1 октября 1653 года в Москве собрался Земский Собор, который рассмотрел вопрос о воссоединении земель ранее единого, мощнейшего государства — Киевской Руси. В наше драматическое время весьма болезненного разделения некогда единого славянского мира полезно вспомнить, как и почему русские люди, имеющие единый славянский корень, стремились навстречу друг другу, что и привело в конце концов к историческому воссоединению Украины с Московской Русью.
Воссоединение Малороссии (так называлась тогда Украина) с Московской Русью соответствовало жизненным интересам и чаяниям насильственно разобщенного населения древнерусского государства и было обусловлено всем предыдущим ходом истории. Как известно, русские и украинцы имеют единый национальный корень. Предками как малороссов, так и великороссов были восточнославянские племена, с древних времен заселявшие территорию от Карпат до Волги и от Балтийского до Черного моря. В VI—VIII вв. н.э. они образовали самую крупную в Европе единую древнерусскую народность. Иначе сказать, все мы — и русские, и украинцы, и белорусы — по своему этническому происхождению р у с и ч и, потомки единой древнерусской народности.
HTML clipboard
Интересы общественно-экономического, политического и культурного развития, а также необходимость обороны от внешних врагов привели к созданию одного из самых больших и могущественных государств в Европе — Киевской Руси. Однако в силу законов развития феодального общества древнерусское государство разделилось на ряд отдельных княжеств. В XIII в. монголо-татарское нашествие с востока, немецкая и шведская агрессия с запада, враждебные отношения с поляками и венграми поставили Русь в исключительно тяжелые условия. Она смогла отразить немецкие и шведские нападения, но не смогла устоять против монголо-татарских полчищ.
После монголо-татарского нашествия древнерусское государство оказалось существенно ослабленным, чем не замедлили воспользоваться соседи. Уже в XIV в. Западную Русь (ныне Белоруссия), Волынь, Восточную Подолию, Киевщину, Чернигово-Северщину, а также Смоленские земли захватили литовцы. Поляки в это же время захватили юго-западные русские земли — Галичину и Западную Волынь (а в XV веке и Западную Подолию). Буковина была включена в состав Молдавского княжества, а Закарпатская Русь еще в XI в. попала в руки венгров. В XV веке Турция захватила Молдавию и южнорусские земли северного побережья Черного и Азовского морей — Новороссию (ныне часть Украины) и поставила в вассальную зависимость Крымское ханство, которое к тому времени отделилось от Золотой Орды. В XVI веке уже у Литовского княжества Польша, по существу, отторгает Восточную Волынь, Брацлавщину и Киевщину с частью левобережья Днепра. В результате всех этих захватов Киевская Русь оказалась разорванной на территории, попавшие под власть различных стран. Таким образом стремление к единению русских и украинцев обусловлено прежде всего объективной необходимостью защитить себя от внешних врагов, сохранить государство, спасти от истребления своих потомков.
История знает немало примеров, когда, попадая в столь трагические условия, народы и государства исчезали с лица земли, были уничтожены или растворялись среди покоривших их народов. А Русь, однако, выстояла, окрепла, возродилась и стала могущественной державой. Даже в тяжелейших испытаниях древнерусская народность не поддалась ассимиляции: сказался ранее достигнутый! высокий уровень экономического и культурного развития, ее внутренняя прочность. Этнические, экономические, культурные и политические связи были сохранены и продолжали развиваться.
Идеи национального единения и необоримый дух независимости, о чем свидетельствуют, в частности, Киевская и Га-лицко-Волынская летописи, прочно укоренились в сознании всего русского народа еще в период феодальной раздробленности Киевской Руси. Поэтому, внутренне упрочившись, народ повел освободительную борьбу против поработителей, стремясь восстановить свое единство.
Свободолюбие, неудержимое стремление наших предков к независимости, как мы знаем, получило ярчайшее воплощение в целом ряде произведений литературы — у Пушкина, Гоголя, Шевченко, в балете и музыкально-оперном искусстве, в живописи... Стремление к единению проявлялось, прежде всего, в форме переселения жителей Малороссии в Московское государство. Начиная с конца XIII века, переселялись все сословия: от крестьян до бояр и князей. Причем последние, как правило, переходили со своими землями и крестьянами. По территориям захваченных земель прокатилась волна народных восстаний. В конце XIV века против иноземного владычества восстала Киевщина. В начале XV века восстания охватили Галицию, Волынь, Подолию и опять Киевщину. Особой силы борьба малороссиян с поработителями достигла во второй половине XV века.
В это время апофеозом русского сопротивления стало избавление от ненавистного монголо-татарского ига Северовосточной Руси, объединившейся в Московское государство. В дальнейшем именно оно сыграла решающую роль в освобождении и объединении всех захваченных русских территорий. По мере своего возвышения Москва всё больше и больше становилась центром притяжения для русского народа, оказавшегося под гнетом чужеземных поработителей.
Несмотря на существовавший известный классовый антагонизм, между богатым сословием и бедным населением в русском обществе господствовал мощнейший дух национальной консолидации, неудержимое стремление изгнать ненавистных чужеземцев с родной земли, о чем, к примеру, живописно поведали в своих исторических повествованиях А. Толстой, В. Ян, Д. Балашов, В. Чивилихин, В. Гани-чев, В. Пикуль и многие другие блистательные романисты.
Царское правительство после великого «стояния на Угре» практически сразу же заняло активную позицию в вопросе возврата отторгнутых земель. В 1492 году великий князь Иван III потребовал от литовского великого князя: «...и ты бы наших городов и волостей наших, земель и вод, которые держишь за собою, нам поступался» (Сборник Русского исторического общества, СПб., 1882, т. XXXV, с. 61—66). Полякам он заявил, что «объединенная Великороссия не сложит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных соседями, пока не соберет всей народности» (В.А. Ключевский. Курс русской истории. Соч. в 9 т. М. Мысль, 1988. Т. 3, с. 85).
Все русские земли на основании этнической принадлежности населения и их исторического прошлого назывались «отчиной». «Не то одно наша отчина, коя городы и волости ныне за нами: и вся Русская земля, Киев и Смоленск и иные городы... из старины... наша отчина...» — разъясняли русские дипломаты (Сборник Русского исторического общества. СПб., 1882, т. XXXV, с. 457—460).
Иван Грозный особенно активно и решительно выступал с требованиями возврата русских земель. Так, в 1563 году он предъявил королю Сигизмунду II Августу список, в котором был назван целый ряд захваченных поляками русских земель и городов. В их числе быгли Перемыгшль, Львов, Галич и другие.
Основывая права Руси на них, русские дипломаты заявляли: «.а те городы исконе русских государей. а зашла та вотчина за государя вашего... некоторыми невзгодами после Батыева пленения, как безбожный Батый многие городы русские попленил, я после того потому от государей наших... те городы поотошли» (там же, с. 265—270). Так как захватчики и не думали возвращать отторгнутые территории, за их освобождение русскому народу не раз приходилось вести освободительные войны.
Национально-освободительная борьба велась двусторонним порядком. Малороссы, со своей стороны, тоже вели решительную борьбу за объединение с Московской Русью. В XVI в. на территории Юго-западной Руси они развернули широкое народно-освободительное движение. Заметное место в нем занимало появившееся в Запорожье (как позже на Дону, Кубани и в других местах на южных рубежах тогдашней Руси) казачество, которому суждено быгло в дальнейшем сыграть важную роль в исторической судьбе Малороссии, в ее борьбе за освобождение от гнета польско-литовских захватчиков и воссоединение с Россией.
Польские и литовские паны в целях подавления освободительной борьбы и упрочения своего господства в 1569 г. объединили Польшу и Литву в Речь Посполитую (Люблинская уния). В Юго-западной Руси поляки захватили огромные владения, насчитывавшие в отдельных случаях до сотен населенных пунктов. Польская шляхта усилила крепостнический, религиозный (антиправославно-католический) и национально-колониальный гнет. Крепостничество в Польше в XVI веке достигло самого высокого уровня в Европе. «Шляхта присвоила себе даже право жизни и смерти над своими крестьянами: убить холопа для шляхтича было все равно, что убить собаку» (В.О. Ключевский, т. III, с. 97). Положение местных горожан в Малороссии тоже значительно ухудшилось, их ограничивали во всем, даже в праве проживания: во Львове, например, им разрешали селиться только на одной улице («Русская улица»).
Поляки вели жесткую борьбу с Православием. В 1596 году в Бресте была оформлена уния, провозгласившая подчинение Православной Церкви католической, признание папы римского главой униатов и принятие основного догмата католицизма. Православное духовенство подвергалось репрессиям.
