Примечания:

[1] Пыхалов И. В. Образование в Российской империи, мифы и факты // Общество-среда-развитие 2011 г. № 2 С. 196-200 URl: http://www.terrahumana.ru/arhiv/11_02/11_02_41.pdf

[2] См. например: Сафронов А.А. Первая всеобщая перепись населения России 1897 г.: разработка данных о грамотности, их информационный потенциал и достоверность // Документ. Архив. История. Современность. Сб. науч. тр. – Вып. 3. – Екатеринбург, 2003. – С. 213–214;  Шабад Я. Грамотность евреев в России // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона  С. 756 URl: http://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Грамотность_евреев_в_России ;  А. И. Глозгулов «Переписи народонаселения СССР и капиталистических стран» М. 1936;   Грамотность // Большая советская энциклопедия Изд.3 М.: «Советская энциклопедия»  URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Грамотность/

В странах Европы грамотностью считалось владение навыками чтения и письма одновременно см.: Миронов Б. Н. История в цифрах Л-М.: «Наука» 1991 г. С. 73, 135 таб. 9. (в качестве таких стран обозначены США, Франция, Австрия, Великобритания и Германия). Также важно заметить, что относительно низкие критерии грамотности были и в первых советских переписей населения.

[3] Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М. 1964 г. С. 82

[4] Проблему просвещения Громыко рассматривает в главе под названием грамотеи книжники эпиграфом в которой служит строчка из работы Н. Рубакина: «Произведения лучших наших авторов понимаются и находят прекрасный прием в деревне». К слову сам Николай Рубакин, будучи автором статей «Грамотность» в  ЭСБЭ и НЭС, излагал материалы, которые сами по себе показывали катастрофическое отставание России от стран Европы уже к концу 19 века в вопросах грамотности и просвещения.

[5] Кузьмин М. Н. Грамотность // Большая Российская энциклопедия Т. 7. 2007 г. С. 618;

[6] Пыхалов И. В. Указ. соч. С. 197 URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/11_02/11_02_41.pdf

[7] Про голод написано в том же НЭС («Голод как социально-экономическое явление» Т. 14 С. 43-44) где прямо сказано,  что массовый голод в дореволюционной России был довольно таки частым явлением. При этом издание проходило военную цензуру. Не говоря уже о тяжелейшем продовольственном кризисе, возникшем в предреволюционные годы (См.: Нефедов С. А. Деморафически-структурный анализ социально-демографической истории России. Конец XV – начало XX века - Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005). А взрыв беспризорности, начался ещё в годы  Первой мировой войны.

[8] Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—XX столетий. М. 1973 URL: http://www.regiment.ru/Lib/A/9/3.htm

[9] См. например: Рашин А. Г. «Населения России за 100 лет» М. 1952; Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М. 1964 г.

[10] См. например: Грамотность евреев в России // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона  С. 756.;

[11] Грамотность // Большая советская энциклопедия Вып. 3 М.: «Советская энциклопедия»; Миронов Б. Н. История в цифрах Л-М.: «Наука» 1991 г. С. 73, 135 таб. 9. В последней книге в качестве таких стран обозначены США, Франция, Австрия, Великобритания и Германия.

[12] См. например: Положение об обучении низших чинов пехоты. Отдел II обучение молодых солдат. СПб 1901 г.; Военно-статистические ежегодники армии

[13] «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи»  Вып. VI (данные 1905 г.) / Одесса 1908 г. С. 309, 312.

[14] Рашин А. Г. «Население России за 100 лет» М. 1956 С. 304-305; Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М. 1964 г. С. 52 Со ссылкой на: «Грамотность в России» М. ЦСУ 1922 С. 23; Согласно данным из другого источника (Большая Советская Энциклопедия 2-е издание) грамотность новобранцев в 1913 году составила 73%, с пометкой, что эта статистика «принимала за грамотного умевшего написать лишь свою фамилию» (Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия» Изд. 2 1958 Т. 12. С. 434).

