Евгений-Бур писал(а): Выскажу собственное мнение
I. Я привёл как своё собственное мнение - так и мнения авторитетных специалистов; вдогонку к мнению Александра Тарасова - могу накидать вязанку подобных мнений, например сходу:
http://ss69100.livejournal.com/2965430.html
Разрыв между умными и глупыми нарастает
Почему элитные школы в Финляндии и США начинают работать по образовательным методикам Советского Союза? Какова ситуация с образованием в России в наши дни? Какую роль играют школы и ВУЗы в стремительном увеличении пропасти между умными и глупыми?
Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу, полагает социопсихолог Людмила Ясюкова.
Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
– Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причём, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
– Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога ЛьваВыготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый – умение выделять суть явления, объекта. Второй – умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий – умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребёнка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплён образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
– И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
– По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества, мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завёртывать свои идеи в красивые обёртки.
– Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
– Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
..............................................
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений.
II. Но, учитывая, что понятийное мышление, в отличие от школярского, в качестве аргумента в ходе дискуссии как раз принимает не мнения авторитета, а непосредственное дедуктивное умозаключение - вынужден, Евгений, сразу решительно вас приостановить, то есть:
Евгений-Бур писал(а): И тогда не учили мыслить системно и сейчас...
- вот так не пойдёт !!
Раз уж мы решили копнуть глубже - дискутирующим всегда нужно договориться что есть что, то есть определиться с терминологией...
То есть:
1) что вы понимаете под системным мышлением? своими словами
2) какие критерии для выявления наличия/неналичия этого самого системного мышления вы предложите?
3) какие способы обучения этому самому системному мышлению вы назовёте ?
А без этого - согласитесь, почему кто-то должен доверять вашим словам ?
А вот я полагаю - письменные сочинения и система устных экзаменов - как раз самая действенная машина для выработки системного мышления.
Мы - как мыслим?
Мы мыслим образами, ощущениями и внутренней речью.
Системное мышление - как раз зиждется в основном на внутренней речи (хотя и является сложным синтетическим явлением).
Как развить внутреннюю речь?
Показателем, отражением речи внутренней - является речь внешняя (то есть то самое устное говорение на устном экзамене или письменное изложение, тоже представляющее из себя разновидность речи внешней).
Человек, с которого постоянно требуют красоту, точность, богатство и упорядоченность речи внешней - просто вынужден развивать сам себе речь внутреннюю...
Иные механизмы тренировки системного мышления может и существуют, но я их пока сходу не назову, не знаю потому что...
Так что - советская система образования делала всё, чтобы у обучаемых развивалось системное, понятийное, абстрактно--логическое мышление.....
Стоп. Вру. Не всё. Далее - сложно и неоднозначно, но я должен об этом сказать...
Это ведь при Никите, свет-Сергеевиче, кукурузном нашем финисте-соколе - перестали оставлять на второй год, а поэтому фактически учителей лишили возможности ставить бесповоротно двояки. Нет ?
Если дана неофициальная, но ненарушимая установка с гороно - Вовочку на второй год не оставлять - как будет Марьиванна ставить Вовочке честные объективные двояки ? Естественно, проинструктированная завучем Марьиванна - вздыхая и чертыхаясь, будет ставить Вовочке за откровенную беспросветную дебильность жидкие липовые трояки, лишь бы сбагрить скорее Вовочку в ПТУ...
Результат? - страшеннейший...
Толпы недоумков, имеющих реальные, официальные, несомненные аттестаты..... Я, пошедший в советскую школу в сентябре 1972-го, и закончивший её в июне 1982-го - ну не застал ни одного случая, когда бы самых откровенных олигофренов или социопатов, до седьмого класса читавших по слогам и не знающих таблицы умножения - оставили бы на второй год или вытурили бы из школы...
Откровенно скажу - точно не знаю, но из общения, из много-много чего сложилось впечатление - эдакое стало цвести именно после 1953-го года...буду ну очень рад, если кто со знанием дела подтвердит или опровергнет сложившееся у меня впечатленье...
=============================================
P.S. Вам, Евгений, показалось, что у меня нет системного мышления; а мне показаось, что его нет как раз у вас....
А всё правильно и никаких обид. Мы же не договорились, как я упомянул, о терминологии и критериях ?