Цель человека и пути ее достижения

Модераторы: Ефремов, Камиль Абэ, express, Мормон

Поручик
Прохожий
Прохожий
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 19 июн 2011, 13:17

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Поручик »

Ефремов писал(а):Здравствуйте. Поручик
Доброе утро.
Ефремов писал(а): «Хотя нельзя отбрасывать производительные силы(ПС) и производственные отношения(ПО), но человека формирует среда.»
Что такое среда?
По мнению классиков – это и есть производственные силы и производственные отношения. А что есть еще?
Вот в том то и кроется проблема, что Маркс изучал протестантскую среду, сам воспитанный в традициях неортодоксального Иудаизма.
Это равносильно тому, как кинолог, на основании почти полного совпадения физиологии волка и собаки будет выводить поведенческие принципы собак на основе волков, и наоборот.
Если мы сравним протестантизм и традиционный Ислам, то сразу обнаружим несколько краеугольных различий, в частности в Исламе нельзя давать деньги в рост, т.е. банковские сектор Мусульманских стран должен работать на иных принципах, чем протестантских. Вопрос с ипотекой так же упирается процентные ставки, что запрещено Исламом.
Но нашей задачей сейчас не является сравнение экономик Христианского и Мусульманского мира, мы рассматриваем построение Коммунизма в нашей стране. И вот здесь возникает то, о чём не задумывался Маркс, либо просто "умолчал" по незнанию, а именно с различными Христианскими конфессиями. Я далеко не богослов, и ни экономист, но факты лежащие на поверхности нельзя не замечать.
1. Любая религия, ложась на традиции народа, видоизменяется.
2. Не религия меняет мировоззрение народа, а народ изменяет религию согласно своим традициям. (Любопытно, что в России все четыре мировые религии ортодоксальны.)
Вот исходя из этих посылов и стоит рассмотреть различия в Православии, Католицизме, протестантизме.
Рассуждая о Жертве Христовой, надо обратить внимание на то, какими разными терминами западное и восточное богословие называет то, что некогда произошло на Голгофе. Эти термины обильно встречаются в Священном Писании, и в творениях святых отцов, но западное и восточное христианство придает им несколько разное по смыслу значение.
Это очень важный момент для понимания смысла крестной смерти Спасителя.
Эти термины суть: искупление, оправдание и спасение.
Католики утверждают, что крестная смерть Христова принесла человеку искупление от греха Адама.
Протестанты резонно возражают: почему лишь от греха Адама, разве «заслуг» Христовых не достаточно для покрытия всех неправд всего человечества? Они заявляют, что Иисус Христос Крестной Жертвой принес оправдание от всех грехов.
Православие утверждает, что на кресте Христос совершил спасение.
Это крайне принципиальные различия, а не схоластика.
Фактически Запад принял за догму, что всё, что они делают- оправдано.
А на Руси- "На Бога надейся, и сам не плошай"(с).
И вот тут наступает очень важный момент, на чём основа противоречия Марксизма для Руси?
В.И. Ленин в Философских тетрадях писал(а): Нельзя вполне понять "Капитала" Маркса и особенно его 1 главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!
Но на чём основан Марксизм?
Это- три источника:
1. Английская буржуазная политэкономия;
2. Немецкая классическая философия;
3. Французский утопический социализм.
Очевидно, что всё это связано с различными конфессиями протестантизма, и к Руси никакого отношения не имеет.
Более того, согласно Марксу, Коммунизм достижим только в мировом масштабе, а не в одной, отдельно взятой стране.
В чём гений Ленина? Ленин- великий тактик. И поэтому тонкости терминологии его мало интересовали.
В.И. Ленин писал(а):Революция только тогда чего-либо стоит, если умеет себя защитить.
А в чём тогда гений Сталина?
Сталин- великий стратег. Более того, его учёба в Семинарии оказала благотворную роль на мировоззрение Сталина.
Обратите внимание на обращение Сталина к народу: "Братья и сёстры"(с). Я мог бы привести сейчас как минимум две кинохроники, где Сталин так обращается к народу. И, что любопытно, мне пришлось прислушаться, чтобы услышать "сЁстры", а не "сЕстры". Очень тонкая грань, и на акцент это списывать не надо. Я говорю на языке Сталина на уровне носителя, более того, когда я говорю по Грузински, я и думаю по Грузински, возможно потому Сталин мне более понятен?
Каждый язык обладает своими синтаксическими, морфологическими, идиоматическими особенностями.
Скажем в Грузинском есть слова "бодиши" и "укацравад". (Надеюсь в Грузинской раскладке клавиатуры их приводить не надо?)
Оба означают извинение. Но "бодиши" звучит, как "извиняюсь", совершенно обезличенно, вроде, как извинился, и отвали...
А "укацравад"- совершенно иной оттенок, "у"- без, "каци"- мужчина, т.е. "не по мужски".
Есть слова "усиндисо" и "унамусо". Оба переводятся, как "без совести".
И опять нюансы. "синдиси" ближе к послушанию, а "намуси"- ближе к чести.
Вот это и есть среда, формирующая человека.
А вовсе не ПС и ПО.
Иначе, не только Коммунизм, но и социализм недостижимы.
По одной элементарной причине- формирование личности происходит до 5 лет, и человек, выросший при капитализме не сможет изменить своё мировоззрение, т.е можно (согласно теории) менять ПО как угодно, но ПС останутся всё те же.
Вы не задумывались над таким противоречием?
Михаил