[15] Военно-статистический ежегодник армии за 1912 год СПб 1914 С. 141–142 - http://pyhalov.livejournal.com/58131.html

[16] Рубакин Н. А. Грамотность // НЭС Т. 14 С. 710

[17] Чарнолуский В. И. Спутник народного учителя и деятеля народного образования. СПб. 1908. С. 346

[18] Грамотность // БСЭ / 1-е изд. Т. 18  http://wg-lj.livejournal.com/342004.html

[19] Harvey J. Graff  The legacies of literacy: continuities and contradictions in western culture / 1991 P. 299

[20] Грамотность // Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия 1930 Т. 28 Изд. 1 Столб. 775

[21] Judt, Tony. Socialism in Provence, 1871-1914: a study in the origins of the modern French left. — CUP Archive, 1979. — С. 188. — 370 с.

[22] Томин В. П. Уровень образования населения СССР М. 1981 С.13 Со ссылкой на:  Труды подсекции статистики ХI съезда русских естествоиспытателей и врачей в С-Петербурге 20-30декабря 1901 г. Саб., 1902, с. 37.

[23] «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи»  Вып. VI (данные 1905 г.) / Одесса 1908 г. С. 309, 312.

[24] Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. VI (данные 1905 г.) / Одесса 1908 г. Стр. XII

[25] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб 1995. Табл. 3 С. 288

[26] Лагутин В. Российское образование в контексте мировой истории Калуга 2001. С. 129

[27] «Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг.» / Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг. Москва 2006, кн. 2, стр. 271 Цит. по: Командиры Красной армии - http://samlib.ru/m/muhlisow_rasul_nurlanowich/komandiryrkka.shtml

[28] Россия 1913 год: статистико-документальный справочник СПб. 1995 С. 327

[29] И. М. Богданов Грамотность // Педагогическая энциклопедия М. 1961 Т. 1. Столб. 61 http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000587/index.shtml; Статистический ежегодник России 1913 г. СПб. 1914. Отдел 1 С. 84

[30] Начальное народное образование // НЭС Т. 28 Пг. 1916. Столб. 148

[31] Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page82.html

[32] Недостаточная «загруженность» учителей количеством учащихся объяснялась: «1) отсутствием всеобщего обучения[32] 2) местными условиями: раздраженностью населения, величиною и разбросанностью посёлков и т. п.и вследствие этого неприложимостью в некоторых местностях комплекта в 50 учащихся на одного  учащего» («Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1914 году» Пг. 1916. Статистическое приложение Стр. X ) Может чиновники МНП которые составляли этот официальный свод не знали какие законы в стране принимаются?

[33] Чтение в дореволюционной России: сборник научных трудов 1992 С. 82    http://books.google.ru/books?ei=sfS0Tu3xD8uN-wbhru2EBg&ct=result&hl=ru&id=mVMnAQAAIAAJ&dq=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+1920+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA&q=71+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

[34] Жуков В. И. "Высшая школа России: история и современные сюжеты" М. 2000 С. 143-144:  Статистический ежегодник России 1913 год. СПб 1914 отд. 1 С. 84

[35] И. М. Богданов Грамотность // Педагогическая энциклопедия / М., 'Советская Энциклопедия', 1964. Т. 1 Столб. 612 http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000587/index.shtml

[36] Кузьмин М. Н. Грамотность // Большая Российская энциклопедия / Т. 7 М. 2007 С. 618. ; 
Ежегодник 1913 года

[37] Грамотность в России. К Х-му съезду советов М. ЦСУ 1922 С. 18; «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб 1995.С. 219-221.

[38] Грамотность // Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия 1930 Т. 28 Изд. 1 Столб. 775

[39] Кузьмин М. Н. указ. соч. С. 618.

[40] Perspectives on literacy / Kintgen I, Eugene R., II. Kroll, Barry M., Mike Rose the Board of Thustees,Southern illions University 1988 P. 238 Table 14.1  URL: http://books.google.com/books?id=PSmIDJrSOYQC&printsec=frontcover#v=snippet&q=illiterate%2061&f=false

[41] Кузьмин М. Н. Грамотность // Большая Российская энциклопедия Т. 7 М. 2007 С. 618. Про рост грамотности среди взрослого населения подробнее см.: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М. 1964 г. С. 83-89.

