Конечно, моднее было бы начать на манер прогрессивного тусовочно-газетного или радиотелевизионного «диджей-цицерона».

«В Самаре 8 сентября состоялся грандиозный стеб в честь дядюшки Урбана. В Струкачах набилось пиплу – не до кумара. Тут тебе и гирлы с блатными ксивниками. Мочалки с пивными батлами. Драйверы с иномарок в мажорных прикидах и беспрайсовые чулдраны-пионеры. Крезанутые ботаники в цивильниках, зажимая буквари, в темпе рулили на выход. Урла чесала кулаки и морщила шнобели в ожидании мазы. Но учинить гасилово не склеилось. Так же как обломилось клево дринкнуть или ширнуться – полисы стремали и шмонали всех глючных. Зато трындеж был кайфовый. Завернутые велорокеры и сноубордисты оторвались… в дугу»…

Вам противно или смешно? Но это стиль, правильнее сказать, жаргон, соответствовавший атмосфере молодежного «Вавилона», впервые устроенного месяц назад в парке культуры и отдыха им. Горького. Вот некоторые из рекламных слоганов хваленой тусовки: «Все на борьбу с культурным голодом! Snickers, МУЗ ТВ и Европа + представляют… Впервые в нашем городе!!! Ежегодный молодежный базар «2001»… Пройдет фестиваль всего, что связано с молодежной культурой. Это грандиозное событие, которое соберет всю культурную молодежь города…

«Snickers URBANIЯ 2001» – это Город и я, город и мы… Это событие, объединяющее все то, что произошло в молодежной культуре за последние 10 лет. Новая музыка. Новый спорт. Новая еда…

ОРЕХОВАЯ ZONA – это зона музыки, моды и танцев… Белка, лучшая телевизионная ведущая на МУЗ ТВ. Голос улиц - группа Корабль, DJ Polina (Garage) от радио Европа +, самая модная музыка, танец улиц - Da Boogi Crew. Это звуки улиц.

НЭОЛИМПИЯ – чем занимается молодежь, как они (!) проводят свое свободное время? Новый спорт - роллеры, скейтеры, соксеры, велотриальшики покажут своё искусство, свой опыт, и каждый сможет этому научиться. Это жизнь улиц,

ПОЛИГОН ВЫЖИВАНИЯ - жизнь в городе полна всяких неожиданностей. Как избежать их, как выкрутиться, как отвертеться? Полезные навыки для выживания. Это изобретения улиц.

ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ - здесь находится ОН! Памятник Великому Урбану, памятник величайшему городскому жителю, памятник каждому жителю города! Здесь новое искусство графити и боди-арт. Что рисует молодежь, как она рисует? Ведущие графитчики; Шаман & Со. Это искусство улиц. ЧЕЛ.АУТ – место отдыха мятежной молодежной души… Это легенды улиц.

БАZАAR - городской базар, где можно купить всё необходимое, для жизни в городе. Одежда от культовых российских дизайнеров «Нина Донис», уникальная коллекция ДНК URBANиЯ, созданная специально для сегодняшнего дня. Всё можно потрогать своими руками, померить и купить. Одежда города для каждого жителя по символическим ценам! ЭТО мода улиц. «Snickers URBANIЯ 2001» - ВСЁ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ УЛИЦ И МОЛОДЕЖИ…

Об орфографии и синтаксисе, вы поняли, лучше и не заикаться. Оставим без критического осмысления и то ли крезанутую, то ли глючную музыку гирл, урл, мочалок и чулдренов… Тем более, что даже некоторые праздные фанаты МУЗ ТВ в момент самокритических потуг называют сей фрукт бытия «каналом молодых дебилов».

Короче, вот всего лишь нарезка из лоскутиков «фестивальных» впечатлений.

8 сентября ближайшая к пивзаводу окраина парка Струкова-Горького, то есть, пардон, Империи Урбана была совершенно хаотично располосована на уделы. Часть из них мы перечислили, цитируя рекламный пресс-релиз. А вот еще некоторые:, Ё-да, ЛабаZ, Сиди, ДОZА. На прилавках – Fеньки…

Не подумайте чего крамольного: ДОZА имеется в виду не наркотическая – доза сникерса, эмблема которого напоминает торчащий из ладони шприц, но без иглы. Аналогия изящна, эстетична, а главное – невинна, как и само слово «доза». Урбан, он, вообще, чувак целомудренный, скромный, головастый и учтивый.

