http://pravoslavie58region.ru/index.php ... a2-6-3.htm
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧУДЕСА 20.05.12
ЧУДО НА ЧКАЛОВСКОЙ УЛИЦЕ
Об «окаменевшей строковице», или, как говорят в просторечье, «стоянии Зои», в Самаре не позабыли. Существует немало писем от самых разных людей с воспоминаниями о тех январских днях 1956 года. А ведь целые десятилетия атеисты всех рангов поносили на чем свет стоит «самарское чудо»! Такая была им дана команда... Для верующих христиан вопрос о том, что же все-таки было на Чкаловской улице, в основном решается однозначно: необычайное проявление силы Господней, то есть чудо.
Поиски прямых или даже косвенных участников тех далеких событий продолжаются. И мы верим, что с Божией помощью рано или поздно сумеем отыскать следы «окаменевшей» Зои и всех тех, кто сможет пролить свет на эту великую тайну. Ждем откликов тех, кто сможет помочь нам Узнать больше о давних событиях.
Пока же попробуем показать, как возникла «атеистическая доктрина» чуда о Зое. Все архивные материалы публикуются впервые.
ПАНИКА
19 января 1956 г. (самый «пик» страстей вокруг дома на Чкаловской; толпу, собиравшуюся возле «дома Зои», разгоняют конные разъезды). Совещание по лекционной пропаганде в ОК КПСС.
Стенограмма выступления зав. отделом религиозных культов ОК КПСС Алексина:
«Все зарегистрированные, религиозные общества (их у нас 40) работают очень активно. А мы не достаточно.
Примером является случай на Чкаловской. ОНИ ВСЕ ЭТО ПОДГАДАЛИ К ОБЛАСТНОЙ ПАРТКОНФЕРЕНЦИИ! (здесь и далее выделено мною — А.Ж.). В религиозные праздники церковь не помещаем людей. Празднования Рождества, Крещения, Пасхи – стали прогрессировать.
Вопрос: Нельзя ли выделять деньги на ремонт клубов из доходов Церкви?
Ответ: Нельзя. Мы не беднее их.
Вопрос: Как относиться к религии?
Ответ: «У нас свобода религии. Но партии не безразлично, как и кто относится к религии».
Итак, первое, что пришло на ум: «они подгадали это к партконференции». Кто такие ОНИ, я думаю, ясно. Ну а что же партконференция? Она все-таки состоялась. Но вместо ритуальных отчетов о «падении религиозности» и «наступлении атеизма по всему фронту», первому секретарю Куйбышевского ОК КПСС Ефремову пришлось отвечать на совсем иные вопросы...
20 января 1956 г. Стенограмма 13-й Куйбышевской областной партконференции. На вопросы делегатов отвечает т. Ефремов:
«В г. Куйбышеве широко распространились слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать (!). ДА, ПРОИЗОШЛО ТАКОЕ ЧУДО – позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло Начал собираться народ, потому что НЕУМЕЛО ПОСТУПИЛИ РУКОВОДИТЕЛИ МИЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ. ВИДНО, И ЕЩЕ КТО-ТО ПРИЛОЖИЛ К ЭТОМУ РУКУ. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, – все туда.
Некоторые даже ДОДУМАЛИСЬ ДО ТОГО, ЧТО ВНОСИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСЛАТЬ ТУДА ПОПОВ для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять... А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха (прямая ложь! В этой квартиое жила Клавдия Петровна Болонкина с сыном, о чем даже написали в «Волжской коммуне» 24 января 1956 г. — А.Ж.). К сожалению, наши органы милиции ЗДЕСЬ НЕ СРАБОТАЛИ И НЕ ВЫЯСНИЛИ, КТО РАСПРОСТРАНИЛ ЭТИ СЛУХИ (а как же тогда с той старушкой, которая «шла и сказала»?— А.Ж.). Бюро обкома рекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактору «Волжской коммуны» в те годы — А.Ж.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».
Речь «первого лица» области напоминает горячечный бред перепуганного человека. Тут и признание, что «чудо произошло», и полное его отрицание. И поиски злоумышленников, и ругань в адрес «перебдевшей» милиции... А в завершение всего – приказ газете сфабриковать «фельетон». Как видим, даже жанр заметки «Дикий случай» был предопределен свыше. Не лучше обстояли дела и в горкоме КПСС
«СКАНДАЛ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ»
3 февраля 1956 г. Стенограмма заседания бюро Куйбышевского горкома КПСС.Член бюро ГК КПСС т. Ветлицкий:
«По всем линиям атеистическая работа не находится на должном уровне. Фильмов по научно-атеистической пропаганде не выпускается, газеты тоже не освещают этого вопроса.
