Социализм или капитализм?
Добавлено: 13 ноя 2015, 10:34
Если вы имеете в виду что «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно», то вы абсолютно правы. Тогда на галиматью можно не обращать внимания, так как она обретается в другой плоскости.
Я рад, что ты не ушёл с форума.
К сожалению, ты опять ограничился цитатой, которая по твоему мнению противоречит моей трактовке или вообще опровергает её. Только ты не разъяснил, где тут противоречие? Я, например, не вижу никакого противоречия. Нет тут утверждения, что капитал -- это совокупность средств производства, присущая исключительно капитализму (в смысле какая-нибудь совокупность средств производства есть и в других ОЭФ, но той совокупности средств производства, которая называется и является капиталом, в других ОЭФ нет). И ты (повторяюсь) не указал, как эта цитата опровергает моё утверждение, что капитал как совокупность средств производства существует и в других ОЭФ.Камиль Абэ писал(а): но Маркс –то рассматривает общественные отношения под ракурсом КАПИТАЛА. Так что никакого передёргивания у меня нет. Есть ваше вольное или невольное (скорее первое) искажение экономического учения Маркса. Вот как сам Маркс пишет об общественных отношениях:
…капитал — это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер. Капитал — это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал — это превращённые в капитал средства производства которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами. <…>
К. Маркс, «Капитал», т.III
К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения т.25 ч. II стр. 380-381.
А из этой поправки насчёт массовости немедленно вытекает вывод, что в качестве неглавного, неопределяющего это отношение может иметь место и в других ОЭФ (а также то, что в капитализме могут присутствовать и другие отношения, связанные с суммой материальных средств). Это во-первых.
Не умолчал, а однозначно сказал в ответе Валерию:
Повторю ещё раз терминами из твоей цитаты. Капитал как сумма материальных и произведённых средств производства при социализме существует. В Советское время он назывался "основные фонды".kobakoba2009 писал(а): в эпоху социалистической ОЭФ термин "капитал" теряет своё звучание как "отношение капиталистов и рабочих" (поскольку нет больше капиталистов), но не теряет своё звучание как "самовозрастающая стоимость" (поскольку производительный труд увеличивает стоимость ценностей, принадлежащих государству рабочих)
Формально ты не противоречишь ни в чём. Ты противоречишь Ленину по сути. Ленин этими словами разъяснял слабообразованному люду, что не надо доверять буржуазному государству, его законам и правилам, так как все эти законы и правила -- это следствие того, что капиталистическое государство создано самими капиталистами и, разумеется, в свою пользу. А твоя формулировка уходит от подчёркивания того факта, что капиталистическое государство создано самими капиталистами, а это неявно подразумевает, что оно, капиталистическое государство, создалось само по себе и поэтому не несёт классовой "нагрузки". А из этого вытекает устраивающий капиталистов вывод, что капиталисты-редиски просто использовали такое белое и пушистое государство в своих нехороших целях. Почему их устраивает такой вывод, надеюсь, объяснять не надо.Камиль Абэ писал(а): Ваше противопоставление напомнило поговорку: «Что в лоб, что по лбу». А вот как трактовал Ильич:
«…Всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно ни было, – оно есть государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент – это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу» (В.И.Ленин О ГОСУДАРСТВЕ , ПСС, т. 39, с. 81).
В чём я противоречу Ильичу?
И каков же контекст этой фразы? Читаем:
Что здесь видим? Во-1-х, ты говоришь о том, что государство служит интересам класса буржуазии тем, что создаёт для реализации этих интересов условий, не являясь при этом заинтересованной стороной. То есть именно о том и говоришь, что буржуазное государство -- это такой сам-по-себе-шный конь, которого оседлали буржуи. Но такое понимание означает, что если бы этого коня оседлали рабочие, то было бы всё наоборот, то есть конь у тебя, как ни крути, выходит сам по себе, и он есть этакий джин из лампы Алладина, который существует сам по себе, но просто у него такое свойство -- служить тому, кто потрёт лампу.Камиль Абэ писал(а): Насколько я понимаю классиков, при капитализме государство служит интересам класса буржуазии. Для этого государство издаёт соответствующие законы, устанавливает ставки налогов, таможенных правил и сборов и т.д. Здесь государство находится как бы в стороне от экономики, не являясь само хозяйствующим субъектом, оказывая, фигурально выражаясь, своими «флюидами» влияние на экономику. Но по мере развития самой капиталистической системы государство вынуждено более активно выступать на экономическом поле , не ограничиваясь только влиянием, оно само становится хозяйствующим субъектом.
Это как-то опровергает мои рассуждения? Если нет, то -- ради бога -- считай.
И что особенного ты тут нашёл? Неужели слово "отступление к капитализму"? А я считаю это не отступлением, а гамбитом. В гамбите, если ты помнишь, идёт сдача своих сил противнику с целью выиграть время (и партию). Важно не то, что Ленин употребил слово "отступление", а то, что при этом отступлении не были скорректированы конечные цели, которые ставили перед собой большевики. А временное отступление и отступление -- это разные вещи. Так вот Ленин говорил о временном отступлении, а не об отступлении вообще.Камиль Абэ писал(а):А посмотрим что как оценивал НЭП сам Ильич:
Задача перехода к новой экономической политике в том и состоит, что <...> перед нами весной 1921 года стало ясное положение: не непосредственное социалистическое строительство, а отступление в целом ряде областей экономики к государственному капитализму, не штурмовая атака, а очень тяжелая, трудная и неприятная задача длительной осады, связанной с целым рядом отступлений. <...>
А вы просто наводите тень на плетень.
Не только коллективизацию. Тогда и потребительская кооперация развивалась, и артельное производство. И никакое отсутствие НЭПа им не оказалось помехой.
Что ж ты опять не объяснил, в каком месте тут "с точностью до наоборот"? Читающие твой пост должны сами догадаться? или должны сами доказать твой тезис? А ведь эта манера -- ВНЕЗАПНО -- типичная манера современных либерастов.Камиль Абэ писал(а): В книге «К критике политической экономии» К.Маркс писал, что в
«... общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6).
К этому я добавил бы: «Бытие определяет сознание». То есть в действительности всё обстоит с точностью наоборот, чем "рисует" Коба. О законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил можно прочитать и в БСЭ
Вообще-то, три.
Коба с лёгкостью то сожалеет, то радуется. Неустойчивая какая-то психика.
но ничего вразумительного не противопоставили. А воды вы полили изрядно.
Вообще-то , есть понятие органического строения КАПИТАЛА. И Капитал состоит из постоянного и переменного капитала. И важнейшей частью как раз является переменный. Только благодаря переменной своей части КАПИТАЛ становится капиталом. Эта часть КАПИТАЛА и приносит капиталисту прибавочную стоимость. Присвоение прибавочной стоимости и именуется эксплуатацией рабочих. При социализме эксплуатации нет. Вы с этим согласны, Коба? А ведь это потому, что в экономике социализма нет КАПИТАЛА. Не так ли, Коба?
Не так. Просто при социализме исчезает переменный капитал, так как рабочий свой труд не продаёт т соответственно весь прибавочный продукт остаётся в распоряжении рабочего. Но постоянный капитал остаётся. Иначе производство остановится.