Первый звонок

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: Камиль Абэ, express, Мормон, Ефремов

Аватара пользователя
Fleri
Публицист
Публицист
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 07:08
Откуда: Москва

Первый звонок

Сообщение Fleri »

Евгений Зуенко

Много, много пишут об Основах православной культуры. Боюсь показаться неоригинальным, но очень уж волнует меня эта тема.

Сразу скажу, что отношусь к этому явлению нового предмета в школе резко отрицательно. И никаких иллюзий на этот счёт не испытываю - несмотря даже на громкие уверения в том, что предмет этот носит культурологический характер. Поверьте, культура прекрасно себя чувствует и без религии. И изучать её можно без религии. И всем понятно, что под видом преподавания культурологической дисциплины в школы таки-пробрался Закон божий.

Не хочу повторять то, что уже достаточно подробно было описано ранее другими авторами, а скажу вкратце о специфике преподавания вышеназванного предмета в одной из белгородских школ, а именно в Гимназии № 3.

Вот цитаты с сайта школы (чур меня, не школы, а Гимназии!!):

"...В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

– культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),

– нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),

– этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа)". http://school3.beluo.ru/center.html

Руководствуясь приведёнными принципами, при поддержке администраций города и области, гимназия ударно внедряет столь необходимый предмет в школьную программу. Так, уже во втором классе дети изучают Основы православной культуры. Дорогие читатели, во втором классе! В обязательном порядке. И никакой альтернативы не предусмотрено.

Я не берусь судить о положении вещей в других белгородских школах, но предполагаю, что такая практика является широко распространённой. Во всяком случае, ещё в конце девяностых, когда мои двоюродные братья заканчивали одну из школ Белгородской области, у них уже был такой диковинный предмет – Основы и ценности православия. Вёл его поп.

В 2001 году в Белгородском государственном университете "…создан первый в стране социально-теологический факультет. В его стенах всегда рады видеть тех, кому не безразлична судьба России, нравственное состояние общества, проблемы духовного совершенствования. На сегодняшний день усилиями преподавателей и сотрудниками факультета создана продуктивная система образования, воспитания и духовного развития студентов. В кратко форме ее сущность можно выразить словами: Духовность, Милосердие, Мудрость. На практике эти слова реализуются в осуществлении образовательных программ по специальностям: «Теология», «Социальная работа», «Философия»". http://www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail.php?ID=2301

А теология - это комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания. То есть, это не религиоведение, для которого религия, вера, бог и всякие там богопочитания – это объект изучения. Государственный ВУЗ готовит именно богословов. В том числе для работы в школах.

Не знаю, - может, это общераспространённая практика, - но я был очень удивлён, когда своими глазами увидел, что в каждой из белгородских больниц есть православный храм. Ну, прямо в здании! Занимает отдельное помещение (довольно большое) – и это не часовня, а именно храм!

Так что же меня, мерзавца, не устраивает? Всё бы мне хулить веру православную, атеисту проклятому? Постараюсь объяснить.

Есть такой способ мышления, как догматизм – оперирующий догмами и опирающийся на них. Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. Термин «догматизм» применяется в сфере политики, религии и философии.

Православие, как и любая другая религия, основана на догмах. Если ты православный – ты просто обязан воспринять эти догмы и следовать им. Размышлять о них не нужно. Сомневаться тоже неприемлемо, сомневаться – значит пошатнуться в вере. Мне, конечно, хотелось бы услышать чьи-нибудь мотивированные возражения на этот счёт.

Современные знания о мире, современная наука не есть плод деятельности людей с догматическим мышлением. Часто используемый в последнее время термин «православная наука» просто смешон и несостоятелен. Религия не способна к науке, поскольку наука основана на сомнении. Материалистическая диалектика и научный скептицизм, противопоставляемые догматизму, - вот основа современной науки.

Одним из главных качеств, которое, по моему мнению, должна развивать в ребёнке школа, является способность к критическому мышлению. Способность самостоятельно делать интеллектуальный выбор между правдой и ложью. Способность самостоятельно делать нравственный выбор между тем, что хорошо, и что плохо. Способность давать трезвую оценку происходящим событиям. Я уверен, что только тот человек высоко морален, который без религии и уголовного кодекса понимает, что убивать, красть, насиловать – это очень плохо. Говорят, что религия учит добру. А я учу своего попугая разговаривать.