Фельетон в газете тоже появился слишком поздно, а можно было рассеять ЭТО гораздо раньше. Но редакции почему-то нужна была подсказка на конференции ОК КПСС, САМИ ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ОНИ НЕ МОГЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ».
«Случай на Чкаловской улице – дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением!»
(«ВК», 24 января 1956 г.).
Тов. Банников: «Речь идет о моральной ответственности тех товарищей, которые НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАНИМАЮТСЯ ЭТИМ ДЕЛОМ и которые допустили провал в городе. Поэтому если не партийную, то моральную ответственность они должны понести...
Надо дать факту на Чкаловской улице принципиальную оценку».
Постановление бюро Куйбышевского горкома КПСС от 3 февраля 1956 г. о мерах по усилению научно-атеистической пропаганды в городе:
«В результате ослабления научно-атеистической пропаганды в городе заметно активизировались церковники и сектанты, распространяющие всякого рода небылицы и слухи религиозного характера.
Слух о «наказании Божием» «грешников», распространившийся в городе во второй половине января с. г., привлек, например, на Чкаловскую улицу большое количество граждан, пытавшихся посмотреть на якобы происшедшее «чудо». Однако местные партийные организации не приняли срочных мер к разъяснению трудящимся ПРОВОКАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ЭТОГО СЛУХА...
Данный дикий случай на Чкаловской улице со всей остротой подчеркивает необходимость принятия неотложных мер по усилению идейной борьбы с религией».
«В ЧУДО МНОГИЕ ВЕРЯТ»
Признаюсь, мне как-то даже немного жаль всех без вины виноватых, понесших урон по «идеологической линии»: штатных атеистов, пропагандистов и пр. Да, «провал» был полным. Н они-то при чем? Говорят, после драки кулаками не машут, Но это не «большевистский» подход. Все силы тогда всесильной партии были направлены на то, чтобы растолочь в порошок память о чуде...
Из «Справки о выполнении постановлений бюро ОК КПСС и секретариата за 1956 г. по отделу пропаганды и агитации: «Количество читаемых лекций на естественно-научные и атеистические темы значительно возросло, что видно из следующих (неполных) данных. В 1954 г. было прочитано 832 лекции, в 1955 – 1438 и за 8 месяцев 1956 г. свыше 2000 лекций».
«Отчетно-информационный доклад уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР по Куйбышевской области С. Алексеева за первое полугодие 1956 г.»:
«В июне месяце при ознакомлении с состоянием и деятельностью церкви в с. Заплавное Борского района в беседах с работниками села и некоторыми верующими я выяснил, что
в селе еще ведутся разговоры о мифической окаменевшей девице на Чкаловской ул. г. Куйбышева.
Секретарь партбюро колхоза «Победа» т. Титов говорит: «В селе очень много верующих. Сейчас еще многие верят в чудо об окаменевшей девице, хотя фельетон об этом диком случае обсудили широко».
Счетовод сельсовета т. Сундеев говорит: «Об окаменевшей девице было очень много разговоров, нельзя было сказать, что это неправда. И сейчас еще есть разговоры, что она стоит».
Члены колхоза «Победа» Панарин и его жена Панарина М.А., 50 лет (из активных верующих): «О чуде с окаменевшей девушкой много и сильно говорят. Слухи об этом чуде сильно подействовали на пользу религии – под праздники и в Страстную неделю в этом году не было слышно песен и гармошки, больше стали ходить в церковь и причащаться приходили далее издалека. В Страстную неделю кино – срывалось. Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим молодежь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в церковь».
Зав. клубом т. Сундеев говорит: «Под Пасху в кино не пришло ни одного зрителя». Сторож церкви Медведев рассказал: «В этом году больше народа ходит в церковь. Особенно после чуда с девицей стало много ходить. Каждое воскресенье много людей идут к причастию».
Вот так. Не помогли ни милиция, ни постановление, ни даже две тысячи лекций... «Ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5, 38). (Далее…)