Re: Объявления войны странами участвовавшими во ВМВ
Добавлено: 20 окт 2014, 16:42
ccsr
Недавно натолкнулся на один интересный предвоенный факт, который в какой-то степени объясняет почему союзники так активно начали нам помогать после того, как СССР подвергся нападению.
Во второй половине 1930-х годов СССР вышел на второе место в мире по золотодобыче, обогнав США и Канаду и уступая, хотя и с огромным отрывом, только Южной Африке, годовая добыча которой к концу десятилетия приблизилась к 400-тонной отметке. Запад был напуган громкими заявлениями советских руководителей и всерьез опасался, что СССР завалит мировой рынок дешевым золотом.
......
Привожу полный текст исторического документа, и обращаю внимание на год - 1937, т.е. за два года до 2-й мировой войны:
"Запись беседы советника полномочного представительства СССР в США К.А. Уманского с министром финансов США Г. Моргентау относительно советских продаж золота в США
10.04.1937
Секретно Размечено:Литвинову
Сегодня Моргентау, несмотря на воскресенье, просил меня приехать к нему на квартиру «для очень важной беседы».При беседе присутствовал экономический советник Госдепартамента Файс1. Вся беседа, включая даже не имевшие к делу отношения частные замечания, стенографировалась секретарем Моргентау.Как я и ожидал (в связи с появившимися в прессе слухами), Моргентау поставил вопрос о советских поставках золота в Соединенные Штаты. Он заявил примерно следующее:«Вы продали нам недавно золота на 60 млн долл. По неофициальным и пока непроверенным сведениям, вы собираетесь в ближайшее время доставить золота еще на 140 млн долл. Эти продажи вызывают у нас недоумение по двум причинам. Во-первых, нам непонятна цель такой крупной концентрации золота в Соединенных Штатах; во-вторых, продажи происходят самым необычайным и непонятным для нас образом. Вы устранили всякого рода посредников из сферы вашей внешней торговли. Между тем золото, прежде чем оно попадает в конечном счете к нам, проходит в Европе и США, а иногда в одних только Соединенных Штатах, через 5—6 промежуточных инстанций, каждая из которых получает соответствующие комиссионные. (Попутно Моргентау сделал комплимент качеству золота, его химической чистоте и точности веса и заявил, что наше золото уступает разве только американскому и что ему поэтому непонятно, почему англичане чинят технические препятствия при приемке нашего золота.) Таким образом, СССР на этом деле теряет Н-ый процент. Конечно, СССР может стоять на точке зрения, что никого в мире не касается, сколько, куда, почему и через кого он продает золото. Однако помимо указанных торговых потерь СССР подобными методами наносит ущерб себе и странам, с которыми он мог бы сотрудничать, с гораздо более широкой точки зрения. СССР ныне вторая в мире страна, очевидно, не только по добыче, но и по накопленным запасам золота. Неофициальная оценка советских золотых запасов американским Казначейством равна примерно 6 млрд долл. К сожалению Дэвис, несмотря на просьбу Рузвельта, не сумел получить в Москве официальной информации о добыче и запасах золота. Так или иначе Соединенные Штаты, СССР, Англия и Франция ныне основные золотые державы в мире, заинтересованные в том, чтобы золото, как средство мировой торговли, сохранить и не подвергать обесценению. Даже правительства, не связанные с США никакими соглашениями на этот счет, обычно предупреждают Казначейство или Федеральный резервный банк хотя бы за несколько суток о предстоящих продажах золота. Так, например, сделало всего на днях аргентинское правительство, сообщив об отправке слитков на 100 млн. При советской же системе продаж казначейство узнает об этом только тогда, когда золото уже фактически появилось на рынке. Казначейству надо иметь полную ясность по этому вопросу не только потому, что оно заинтересовано в стабильности золотого рынка, но и потому, что, как известно из официального заявления ам[ериканского] правительства, сделанного одновременно с заключением тройственного американо-франко-английского валютного соглашения 26 сентября прошлого года, ам[ериканское] правительство «стерилизует» прибывающее в США золото, т.