Религиозная догматика искореняет критическое мышление как таковое, они несовместимы в одном человеке. Так чего же хотят сторонники преподавания православия в школах? Вырастить поколения неспособных критически мыслить россиян? Поставить православный крест на достижениях современной науки и культуры? Каким они видят будущее общества в этом случае, и чего будет стоить их духовность, разговоры о которой уже всех достали? Кстати, интересно бы точно узнать, что они под духовностью понимают. Неужели при помощи этой духовности мы достигнем, например, снижения преступности хотя бы до того уровня, который бы в клятом атеистическом советском обществе?

Рассуждения о том, что религия понесёт в массы высокую мораль, культуру и прочее хорошее и доброе я считаю несостоятельными. Церковь даёт обществу морально-нравственный фастфуд, полностью готовый к употреблению. Более того, пора бы уже озаботиться и явно негативными тенденциями, связанными с клерикализацией общества. Мне, например, отвратительно такое явление, как православный фашизм, - а оно есть, и не надо закрывать на это глаза. Может, кто-то скажет, что СПХ – это организация здравомыслящих людей? Что члены этого союза – критически мыслящие индивиды?

Думаю, пока что по нам прозвенел только первый звонок. Будем ждать, когда по нам будет звонить колокол.

http://gidepark.ru/post/article/index/i ... bscription
Константин

Re: Первый звонок

Сообщение Константин »

По ленности или другому какому небрежению, пропустил статью г. Зуенко "Первый звонок" :
Много, много пишут об Основах православной культуры. Боюсь показаться неоригинальным, но очень уж волнует меня эта тема.
Сразу скажу, что отношусь к этому явлению нового предмета в школе резко отрицательно. И никаких иллюзий на этот счёт не испытываю - несмотря даже на громкие уверения в том, что предмет этот носит культурологический характер. Поверьте, культура прекрасно себя чувствует и без религии. И изучать её можно без религии. И всем понятно, что под видом преподавания культурологической дисциплины в школы таки-пробрался Закон божий.
Обращает на себя внимание, что автор скорбящий о том, что религия убивает критическое сомнение в человеке и только безверия в науке способно через критический взгляд дать плод Истины,сам же ни в чем не знает сомнений, его критический ум застывает, когда речь идет о вере.
Какими же доводами он оперирует? А вот такими:
- "отношусь к этому явлению нового предмета в школе резко отрицательно";
- "никаких иллюзий ...не испытываю - несмотря... на громкие уверения в том, что предмет... носит культурологический характер."
- "Поверьте, культура прекрасно себя чувствует и без религии. И изучать её можно без религии."


Посмотрите автор не дал себе труда ни в чем разобраться, НО ОН НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ НЕ ИСПЫТЫВАЕТ и уж ПОВЕРЬТЕ КУЛЬТУРА ПРЕКРАСНО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ И БЕЗ РЕЛИГИИ. Да конечно настолько прекрасно, что повсеместно переродилась в сплошное СКОТСТВО, настолько прекрасно, как дитя-сирота лишенная МАТЕРИ-ЦЕРКВИ. Даже названием своим Культура обязана КУЛЬТУ.
Обвиняя всех и вся в догматизме, автор как будто внезапно проснулся и узрел несчастный:
Я не берусь судить о положении вещей в других белгородских школах, но предполагаю, что такая практика является широко распространённой. Во всяком случае, ещё в конце девяностых, когда мои двоюродные братья заканчивали одну из школ Белгородской области, у них уже был такой диковинный предмет – Основы и ценности православия. Вёл его поп.
... То есть, это не религиоведение, для которого религия, вера, бог и всякие там богопочитания – это объект изучения. Государственный ВУЗ готовит именно богословов. В том числе для работы в школах....
Не знаю, - может, это общераспространённая практика, - но я был очень удивлён, когда своими глазами увидел, что в каждой из белгородских больниц есть православный храм. Ну, прямо в здании! Занимает отдельное помещение (довольно большое) – и это не часовня, а именно храм.
У меня возникло несколько вопросов к автору:

1.Как сказались на духовно-нравственном здоровье Ваших племянников уроки "Основы и ценности православия", которые вёл поп;
2. Скажите? Тем страждущим в больницах помагает возможность пообщаться с священником,помолиться, причаститься, или главврачам делать больше нечего, как устраивать храмы в больницах

Так что же меня, мерзавца, не устраивает?.....Постараюсь объяснить.

