Россия -- православная страна?
Модераторы: Ефремов, Камиль Абэ, express, Мормон
Re: Россия -- православная страна?
Игумен Петр (Еремеев): Православный университет — место формирования национальной элиты
http://www.patriarchia.ru/db/text/2190933.html
29 апреля 2012 г.
Какую пользу православные специалисты, например, в области экономики, права и журналистики могут принести своей стране, каким образом выстраивается сегодня диалог между православными вузами и властью, какие сложности приходится преодолевать православному университету, ставящему перед собой задачу воспитания национальной элиты, — об этом в интервью журналу «Православное образование» (№2, 2012) рассказывает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).
— В начале февраля 2012 года тогда еще кандидат в президенты РФ Владимир Путин встречался с религиозными лидерами. В ходе беседы прозвучало предложение уравнять религиозное и светское образование. Как Вы к этому относитесь?
— Российское законодательство гарантирует гражданам Российской Федерации, вне зависимости от их религиозных воззрений, равные права в получении образования. И верующий, и тот, кто придерживается атеистических взглядов, может выбирать для себя соответствующую своему мировоззрению образовательную среду, будь то средняя или высшая школа. Решая задачу обеспечения верующих возможностью получать образование в комфортной для них среде, религиозные организации создают соответствующие учебные заведения. Если мы говорим о Русской Православной Церкви, то это, как правило, православные детские сады, лицеи, гимназии, православные университеты и институты. При наличии православной компоненты в образовании и воспитании здесь реализуются именно светские образовательные стандарты. Выпускники таких учебных заведений получают документы государственного образца и находят себя в той или иной светской профессии.
Поэтому, говоря о защите прав наших граждан на образование, мы просто обязаны добиваться от государства предоставления равных возможностей учащимся государственных школ и школ, учрежденных религиозными организациями.
Вот простой пример. Разве абитуриенты, поступающие в Российский православный университет на специальности, получившие гослицензию и аккредитацию, не вправе обучаться на бюджетной основе — так же, как студенты МГУ, РГГУ или других государственных вузов? Ведь наши студенты по окончании православного вуза принесут для страны не меньшую пользу, чем выпускники любого государственного университета. Более того, это будут специалисты с абсолютно ясной и понятной окружающим системой православных ценностей, базовой для нашей культуры и государственности.
— После упомянутой встречи Путина с религиозными лидерами в СМИ поднялась волна критики. Что в данном случае взбудоражило общественность?
— В большинстве случаев оппоненты в пылу полемики, выборочно ссылаясь, кстати, на высказывания представителей власти, заявляют, что сегодня стране необходимы главным образом вузы, способствующие процессам технической модернизации страны. Специалисты-гуманитарии, да еще и с определенной религиозной принадлежностью, оказываются якобы не нужны — как не имеющие отношения к «главным ценностям», таким, как технический прогресс, рост производства и ВВП. К сожалению, мало кто оспаривал данную позицию. Между тем, любому мало-мальски образованному человеку очевидно, что никакое развитие страны невозможно без развития гуманитарной сферы, духовного роста человека. Показателем успешного развития общества и государства не могут быть лишь качественно созданные спутники, телефоны, автомобили…
Ведь работа занимает относительно небольшую часть времени жизни человека. Людям жизненно необходима культура. Нельзя забывать и о семейных ценностях, устройстве домашнего очага. Чтобы люди были счастливы, им нужна не только результативная, интересная профессия, но и досуг. А если игнорировать гуманитарные науки, то наше общество лишится культуры и искусства — литературы, музыки, живописи, театра, кино. В конце концов, и религиозная жизнь от этого определенно пострадает.
Вообще же эта дискуссия позволила мне провести в среде оппонентов и собеседников своеобразную рекламу нашего вуза. Для многих стало откровением, что мы выпускаем не только историков, филологов и художников, но еще, например, экономистов, юристов или журналистов.
