Димитрий33 писал(а):
Вместо современного сильного государства мы имели бы в лучшем случае объединение племён с их племенными языческими "богами". И вечные споры между этими язычниками, чьи "боги" лучше.
Димитрий,что было бы в случае введения в России католичества, ислама,буддизма, иудаизма в качестве государственной религии в те стародавние времена формирования государственности на территориях славян нам неведомо: история не знает сослагательных наклонений.
А может быть объдинение княжеств огнем и мечом и завоевания и присоединения других территорий на благо укрепления власти прошло бы еще шибче и лучше, как знать!
Известно одно, что внедрения монотеизма действительно способствовала укреплению вертикали власти и самой верховной власти, в частности монархической, т.е создание государств проходило по образу и подобию иерархии института церкви.Это так.
Но, палка о двух концах.
Всему свое время.В те дремучие времена значение религии было таковымм, но времена меняются, меняются и приоритеты.
Положительную роль в деле построения и укрепления государств внедрение религии играет только в определенных исторических рамках и до определенного уровня развития цивилизации.
А далее.
Далее швах!
Религия становится тормозом в развитии цивилизации, уровень которой с какого-то периода определяют наука техника,культура и свобода личности и общества.
Вот тут-то религии , особенно различного рода ортодоксальные религии, начинают тянуть общества в средневековье.А это, в вою очередь, и работает на понижение уровня жизни людей, зависимость экономики стран от стран с более передовыми технологиями от более развитых(вспомним колонизацию) и т.д.
Общество стремится сбросить с себя всякий балласт , удерживающий это общество от дальнейшего прогресса.
В наше время властьимущие делают попытку вновь укрепить создаваемую вертикаль власти за счет усиления клерикализма в стране и внедрения религиозности в широкие слои народа.
Отсюда и витает постоянно в воздухе идея всеобщего покаяния и всеобщей православизации страны т.д, поэтому и стоят VIP-подсвечники на православных праздниках, широко освещаемых обслуживающими государственную власть СМИ.
Но ничего не получится.
И не потому что люди неприемлют веру и религию, а потому, что историю не выкинешь, как рукавицу: все помнят и будут помнить, что никакая религиозность царя и население не смогли в свое время спасти ни его самого(и не только в нашей стране), ни всю страну от войны и разрухи , ни народ от нищеты, бед, несчастий и гибели.
В своем интервью выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов делится своим мнением о происходящей в России клерикализации светского общества.
Как известно, ученый по своим убеждениям является атеистом. Однако, собственное неверие воспринимается им так же, как чья-либо религиозность - вопросом личным, не имеющим отношения к гражданской позиции. В свете регулярных обвинений клерикальными функционерами неких виртуальных атеистов в "нападениях на церковь", цитируемый фрагмент беседы с ученым может считаться показательным опровержением фобии, насаждаемой церковной пропагандой в среде верующих.
— В 2007 году вы подписали письмо президенту России Владимиру Путину, в котором осуждалась клерикализация российского общества. Вы не верите в Бога?
— Да, это было «Письмо десяти академиков». Действительно, я атеист, но в письме речь шла не об этом. Я и мои коллеги выступали против, скажем так, чрезмерного сотрудничества церкви и государства, против того, чтобы теология рассматривалась как наука и в школах преподавали закон Божий. Если уж так хочется, то пусть читают, например, историю религий. Ведь у нас светское государство! Впрочем, Путин нам так и не ответил! Более того, все, чего мы опасались, к сожалению, стало внедряться в жизнь. И сегодня у нас, по-моему, даже в армии уже есть священники. По этому поводу могу рассказать старый анекдот. Во время Отечественной войны польская армия воевала на нашей стороне. А у них в каждом полку был ксендз. И вот как-то ксендз правит службу перед боем и по окончании протягивает крест командиру полка: «Целуй». Командир возмущается: «Да вы что?! Я член партии с 1920-го года!» А ксендз в ответ: «Целуй, дурак, я — с 1917-го!» Так вот, я не хочу, чтобы священнослужители в российской армии действовали таким же образом.
— Жорес Иванович, но ведь даже Альберт Эйнштейн говорил, что чем больше он узнает мир, тем больше убеждается, что Бог все-таки существует. Вы над этим задумывались?
— (Вздыхает.) Я размышляю над этим, но знаю и другую историю. Как-то из Витебского партийного архива мне прислали старые папины анкеты 20-х годов, из которых я узнал, что отец стал атеистом лет в 14-15. Почему? Потому что ему стало известно, что отец Ленина Илья Николаевич Ульянов был глубоко верующим человеком, не пропускал ни одной службы, и всех своих детей тоже водил в церковь. А потом все его шестеро детей стали атеистами в юношеском возрасте.
— И какой же вывод вы из этого сделали?
— На мой взгляд, православная церковь уже давно в значительной степени утратила свой авторитет в России из-за того, что служит власти, а не своей пастве, нуждающейся и бедствующей. Видя такую несправедливость, мой отец и стал атеистом. Сегодняшняя ситуация мало изменилась. Ни для кого не секрет, что Русская православная церковь слишком любит шикарные обряды и многое делает в угоду властям. Знаете, какое прозвище получили ведущие российские политики? Подсвечники! Включаешь телевизор, а там обязательно показывают их со свечами в церкви. Но хочу подчеркнуть: я говорю о церкви как о социальном институте. Что же касается Бога, то на вопрос «Есть ли Всевышний?» каждый человек отвечает себе сам.
— В своей книге «Физика и жизнь» вы написали, что «России суждено быть великой державой не благодаря ядерному оружию, вере в Бога или президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание и науку». Не опасаетесь обнародовать подобные суждения? Ведь в России правители всегда воспринимались как Богом данные.
— Одну секундочку! Неужели для современного человека президент или руководитель может выступать в роли помазанника Божьего?! Неужели мы снова должны бояться говорить, что думаем?! Простите, но мы же говорим, что живем в свободной стране, значит, каждый должен чувствовать себя свободным. Это моя позиция, и, естественно, я не боюсь за свои слова.