Есть такой способ мышления, как догматизм .... Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления , слепая вера в авторитеты. ....
..... Если ты православный – ты просто обязан воспринять эти догмы и следовать им. Размышлять о них не нужно. ...
Современные знания о мире, современная наука не есть плод деятельности людей с догматическим мышлением. .... Религия не способна к науке, поскольку наука основана на сомнении. ...
Одним из главных качеств, которое должна развивать в ребёнке школа, является способность к критическому мышлению. Способность самостоятельно делать интеллектуальный выбор между правдой и ложью. Способность самостоятельно делать нравственный выбор между тем, что хорошо, и что плохо. .... Я уверен, что только тот человек высоко морален, который без религии и уголовного кодекса понимает, что убивать, красть, насиловать – это очень плохо.
В этой части своих умозаключений автор нам показывает, в плену каких догм-стериотипов он пребывает. Его понятия о церкви, православии,догматизме пропахли нафталином. Он не может понять, что верующий, потому и верит, что в сердце его вошел ГОСПОДЬ, и он почувствовал ЭТО, Не наличие догм и их знание делают из безбожника христианина, а чувство единения с Богом.
Автор забыл что именно Христианство дало миру заповеди на которые ссылается г. Зуенко, дало миру нравственные ориентиры, как бы раставило флажки, где хорошо, а где плохо. Ребенок же сам не может правильно определить где есть хорошо, а где плохо. В этом случае он может быть уподоблен "маугли", который без духовного воспитания превратился в зверя.
Аватара пользователя
Леонард
Знаток
Знаток
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 15:12
Контактная информация:

Re: Первый звонок

Сообщение Леонард »

Чтобы было справедливо надо ввести тогда и основы атеистической культуры... Ведь очень много людей, кто не верит в бога. Пусть дети сами выбирают куда им ходить, ведь в вере нет принуждения.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я - русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
(Николай Зиновьев)
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7011
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 247 раз
Поблагодарили: 86 раз

Re: Первый звонок

Сообщение Ефремов »

Здравствуйте.

Леонард

“Чтобы было справедливо надо ввести тогда и основы атеистической культуры... Ведь очень много людей, кто не верит в бога. Пусть дети сами выбирают куда им ходить, ведь в вере нет принуждения.”
Выбор в школе, ребенком – это однозначно путь к шизофрении. Именно этого добиваются «наши реформаторы». Я скорее готов согласиться на православное преподавание, только не на выбор ребенком – не по возрасту решения. Помните легенду: http://inoskaz.com/?p=431 . Видимо, - это наш случай.
Кстати, «нашим реформаторам» показалось мало и они уже все предметы выставляют на «аукцион» при новой «реформе»...

Ефремов.
Константин

Re: Первый звонок

Сообщение Константин »

Интервью руководителя олимпиады на сайте ПСТГУ 28 Апреля 2011, 23:28


В первую неделю мая в ПСТГУ соберутся победители всероссийской олимпиады по основам православной культуры для участия в суперфинале. Об истории олимпиады и о том, что ждет детей в Москве, рассказала Татьяна Владимировна Склярова, руководитель проекта «Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры», председатель центральной методической комиссии олимпиады, заведующая кафедрой социальной педагогики, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ.


— Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, как появилась олимпиада по основам православной культуры?
— Идея проведения общероссийской олимпиады принадлежит заместителю министра образования и науки РФ Исааку Иосифовичу Калине (с ноября 2010 г — руководитель департамента образования г. Москвы). Впервые она была высказана в 2007 году на конференции, которую проводило Министерство образования и науки РФ и Русская Православная Церковь в г. Калуге. Конференция была посвящена подготовке нового поколения стандартов среднего общего образования, и на повестке дня стоял вопрос, каким образом изучение истории и культуры православия и других основных религиозных культур, которые есть в России, будут представлены в новом поколении стандартов. Тогда была предложена концепция Русской Православной Церкви о введении в содержание образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура», в которую войдут разные предметы. Сегодня этот эксперимент реализуется в 19 российских регионах. Именно на той конференции и было предложено провести на общероссийском уровне олимпиаду школьников по ОПК, чтобы понять, как в разных регионах востребован и представлен этот предмет.

— Как развивалась олимпиада по ОПК?
— С первого года своего существования олимпиада пользовалась довольно большой популярностью у школьников разных возрастов. Чтобы не быть голословной, приведу статистику участников. Впервые олимпиада прошла в 2008/2009 учебном году, в ней приняли участие 13 тысяч школьников из 32 регионов Российской Федерации. В следующем учебном году олимпиада проводилась уже в 42 регионах, а общее количество участников составило 45 тысяч. В этом году приняли участие уже 67 регионов и свыше 80 тысяч детей.

— Что влияет на количество участников олимпиады?
— Первоначально — инициатива школьных педагогов, заинтересованных в проведении этого интеллектуального состязания среди своих учеников. Если к этой инициативе подключается административный ресурс, то число участников вырастает в геометрической прогрессии. Олимпиада носит характер добровольный, однако на мой взгляд, ресурс добровольного участия школ и муниципалитетов практически исчерпан. Несколько регионов России по собственной инициативе включили проведение олимпиады по ОПК в программу работы своих учреждений образования, и статистика участия школьников из этих регионов резко отличается от всех остальных регионов. Больше половины всех заявок к нам поступают из Краснодарского края, Нижегородской и Белгородской областей. Если такой ресурс будет подключаться регионами и дальше, то, конечно, количество участников будет увеличиваться.

— Все олимпиады проходят экспертизу и в зависимости от решения совета олимпиад им присваивается определенный уровень. Какой уровень у олимпиады по ОПК?
— В прежние годы уровень присваивался сразу по результатам экспертизы поданной вузом заявки на проведение олимпиады. С прошлого года правила были изменены, и теперь оценка ставится по результатам проведения олимпиады, поэтому какой уровень будет присвоен олимпиаде в этому году, мы сможем узнать только после проверки нашего отчета в Российском совете олимпиад школьников. В прошлом году она получила второй уровень. Льготы, получаемые финалистами в подобных олимпиадах, были равнозначны льготам олимпиад первого уровня — внеконкурсное поступление в любой вуз по профилю предмета олимпиады (история), либо по направлению образовательной деятельности в высшей школе (теология и религиоведение). Было лишь одно отличие: вузам было предоставлено право самим выбирать: принимать либо отказывать абитуриенту в этих льготах. Отказать в приеме победителя олимпиады первого уровня вуз не в праве. Сейчас у нас есть все данные для того, чтобы олимпиада по ОПК получила первый уровень.

— Расскажите, как пройдет суперфинал?
— По традиции, во вторую неделю по Пасхе, с 1 по 5 мая, в Москве соберутся лучшие из лучших. Расписание финальных дней уже опубликовано и комментируется участниками на официальном сайте олимпиады. Для финалистов мы организуем ряд мероприятий, которые уже стали традиционными. Это экскурсия в Донской монастырь, поездка на Бутовский полигон, посещение Пасхального фестиваля. Конкурсные задания тоже остались прежними: домашняя работа с компьютерной базой данных новомучеников и исповедников российских, индивидуальное письменное задание, творческая работа в форме эссе и групповая проектная работа. В этом году проекты будут посвящены храмам Москвы, история которых так или иначе связана с духовным или ратным подвигом русского народа. В каждом конкурсе будет свой абсолютный победитель. Еще один победитель будет выбран по результатам блиц-турнира «Знатоки православной культуры». Также награду получат абсолютный победитель всей олимпиады, победители среди 10 и 11 классов и победители в ряде номинаций.

— В суперфинале соберутся победители олимпиады этого года. Но если дети уже получили призовые места, то для чего же устраиваются эти состязания?

— Раньше финальный тур проводился в Москве, но в этом году впервые финальные этапы были проведены в регионах, и таким образом количество победителей увеличилось. Чтобы не нарушать традицию общего сбора финалистов в столице, было решено провести суперфинал. Конечно, главной целью суперфинала является встреча и состязание победителей со всей России. Как и в прошлом году, победители суперфинала получат патриаршие грамоты, их немного, в этот раз планируется выдать только семь таких грамот. Детей наградит лично Святейший Патриарх Кирилл. Также будут награждены члены команды, которая сделает лучшую проектную работу.
Для многих финалистов возможность встречи и совместной работы в Москве — очень серьезная моральная и психологическая поддержка. Детям важно осознать и почувствовать, что быть православным, стремиться к продолжению образования в этой сфере — это не маргинальное поведение, а норма, и таких людей немало и в других городах страны. Для них очень значимо встретиться с единомышленниками.

Беседовал Михаил Данчук

http://pravolimp.ru/articles/310
Ктулху
Профессор
Профессор
Сообщения: 3423
Зарегистрирован: 11 фев 2011, 19:31
Поблагодарили: 21 раз

Re: Первый звонок

Сообщение Ктулху »

Да, Зуенко схватывает главное: "привязка" к какой-либо догматике препятствует нормальному мышлению.
Кстати, Ключевский неоднократно на своих лекциях говорил и всячески объяснял, что именно благодаря "Закону Божию" в наших школах, которые вели преимущественно полуграмотные попы, в Российской империи с конца 19-ого века появилось столь много воинствующих атеистов.
Опять на те же грабли?
Аватара пользователя
AK747
Публицист
Публицист
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 11 май 2010, 07:49

Re: Первый звонок

Сообщение AK747 »

Идея проведения общероссийской олимпиады принадлежит заместителю министра образования и науки РФ Исааку Иосифовичу Калине (с ноября 2010 г — руководитель департамента образования г. Москвы).
Русский, православный ....... ?
Демократия - это диктатура негодяев (А. Нобель)
Лучший аргумент против демократии - пятиминутный разговор со средним избирателем. (У. Черчилль)
Аватара пользователя
Михаил
Профессор
Профессор
Сообщения: 3624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:02
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Re: Первый звонок

Сообщение Михаил »

AK747 писал(а):Русский, православный ....... ?
Азохн вэй! Таки пгавославный!
Константин

Re: Первый звонок

Сообщение Константин »

В соавторстве с протодиаконом Андреем Кураевым21 Апреля 2011, 00:11


4 мая в рамках заключительного этапа олимпиады по ОПК пройдет мозговой штурм его участников под руководством о. Андрея Кураева по проектированию учебника по ОПК.

Для того, чтобы штурм завершился результативно к нему нужно основательно подготовиться.
Всем суперфиналистам, желающим принять участие в проекте, нужно:
1. Написать и аргументировать, какие темы могут сейчас реально заинтересовать старшеклассника из обычной светской школы
2. Составить памятку, что ни в коем случае нельзя писать в учебнике и делать на уроках, чтобы не отвратить старшеклассника от предмета
3. Обратиться с короткой речью к своему сверстнику с тем, чтобы заинтересовать его предметом, показать важность или полезность его изучения
4. Спроектировать содержание учебника по главам: дать название главы и краткую аннотацию того, что должно там быть
5. Выбрать одну главу из составленного содержания и подробнее объяснить, что в ней может быть интересно старшекласснику.
А теперь внимание! Это трудная, но очень важная работа. Если в нее со всей серьезностью включатся хотя бы часть суперфиналистов, это будет замечательно.
Авторы лучших работ будут награждены не только дипломами, а в будущем и учебниками с автографами автора, но и окажутся в составе президиума-жюри во время мозгового штурма.

http://pravolimp.ru/articles/307
Мишатка

Re: Первый звонок

Сообщение Мишатка »

Давайте еще раз вспомним кто такой Кураев http://antimodern.wordpress.com/2009/03/13/kuraev/,
и прикинем какой будет тогда учебник
Ответить