Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Но
человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это
мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию,
превратное мировоззрение, ибо сами они —
превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d’honneur [вопрос чести], его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в
фантастическую действительность человеческую сущность, потому что
человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против
того мира, духовной
усладой которого является религия.
Религиозное убожество в одно и то же время
выражение действительного убожества и
протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть
опиум народа.
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его
действительного счастья.
Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в
зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.
Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы— не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
К. Маркс. К критике Гегелевской философии права.
https://www.marxists.org/russkij/marx/1 ... ght/01.htm