Экспертиза московского казенного раввина Мазе

 

Я хочу выразить мысль, что у еврейского народа есть книги, и есть литература. За литературу он совершенно не отвечает и ответственность с себя снимает, не только здесь, но и у себя в синагоге. Он совершенно не считается с тем, что написано в тех или иных книгах — это частное дело каждого, чтить их или не чтить... Нельзя же подходить к мировоззрению чужого народа со своим мировоззрением.

 

Прокурор: Здесь никто не обвиняет еврейский народ, здесь говорится только об изуверстве.

 

Мазе: Здесь обвиняется еврейское вероучение.

 

Председатель суда: Также и еврейское вероучение не обвиняется.

 

Мазе: Но обсуждается, хорошо оно или преступно.

 

Председатель суда: Нет, здесь выясняется вопрос, возможны ли известные толкования <вероучения>.

 

Мазе: Еврейская религия с самого начала и до сих пор считает своей святыней Библию (т. е. Ветхий Завет), и это клевета, будто явилась какая-то книга, которая ее отменила... В книге Моисея сказано, что когда еврейский народ завладеет Палестиной, то воля Господня была, чтобы все 7 народностей — я не буду перечислять, они известны всем — как идолопоклонники... были бы беспощадно истреблены. ...На эти слова всегда ссылаются все антисемиты: “Не оставляй в живых ни единой души”. Господа судьи, книга откровения ни суду человеческому, ни критике не подлежит. Я экспертировать эту священную книгу не могу и не берусь...

 

Председатель суда: Г-н эксперт, вас об этом и не просят...

 

Мазе: Теперь, как относится Талмуд к “акумам”?.. Совершенно верно сказал проф. Коковцов, что в средние века в наших книгах при цензуре произошла такая путаница, что теперь никак нельзя различить, где было написано “акум” и где “гой”. Но одно я могу сказать, что в Талмуде добросовестные исследователи не найдут ни одной строчки, которая бы относилась к христианам, как таковым. ...Единственное место, которым пользуются антисемиты, чтобы уронить достоинство Талмуда, это где говорится: “если акум потерял какую-нибудь вещь, то еврей <нашедший её> не обязан вернуть ему эту вещь”. Это говорится потому, что у акумов был такой закон, чтобы не возвращать евреям потерянное.., т. е. был применен закон за закон...

 

А у евреев был такой закон, который имеется во всех цивилизованных государствах, что нельзя утаивать находку, а нужно ее возвратить. Следовательно, господа судьи, <согласно Талмуду> нужно оказывать поддержку беднякам-“акумам” вместе с бедняками-евреями, нужно заботиться об их больных, вместе с больными евреями, нужно заботиться об их похоронах, нужно даже устраивать плач по ним. Сказано, что нельзя даже дать “акуму” пить воду, которая ночевала в открытом виде, т. к. считается, что это вредно, и я не должен давать ему <“акуму”> такой воды. Господа судьи, я просил бы связать это место с тем, что евреев обвиняли в отравлении колодцев...

 

Председатель суда: Г-н эксперт, здесь никто евреев в этом не обвиняет.

 

Мазе: А вот слова Маймонида. Я сознаюсь перед вами, что Маймонид отрицательно относился к христианству как учению... он говорил, что христианство неприемлемо. Но в отношении Христа — вот его слова: “Назареянин оказал великую услугу миру Божию.., он уничтожил идолопоклонство... и, благодаря его появлению, великие слова Библии стали достоянием отдаленных островов и концов мира”. ...То, что вы <здесь> слышали... что Маймонид якобы все законы об идолопоклонстве распространяет и на христианство, — это ложь. ...Тут говорят, что еврей может принять чужую веру для какой-то цели... Господа судьи, тот текст из Шульхан Аруха, который сейчас коверкали перед вами, — неправилен. В действительности сказано: еврей не имеет права называться гоем, даже для того, чтобы его не убили... Хотя “Зогар” говорит об убиении “клипа” (шелухи, скорлупы), но это относится к оболочке, которая отделяет человека от божественного мира. Это — такое же выражение, как “умерщвляй свою плоть”... это значит — убивать страсти, которые приближают человека к плоти. ...Нет ни одной книги в мире, которая бы так горячо учила аскетизму, как эта книга “Зогар”. ...Относительно употребле­ния евреями христианской крови сам эксперт Пранайтис говорил, что прямых указаний на это нет, а есть только косвенные. Но я имею честь заявить, что ни прямых, ни косвенных указаний на это нет. ...Я считаю своим долгом обратить внимание на то, что до совершеннолетия еврейский ребенок не только не считался скотом... а наоборот, считался святым. Нет такой религии, которая относилась бы с большим благоговением к детям, чем еврейская рели­гия...

 

Вопрос: “Нет ли указаний в Каббале и в истории евреев, что даже евреи, казненные в средние века за проявления религиозного фанатизма, считаются жертвой, угодной Иегове?” — При этом вопросе, господа судьи, простите, я теряю самообладание: что это значит — “даже казнённые”? Как будто они преступники, те, которые были обвинены в религиозном фанатизме.., которые умирали за имя Божие, не хотели менять свою религию — мы отлично знаем такие случаи...

 

Те жертвы, те евреи, которые были замучены во имя религии, те, которые избрали смерть, когда им предлагали отречься от Бога, — эти евреи предпочли умереть...

 

Я теперь отвечу на вопросы 17, 18 и 19: “Кто такие франкисты?” — Это такая секта, которая хотела продолжать проигранное дело <ложного мессии>Саббатая Цеви; в XVII в. были такие гонения, что еврейский ум стал искать утешения в мессианстве... Саббатай Цеви перешел в мусульманство, говоря, что делает это для скорейшего освобождения Палестины от мусульман... Саббатай-цевианство потерпело полное поражение... один еврей в Польше, по имени Франк, решил повторить его попытку... Для них был устроен диспут — я не знаю точно, чем он кончился... на этом диспуте неизвестно, победили евреи или нет. Но после этого жизнь франкистов среди евреев стала невозможной и они все перешли в христианство...