Пока либералов долбили за разрушение великой державы, демонтаж справедливой социалистической системы, насаждение криминального капитализма и сатанинской западной культуры - атака шла на другом уровне, на потребительском все "преимущества социализма" оканчивались бесплатной медициной и панельной хрущобой по очереди. Но как только спор ушел с уровня "высоких материй" на уровень "потребителей" - тут-то либерализм и просел. Открылось, что либерализм не только не принесет новых "потребительских" благ (пусть даже в обмен на старые) - он и старые отберет. А этого его проповедникам понравиться никак не могло.
Сейчас это можно лучше всего заметить на примере споров о вступлении в ВТО. Сравните: аргументы противников вступления - "у нас помрет производство, мы станем сырьевым придатком и потеряем независимость"; аргументы сторонников - "ты сможешь купить себе иномарку, не переплачивая пошлин", а на какие шиши купить - об этом уже не думают...
И завершим парой цитат из Паршева:
Паршев писал(а): Вот уже многие годы в оппозиционной прессе со страницы на страницу кочуют жалобы, что наша страна превратится в «сырьевой придаток Запада», и что наши рабочие станут «дешевой рабочей силой» того же самого Запада.
Предположу, что именно эти жалобы оказали нам медвежью услугу. Слишком многие наши граждане не отказались бы работать в своих цехах, шахтах и КБ за доллары под руководством американцев-управляющих, поскольку свои директора в массе своей уже всех достали. Помню, мне рассказывали в 1996 году, что директор какой-то атомной станции, не смущаясь, регулярно получал зарплату в 117 миллиончиков, в то время как персонал сидел без нищенской зарплаты полгода, в результате чего именно оттуда в Госдуму прошел представитель партии Анпилова.
Но большинство голосовало на выборах, рассчитывая в перспективе на долларовую, хоть и небогатую, зарплату, зато регулярно получаемую из рук американского менеджера. Пусть «сырьевой придаток», пусть «дешевая рабочая сила», но это лучше, чем ничего!
Паршев писал(а):Помню тогдашние беседы с оппозиционерами — «ничего сделать нельзя, Запад вложит деньги, и в России будет капитализм». Говорил им, успокаивал (люди все хорошие): «Не беспокойтесь, не будет инвестиций, гарантирую» — не верили, боятся западных инвестиций до сих пор, уж скоро десять лет.
............................
Так почему же этим глупым иностранным инвесторам не понравились наши заводы, наши рабочие, наши инженеры? Ведь они умеют делать то, что Западу и не снилось. К тому же эти самые рабочие, инженеры и ученые сами согласились пойти в рабство к западным «партнерам». Но их не взяли, вот чудеса!
А тут еще грянуло 17-е августа, и вообще все рухнуло.
Почему же это произошло?
Ответ есть, и он несложен:
ПРИВЛЕЧЬ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЙСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕЛЬЗЯ НИКАК, НИКАКИМИ СИЛАМИ.