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Михаил »

Поручик писал(а):а "намуси"- ближе к чести.
Интересное созвучие - у нас в Дагестане есть понятие "намуз" что-то типа кодекса чести. Если скажем мужчина налакался и уснул у салате, то считается что он "потерял намуз", соответственно к нему относятся с презрением, и вернуть этот самый "намуз" бывает сложно.
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7051
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Ефремов »

Здравствуйте.

Поручик

«...
Вот это и есть среда, формирующая человека.
А вовсе не ПС и ПО.
Иначе, не только Коммунизм, но и социализм недостижимы.
По одной элементарной причине- формирование личности происходит до 5 лет, и человек, выросший при капитализме не сможет изменить своё мировоззрение, т.е можно (согласно теории) менять ПО как угодно, но ПС останутся всё те же.
Вы не задумывались над таким противоречием?»

Нет сомнения, что национальные особенности общественных отношений имеют место быть. Вполне естественно, что на них сказываются культурные и религиозные особенности того или иного народа. Но, видимо, можно выделить общее, проявляющееся в определенных общественно-экономических формациях, для всех народов.
Т.е. если капитализм – это эксплуататорская формация, то он может быть не афишируем в одной культурной среде и, наоборот, выставлен напоказ в другой. Но суть эксплуатации, найм рабочей силы, товарно-денежные отношения от этого не изменятся.
К сожалению, мне трудно судить о различиях межу народами - я знаком только с одной культурой: русской.

Ефремов.
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7051
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Ефремов »