е., покупая его по объявленной цене 35 долл. за унцию (минус 1/4%), тратит соответствующую сумму из средств Казначейства с тем, чтобы этим искусственным способом сделать золото «бездейственным» и воспрепятствовать накоплению золотых запасов. Таким образом, Казначейство должно хотя бы приблизительно планировать, ибо неожиданные притоки золота действуют дезорганизующе и ложатся на казначейство тяжелым бременем. Кроме того, формирование вывоза сов[етского] золота вызывает здесь первые предвоенные настроения». Подчеркнув, что таким образом имеется как прямая заинтересованность СССР как золотопроизводящей страны, так и взаимная заинтересованность СССР и США как крупнейших золотых держав, нуждающихся в стабильности золотого рынка, нарушение которого вызовет международную экономическую дезорганизацию и тем самым обострит опасность войны, в которой ни Соединенные Штаты, ни СССР не заинтересованы, М[оргентау] сделал следующие предложения:1. Желательно, чтобы сов[етское] правительство заново изучило и по возможности пересмотрело свои методы торговли золотом, хотя бы с точки зрения своих непосредственных интересов.2. Желательно, чтобы Госбанк СССР или Наркомфин прислали в Нью-Йорк постоянного официального представителя, который мог бы контактировать с Казначейством и Федеральным резервным банком и которому американское правительство заранее обещает давать полную исчерпывающую информацию о своей финансовой политике, такую же информацию, которую оно дает другим странам, в частности Англии и Франции. В свою очередь, этот представитель держал бы в курсе политики Госбанка американское Казначейство.М[оргентау], заканчивая эту часть своего заявления, подчеркнул, что не представляет себе, чтобы СССР был заинтересован в сохранении нынешнего положения вещей и мог бы успешно продолжать свою систему внешней торговли, основанную на золоте, не имея информации из американских первоисточников о финансовой политике США. Речь идет не о вмешательстве в советские дела, а о предложении сотрудничества.Я задал М[оргентау] ряд вопросов. Во-первых, я спросил его, за какой период времени в США прибыло советского золота на 60 млн долл. М[оргентау] ответил, что по сведениям это количество прибыло в течение последнего месяца. Во-вторых, я обратил его внимание на несолидный характер появившейся за последнее время ам[ериканской] прессы о якобы предстоящей доставке в США золота на 170 млн долл. и спросил его одновременно, известны ли ему слухи, за проверкой которых ко мне обращались корреспонденты, о том, будто «советские агенты» обращались к М[оргентау] с просьбой дать гарантию, что цена 35 долл. за унцию золота не будет снижена в течение ближайших 2 мес. М[оргентау] ответил, что он не отвечает за эти сведения, и, намекая на инцидент сентября 1936 года2, сказал — «на этот раз я с журналистами о СССР предпочел не говорить». Я спросил далее М[оргентау], через какие инстанции, по его мнению, идет наше золото и правильны ли сведения о посредниках. Он мне ответил, что располагает конфиденциальной информацией и рекомендует мне самому заняться расследованием этого дела в Нью-Йорке. Я также спросил М[оргентау], не согласится ли он со мной, что советские продажи золота составляют небольшую долю притока золота из других стран, и упомянул в этой связи о сообщении в сегодняшнем номере «Геральд трибюн», что за время после тройственного соглашения3 из одной только Швейцарии, Голландии и некоторых других европейских стран в Америку поступило золота на 380 млн долл.Файс назвал цифру иностранных депозитов и вложений в США в 8 млрд долл. М[оргентау] заявил, что сама по себе сумма пока является небольшой, но нет никакой уверенности в том, что за 60 млн не последует еще 140, а за этими 200 — еще сотни и сотни миллионов. Поскольку М[оргентау] намекал на то, что, дескать, СССР действует неожиданно, сюрпризом, тем самым внося беспокойство на рынок, противопоставляя «организованному сотрудничеству» с Францией и Англией, я, намекая на сентябрьское выступление М[оргентау], упомянул, что никто нас о тройственном соглашении не предупреждал, что это соглашение к нам отношения не имело и мы, естественно, продолжали свои рутинные дела. М[оргентау] ответил, что в период подготовки тройственного соглашения была весьма «нервная обстановка», так как речь шла о том, чтобы буквально спасти правительство Блюма, а поэтому нельзя было информировать другие правительства. Эта задача выполнена. Сейчас речь идет о том, чтобы это соглашение трех демократических держав было сохранено. От сотрудничества с США по вопросам о золоте и от контакта с финансовой политикой США СССР только выиграет, а если кто проиграет, то только страны не демократические, не дружественные к СССР.