Поэтому при оценке перспективы получения бюджетного финансирования негосударственными вузами, учрежденными Церковью, важно учесть, что они по уровню преподавания, составу обучающихся ничем не отличаются от обычных светских вузов. Мы выделяемся на общем фоне только ясно выраженным православным мировоззрением, разделяемым здесь всеми — и учащими, и учащимися.
— Отец Петр, расскажите, пожалуйста, подробнее о законе, позволяющем православным вузам претендовать на бюджетное финансирование?
— Не один год негосударственные вузы ставили перед государством вопрос о материальной поддержке их программ подготовки специалистов. Каждый гражданин, платящий налоги, вправе претендовать на качественное субсидированное образование в любом — государственном и негосударственном — вузе. Эта дискуссия привела к решению дать возможность с текущего года негосударственным вузам на конкурсной основе получать равные с государственными права по выделению бюджетных мест. При распределении финансирования, естественно, будет учитываться уровень развития учебного дела, научных исследований в вузе, а также востребованность специальностей, которые будут получать субсидии.
К сожалению, если сейчас сопоставить религиозные вузы с прочими негосударственными, сравнение пока не в нашу пользу. Православные вузы социально ориентированы, и по ряду позиций у нас бесплатное обучение, а в части платного оно соответствует возможностям абитуриентов, которые не имеют подчас средств для учебы в других местах. В РПУ на платные направления самые низкие цены по Москве. Такая ситуация позволяет нам держаться на плаву, покрывать невысокие зарплаты и коммунальные платежи, но практически не дает возможности вкладывать средства в развитие. На последнее мы ищем внебюджетное финансирование — благотворительные и спонсорские средства.
То есть в нашем негосударственном православном вузе мы расходуем на науку денег несколько меньше, чем в любом другом частном вузе. Совершенно очевидно, что там средств на развитие поступает гораздо больше. В этом смысле рассматривать сегодня религиозные негосударственные вузы в качестве участников конкурса на получение бюджетных мест на равных основаниях пока нельзя. В то же время государство должно понимать, что во многом именно мы решаем задачи гособразования — даем практически бесплатное образование той молодежи, которая способна, успешна, но не всегда имеет средства на обучение.
— В контексте этой дискуссии, мне кажется, было бы интересно напомнить читателям о том, что на Руси образование зародилось в Православной Церкви. И все, что сегодня наше государство имеет, — весь багаж светской культуры — возникло в церковной ограде.
— Действительно, системное образование в нашем Отечестве появилось именно при участии Церкви. Напомню, что Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России — начала свою деятельность в ныне обезображенном, но все же сохранившемся Богоявленском монастыре. Именно здесь братья Лихуды реализовали концепцию первого русского высшего учебного заведения. Здесь же впоследствии получал образование и отец русской академической науки, основатель Московского государственного университета Ломоносов. Уже позднее, в XIX веке, государство приняло решение о разделении академического образования на светскую и богословскую составляющие. Продолжателем первой стал Московский университет, второй — Московская духовная академия, которая по праву считается сегодня преемницей СГЛА. То есть изначально наши предки считали одинаково важным в подготовке специалиста и профессиональные навыки, и мировоззренческий базис.
Рассуждая сегодня о развитии Российского православного университета, мы берем на вооружение изначальные основы российского образования. С той лишь поправкой, что сегодня, за отсутствием в обществе четких нравственных ориентиров, мы обязаны предложить студенту не только знания о богословии, религиозной философии, истории и литературе, но и возможность приобрести личный опыт духовной жизни.
Сейчас наш университет переживает второе рождение. Попечением Святейшего Патриарха Кирилла главный офис и духовный центр университета в самое ближайшее время расположатся в правительственном квартале Москвы в Китай-городе. В нашем новом комплексе при храме апостола Иоанна Богослова на Новой площади силами мэрии столицы идет реставрация. Недалеко, в упомянутом Богоявленском монастыре, разместился факультет церковного служения, созданный на базе реорганизуемой Московской регентско-певческой семинарии. Здесь же временно пребывает и факультет психологии. В располагающихся рядом храмовых постройках занимаются наши студенты, поступившие на программы подготовки катехизаторов.
Включение Богоявленского монастыря, колыбели российского образования, в наше университетское пространство налагает на нас особую ответственность и почетно для нас. Образно говоря — круг замкнулся. И в месте, из которого в XVII веке вышло наше высшее образование, сегодня размещается Российский православный университет, как и Славяно-греко-латинская академия, готовящий специалистов для церковной, общественной, государственной деятельности.
— Получается, что теперь основное место расположения университета — Китай-город, одно из важных исторических мест Москвы и политический центр России?
— Если рассматривать Китай-город как место размещения ректората, главного университетского храма и ряда наших ведущих факультетов, возникает интересная ассоциация. Может быть, со временем Китай-город станет созвучен наименованию нашего университета. Как Оксфорд, который воспринимается в первую очередь как наименование университетского центра, а не населенного пункта. Бог дал нам все необходимое, и теперь будущее университета зависит от нас, нашего усердия и профессионализма.
Надеюсь, расширяясь и обустраиваясь в этом древнем квартале Москвы, мы общими усилиями создадим здесь мощный современный университет, который послужит благу Церкви, государства и общества. Недаром наш девиз: «Традиции образования — специалистам XXI века».
— Насколько я понимаю, именно поэтому Вы пошли на параллельное развитие религиозного и светского учебных заведений? И теперь аккредитованный, светский по статусу Православный институт святого Иоанна Богослова действует в рамках религиозного образовательного учреждения — РПУ. Благодаря этому студенты могут получать два диплома — государственный и церковный.
— Да, сейчас вырисовывается именно такая конфигурация. Поступая к нам этим летом, абитуриенты смогут наряду с получением светской профессии выбрать и церковную специальность.
Предположим, тот, кто учится на психолога или религиоведа, параллельно может обучаться по программе подготовки церковнослужителя — катехизатора, работника с молодежью или социального работника. Здесь возможны любые варианты.
— Отец Петр, в этом году мы отмечаем 20-летие возрождения религиозного образования в России и странах бывшего Советского Союза в условиях свободы совести. Как бы Вы охарактеризовали это время? Какими были эти годы, чего мы добились, с чем встречаем новую веху?
— Самое главное достижение этих двух десятилетий в том, что сегодня почти ни у кого в научном сообществе не возникает сомнений — богословие является неотъемлемой частью суммы знаний, необходимой образованному человеку. Никто уже не воспринимает монашескую или священническую рясу как символ невежества — эти мифы большевистского прошлого преодолены. Теперь нам дана уникальная возможность правильным образом направлять развитие православных учебных заведений, привлекать широкий круг специалистов, делать наше образование доступным и открытым.
Конечно, необходимо вспомнить добрым словом всех тех, кто приложил много сил для сокрушения ложных идолов и стереотипов в мире светской науки и образования. Огромная заслуга в продвижении теологии принадлежит Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Вклад в развитие отношений Церкви со светской наукой внес и Российский православный университет.
Осваивая светские специальности, делая упор на религиоведении, мы также внесли свою лепту в развитие добрых отношений со светским ученым сообществом. Велик вклад и преподавательских корпораций Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. И не только потому, что ведущая роль в деятельности православных университетов принадлежала и принадлежит питомцам академий, но и потому, что все это время наши духовные школы оставались сокровищницами богословского знания.
Беседовала Е. Жуковская
http://www.patriarchia.ru/db/text/2190933.html
29 апреля 2012 г.
Какую пользу православные специалисты, например, в области экономики, права и журналистики могут принести своей стране, каким образом выстраивается сегодня диалог между православными вузами и властью, какие сложности приходится преодолевать православному университету, ставящему перед собой задачу воспитания национальной элиты, — об этом в интервью журналу «Православное образование» (№2, 2012) рассказывает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).
— В начале февраля 2012 года тогда еще кандидат в президенты РФ Владимир Путин встречался с религиозными лидерами. В ходе беседы прозвучало предложение уравнять религиозное и светское образование. Как Вы к этому относитесь?
— Российское законодательство гарантирует гражданам Российской Федерации, вне зависимости от их религиозных воззрений, равные права в получении образования. И верующий, и тот, кто придерживается атеистических взглядов, может выбирать для себя соответствующую своему мировоззрению образовательную среду, будь то средняя или высшая школа. Решая задачу обеспечения верующих возможностью получать образование в комфортной для них среде, религиозные организации создают соответствующие учебные заведения. Если мы говорим о Русской Православной Церкви, то это, как правило, православные детские сады, лицеи, гимназии, православные университеты и институты. При наличии православной компоненты в образовании и воспитании здесь реализуются именно светские образовательные стандарты. Выпускники таких учебных заведений получают документы государственного образца и находят себя в той или иной светской профессии.
Поэтому, говоря о защите прав наших граждан на образование, мы просто обязаны добиваться от государства предоставления равных возможностей учащимся государственных школ и школ, учрежденных религиозными организациями.
Вот простой пример. Разве абитуриенты, поступающие в Российский православный университет на специальности, получившие гослицензию и аккредитацию, не вправе обучаться на бюджетной основе — так же, как студенты МГУ, РГГУ или других государственных вузов? Ведь наши студенты по окончании православного вуза принесут для страны не меньшую пользу, чем выпускники любого государственного университета. Более того, это будут специалисты с абсолютно ясной и понятной окружающим системой православных ценностей, базовой для нашей культуры и государственности.
— После упомянутой встречи Путина с религиозными лидерами в СМИ поднялась волна критики. Что в данном случае взбудоражило общественность?
— В большинстве случаев оппоненты в пылу полемики, выборочно ссылаясь, кстати, на высказывания представителей власти, заявляют, что сегодня стране необходимы главным образом вузы, способствующие процессам технической модернизации страны. Специалисты-гуманитарии, да еще и с определенной религиозной принадлежностью, оказываются якобы не нужны — как не имеющие отношения к «главным ценностям», таким, как технический прогресс, рост производства и ВВП. К сожалению, мало кто оспаривал данную позицию. Между тем, любому мало-мальски образованному человеку очевидно, что никакое развитие страны невозможно без развития гуманитарной сферы, духовного роста человека. Показателем успешного развития общества и государства не могут быть лишь качественно созданные спутники, телефоны, автомобили…
Ведь работа занимает относительно небольшую часть времени жизни человека. Людям жизненно необходима культура. Нельзя забывать и о семейных ценностях, устройстве домашнего очага. Чтобы люди были счастливы, им нужна не только результативная, интересная профессия, но и досуг. А если игнорировать гуманитарные науки, то наше общество лишится культуры и искусства — литературы, музыки, живописи, театра, кино. В конце концов, и религиозная жизнь от этого определенно пострадает.
Вообще же эта дискуссия позволила мне провести в среде оппонентов и собеседников своеобразную рекламу нашего вуза. Для многих стало откровением, что мы выпускаем не только историков, филологов и художников, но еще, например, экономистов, юристов или журналистов.
Поэтому при оценке перспективы получения бюджетного финансирования негосударственными вузами, учрежденными Церковью, важно учесть, что они по уровню преподавания, составу обучающихся ничем не отличаются от обычных светских вузов. Мы выделяемся на общем фоне только ясно выраженным православным мировоззрением, разделяемым здесь всеми — и учащими, и учащимися.
— Отец Петр, расскажите, пожалуйста, подробнее о законе, позволяющем православным вузам претендовать на бюджетное финансирование?
— Не один год негосударственные вузы ставили перед государством вопрос о материальной поддержке их программ подготовки специалистов. Каждый гражданин, платящий налоги, вправе претендовать на качественное субсидированное образование в любом — государственном и негосударственном — вузе. Эта дискуссия привела к решению дать возможность с текущего года негосударственным вузам на конкурсной основе получать равные с государственными права по выделению бюджетных мест. При распределении финансирования, естественно, будет учитываться уровень развития учебного дела, научных исследований в вузе, а также востребованность специальностей, которые будут получать субсидии.
К сожалению, если сейчас сопоставить религиозные вузы с прочими негосударственными, сравнение пока не в нашу пользу. Православные вузы социально ориентированы, и по ряду позиций у нас бесплатное обучение, а в части платного оно соответствует возможностям абитуриентов, которые не имеют подчас средств для учебы в других местах. В РПУ на платные направления самые низкие цены по Москве. Такая ситуация позволяет нам держаться на плаву, покрывать невысокие зарплаты и коммунальные платежи, но практически не дает возможности вкладывать средства в развитие. На последнее мы ищем внебюджетное финансирование — благотворительные и спонсорские средства.
То есть в нашем негосударственном православном вузе мы расходуем на науку денег несколько меньше, чем в любом другом частном вузе. Совершенно очевидно, что там средств на развитие поступает гораздо больше. В этом смысле рассматривать сегодня религиозные негосударственные вузы в качестве участников конкурса на получение бюджетных мест на равных основаниях пока нельзя. В то же время государство должно понимать, что во многом именно мы решаем задачи гособразования — даем практически бесплатное образование той молодежи, которая способна, успешна, но не всегда имеет средства на обучение.
— В контексте этой дискуссии, мне кажется, было бы интересно напомнить читателям о том, что на Руси образование зародилось в Православной Церкви. И все, что сегодня наше государство имеет, — весь багаж светской культуры — возникло в церковной ограде.
— Действительно, системное образование в нашем Отечестве появилось именно при участии Церкви. Напомню, что Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России — начала свою деятельность в ныне обезображенном, но все же сохранившемся Богоявленском монастыре. Именно здесь братья Лихуды реализовали концепцию первого русского высшего учебного заведения. Здесь же впоследствии получал образование и отец русской академической науки, основатель Московского государственного университета Ломоносов. Уже позднее, в XIX веке, государство приняло решение о разделении академического образования на светскую и богословскую составляющие. Продолжателем первой стал Московский университет, второй — Московская духовная академия, которая по праву считается сегодня преемницей СГЛА. То есть изначально наши предки считали одинаково важным в подготовке специалиста и профессиональные навыки, и мировоззренческий базис.
Рассуждая сегодня о развитии Российского православного университета, мы берем на вооружение изначальные основы российского образования. С той лишь поправкой, что сегодня, за отсутствием в обществе четких нравственных ориентиров, мы обязаны предложить студенту не только знания о богословии, религиозной философии, истории и литературе, но и возможность приобрести личный опыт духовной жизни.
Сейчас наш университет переживает второе рождение. Попечением Святейшего Патриарха Кирилла главный офис и духовный центр университета в самое ближайшее время расположатся в правительственном квартале Москвы в Китай-городе. В нашем новом комплексе при храме апостола Иоанна Богослова на Новой площади силами мэрии столицы идет реставрация. Недалеко, в упомянутом Богоявленском монастыре, разместился факультет церковного служения, созданный на базе реорганизуемой Московской регентско-певческой семинарии. Здесь же временно пребывает и факультет психологии. В располагающихся рядом храмовых постройках занимаются наши студенты, поступившие на программы подготовки катехизаторов.
Включение Богоявленского монастыря, колыбели российского образования, в наше университетское пространство налагает на нас особую ответственность и почетно для нас. Образно говоря — круг замкнулся. И в месте, из которого в XVII веке вышло наше высшее образование, сегодня размещается Российский православный университет, как и Славяно-греко-латинская академия, готовящий специалистов для церковной, общественной, государственной деятельности.
— Получается, что теперь основное место расположения университета — Китай-город, одно из важных исторических мест Москвы и политический центр России?
— Если рассматривать Китай-город как место размещения ректората, главного университетского храма и ряда наших ведущих факультетов, возникает интересная ассоциация. Может быть, со временем Китай-город станет созвучен наименованию нашего университета. Как Оксфорд, который воспринимается в первую очередь как наименование университетского центра, а не населенного пункта. Бог дал нам все необходимое, и теперь будущее университета зависит от нас, нашего усердия и профессионализма.
Надеюсь, расширяясь и обустраиваясь в этом древнем квартале Москвы, мы общими усилиями создадим здесь мощный современный университет, который послужит благу Церкви, государства и общества. Недаром наш девиз: «Традиции образования — специалистам XXI века».
— Насколько я понимаю, именно поэтому Вы пошли на параллельное развитие религиозного и светского учебных заведений? И теперь аккредитованный, светский по статусу Православный институт святого Иоанна Богослова действует в рамках религиозного образовательного учреждения — РПУ. Благодаря этому студенты могут получать два диплома — государственный и церковный.
— Да, сейчас вырисовывается именно такая конфигурация. Поступая к нам этим летом, абитуриенты смогут наряду с получением светской профессии выбрать и церковную специальность.
Предположим, тот, кто учится на психолога или религиоведа, параллельно может обучаться по программе подготовки церковнослужителя — катехизатора, работника с молодежью или социального работника. Здесь возможны любые варианты.
— Отец Петр, в этом году мы отмечаем 20-летие возрождения религиозного образования в России и странах бывшего Советского Союза в условиях свободы совести. Как бы Вы охарактеризовали это время? Какими были эти годы, чего мы добились, с чем встречаем новую веху?
— Самое главное достижение этих двух десятилетий в том, что сегодня почти ни у кого в научном сообществе не возникает сомнений — богословие является неотъемлемой частью суммы знаний, необходимой образованному человеку. Никто уже не воспринимает монашескую или священническую рясу как символ невежества — эти мифы большевистского прошлого преодолены. Теперь нам дана уникальная возможность правильным образом направлять развитие православных учебных заведений, привлекать широкий круг специалистов, делать наше образование доступным и открытым.
Конечно, необходимо вспомнить добрым словом всех тех, кто приложил много сил для сокрушения ложных идолов и стереотипов в мире светской науки и образования. Огромная заслуга в продвижении теологии принадлежит Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Вклад в развитие отношений Церкви со светской наукой внес и Российский православный университет.
Осваивая светские специальности, делая упор на религиоведении, мы также внесли свою лепту в развитие добрых отношений со светским ученым сообществом. Велик вклад и преподавательских корпораций Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. И не только потому, что ведущая роль в деятельности православных университетов принадлежала и принадлежит питомцам академий, но и потому, что все это время наши духовные школы оставались сокровищницами богословского знания.
Беседовала Е. Жуковская
Re: Россия -- православная страна?
Константин, позвольте дать цитату из приводимого вами текста:
Поэтому, говоря о защите прав наших граждан на образование, мы просто обязаны добиваться от государства предоставления равных возможностей учащимся государственных школ и школ, учрежденных религиозными организациями.
А сейчас вопрос: религиозных организаций много, не только РП МП; надо ли из государственного кармана оплачивать религиозное образование католиков, мусульман различных течений, англикан, униатов, мормонов, пятидесятников, Белыхбратьев, муновцев, буддистов, ведистов и еще доброй сотни всяких -истов? Хватит ле денег на всех? И как относиться к конституционному положению об отделении религии от государства? В топку ее, чертову конституцию?
Поэтому, говоря о защите прав наших граждан на образование, мы просто обязаны добиваться от государства предоставления равных возможностей учащимся государственных школ и школ, учрежденных религиозными организациями.
А сейчас вопрос: религиозных организаций много, не только РП МП; надо ли из государственного кармана оплачивать религиозное образование католиков, мусульман различных течений, англикан, униатов, мормонов, пятидесятников, Белыхбратьев, муновцев, буддистов, ведистов и еще доброй сотни всяких -истов? Хватит ле денег на всех? И как относиться к конституционному положению об отделении религии от государства? В топку ее, чертову конституцию?
Re: Россия -- православная страна?
Мне думается уважаемый Ктулху, Вы тут наесколько лукавите. Речь ведь идет о традиционных религиях издавна представленных на территории России, что же до Конституции, то в топке проку от нее совсем мало.Ктулху писал(а):А сейчас вопрос: религиозных организаций много, не только РП МП; надо ли из государственного кармана оплачивать религиозное образование католиков, мусульман различных течений, англикан, униатов, мормонов, пятидесятников, Белыхбратьев, муновцев, буддистов, ведистов и еще доброй сотни всяких -истов? Хватит ле денег на всех? И как относиться к конституционному положению об отделении религии от государства? В топку ее, чертову конституцию?
Re: Россия -- православная страна?
Речь ведь идет о традиционных религиях издавна представленных на территории России - а коли так, Константин, то первейшей и важнейшей из них, получающей максимальную государственную поддержку, должна быть Старая вера славян, от коей отпочковалась в свое время древнегреческая, ведизм и пр.
Шаманизм, черный бон также должны быть в почете. И только после них - православие.
Что скажете?
Не проще ли быть последовательным и четко отделять государство от верований?
Шаманизм, черный бон также должны быть в почете. И только после них - православие.
Что скажете?
Не проще ли быть последовательным и четко отделять государство от верований?
- Димитрий33
- Академик
- Сообщения: 4335
- Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Re: Россия -- православная страна?
Не получается "отделять". В противном случае придётся прослыть невеждами, не знающими собственной истории. Либо лукавцами и пройдохами, сознательно "не желающими" её знать.Ктулху писал(а):Речь ведь идет о традиционных религиях издавна представленных на территории России - а коли так, Константин, то первейшей и важнейшей из них, получающей максимальную государственную поддержку, должна быть Старая вера славян, от коей отпочковалась в свое время древнегреческая, ведизм и пр.
Шаманизм, черный бон также должны быть в почете. И только после них - православие.
Что скажете?
Не проще ли быть последовательным и четко отделять государство от верований?
Могучую Российскую Империю создавали и обороняли от многочисленных её врагов, в первую очередь, православные христиане, начиная со Святого Равноапостольного князя Владимира. Последователи черного бона и шаманисты были не среди строителей державы Российской, но в числе тех, кто осуществлял набеги на Русь и грабил русские города.
Любители выдавать чёрное за белое называются "бесы". И место их - сами знаете где.
"Любовь долготерпит, милосердствует,... всего надеется, всё переносит".
(1 Коринфянам 13:4–7)
(1 Коринфянам 13:4–7)
Re: Россия -- православная страна?
Российскую империю создавали русские люди, как и современное православие. И князь Владимир - не первый, с кого все у нас начиналось. Например, его отец, Святослав Игоревич, разгромил Хазарию, но преследовал христиан на Руси.
Российскую империю защищали, не щадя живота своего, и шаманисты, и мусульмане, и последователи черного бона, а также католики, протестанты... етсетера.
Российскую империю защищали, не щадя живота своего, и шаманисты, и мусульмане, и последователи черного бона, а также католики, протестанты... етсетера.
Re: Россия -- православная страна?
Слона-то я и не приметил первоначально!
Оказывается, Православный университет — место формирования национальной элиты выведено в название статьи. Боже мой!
Кто из ныне живущих клириков может претендовать на принадлежность к русской элите?!
Чаплин, выкрест-вырожденец, с его знаменитым "нравственный долг христианина - убить как можно больше большевиков"?
Кураев, очень невнимательно слушающий преподавателей с кафедры атеизма МГУ и НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО ИЗ ИСТОРИИ И УЧЕНИЙ ДРУГИХ (НЕПРАВОСЛАВНОЙ) РЕЛИГИЙ?
Как его... Дроздов, кажется, коего не так давно публично высек на ТВ один известный болтун?
Я уже говорил: любой догмат сужает область рационального мышления, делает человека менее разумным. Посему ярый служитель культа не может быть по-настоящему умным и грамотным человеком.
Оказывается, Православный университет — место формирования национальной элиты выведено в название статьи. Боже мой!
Кто из ныне живущих клириков может претендовать на принадлежность к русской элите?!
Чаплин, выкрест-вырожденец, с его знаменитым "нравственный долг христианина - убить как можно больше большевиков"?
Кураев, очень невнимательно слушающий преподавателей с кафедры атеизма МГУ и НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО ИЗ ИСТОРИИ И УЧЕНИЙ ДРУГИХ (НЕПРАВОСЛАВНОЙ) РЕЛИГИЙ?
Как его... Дроздов, кажется, коего не так давно публично высек на ТВ один известный болтун?
Я уже говорил: любой догмат сужает область рационального мышления, делает человека менее разумным. Посему ярый служитель культа не может быть по-настоящему умным и грамотным человеком.
- Димитрий33
- Академик
- Сообщения: 4335
- Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Re: Россия -- православная страна?
Вы, наверное, забыли, что слово дОгмат - это термин, распространенный среди ученых-философов ещё с античных времен, и он означает в переводе с греческого всего лишь "важнейшее, не могущее быть оспоренным положение того или иного философского учения". Все философские учения состоят не из чего иного, как из набора дОгматов (основных положений данного учения, или теории).Ктулху писал(а):Я уже говорил: любой догмат сужает область рационального мышления, делает человека менее разумным. Посему ярый служитель культа не может быть по-настоящему умным и грамотным человеком.
Так как православные отцы-богословы первых веков отлично были знакомы с античными и современными им философскими школами, то они заимствовали слово "дОгматы" для названия основных положений православного вероучения, по образцу философского учения.
И как же тогда согласиться с вашим утверждением, что "любой дОгмат сужает область рационального мышления..."
ДОгмат как раз является "кирпичиком" теории (как, например, "постулат", или "концепция", или "принцип" в физике при описании различных природных закономерностей). Что, разве, принятие концепции "корпускулярно-волнового дуализма" (а это - одно из основных положений, один из "дОгматов" современной физической теории) сделала физиков "менее разумными" и "сузила область рационального мышления"? Ведь это положение теории находит свои подтверждения в экспериментах, поставленных над частицами и электромагнитными волнами.
Так же и дОгматы православной веры находят своё яркое подтверждение в жизнеописаниях святых мужей и жен, имевших крепкую веру и упование на Бога. Сказано Богом: "По вере вашей будет вам".
Прежде чем рассуждать о терминах, полезно знать их настоящий смысл и историю происхождения.
"Любовь долготерпит, милосердствует,... всего надеется, всё переносит".
(1 Коринфянам 13:4–7)
(1 Коринфянам 13:4–7)
- Димитрий33
- Академик
- Сообщения: 4335
- Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39
Re: Россия -- православная страна?
Разве не утверждают эти последние: "Я - центр Проявления", то есть, что "вокруг меня вертится весь мир". Это ближе к нацизму, к идее "сверхчеловека". И как такие "сверхчеловеки" могли защищать Россию от её врагов? Где примеры?Ктулху писал(а):Российскую империю защищали, не щадя живота своего, и шаманисты, и мусульмане, и последователи черного бона...
Православные - да, защищали. Примеров много. Например, воины Святого Благоверного Князя Димитрия Донского, сражавшиеся на Куликовом поле, воины Святого Благоверного Князя Александра Невского, разбившие рыцарей Тевтонского ордена, герои Бородинского сражения.
А шаманисты и последователи черного бона? Приведите примеры, как они защищали Россию.
"Любовь долготерпит, милосердствует,... всего надеется, всё переносит".
(1 Коринфянам 13:4–7)
(1 Коринфянам 13:4–7)