[42] История развития образования взрослых в России / Под ред. Е.П.Тонконогой. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – 114 с. URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=72795

[43] Котомкина Е. А. «Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.» /  Тверь 2002.  С. 19

[44] Кузьмин М. Н. Грамотность // Большая Российская энциклопедия / Т. 7. 2007 г. С. 618; Котомкина Е. А. «Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.» /  Тверь 2002.  С. 21; И. М. Богданов Грамотность // Педагогическая энциклопедия М. 1961 Т. 1. Столб. 612 http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000587/index.shtml

[45] Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М 1ё964 С. 83: Томин В. П. Уровеньобразования населения СССР. М 1981 С. 28.

[46] Жиромская В. Б. Полвека под грифом секретно. Перепись населения 1937 / М.: «Наука» 1996 г. С. 36,94-95

[47] Жиромская Б. В. Указ. соч. С. 93-95

[48] Миронов Б. Н. История в цифрах Л-М. 1991 г. С. 74-76.

[49] http://www.dissercat.com/content/likvidatsiya-negramotnosti-v-srednem-povolzhe-v-1917-1930-kh-godakh

[50] Жиромская В. Б. Полвека под грифом секретно. Перепись населения 1937 / М.: «Наука» 1996 г. С. 96 Кстати примечателен тот факт, что женщин в старших возрастных группах со средним образованием было в два раза больше среди мужчин. Если вспомнить, что по данным самого же Сапрыкина в женских гимназиях училось намного больше, то возникают вопросы об истинных причинах того явления, что в начальных школах девочек училось гораздо меньше и общая грамотность женщин до революции была гораздо ниже, чем среди мужчин.

[51] Котомкина Е. А. Указ. соч.  С. 20

[52] В. П. Вахтеров «Всеобщее обучение» М. 1897

[53] В. П. Вахтеров  Указ. соч. С. 10, 189

[54] http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/118/118603.htm

[55] В. И. Чарнолуский Итоги общественной мысли в области образования СПб. 1906 г. С. 11

[56] Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века М. 1912 г. С. 142-143

[57] Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи (данные 1896 года) – Вып. I СПб. 1898 С.290-291;

[58] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 326, 343.;

[59] Статистические сведения по начальному образования в Российской империи (данные 1905 года) / Одесса 1908 г. Отдел I. С. XXVIII, 306-307

[60] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб БЛИЦ 1995. С. 343

[61] Каптерев П. Ф. История Русской педагогии — Пг. «Земля»: 1915. С. 466 URL: http://www.ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/

[62] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб. БЛИЦ 1995 С. 326

[63] Это данные из работы писателя Г. В. Вернадского: «Число учащихся начальных школ с 1894 по 1914 год увеличилось с 3 275 362 до 8 млн. человек» («Русская история» - М.: АГРАФ, 1997 С. 277). Данные о 8 миллионах учащихся в начальных классах на 1914 год наиболее распространенные в историографии. Они есть как в работах других исследователей, так и в советских стат. сборниках. Но в данной статье мы ссылаемся именно на Вернадского, т. к.  он один из прозападных авторов, крайне антисоветский настроенный и открыто симпатизирующий позднему Российскому самодержавию Дабы никто не обвинил автора в том, что он якобы ссылается на «необъективные» источники.

[64] Подготовительные работы по введению всеобщего обучения в России // Журнал Министерства Народного просвещения Часть XIV № 3-4 С. 3-4;

[65] Там же

[66] Например: в Западно-Сибирском учебном округе рост числа школ шел «в основном за счет сельских одноклассных училищ, финансовое обеспечение которых возлагалось на плечи местного сельского общества» (О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115) - Томск 2011 С. 30).

[67] Социалистическое строительство Союза ССР (1933-1938 гг.). Статистический сборник. / М-Л. Госпланиздад 1938 С. 116-118 - В 1928/29 году 10 466 тыс. в начальных классах и 12 068 200 во всех общеобразовательных учебных заведениях.