Но как, однако, эта политика нещадного национального угнетения печально созвучна геноциду против славян в современной цивилизованной Европе!.. Достаточно вспомнить, как громили православные церковные храмы и преследовали священнослужителей в Сербии, в Западной Украине. Как неистово вбивают клин между русским и братскими украинским и белорусским народами. Поистине, трагическая история ныне повторяется.
Насаждение католицизма, колонизация, национальная дискриминация — все было направлено на вдохновляемую Ватиканом денационализацию малороссов, ослабление их связей с Московским государством, укрепление господствующего положения поляков и литовцев.
В конце XVI века не случайно активизировалось переселение малороссов, в первую очередь казаков, в пределы Московской Руси. Селились казаки, как правило, на ее южных рубежах, осуществляя их защиту. При этом, они не только переезжали на земли русского государства, но иногда и переходили в подданство царя вместе с территориями, очищенными ими от польских панов. В этой связи широко известен пример такого перехода казачьего войска во главе с Кр. Коссинским, в переписке с которым в 1593 году русский царь уже величает себя в том числе и государем «запорожским, черкасским и низовским». На освободительную борьбу народа польские паны отвечали усилением национально-колониального гнета. «Истребить Русь на Руси» — так определялись цели и политика Речи Посполитой относительно Юго-западной Руси в одном из обращений в сейм в 1623 году.
Исторически решающим стал XVII век. В течение этого времени представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов
«под свою высокую руку». Такие планы часто возникали в казацкой среде, тем более что казаки уже со времен Ивана Грозного активно поступали на службу Москве. Этой службой русскому царю со всем запорожским войском искали даже такие гетманы, как неплохо ладивший с Варшавой, шляхтич по происхождению, Сагайдачный (1620 г.).
Представители православного духовенства, архиепископ Исайя Копинский (впоследствии литовский митрополит) в 1622 году и митрополит Иов Борецкий в 1625 году обращались к московскому царю с просьбой о покровительстве и воссоединении Малороссии с Россией.
После подавления ряда восстаний 30-х годов XVII века польские паны еще больше усилили крепостнический, национальный и религиозный гнет. Наряду с крестьянами и мещанами притеснениям подвергались мелкая украинская шляхта и православное духовенство.
Всеобщее недовольство и протест вылились в освободительную войну украинского народа против Речи Посполитой 1648—1654 гг.
Борьбу против гнета панской Польши возглавил гетман Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны он пытался привлечь на свою сторону и турецкого султана, и крымского хана, и шведского короля. Поначалу Б. Хмельницкому сопутствовала удача. Восставшие одержали серию побед: у Желтыгх Вод, под Корсунем и под Пилявцами. Однако затем из-за измены крымского хана гетман терпит ряд серьезных поражений: в 1649 году под Зборовом, в 1651 году под Берестечком и в 1652 году в окрестностях Жванца. Известный историк С.М. Соловьев писал, что «поражение под Берестечком ясно показывало Б. Хмельницкому и казакам, что им одним сладить с Польшей нельзя... и на хана надеяться тоже нельзя, когда речь идет о том, чтоб сражаться с многочисленным войском, а не грабить...»
Шесть лет вели малороссы тяжелую борьбу с поляками. Война потребовала огромных жертв и громадного напряжения сил. Положение Малороссии быгло исключительно тяжелым. В этих условиях гетман стал еще активнее предлагать Москве воссоединение. Им быгло послано около 20 посольств к царю с такой просьбой. Однако русское правительство, опасаясь новой войны с Польшей, занимало сдержанную позицию. Московская Русь еще не совсем оправилась от Смуты. К тому же такая война могла подтолкнуть (потом и подтолкнула) Швецию к захвату Приморья (находившегося в то время в руках поляков), что затруднило бы Москве возврат русских земель, прилегавших к Балтийскому морю.
В то же время Русь не могла остаться совсем в стороне от борьбы малороссов и оказывала помощь восставшим «хлебом и пушками», а также дипломатическими методами. В 1603 году царь потребовал от Варшавы не нарушать прав православного населения в Малороссии и прекратить гонения на Православную Церковь. Однако направленное в этой связи посольство вернулось ни с чем.
Принимая во внимание многочисленные просьбы представителей Малороссии о ее принятии в состав России и опасность, угрожавшую малороссам со стороны поляков, а также турок и татар, которые всё решительнее заявляли свои претензии на Юго-западную Русь, царь решил созвать Земский Собор, чтобы при решении вопроса о воссоединении заручиться поддержкой всего народа.
1 октября (ст. ст.) 1653 г. в Москве собрались практически все слои населения тогдашнего Российского государства: духовенство, бояре, представители русских городов, купечества, крестьянства и стрельцов.
При рассмотрении вопроса о «челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского» подчеркивалась нависшая над Малороссией серьезная опасность: «в 161-м году (1652 г.) на сейме в Брест-Ли-товске было приговорено впрямь, что их, православных христиан... которые живут в Коруне Польской и Великом княжестве Литовском, побить.» (Воссоединение Украины с Россией, т. III, с. 411). Отмечались и намерения поляков «православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить...» (там же).
Собору было сообщено, что турецкий султан призывал малороссов к себе в подданство, но гетман «ему в том отказал»; что крымского хана с Ордой запорожцы: призвали к себе в союзники против поляков «поневоле»; что запорожцы: присылали свои посольства с просьбой принять их в подданство и помочь в войне с Польшей «многижда».
Несмотря на то, что доклад обсуждался раздельно на заседаниях каждого сословия, решение было единодушным. Собор «приговорил»: «.. .чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей...» (там же, с. 413). Здесь речь шла уже не только о гетманском войске, которое еще год назад предлагалось расселить на земли Московской Руси, но и о «городах» и «землях», т.е. о всей Малороссии. Освобождение малороссов от подданства Речи Посполитой в правовом отношении обосновывалось не только их желанием, но и неисполнением присяги самим королем в части непритеснения своих подданных не католической веры.
Было очевидно, что в связи с воссоединением русских земель войны с поляками не избежать. С учетом этого Собор постановил: «против польского короля войны весть» (там же). 23 октября (2 ноября) 1653 г. в Успенском соборе Кремля царь, сославшись на это решение, объявил о начале войны с Польшей. Постановления Собора быгли оглашены русскому народу и встретили единодушную поддержку.
Присутствовало на Соборе и посольство гетмана во главе с Л. Капустой, которое сразу же после его окончания отбыло к Б. Хмельницкому и информировало его о принятых решениях. Для завершения процесса воссоединения к гетману также было направлено специальное царское посольство во главе с ближним боярином В.В. Бутурлиным. Получив согласие Москвы на объединение, Б. Хмельницкий 8 января 1654 г. в г. Переяславле созвал всенародное собрание — Раду, которая согласно казацким традициям одна быгла правомочна решать важнейшие политические вопросы.
Нынче в некоторых тенденциозных украинских источниках можно встретить утверждение, будто Богдан Хмельницкий поступил как «предатель своего народа», «лакейски лег под русского царя», т.е. якобы соглашение о воссоединении Украины с Россией келейное, конъюнктурное, совершалось в секрете от народа и потому, мол, не быгло им поддержано...
Но исторические документы говорят о другом. Рада была «явная», то есть открытая для всего народа. На ней быгли представлены как все малороссийские земли, так и все сословия (казаки, духовенство, мещане, купцы, крестьяне). Таким образом вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Народ после опросов единогласно «возопил: Волим под Царя Восточного, православного... Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есмы во веки вси едино были!» (там же, с. 461).
Решения Земского Собора и Переяславской Рады наглядно продемонстрировали волю разделенного еще в годы монголо-татарского нашествия единого народа жить в едином государстве. Тогда в соответствии с явно выраженным желанием всех слоев населения Малой и Великой Руси началось их воссоединение в едином государстве.
Впереди предстояли еще столетия борьбы за возвращение всех захваченных у Киевской Руси земель. Только после кровопролитных войн с польскими панами в 1667 году по Андрусовскому перемирию к Московскому государству отошла Левобережная Малороссия, а в 1686 году по «Вечному миру» был возвращен Киев с окрестностями. Северное Причерноморье или Новороссия были отвоеваны у Турции в войнах 1767—1774 гг. и 1787—1791 гг. Правобережная Малороссия вошла в состав России в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. Галиция и Северная Буковина были возвращены в 1939—1940 гг., а Закарпатская Русь — в 1945 году. Но отвоеванный у турок в 1783 году российский Крым в 1954 году был передан УССР. И в 1991 году на политической карте мира появилось современное государство «Украина»...