Наконец, я спросил М[оргентау], не может ли он уточнить свое предложение о «сотрудничестве» по золотому вопросу с тем, чтобы я имел возможность передать его предложение в конкретной форме.В дополнение к сказанному выше о возможных функциях представителя Госбанка, М[оргентау] добавил, что ам[ериканское] правительство заинтересовано в наличии человека, через которого можно будет, хотя бы в общих чертах, установить направление золотой политики сов[етского] правительства, которое до сих пор воздерживается от всяких заявлений по этому поводу. Я напомнил М[оргентау] о заявлении Сталина Дюранти в конце 1933 г. или начале 1934 г.4, а также о заявлении Розенгольца на Совете внешней торговли осенью 1936 г.5 о роли золота в нашей внешней торговле. Он просил меня прислать мне эти заявления и в свою очередь распорядился доставлять мне некоторые издания Казначейства, из которых я, дескать, увижу все касающееся золота (см. приложение). Развивая свое предложение, М[оргентау] заявил:Вместо обходных путей Госбанк мог бы продавать золото непосредственно Федеральному резервному банку как фискальному агенту американского Казначейства или даже Английскому банку, который на основании имеющейся у него с Казначейством договоренности может просто кредитовать Федеральный резервный банк на соответствующую сумму без физического перевода золота в Америку. Получив золото от Госбанка или от Английского банка и продав это золото американскому Казначейству, Федеральный банк открывает сов[етскому] правительству или Амторгу соответствующий кредит, как это делают примерно 35—40 других иностранных правительств. Имеется вторая возможность, практикуемая в банковских отношениях между США, Англией, Францией и еще двумя странами: СССР делает в Федеральном резервном банке депозит в Н-ое количество унций золота и реализует это золото в момент, в размерах и по цене — нужным Госбанку СССР (т.н. «earmark»).В заключение М[оргентау] довольно прозрачно сделал намек на то, что в один прекрасный день США могут неожиданно снизить цену золота и что СССР на этом пострадает. Я напомнил М[оргентау] о сделанном Рузвельтом на днях публичном заявлении [в] печати об отсутствии у него намерения снижать цену на золото, на что М[оргентау] ответил, что и золото, и серебро, и платина держатся на нынешнем уровне исключительно постольку, поскольку этого хотят США и поскольку этот уровень можно будет сохранить в порядке международного сотрудничества. Он, М[оргентау], удивляется тому, что он позволил бы себе назвать беспечностью сов[етского] правительства, которое собирается еще присылать слитки золота в США, не имея никакой информации о намерениях ам[ериканского] правительства в области цен на золото. Поступать так это все равно, как покупать акции предприятия, не поинтересовавшись ходом дел этого предприятия, или покупать автомобиль, не поинтересовавшись, сколько миль он прошел и сколько в нем цилиндров. Пусть советское правительство взвесит все «за» и «против». Оно придет к тому же выводу, исходя не только из соображений международного сотрудничества, но и из соображений непосредственной заинтересованности.Я обещал М[оргентау] заинтересоваться этим делом и проинформировать наши органы.В процессе разговора М[оргентау] упомянул нечто совершенно фантастическое, о том, что золото мы направляем каким-то мифическим путем — чуть ли не на рыболовных шхунах из Архангельска в Лондон. Файс перебил, что речь идет не о рыболовных шхунах, а о небольших пароходах. Я рекомендовал М[оргентау] не доверять всей этой мистике и указал, в частности, что архангельский порт зимой замерзает.В заключение М[оргентау] намекнул довольно прозрачно, что данный разговор и его спешный характер вызваны интересом к этому делу президента.
К. УМАНСКИЙАВП РФ. Ф. 05. Оп. 17. П. 134. Д. 91. Л. 42—48. Подлинник.