[68] Вахтеров В. П. Всеобщее обучение. М. 1897 С. 19-20

 

[69] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь / Т. 28 Пг. 1916 Столб. 143

[70] Подготовительные работы по введению всеобщего обучения и России // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XIV. 1908. № 3-4. С. 3

[71] См. напр.: Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. - Академия педагогических наук РСФСР, 1948; Каптерев В. П. История Русской педагогии — Пг. «Земля»: 1915.

[72] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПБ БЛИЦ 1995 С.

[73] Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. - Академия педагогических наук РСФСР, 1948. - С. 16

[74] Чехов Н. В. «Народное образование в России с 1960-х годов XIX века» М. 1912 С. 146

[75] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб БЛИЦ 1995. С. 343

[76] «Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1914 году» Пг. 1916. Статистическое приложение С. X

[77] СССР в цифрах 1935. Статистический сборник М. 1935 С. 201,263

[78] Каптерев П. Ф. Указ соч. С. 422

[79] Точные данные приведены в работе А. Г. Рашина: 12-летних - 14,4%; 13-летних - 6,7;  14-летних - 2,8%; 15-лет и старше - 1,3%. В сумме около 25 % («Население России за 100 лет» М. 1956) Эта же оценка (в 25%) дана в НЭС: Начальное народное образование // Новый Энциклопедический Словарь / Т. 28 Пг. 1916. См. статистическое приложение: «Начальное народное образование в России».

[80] Начальные училища ведомства  МНП в 1914 году Пг. 1916 С. 76-77

[81] Начальные училища ведомства МНП в 1914 году - Пг. 1916 См: Статистическое приложение Стр. I - II

[82] К слову, надо заметить, что столь высокая рождаемость, в купе с низкой СПЖ, характерна для отстающих стран третьего мира. К примеру сегодня страной с самой высокой рождаемостью является Нигерия а вслед за ней идёт еще несколько африканских стран с низким уровнем жизни (http://www.indexmundi.com/g/r.aspx?v=25). В то время как в сытой и относительно благополучной Европе рождаемость падает (См.: Антонов А. И. Падение рождаемости, кризис семьи и неизбежность депопуляции в Европе в первой половине XXI века (социологический подход) // Демографические исследования URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=783)

[83] Грамотность в России. К Х-му съезду советов / М. ЦСУ 1922 С. 42; Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. / Академия педагогических наук РСФСР, 1948. - С. 16

[84] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник» СПб БЛИЦ 1995. С. 343

[85] Каптерев П. Ф. История Русской педагогии — Пг. «Земля»: 1915. С. 466 URL: http://www.ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/

[86] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 326

[87] См. напр.: Н. К. Гуркина «История образования в России (X-XX века)» Учебное пособие. СПб ГУАП 2001 г. С. 36; Земляная Т. Б. Павлычева О. Н. «Образовательная политика в России в XIX - начале XX века» // Журнал научно-педагогической информации 2011. № 5. URL: http://www.paedagogia.ru/2011/66-05

[88] Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page82.html

[89]Социалистическое строительство Союза ССР (1933-1938 гг.). / М-Л. 1938 С. 117 Таб. 2

[90] Россия 1913 год: статистико-документальный справочник СПб 1995 С. 16-17

[91] Колыханов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг. [Электронный ресурс] // Палладиум. 2010. URL: http://pspa.ucoz.ru/load/0-0-0-10-20

[92] Чехов Н. В. Указ. соч. М. 1912 С. 146

[93] Цит. По: Пётр Кабытов «Русское крестьянство в начале 20 века» / «Самарский университет»1999 С. 34

[94] Каптерев П. Ф. История Русской педагогии — Пг. «Земля»: 1915. С. 463-465 URL: http://www.ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/

[95] Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. VI (данные 1905 г.) / Одесса 1908 г. Стр. XXXVI

[96] Чехов Н. В. «Народное образование в России с 1960-х годов XIX века» М. 1912 С. 155

[97] Каптерев П. Ф. Указ. соч. С. 463-465.

