Adam Gorovitz писал(а):Напомню, что жалование учителя в сельской школе было 25 руб, а многие рабочие получали значительно больше...То есть образование в России вопреки распространненому мифу-вполне доступно, для многих слоев...
То есть - рабочий(мастеровой) с фабрики (завода) мог, выплачивая эти самые 25 рублей платы за семестр - запросто обучаться в императорском институте. При этом одновременно работая (8-ми часовой рабочий день - вовсе не гарантирован). Программа обучения была "адаптирована"? (не упрощена!! - именно адаптирована под человека, которому приходится с утра до вечера изрядно выкладываться физически, умственно и эмоционально на основной работе). И на работе - шли навстречу, относились с пониманием ? На сессию - отпуск?
Аналогично - преподавательский состав, - он шёл навстречу проблемам и "заморочкам" парня, не за родительские средства, а на трудовую денюфку решившего одолеть "гранит наук" ? Здесь же (и весьма кстати) - временнОй график лекций ? Профессор, знаете ли, в 10 утра читает, а у фабричного парня "окно" только после 18 вечера.... - ???
Иногороднему, приехавшему в крупный университетский город - где жить, как решить этот вопрос?
И наконец - где и чем перекусить между лекциями и семинарами? С собой в узелке носить? (шикарная ресторация возле шикарного императорского института, - не всем, понимаем же, по кошельку)
Вопросов - много ещё в плане практической реализации обучения человека из "низов".
(небольшое примечанье. Не в укор и не в обиду никому - но такие вопросы и в голову не придут молодому человеку, изначально живущему в крупном мегаполисе с ВУЗом, и имеющему возможность за счёт поддержки семьи отдавать всё время учёбе. А обучение в ВУЗе, признаем, - в иные периоды требует именно такой, чуть не круглосуточной отдачи. Откуда взять этих круглосуточных сил и ресурсов работающему на заводе парню? Не в укор и не в обиду - потому как я и сам закончил Магнитогорский ВУЗ на "папинымаминыденьги", это так. Но в нашем советском рабочем городе была весьма обширная система т.н. "вечернего" обучения. И "вечерники" в конечном счёте, "на выходе" - были более качественным производственным результатом, продуктом обучения, чем мы, "дневники". Это не только моё мнение - это мнение большинства нас, "дневников".)
И поскольку их, работающих и учащихся ("вечерников"), а то и приезжих, иногородних - в моём окружении около 40%, мне их проблемы известны не понаслышке. Потому и итоговый вопрос - точно ли приведённые Адамом данные говорят об "открытости" высшего образования в императорской России ? Не похоже ли это на "среднюю температуру по больнице" ?
И наконец, сегодня, когда многие коммерческо-частные предприятия (фирмы) - расстались с этой "совковой обузой", - поговорите, нет, вы поговорите и послушайте мнение ребят и девчат, которые стремятся к образованию - но.... этот локоть в мире капитала им уже не достать.
Adam Gorovitz писал(а):Странно, а у меня кровь в жилах стынет, от того, что эти Академии наук формировались в то время, когда в Казахстане, по вине Вашего социалистического руководства умерло от голода 2 миллиона человек или почти 50% населения Республики!
А кстати - нельзя ли поподробнее о "механизме умаривания" ? Меня и при упоминании об украинском "голодоморе" нередко охватывают странные сомнения. Как такую акцию можно "технически решить" ?
Adam Gorovitz писал(а): На кой черт двум миллионам умирающим от голода людям Академия наук, можете объяснить, гражданин социалист???
Да, действительно. Вы знаете Адам - в юриспруденци "цивилизованых" стран - если обвиняющая сторона не может предъявить мотив действий обвиняемой стороны (пусть даже это будет психическая патология; а что? - это частый мотив преступлений) - так вот, без озвучивания мотивов действий - обвинение считается разрушенным. Не виновен. И я ломаю голову: действтельно, зачем красным садистам, имевшим целью поработить, связать кумачом и посадить на колени - зачем им озадачиваться образованием своих жертв да ещё и и Академиями?