Огромная заслуга Маркса перед обществоведением состоит в том, что он впервые представил развитие общества как естественноисторический процесс, т.е. как процесс, имеющий свою собственную внутреннюю логику. Общество в своем функционировании и развитии подчинено, согласно Марксу, таким же объективным, от воли и сознания людей не зависящим законам, как и природа. Однако между природой и обществом есть и принципиальное различие: историческая (общественная) закономерность реализует себя, в отличие от природы, не иначе, как только через сознательную и целеполагающую деятельность людей. Деятельность и есть способ существования общества, способ, каким человек как субъект исторического процесса творит свою историю. И эта деятельность тем успешнее, чем больше осознает человек законы мира (природного и социального), в котором живет и частью которого является. Ибо действовать он может продуктивно, лишь сообразуя свою деятельность с объективными законами самого бытия. Только так и не иначе. Иными словами, сознательный и целесообразный характер исторического процесса не отменяет его объективности. <...> Закономерность эта подтверждается и фактами реальной истории. Известно, что первобытное общество пребывало в состоянии, которое Гоббс характеризовал как belum omntum contra omnes (война всех против всех). Естественно, брали и пленных. Что с ними делали? Либо убивали и поедали, либо, как исключение, превращали в соплеменников. И лишь потом, значительно позднее, стали превращать в рабов. Почему? Под воздействием доктрины «прав человека» и деятельности правозащитных организаций? Цивилизовались и бездумно ввели, как российская Дума, мораторий на смертную казнь? К счастью для первобытного человека, не было тогда еще ни Думы, ни правозащитников. Правила поведения диктовала сама жизнь. Сколько мог произвести первобытный дикарь своей дубиной, каменными топором и ножом? Ровно столько, чтобы, дай Бог, самому утолить голод. Так зачем же такого превращать в раба? Какой смысл? Не целесообразнее ли воздеть на шампур, пока он еще в теле? Увы, уровень развития производительных сил диктовал и соответствующий характер экономических отношений...
Валерий Новодворский
Публицист
Публицист
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 17 апр 2011, 19:08

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Валерий Новодворский »

Жаль, что ушел на задний план основной посыл автора темы: попытаться объяснить вещи (общественные явления) из них самих. Основной закон капитализма можно сформулировать очень просто: каждый стремится получить максимальный доход (в том числе и наемные рабочие, продавая свою рабочую силу) в абсолютном (а не процентном) выражении. Шатко-валко весь капитализм можно объяснить исходя из этого, подобно тому, как газовые законы можно объяснить, применяя статистические методы к законам механики, действующим для отдельных молекул.

Гораздо интереснее вопрос: что же будет при социализме? Каким законом будет описываться поведение управленцев? Каким законом будет описываться поведение трудящихся, занятых нетворческим трудом? Известный тезис Сталина об увеличении благосостояния трудящихся представляет собой, скорее, указание управленцам, либо мечту, нежели закон, объясняющий (описывающий) функционирование социалистической экономики.

Не кажется ли автору темы, что именно несоответствие законов поведения отдельных, элементарных хозяйствующих субъектов и цели, сформулированной Сталиным и является фундаментальной причиной краха социалистического эксперимента? Повторюсь: критически важно понять эти причины, ибо попытка повторить этот эксперимент без понимания глубоких, фундаментальных причин неудачи эксперимента предыдущего была бы безответсвенной игрой судьбами миллионов людей и имела бы, несомненно, самые удручающие последствия как для самой идеи построения общества социальной справедливости, так и и для отдельных участников эксперимента.

Было бы весьма интересно узнать мнение современных марксистов (не талмудистов-пропагандистов, а ученых) по вопросам, выделенным жирным шрифтом.
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7051
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Ефремов »

Здравствуйте.

Валерий Новодворский

«Каким законом будет описываться поведение управленцев? Каким законом будет описываться поведение трудящихся, занятых нетворческим трудом?»
Могу говорить только за Социализм.
Поведение трудящихся и, в частности, управленцев, при Социализме предопределяется тем же самым законом, что и при капитализме: получением максимально возможной ВЫГОДЫ. Замечу, не прибыли, а выгоды – более широкое понятие.
Так в чем же разница? Разница в собственнике. Если капиталист – это физическая личность и преследует свои эгоистические интересы, то общество, как собственник, преследует общественные интересы.
Как заставить общество стать собственником? Здесь мне видится Совет Трудящихся: http://forum.kprf.ru/viewtopic.php?p=604003#p604003

Не исключаю другой подход. В том числе и дополняющие механизмы.

Вот над этим: как перейти к общественной собственности и следует думать, - как мне кажется. А не идти по пути социал-дарвинизма, в ожидании ближайшего истощения ресурсов и массового вымирания человечества.

«капитализм – это «исключительная вера в то, что деятельность самого гнуснейшего подонка, движимого наиболее низменными мотивами, каким-то образом окажется на благо всем»

«Было бы весьма интересно узнать мнение современных марксистов (не талмудистов-пропагандистов, а ученых) по вопросам, выделенным жирным шрифтом.»
http://www.alternativy.ru/
Есть цикл лекций Бузгалина для студентов: http://www.alternativy.ru/ru/node/1447

Здесь есть интересные материалы:
http://chel-kprf.ru/lekcii-po-filisofii
http://prometej.info/new/

Видимо, профессура всполошилась, что "кирдык" приходит образованию и им вместе с образованием - сегодня много лекций в интернете: http://www.krasnoe.tv/frontPage

Ефремов.
Валерий Новодворский
Публицист
Публицист
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 17 апр 2011, 19:08

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Валерий Новодворский »

Ефремов писал(а): «Каким законом будет описываться поведение управленцев? Каким законом будет описываться поведение трудящихся, занятых нетворческим трудом?»
Могу говорить только за Социализм.
Поведение трудящихся и, в частности, управленцев, при Социализме предопределяется тем же самым законом, что и при капитализме: получением максимально возможной ВЫГОДЫ.
Каким образом выгода управленца (скажем, директора) связана с эффективностью управляемого предприятия? Должен быть какой-то механизм (как при капитализме) жестко осуществляющий эту связь. Иначе - беда. Новый строй может победить только эффективностью производства. Кажется достаточно очевидным, что всякого рода конструкции типа Советов будут легко приручены управленцами и превратятся в пустую формальность, имитацию народовластия.
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7051
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Ефремов »

Здравствуйте.

Валерий Новодворский

«Каким образом выгода управленца (скажем, директора) связана с эффективностью управляемого предприятия? Должен быть какой-то механизм (как при капитализме) жестко осуществляющий эту связь.»
При социализме точно так же как и управляющий на капиталистическом предприятии. Разницы нет - выполняет желание собственника.
На крупных капиталистических предприятиях капиталисты вынуждены полагаться на управляющих. Аналогично и при Социализме.
Мелкие предприятия могут управляться собственниками. Аналогично и при социализме. Но при одной существенной разнице: собственник общество! Предприниматель работает с арендованным оборудованием. Предприниматель, как и капиталист, получает максимум прибыли, управляет предприятием и кадрами по своему усмотрению. Ограничение только одно: не может сдать оборудование на метал и здания под склад – субаренда запрещена.

Как может быть устроена экономика при социализме? Предложу свое представление.
Потребительские блага условно могут быть разделены на несколько категорий. Например: жизненно-необходимые, повышенной комфортности и роскошь. Соответственно, первая группа благ – это «бесплатные» (общественные фонды потребления) и доступные по цене всем слоям населения, некоторые дотационные. Для потребления товаров второй и третьей групп нужно уже потрудиться – иметь заработок выше минимального. Отличие третьей группы товаров от второй – это повышенное налогообложение, для покрытия убытков от дотаций товаров первой группы.
Теперь, что касается производства.
Подавляющее большинство производимых продуктов и услуг определены демографическими потребностями общества. На определенной культурно-исторической ступени развития общество известно, сколько надо театров, музеев, школ, ВУЗов, больниц, поликлиник и т.д. Имея данные по возрастного состава населения известно, сколько надо продуктов питания сбалансированных согласно медицинских норм, известно, сколько надо жилья, транспорта, одежды, лекарств и т.д.
Допустим, точность наших данных по номенклатуре процентов 90% включая продукцию группы «А» - производство средств производства. Тогда все что легко планируется и мало подвержено конъюнктуре и моде мы можем производить массово на высокоавтоматизированных, высокопроизводительных заводах с хорошим контролем качества. Остальную продукцию пусть производят частные предприниматели на арендованном у государства оборудовании на свой страх и риск в условиях рыночной конкуренции.
В этом случае наши модницы будут удовлетворены уровнем обеспечения товарами при социализме.
Естественно, безработицы при социализме быть не должно в принципе! Тогда зная объем потребительских товаров, количество трудящихся, мы элементарно определяем среднюю заработную плату. Зная стоимость продуктов и услуг первой группы (жизненно-необходимые) и средний состав семьи, определим минимальную заработную плату и социальную пенсию.
Вот кратенько примерно так...

Преимуществ, по сравнению с частной собственностью масса, а недостатков, с точки зрения общественных интересов, нет.
Даже то, что предпринимателю не надо иметь начальный капитал, а достаточно только бизнес план, - уже дает такое громадное преимущество: отбираются действительное талантливые предприниматели, а не денежные мешки и не наследники - недоумки.
Второе, аренда средств производства гораздо гибче предприятий с частным капиталом – можно с меньшими затратами и быстрее сменить оборудование и само место расположение. Т.е. перестроить производство на выпуск другой, более востребованной в текущее время, продукции.
Третье, в случае банкротства предприятия, оборудование не идет на металлолом, не продается за гроши, а передается другому арендатору. Потери общества в этом случае ничтожны.
Четвертое, в случае банкротства лучше иметь дело с Народным Государством, чем «капиталистическими акулами» - при частной собственности кредиторы обдерут «как липку». Семья неудачливого предпринимателя пострадает меньше – едва ли есть смысл продавать с молотка личное имущество. Естественно, на начальном этапе становления системы аренды, какая-то материальная ответственность будет – долги кредитору (государству) надо возвращать. Но при всеобщей занятости достаточно высчитывать четверть из заработной платы, как это практиковалось в СССР. В дальнейшем, может и уменьшить – как таковой потери государство несет незначительно: если кредит пошел на закупку материалов, то материалы останутся у государства, изготовленный товар можно продать по сниженным ценам...
Пятое, социальное напряжение в обществе снижается – любой может попробовать свои силы на самостоятельном поприще. Соответственно, общество может двигаться по пути согласия и сотрудничества, а не конкуренции.

Видимо, еще многое упустил.

Ефремов.
Аватара пользователя
Ефремов
Администратор
Администратор
Сообщения: 7051
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 10:30
Благодарил (а): 276 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Ефремов »

Здравствуйте.

Валерий Новодворский

«Новый строй может победить только эффективностью производства»
Я бы сократил фразу до: «Новый строй может победить только эффективностью»...
Т.е. взять шире! Больше производить мы уже скоро не сможем. Надо задуматься над разумным использованием производимого в МЕНЬШИХ масштабах. А есть возможность УВЕЛИЧИТЬ обеспечение общества МАТЕРИАЛЬНЫМИ благами с одновременным УМЕНЬШЕНИЕМ потребляемых ресурсов.
Естественно, это несовместимо с частной собственностью. Частная собственность это не возможность использовать что-то, а в гораздо большей степени ограничение использованием другими. Надо понять эту формулу. И если сможете, улучшить формулировку...

Ефремов.
Валерий Новодворский
Публицист
Публицист
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 17 апр 2011, 19:08

Re: Цель человека и пути ее достижения

Сообщение Валерий Новодворский »

Ефремов писал(а): Я бы сократил фразу до: «Новый строй может победить только эффективностью»...
Пока все же осталось совершенно непонятно, что при социализме удерживает управленца от изготовления ночных горшков ручкой внутрь и что вынуждает их внедрять последние достижения НТП. Угроза увольнения? Но ведь кадровые решения будут принимать те же управленцы. По какому принципу? Совсем не факт что по деловым качествам. Кроме того, класс управленцев очень быстро обеспечит себе социальные гарантии - прежде всего увольнение будет пониматься как перемещение по горизонтали.
Ответить