[98] Переписи школьные // Статистический словарь / Боярский А. Я., Ежов А. И. — М.: Статистика, 1965. С.407

[99] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь / Т. 28 Пг. 1916. Столб. 147

[100] Для сведения, по списочным данным в 1911 году в Западно-Сибирском учебном округе в школах числилось 125 970 мальчиков и 53 042 девочек. А перепись насчитала в школах только 129 799 мальчиков и 50 172 девочек. В Восточной Сибири по спискам числилось 60 745 мальчиков и 28 426 девочек. А перепись насчитала 57 947 мальчиков и 26 983 девочек. (Однодневная перепись начальных школ в Империи проведенная 18 января 1911 года. Вып. XII-XV С. 2-5, 27)

[101] Грамотность в России. К Х-му съезду советов / М. ЦСУ 1922 С. 32

[102] Грамотность в России. К Х-му съезду советов / М. ЦСУ 1922 С. 25

[103] Грамотность в России. К Х-му съезду советов / М. ЦСУ 1922 С. 29, 32

[104] Начальное  народное образование // НЭС/ Т. 28 Пг.:1916 г. См: Статистическое приложение

[105] Hugo Franz Brachelli, (Ritter von) «Statistische Skizze der Österreichisch-Ungarischen Monarchie: nebst den okkupierten Ländern Bosnien und Herzegowina und dem zollvereinten Fürstentum Liechtenstein». — Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1892.— С. 25 URL:  http://books.google.com/books?id=dTcKAQAAMAAJ&q=%223478015%22&dq=%223478015%22&hl=en&ei=1mEDTtvCD8bMswavoPHqDQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=10&sqi=2&ved=0CE8Q6AEwCQ

[106] Малькова З. А.  Соединённые Штаты Америки  X. Просвещение. // Большая Советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 24. URL: http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/104/136.htm

[107] Начальное  народное образование // НЭС Т. 28 Пг.:1916 г. См: Статистическое приложение

[108] Каптерев П. Ф. указ соч. С. 422

[109] Введенский В. Н. История развития образования в России ХХ - начала ХХ века (Аксиологический аспект). / Екатеринбург. АМБ - 2007 С. 95

[110] Цит. по: Введенский В. Н. Указ. соч. С. 95 Со ссылкой на: Проекты российских школьных реформ 1915 г. / сост А. М. Обухов. – М., 1915 – С. 2.

[111] Котомкина Е. А. «Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.» /  Тверь: Лилия Принт, 2002. С. 22

[112] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 23

[113] Котомкина Е. А. Указ соч.  С. 22

[114] Полноценная инфраструктура подготовки педагогических кадров была создана только в 1920-1930 годы. Проблема недостаточного образовательного ценза школьных учителей была очень актуальна вплоть до середины 1930-х годов. См.: Котомкина Е. А. «Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.» / Е.А. Котомкина. Тверь: Лилия Принт, 2002. - 244 с.

[115] Каптерев П. Ф. Указ соч. С. 422

[116] А.В. Захаров Доступность школы и грамотность населения в Костромской губернии / Кострома 1913 С. 37 Цит. по: Рашин А. Г. «Население России за 100 лет» М 1956. 

[117]  Цитата по: Петр Кабытов «Русское крестьянство в начале ХХ века» / Самара: Изд-во «Самарский университет» 1999 г. С. 35 Со ссылкой на: Петерсон Н. П. Просвещение. СПб., 1904. С.67.

[118] Пётр Кабытов Указ. соч. С. 34-35

[119] Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX - начало XX в.) //Педагогика №4 2001 С.79-80

[120] «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 351-352

[121] Чехов Н. В. «Народное образование в России с 1960-х годов XIX века» М. 1912 С. 145-147

[122] . Средняя же арендная плата за 1 помещение для школ МНП равнялась 275 рублей (47 р. 52 к. для церковных школ). Если вспомнить, что казенное пособие на один школьный комплект  составляло 390 руб. выходит, что в таких школах большая часть казенных средств уходило на аренду помещения.

[123] О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115) - Томск 2011 С. 30-31

[124] Там же.

[125] Розова С. И. Полвека в школе. Повесть о жизни сельской учительницы. / Ярославль, 1952. С. 20-26.

[126] Константинов С. Два года в земской школе./ Кн. Записки очевидца. М., 1991, С.407-484

[127] Начальное народное образование // НЭС Т. 28 Пг. 1916. Столб. 144-145

[128] Колыханов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг. [Электронный ресурс] // Палладиум. 2010. URL: http://pspa.ucoz.ru/load/0-0-0-10-20 Со ссылкой на: Коммунистическое просвещение.1933 №3.С.30.

[129] Каптерев П. Ф. История Русской педагогии — Пг. «Земля»: 1915. С. 467 URL: http://www.ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/

[130] Беленцов С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков: Автореф. дис. д-ра пед. наук - Курск – 2007; Беленцов С. И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX – начале XX веков. / Курск 2005 С. 125-128

[131] Цит. по: Беленцов С. И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX – начале XX веков. / Курск 2005 С. 126-127

[132] Зато по мнению Сапрыкина «к 1915 году удалось достигнуть хрупкий консенсус»

[133] С. И. Беленцов Указ. соч. С. 127 Со ссылкой на:

[134] М.В. Богуславский Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. - 2006. - N 3. - С. 16

[135] Цит. по Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг: становление "нового человека" / СПб 2003 С. 15

[136] См: Богуславский В. Н «ХХ век российского образования» М. 2002; Поздняков А. Н. «Власть, общество и школьные реформы в России. (конец XIX – начало XXI веков)» / под. ред. Ю. Г. Голуба. Саратов: издательство Саратовского университета 2005 С. 51

[137] Поздняков А. Н. «Власть, общество и школьные реформы в России. (конец XIX – начало XXI веков)» / Саратов 2005 С. 32

[138] П.А.Столыпин программа реформ: документы и материалы. Т. 1 М.:РОССПЭН, 2002 URL: http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stpn1_80.html

[139] Формальным поводом для того, чтобы «забанить» законопроект, стал вопрос о церковно приходских школах. Вопрос, о дополнительном финансировании (1,5 миллиона) начального образования, которое гос. совет хотел спихнуть на Синод. Подобно тому, как огромную долю финансирования и обеспечения школ казна попросту спихнула на нужды земств. А так же вопрос об их принадлежности. Думские реформаторы хотели включить ЦПШ в общую школьную сеть, чему препятствовал Гос. совет. Одновременно возникли разногласия по поводу доп. 1,5 миллионов руб. (Абрамов В. Ф. Земство народное образование и просвещение // Вопросы истории 1998 №8).

[140]Начальное народное образование // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона./  СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/71355/Начальное

[141] Цит. по: Поздняков А. Н. Указ. соч. С. 32-33

[142] Там же

[143] Каптерев П. Ф. История Русской педагогии Пг 1915 С. 255-256

[144] Поздняков А. Н. Указ. соч. С. 33

[145]http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:9cZRGLiqr7kJ:www.parliament.uk/briefingpapers/commons/lib/research/briefings/snsg-04252.pdf+%22Higher+education+statistics%22+Britain+1910&hl=ru&gl=ru&pid=bl&srcid=ADGEEShcSsXjYKXhRfPCYrIuJ-h6qZRaryETQE_LlkLCr9zv0gveacs0D8I78ePzRG4_jBGMsonMy-TYSrGmVtQhzU4lTGIQGi0NlrkGUnaTgSSEnaJ6UFidZ-KZvO5kLVtaUxYR7Zvk&sig=AHIEtbR38huiPIPa9elVXS9-2JNGP9vqRA

[146] Из "Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещение» гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г. Цит. по: «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 345

[147] Сапрыкин писал про катастрофические потери в науке и техников результате белой эмиграции (куда уж там катастрофа - нахлебников-бездельников выперли, на равных со всеми работать заставили). А я вот подумал, может просто терять было особо некого! Ну это так, к слову.

[148] Жуков В. И. "Высшая школа России: история и современные сюжеты" М. 2000 С. 139-140

[149] На «Орле» в Цусиме:  Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг. / Судостроение, 1968 С. 68.

[150] История Германии: учебное пособие в 3-х тт. / Т.2 М. 2008. С. 60,92

[151] Миронов Б. Н. История в цифрах Л. 1991 г. С. 136 Статистические данные из той работы принимаются и другими авторитетными учеными, см. напр.: Жуков В. И. "Высшая школа России: история и современные сюжеты" М. 2000 С. 139; Ерофеев Н. В. Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. №1.

[152] С. Пястолов А. Шатин  «Российский университет: становление культуры управление» // Высшее образование в России 2004 г. - № 3 - С. 170

[153] Иванов А. Е. «Российское студенческое зарубежье конец XIX - начало XX века» // Вопросы истории естествознания и техники 1998 г. № 1

[154] Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века М. 1912 г. С. 220-221

[155] Рубакин Н. Грамотность // НЭС. Т. 14 Столб. 702

[156] Статистический ежегодник России 1915 год (год двенадцатый) Пг.1916 г. Отдел I С. 144

[157] Миронов Б. Н. История в цифрах - Л.: Наука 1991 С. 136

[158] Там же

[159] Жуков В. И. Высшая школа в России - М. 2000 С. 149-151

[160] СССР в цифрах 1935 / М.: 1935 С. 263 Табл. 1

[161] Колыханов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг. [Электронный ресурс] // Палладиум. 2010. URL: http://pspa.ucoz.ru/load/0-0-0-10-20

[162] Подронее см.: Котомкина Е. А. «Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.» / Тверь: Лилия Принт, 2002. - 244 с.

[163] Котомкина Е. А. Указ. соч. С. 41

[164] Россия 1913 год: статистико-документальный справочник - СПб БЛИЦ С.330 Табл. 3

[165] Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page82.html; Чехов Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии М. 1922 С. 140

[166] Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. 1948. С. 17 примерно тоже выходит при подсчёте данных переписи 1926 года - http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_age_26.php

[167] Колыханов Д. В. Указ. соч.

[168] Богданов И. М. указ. соч. С. 17

[169] Культурное строительство в СССР. Статистический сборник / М.-Л. 1940 С. 7

[170] Всеобще обучение //  Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page82.html

[171] Социалистическое строительство Союза ССР (1933-1938 гг.) С. 117

[172] См: Дьяченко В. П. История финансов СССР М.: «Наука» 1978

[173] Жуков В. И. указ. соч. С. 150 Сапрыкин оспаривая данные финансирования настаивает на том, что огромная часть финансирования шла из неказённых источников. Понятное дело, что земства и простые люди прекрасно осознавали необходимость развития образования и потому жертвовали огромные деньги. Точно также и в 1920-е гг. значительную часть финансирования образовательных учреждений брали на себя органы на местах. Так же и в других странах, например в Англии образовательные учреждения финансировались так же и из местных бюджетов. Но ведь речь идёт именно о гос. финансировании. О том, как правящая элита относилась к проблемам просвещения, а не то, как земства и разные энтузиасты на местах своими усилиями спасали ситуацию.

[174] 270 751тыс.  руб. - расходы всех ведомств на просвещение, от 3 287 918 всех средств израсходованных казной (См.: Русский календарь на 1917 г. А Суворина. Сорок шестой год. Пг. 1916 С. 116,131).

[175] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. К.К. Арсеньева. – 14-й том. – СПб.: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1913. Столб. 145-147

[176] См.: Нефёдов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. /  Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005. С.395-936

[177] Начальное народное образование // НЭС / Т. 28 Пг. 1916. Столбец 147

[178] «Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.» Пг., 1914. С. 283-290 Цит. по: «Россия 1913 год: статистико-документальный справочник». СПб. БЛИЦ 1995 С. 345

[179] http://gatchina3000.ru/big/073/73584_brockhaus-efron.htm

[180] См. Фёдоров В. Г. «В поисках оружия»