Что касается высокого искусства боди-артистов и графитчиков, то перлами их «живо-писи» помечено все повсюду и кругом, где даже совсем и не обязательно. Ну, очень «живо писают», прям как доясельные чулдраны. Хотя, будем справедливы, в некоторых угадывается почерк рисовальщика не без задатков. Общехарактерно, что каждый «Пикассо» непременно отдает ренуаровский долг определенному куску нагого женского тела (необязательно красивого). Предпочтение – торсу и заду. Как будто перед «живо-писцами» нарочно поставлена цель: разнагишать и расчленить женщину, вытащив на всеобщее обозрение каждый сокровенный участок ее плоти, и тем самым превратить ее в податливую мочалку, неодушевленный объект для торга по частям.

Площадь искусств украшена надувной рукой со сникерсом величиной с гиппопотама. Тот еще пёрл искусства! А вся бьющая гейзером струя высокого «арта» подогревается мудрейшими призывами: «Не торопись – урбанись».

Урбания кишмя кишит улыбчивыми мальчиками и девочками в униформе, всем предлагающими по «супердешевой цене» (7 ре) батончики «сникерс». И тут уже не до ухмылок, ведь это уже не дети, а готовая, зомбированная, вышколенная и патентованная челядь: лакеи, форейторы, привратники, грумы, пажи и агенты властителей Империи Урбана – ЗОНЫ потребления и употребления всех и вся…

Впрочем, не стоит обманываться, великий Урбан – отнюдь не папа римский, что сподвиг европейцев на первый крестовый поход. И даже не латинская обертка нашего города. Урбан – это Сникерс (Марс, Баунти, Пикник, Твикс), идол не думающих, но жующих. Лучше жевать, чем говорить. Однако не отягощенная интеллектом молодежь давно предпочитает батончику пломбовыдиралок… пиво. На каждом пятачке гимнастически развитые, в смысле, кто на корточках, кто в раскоряк, девочки с «батлами» Клинского или Очаковского, Бочкарева или Солодова...

В одном закутке водружена тумба с мировыми (на всю планету) объявлениями, бесспорно, претендующими на оригинальность, а то и гениальность. Об уровне «писцов» можно судить по таким вот уникальным сокровищам словесности: «Симпатичные девчёнки ищут спутника вокруг земли. ГАГАРИНА не предлагать»! Столько гонору! А ведь искренне жаль убогоньких: ну, разве дано было узнать и тем более прочувствовать этим завернутым гирлам, о ком мечтали их сверстницы-соседки по планете 40 лет назад (в 1961-м)?! Вряд ли, ведь в соседнем секторе ЧЕЛ.АУТ для их серенькой внутричерепной кучки намалеван умный лозунг: «Когда наступает конец». И все! Никаких сопровождающих сюжетов и перспектив. А рядом сектор ПОZА – на плакате грязный след стопы то ли в дерьме, то ли в другом физиологическом выделении. Это и есть «место отдыха мятежной молодежной души»?

На Площади выживания или экстремальных видов спорта сосредоточенно соревнуются акробаты на колесных конструкциях. Трюки отработаны недурно, даже, наверное, почти профессионально. Но не покидает ощущение, что здесь нет здорового спортивного азарта. Взамен – риск ради риска, адреналиновый фонтан, аномальная бравада, экстрим превыше всего. А это уже не спорт – лишь способ эгоистического самовыражения, доказательство суперменства. Торжество мелкого, но самоупоенного «Я». Вся энергия «суперов» направлена не на коллективное созидание, а на утоление своих страстей. Ради адреналиновой шизы парни готовы покалечиться и даже более того.

Теперь о языке вывесок, сленговых экспериментах, лексических выкрутасах. Да уж, авангардисты и реформаторы русского языка могут рукоплескать успехам «урбанов». Налицо – сатанинская смесь кириллицы и латиницы. Повторяю, речь уже не о грамматике. В империи Урбана-Сникерса каждый пишет, как он слышит. А слышит, увы, лишь вполовину родное. Такого разносортного лингвистического гибрида история еще не знала. А то бы утопила или сожгла, как еретика или ведьму, которые, надо признать, провинились куда меньше, чем изобретатели этой душевно опасной тарабарщины.

Вот, пожалуй, и «все, что связано с молодежной культурой и произошло в ней за последние 10 лет». Мы недолго «боролись с культурным голодом». Однако нутро до сих пор выворачивает. Уже, уже слышу упреки в старомодности, непрактичности, консерватизме. Позиция критика в таком деле невыигрышна. Однако правда требует жертв. Потому что слишком много добровольных прислужников и коммерческих трубадуров у Императора растления и обалбесивания наших мальчишек и девчонок. Потакать дурновкусию, пошлости, цинизму, славить фестивали распоясанных инстинктов, молодежных кумиров и тупых приколов ненакладно. Скорее, даже приятно - в плане конъюнктурной возгонки дешевого авторитета типа «продвинутого боя», даже если данный «бой» лыс, морщинист и замшел, как прошлогодняя лепешка. Мы знаем очень многих такого рода «певцов» попа-рока, стеба и андреграунда родом из идеологических отделов ВЛКСМ: пионерских и комсомольских вожаков, моралистов советской прессы….

Честно говоря, очень бы хотелось, чтобы никто НЕ ЗНАЛ ВСЕ ЭТО ИЗ ЖИЗНИ УЛИЦ И МОЛОДЕЖИ. Но чудес не бывает. Остается надеяться, что каждый понял праздник Урбана по-своему – в зависимости от степени своего… Ну вы поняли. Кто-то все это зажевал, кто-то оттянулся, кто-то сникерснул, кто-то сплюнул и забыл. А вот которого засосала империя по выдергиванию зубных пломб, тут уж Fенька ему в помощь. Попробуй-кось «выкрутиться и отвертеться».

Так что умствующие урбанята, вам выбирать, кому служить – резиновой лапе с пластилиновой дозой, Жвачному королю Сникерсу или РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДОБРУ, ЛЮБВИ, ЖИЗНИ, МАТЕРИ, ЗЕМЛЕ, РОССИИ, РОДИНЕ. Но только без всяких басурманских заимствований и вкраплений. Не приведи Господи…

Владимир ПЛОТНИКОВ. {mospagebreak title=СТАТЬЯ 2.} СТАТЬЯ 2.

После выхода этой статьи на страницах «Волжской зари» завязалась полемика, любопытная тем, что на вызов автора откликнулась юная представительница тех самых урбанов. Думается, сам тон эпистолярного спора в немалой мере характеризует очень многие идейные перекосы в сознании современной молодежи. Вот дословный текст, напечатанный в газете: ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

После выхода спецвыпуска «Комсомол» от 11 октября 2001 года в редакцию пришло не совсем дружелюбное, но искреннее «письмо-рецензия» на статью В. Плотникова «Урбаны в Струкачах, или фестиваль жующих» за подписью «Татьяна, 14 лет». Вот оно:

«Здравствуйте, уважаемый товарищ Владимир Плотников!

В своей статье "Урбаны в Струкачах, или Фестиваль жую­щих" от 11.10.2001 г. Вы изобра­жаете сегодняшнюю молодежь (будущее нашей с Вами Роди­ны!) тупым, жестоким, ничего не понимающим чудовищем. По Ва­шему субъективному(подчерки­ваю: СУБЪЕКТИВНОМУ!) мнению, всю молодежь нужно посадить, изолировать, а лучше перестре­лять. Если Вы считаете, что куль­тура молодежи - отвратительна или, вернее, ее (культуры) про­сто нет, то это еще не значит, что все именно так. Да, конечно, что-то действительно неприем­лемо, но есть очень много хоро­шего, чистого и светлого. Не вся молодежь курит, пьет и наркоманит. Все люди разные. Между прочим, это Вы, наши родители, взрослые и умные дяди и тети, толкаете нас на это. Пусть у нас свой язык, своя музыка, своя мода. К Вам это никакого отно­шения не имеет. Мы не лезем к Вам в душу, и Вы не плюйте и не топчите ее, родимую, своими грязными ботинками.

Мы вырастем. Ведь все это преходяще. Так что у России есть светлое будущее, можете не со­мневаться. Только не мешайте нам. Вы же сами понимаете, что статьями такого содержания Вы ничего не добьетесь. В наше вре­мя существует масса других, более важных проблем, решайте лучше их. О себе мы позаботим­ся сами, тем более что кроме нас самих это никто не сделает. Лучше обеспечьте нам для этого условия, мир без войны, голода, нищеты, наркотиков, СПИДа. Дайте нам действительно бес­платное образование. И главное - СВОБОДЫ! И тогда у нас все получится.

С уважением Татьяна, 14 лет».

 

Отсутствие фамилии не слишком расстроило редакцию. Куда важнее, что пришел живой отклик на поднятую проблему. Лучше злая реакция, чем никакая. Лучше полемический запал, чем молчаливое равнодушие. Письмо интересно тем, что выражает взгляды той части нашей молодежи, которая оказалась на перепутье. Природный родничок души и совести, зовущий к поиску справедливости, кипят в юных сердцах с одной стороны. А с другой, дети своего времени, своей среды, невиданной субкультуры, они невольно несут на себе отметины тех тенденций, в том числе культурных, которых не дано избежать никому. Тем более в столь незрелом возрасте. Вопрос: в какой степени каждый способен держать удар, защитить свое гордое «я» от захлеста современной масс-культуры. Мы решили целиком напечатать письмо Татьяны для свободного обмена мнениями по поводу «заточенных» ею вопросов. Мы готовы продолжить дискуссию и опубликовать любые неординарные письма, если их стиль не выходит за рамки этики.

Первый отзыв, разумеется, остается за автором статьи, который своей фамилии не скрывает.

СВОБОДА БЕЗ ГРАНИЦ – ЕСТЬ БОЙНЯ И РАБСТВО

Уважаемая Татьяна! В целом я доволен твоим письмом. И постараюсь ответить по всем пунктам «обвинений». Во-первых, меня радует, что ты обратилась к автору чисто по-русски: «товарищ». Действительно, не господин, не сударь, а товарищ были самыми уважительными и ценимыми в среде лучших русских людей обращениями. Ты только вспомни: «Товарищи его трудов» (Рылеев о Ермаке), «Товарищ, верь: взойдет она» (Пушкин к декабристам), «Пока не поздно – старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем – братья!» (А Блок, «Скифы»). Товарищами звал своих соратников гоголевский Тарас Бульба. Наконец, все герои-победители Великой Отечественной войны были ратными товарищами…

Огорчает, что в твоем «товарище», на мой взгляд, все-таки сквозит скрытая насмешка. Увы, не ты виновата, что это замечательное слово русских героев в последние 10-12 лет постарались обгадить и испохабить. Но, по счастью, не удалось ни то, ни другое. «судари» не прижились, а «господа» вызывают издевку. Ну, право же, можно ли придумать что-либо нелепей и обидней, чем величать господином бомжа или безработного! Так ведь, товарищ Татьяна.

Радует, что, встав на защиту своего поколения, ты пыталась азартно, подчистую разделать такого «старого валенка», как я (который, между нами, совсем еще не стар).

Огорчает же непримиримость к оппоненту, которая ничем не лучше и не слабее большевистской. Ведь твои ярые обличения, по существу, продиктованы не объективностью, подкреплены не аргументами, а являются плодом эмоций. Мне приписано то, на что даже нет намека (ну, где это я кровожадно призывал сажать и расстреливать молодых?). Впрочем, никто не застрахован от перегибов. Я не исключение. Поэтому готов признать, что был не совсем прав в своих характеристиках. Но, пойми, Таня, это не от ненависти к молодежи, а, наоборот, от боли за ее судьбу, весьма неопределенное будущее. И если бы ты внимательно читала весь спецвыпуск, то увидела бы не только то, что тебе хотелось видеть (как автор зол, несправедлив и жесток), но и другое, светлое, воодушевленное, что написано товарищем В. Плотниковым о вас, молодых, в самом начале выпуска. Приведу несколько фраз: «Молодые, гордые, красивые! Если есть вы такие, откликнитесь, не молчите, пишите, кричите, боритесь. Ждем вас, ваших горячих слов, дерзаний и дел!.. Комсомол - это ширь наших благородных помыслов и дерзких мечтаний, поиск добра и справедливости, знания и самосовершенствования, мира и любви… Комсомол - это символ юности, как связующей скрепы времен и поколений. Комсомол – это состояние души, это кровоточащий рубец непобедимого, великодушного и доброго сердца народного. Комсомол – это традиция русской общинной всеотдачи, массового героизма - доблести, самопожертвования, самоотречения и мужества. Комсомол – вечная дань бестрепетному ордену витязей, высочайшему подвигу, бескорыстному патриотизму великих мальчиков и девочек, юношей и девушек, лученосцев и берегинь… КОМСОМОЛ – Колокол Молодежной Солидарности, Мира, Отваги, Любви!»…

Или, Танечка, ты не заметила этих слов? Или, может быть, тебе они неинтересны, а интересно лишь то, что подкрепляет твою заданную «правоту» о нехорошем товарище В. Плотникове? Только тогда что это, как не твоя личная субъективность и тенденциозность, которую ты приписываешь и мне?! Поверь, я не ругаюсь, я просто пытаюсь разъяснить положение вещей и расставить точки над i. Причем, для твоей же пользы. И, вообще, неужели никому нельзя сказать ничего критичного в адрес молодежи? Разве тебе лично нравится, когда только хвалят? Пойми, мне, чтобы заочно заслужить твою благосклонность, проще было облить праздник Урбана умилительными и восторженными дифирамбами. Что, тогда бы я был свой в доску?! Нет более легкой тропки к чужому сердцу, чем похвала и лесть. Чуток пославословил, и вот ты уже самый милый и хороший, званный и желанный. Пойми, что внутри как раз таких хвалителей-угодников таятся подхалимы и перевертыши, которые 12-15 лет назад так же упоенно славили, а потом продавали и предавали все советское! Отсутствие самокритичности не украшает никого. Согласись, я бы запросто мог обидеться на те обвинения, которых не заслужил, то есть за то, чего не говорил, но что ты мен приписала.

Кстати, мнение всегда бывает сугубо СУБЪЕКТИВНЫМ. Ты ведь тоже чисто субъективно записала меня в расстрельщики-тюремщики молодежи, хотя я ни от кого ни разу не слышал, чтобы мои заметки вызывали столь изуверские аналогии. В то же время субъективное мнение способно приблизиться к объективному – к общей тенденции, которая, согласно статистике, характерна действительному положению вещей. А оно именно безрадостное (я мог бы подтвердить это выкладками десятков специалистов и, главное, беспристрастных документов). Так что мое субъективное, личное мнение в данном случае – вовсе не мнение озлобленного одиночки, а одна из составляющих общественного мнения, точнее вывода о реальном положении в стране. Одним словом, лучше и умнее - быть максимально терпимым к мнению друг друга.

Радует, что ты так, вероятно, не просто оптимистична, но добра и полна веры в чистые идеалы: «есть очень много хорошего, чистого и светлого… Есть светлое будущее… Дайте нам действительно бесплатное образование. И главное – СВОБОДЫ!». А вот здесь, «стоп мотор»!..

Огорчает, что ты легко бросаешься такими основополагающими словами. Свобода - не просто вгорячах вылетающий звук, а глубокое философское понятие. И если ход его применению дать бездумно, последствия могут быть непредсказуемыми. Со свободой необходимо разбираться особенно тщательно. Самые страшные преступления на этой земле совершались под прикрытием знамени «свободы». Грабитель убивает ночного прохожего, бормоча оправдательный мотив: «Мне нужен твой кошелек, чтобы освободиться от нужды».

Один из самых умных людей, которого сейчас предали незаслуженному осмеянию, заметил: «Свобода – это осознанная необходимость». Проще говоря, полной СВОБОДЫ нет и не будет никогда, пока ты живешь в обществе, в природе. Кто-то, вооружась фантиком «свободы», наверняка захочет свободно мучить и убивать животных, и не только их. Найдутся и такие граждане (не товарищи), которые захотят ограбить, обесчестить и даже убить тебя или любую другую, казалось бы, свободную девушку. Тебе такая их «свобода» нужна? Конечно, нет, она тебе претит, да и прямо противопоказана.

К счастью (а не к сожалению), пока нет узаконенной СВОБОДЫ на все. Несмотря на то, что даже сейчас по нашим законам можно все, что не запрещено законом. Это циничный и преступный подход, дающий плохим людям индульгенцию (т.е. «право и оправдание») на все, что продиктовано их желанием, зачастую извращенным. Убежден, тебе самой не по душе СПИД, наркомания, терроризм, проституция, разгул преступности, унижение сильным слабого. А ведь все это не что иное, как плод неполной, но и не контролируемой «свободы». Постараюсь на понятных примерах доказать, что стремление к полной свободе чревато рабством, правовым беспределом и смертью для большинства!

Наша страна за последние 15 лет наглоталась столько «свобод», что стала в десятки раз беднее и слабее, лишилось половину населения (часть отошла вместе с суверенными республиками СНГ, часть эмигрировала, часть померла, часть никогда не родится, хотя была «в проекте»). После 1988 года, когда по ТВ прозвучала знаменитая фраза «У нас секса нет», началась кампания по отмене всех нравственных ограничений - сексуальная революция, которая привела к 50-кратному росту только сифилиса! К массовой проституции и порнографии. К продаже миллионов славянских красавиц в заграничную неволю (гаремы, публичные дома). К появлению сотен тысяч стерилизованных и обреченных на бесплодие девушек!

На рубеже 80-90-х бандитам дозволили безнаказанно (на 99,9 %) вооружаться, заниматься разбоем и рэкетом, аферистам – спекуляциями. И при этом ни перед не отчитываться о источниках доходах. Вот тебе налицо свобода на доходы любыми способами. Тогда и началось массовое превращение самых беззащитных жителей России в бомжей и «жмуриков»! Само собой. милиция и все жители доподлинно знали и знают, кто бандит, а кто вор, но не мешали и поныне не препятствуют свободному предпринимательству отморозков и мошенников, которых покрывала власть и беззаконный… закон! В итоге преступники стали «свободными и богатыми, знатными и достойными» людьми - нуворишами, новыми русскими, банкирами, директорами предприятий, работодателями… Зато 90 % ограбленных ими честных и законопослушных сограждан – несвободными наемными работниками, бедняками, бомжами, безработными, короче - быдлом, чернью и голытьбой, Такова изнанка полной свободы для немногих. Оборотная сторона свободы первых – есть рабство всех последующих.

Далее. 6 лет назад, в погоне за продвинутым Западом, наши многомудрые правители во главе с Ельциным, равняясь на «свободную» Голландии, разрешили свободно употреблять наркотики (при Советах за это было предусмотрено довольно суровое наказание). Представляешь, 70 лет у нас не было ни наркомании, ни социальных корней для ее возникновения! Мало того, перед нами был печальный опыт сотен стран, и на все это наши дальновидные и демократичные руководители наплевали, растоптав молодежь гусеницами наркотанка. Свобода?! Ширяться, пить, развратничать… И вот уже спустя пятилетку миллионы подростков и молодых людей обречены на деградацию и, в конечном счете, раннюю смерть от «белой чумы» (сотни тысяч уже выкошены ею). А еще – от СПИДА.

Знаешь ли ты, что в СССР этой болезни практически не было. А «свободная» Россия опережает по темпам ее распространения всю планету. СПИД – это чудовищное скрещивание сразу двух свобод: «свободы» любви и «свободы» колоться! А ты, Таня, говоришь: дайте нам СВОБОДЫ! Нужна тебе такая свобода? Нет! Или ты думаешь, что сумеешь дозировать ее в нормальных рамках? Этого не дано никому. Всегда найдется более сильный и агрессивный, кому твоя свобода покажется ущемлением его свободы. А что будет, Таня, если дадут свободу ВСЕМ НА ВСЕ? Педофилам – на растление малолетних, людоедам – на питание человечинкой, нудистам – на публичное гуляние в костюме Адама, насильникам – на любое кровавое извращение? Логика-то здесь незатейливей репы: раз твоя «свобода» вступит в противоречие с моей, и мне это «не по ндраву», то я ей воспрепятствую! И из нас победит сильнейший. Как в джунглях. Хоть и прискорбно, но сегодня торжествует свобода для сильных, нечестных, жестоких, неправых. Тех, кто готов преступить через все ради утоления своей воли, желаний, вернее – пороков! Тебе нужна такая свобода? Если нет, то, значит, обществу нужна все-таки такая свобода личности, которая не вступает в противоречие со свободой другой равноправной личности и, следовательно, всего общества.

Ты, к сожалению, не видела такого расклада вещей, но, с небольшими издержками, подобное было каких-то 16 лет назад в великой мировой державе, перед которой трепетали США. Ее называли СССР! Такое было через 30 лет после ГУЛАГА (который уже бы не вернулся) и всего за 8 лет до Чечни и российского терроризма. Тогда в нашей стране не было ни СПИДа, ни массовой наркомании, ни терроризма, ни проституции, ни беспризорности, ни безработицы, ни беженцев, ни бомжей. А были столь тобой искомые бесплатное образование, такая же медицина, право на труд и дешевый отдых в любой точке СССР, правовая защита любого гражданина от самого большого «авторитета» со стороны милиции и силовых органов.

Радует, что ты сторонник свободы и, по этой причине, должна бы презирать «патентованную челядь Империи Урбана». Для ясности: я вовсе не хочу всех, кто разносит и обслуживает, зачислять в лакеи. Некоторых к этому принуждает жизнь. Но любому гордому, с чувством собственного достоинства человеку унизительно состоять в прислуге, даже если он вынужден это делать пока. Ну, а если его никто не вынуждает этим заниматься, если лакейство ему по нраву, то, чего ж тут обижаться, такой человек – есть патентованный, природный лакей по призванию.

Ввиду чего меня огорчает, что слишком много твоих сверстников безо всякой брезгливости примеряют «ливрею» и роль лакея.

Радует, что ты, Таня, уверена в силе и стойкости молодежи. Но огорчает излишек самоуверенности, когда ты пишешь: «к вам это (культура молодежи) никакого отношения не имеет». Иными словами: товарищи взрослые, не мешайте нам, не поучайте, не лезьте и «не плюйте» нам в душу! В этом максимализме я не смею тебя упрекать. Все мы, и это свойство молодежи, в свои годы проходили через максимализм, нигилизм, пренебрежительно-насмешливое отношение к авторитетам. В т.ч. к «устаревшим, косным, консервативным» старшим. Хм, поверь, рано или поздно каждому, у кого есть ум, а не пустое пижонство, приходится свыкнуться с вовсе не оскорбительной мыслью, что опыт предков бесценен. Потому что если бы испокон веку молодые не учились, не слушались отцов и дедов, не признавали авторитеты и вечные ценности, то они элементарно не знали бы про стыд, про приличия, не признавали бы никаких сдерживающих правил и рамок. И до сих бы пор ходили нагишом, не нуждались в туалете: где поели, там и сели, где зажелали, там и оседлали…

Кстати, ты не находишь, что ко всему этому многие сейчас и приближаются?. Ню-арт, нудизм, порно-эротическая реклама… Не отсюда ли такая тяга к абсолютной, животной СВОБОДЕ без тормозов? Однако участь дикаря незавидна. Всегда найдется охотник обойтись с ним не как с человеком, а как с диким зверем…

Радует, что ты советуешь мне обратиться к «массе других, более важных проблем», чтобы решать их.

Огорчает, что ты, ополчившись на одну – узкопредметную - статью, вряд ли читала другие, в которых я и мои далеко не многочисленные товарищи поднимают и тащат неблагодарный и даже рискованный «разборками» и карой воз именно таких «неудобных» проблем. Хотя, повторяю, нам было бы проще писать хвалебные оды и лицеприятные панегирики. Не забывай и то, что решать все крутые проблемы - удел отнюдь не безоружных журналистов, чей долг только поднимать и ставить их, а - Президента, Правительства, законодателей (депутатов), политиков, милиционеров и военных. Которые, в большинстве своем, делают все с точностью до наоборот. Особенно военные: дав присягу Родине, СССР, они позволили разрушить все, что было завоевано их славными предками, а теперь безропотно позволяют добивать Россию, делая ее заложником глобально-террористической политики США, отдавая без боя наши республики, территории, базы американцам!

Так что ты, Татьяна, плюс миллионы твоих товарищей, лучше их теребите, а не тех редких журналистов, что уже 10 лет пытаются достучаться до этих, в сущности, трусов и изменников. Журналистов-патриотов мало, а вас, молодых, миллионы. Вы должны всего добиваться сами. Ибо теперешние взрослые при власти ничего для вас не сделают. Их цель в ином: сделать вас именно тупым, жестоким, ничего непонимающим чудовищем. Жующим, беспамятным, дезориентированным, вырождающимся, слабым и безвольным. И культурная политика «урбанов», по большому счету, способствует выполнению этой цели.

В своей статье я хотел подчеркнуть именно это. И не молодых обвинял, а тех, кто их обалбесивает, опошляет, развращает. Тех, кто направляет молодежь по пагубному, ложному, чужеродному пути, перечеркивающему тысячелетние традиции отечественной культуры и самую головную из них – патриотизм. История доказывает: только у того государства есть будущее, граждане которого исповедуют патрио­тизм. И, напротив, любой народ, утративший чувство патриотизма - любви к Родине, готовности и способности ее защитить - обречен на распад, иго и гибель.

Огорчает и то, что в полемическом задоре ты впадаешь в противоречия: «О себе мы позаботимся сами, тем более что кроме нас самих это никто не сделает. Лучше обеспечьте нам для этого условия: мир без войны, голода, нищеты, наркотиков, СПИДа». Или, по-твоему в этом нет противоречия, когда второе условие напрочь перечеркивает первое утверждение: мы сами, но для этого вы сделайте нам…

Огорчает и требовательный тон. Что это, как не потребительская позиция: дайте мне, а ужо я опосля… Надеюсь, Таня, ты понимаешь, у нас, и взрослых и детей, ничего не получится, если мы вместо сотрудничества будем заниматься обоюдными претензиями, склоками, ультиматумами. Тогда как исключительно нужен коллективный фронт, организованная сила борцов и товарищей, а не колкости и наезды эгоистов-потребителей? Мы должны достучаться друг до друга, а не ругательно изощряться во взаимных поддевках и придирках.

Что касается моих топчущих «цветы жизни» якобы грязных ботинок, то, кажется, в тот сентябрьский день было солнечно. И, значит, обувь т. Плотникова была не грязнее, чем у других посетителей Струкачей. Запомни, Танечка, нашу молодежь сейчас топчут не только сапогами (армейская «дедовщина»), но лупцуют резиновыми дубинками, давят танками, поливают из пулеметов и ракет в Чечне… И делаю это не я, а наши «германо-говорящие» мудроватые подполковники, образумить которых и пытается наша газета, как и вся патриотическая пресса.

За это не стоит нам пересчитывать зубы (про спасибо и не заикаюсь). Иной раз и впрямь усомнишься: а не проще ль, благодарней и веселее нам бы жилось, славь мы эту самую «мудроватость». А, если честно, порою бывает чуток обидно, когда, искренне пытаясь сделать добро, наталкиваешься на непонимание в среде именно тех, кого пытаешься хотя бы через газету защитить от дубинок, гранатометов, кирзовых сапог и далеко не «пластилиново-резиновых» доз…

Вот так-то, товарищ Таня. Не злись. А внимательно прочитай, взвесь и пойми, что я не враг, а друг и, если разобраться, единомышленник, во всяком случае, доброжелатель и союзник. Потому что хочу добра и процветания России, а вы, молодежь, - ее будущее и надежда! С уважением товарищ Владимир Плотников.

{mospagebreak title=СТАТЬЯ 3}

СТАТЬЯ 3.

Ну, а напоследок, еще одна статья, тематически примыкающая к двум первым, ибо является ответом советского человека поколения 1980-х на «полувопросительные» резоны руссиянской молодежи-2000 (была опубликована в тех же «Совраске» и «Волжской заре»).

РЕТРО-ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО», или 20 ЛЕТ СПУСТЯ

По прочтении статьи аспиранта из Новосибирского Академгородка («Высота-23»)

7 октября в «Советской России» появилось развернутое продолжение февральской исповеди Кирилла Векшина, героя юного поколения – «поколения пост-пепси». Тот первый, страстный клич уральского школьника подкупал и, одновременно, коробил своею бескомпромиссностью и резкостью оценок и приговоров. Чем и брал – искренний пафос мальчишки, еще по счастью не изжившего того самого юношеского максимализма, что позволяет и горы воротить и подвигает, не задумываясь, кидаться на вражескую амбразуру. Новая исповедь за подписью Н.В.О. более рассудочна, взвешена, обдумана и анонимна. Что не удивляет: автор - дипломированный аспирант. