Re: Манипуляция обществом
Добавлено: 04 май 2014, 11:01
Большинство воспринимают пропаганду так: мол, есть реальное событие, однако пропагандоны искажают его в своей подаче и подают так, как им выгодно, а иногда и вообще нагло врут о нем. Но, дескать, если включить мозг и найти альтернативные сообщения и сопоставить их друг с другом, то можно докопаться до истины. Нет, ребята, это заблуждение. Хотя бы потому, что альтернативное сообщение может быть столь же искаженным пусть и в другую сторону. И даже сами участники события будут «врать, как очевидцы». Кстати, последнее выражение вовсе не шутка. Именно очевидцы врут эффективнее всего. Во-первых, потому что они больше других заинтересованы в том, чтобы представить дело в выгодном для себя свете. Во-вторых, потому что они имеют возможность врать со знанием дела, приводя убедительные подробности, упоминая о деталях, действительно, имевших место. Наконец, именно очевидцы получают аванс доверия у аудитории.
Выходит, принципиально невозможно отделить информацию от пропаганды? Нет, невозможно. Пропаганда – это инструмент формирования ОТНОШЕНИЯ к событию, но даже само информирование о событии уже содержит в себе признаки формирования эмоционального отношение к нему у аудитории. Например, в разных справочниках по истории моего родного города говорится, что в августе 1919 г. Тюмень была «освобождена от колчаковцев» или «захвачена красными». Одних и тех же людей можно назвать «сепаратистами» и «мятежниками», а можно – «борцами за свободу». Одно и то же явление можно классифицировать, как «рост экономики», а можно – «спад экономики» или «колебания индексов». Все зависит от интересов манипулятора. А уж когда речь заходит о трактовке событий, то тут открывается такое широчайшее поле для мозгоибания, что черное станет белым и наоборот, а потом обратно, и всякий раз это будет выглядеть очень убедительно.
Но не все так плохо. Есть универсальный инструмент, с помощью которого можно отсеивать информационный мусор и хоть как-то ориентироваться в череде событий. Этот инструмент называется – логика. Но работает он только в одном случае – если человек полностью отрешается от эмоционального отношения к событию. Что такое логика? Логика – это способ делать непротиворечивые суждения о предмете. Но чаще всего мы имеем дело не с логикой, а с ее имитацией, когда индивид подбирает факты, вписывающиеся в его представление о мире, а потом пытается связать их цепочкой непротиворечивых суждений. Если какой-то факт не вписывается в эту цепочку, он отбрасывается (отрицается). Выглядят такие рассуждения логично, иногда идеально логично, но к логике никакого отношения не имеют. Смертельно ядовитые грибы тоже выглядят, как съедобные, и на вкус очень приятны. Это основание, чтобы их кушать? То же самое с любой информацией, которая нам нравится и выглядит убедительно – ее ни в коем случае нельзя пускать в моск. Я уж молчу про то чтобы верить ей. Я вот ни во что не верю, и только поэтому меня трудно обмануть.
Что же делать, если мы имеем дело не с реально имевшим событием, о котором можем получить информацию из различных источников, а с событием полностью вымышленным? Вся хитрость в том, что формальный анализ различных источников на предмет противоречия между собой вряд ли даст результат, поскольку фальсификаторы могут согласовать между собой весь комплекс источников, а дальнейшие «ученые» будут опираться только на него (других-то нет в принципе) и сочинять новые фальшивки в строгом соответствии с теми, что уже признаны каноническими. Наоборот, именно реальное событие будет иметь самое противоречивое освещение по причинам, указанным выше. В этом случае выяснить истину (что происходило на самом деле) принципиально невозможно. Мы можем сделать только одно – установить факт фальсификации, используя тот самый универсальный инструмент разума – логику.
Еще раз подчеркиваю, что нам следует сопоставлять не комплекс источников на предмет внутренних противоречий, а сделать сопряжение источников с физической реальностью, то есть провести моделирование реальности с учетом того воздействия, какое окажут на них рассматриваемые нами события. Если они реально происходили – мы столкнемся с последствиями. Если их не было – не будет реальных последствий, что бы там ни писали на бумаге. Классический пример – миф о монгольском завоевании мира. Каноническая версия гласит, что монголы захватили всю Евразию от Венеции до Индии и Индонезии. Если событие реально имело место – завоеватели должны были разбросать на этом гигантском пространстве свои несмываемые ДНК-маркеры. Их нет. Наоборот, монгольский «шлейф» тянется не от степей на запад и юг, а на серо-восток от Байкала к Чукотке. Конечно, когда сочинялась мировая история, ничего о ДНК историки не знали, и потому сочинили историю, которая расходится с физической реальностью.
Что остается делать историкам? Конечно, они не могут признать идиотизм своего догмата. Поэтому они либо абсолютно игнорируют данные естественнонаучных дисциплин, либо занимаются дальнейшей дебилизацией своих доктрин. Ну, типа, в реале монголы никого не захватывали, а покорили соседние народы, те покорили соседние с ними народы, а соседние с соседними объединились и покорили своих соседей. А монголы, дескать, составили исключительно аристократию в «монгольской империи», и потому никак не наследили – не оставили ни письменных источников, ни лингвистических новшеств, ни потомства. Этим же самым объясняется и тот удивительный факт, что сами монголы ничего не переняли у более культурных народов, якобы завоеванных ими.
В итоге получаем совершенно бредовую картину, которую воспринимать можно исключительно с позиций религиозного догмата – то есть на веру, сомнение в которой есть смертный грех. По факту имеем верующих в традиционный исторический дебилизм, верующих в нетрадиционный дебилизм (левашовщина, фоменковщина, гумилевщина и т.д.), и практически нет людей, которые адекватно воспринимают историческую реальность. А суть в следующем: историческая реальность – это не результат «исторических научных исследований», а итог целенаправленного воздействия на психику человека. В зависимости от того, как на него воздействуют, у него в сознании складывается та или иная картина реальности.
Может ли индивид сам сформировать свое историческое сознание, а не воспользоваться одной «единственно верной» версией реальности или выбрать из десятка альтернативных? Теоретически это возможно, но на практике нереализуемо. Хотя бы потому, что для этого требуется затратить колоссальное количество умственных усилий, а обычный человек по природе своей ленив и мотивации для анализа навязываемого ему бреда не имеет. Ему легче признать бред неоспоримой истиной, а не «идти против всех» хотя бы в мыслях. Это обстоятельство дает пропаганде мощнейшее средство для манипуляции массовым сознанием, апеллируя к историческому сознанию, которое само есть предмет пропаганды, воздействовавшей не только на ныне живущих людей, но и на поколения их предшественников.
А вы думали, что пропаганда – это когда зомбоящик врет о количестве демонстрантов в Донецке или объявляет рабочими устами говорящей головы инфляцию чрезвычайно полезной для экономики? Не, ребята, пропаганда (в стратегическом смысле) – это инструмент создания параллельной реальности, матрицы, в которую погружено сознание, доведенное до такого состояния, когда оно в принципе не способно к рациональным умозаключениям. С помощью пропаганды можно создавать и уничтожать языки, этносы и государства.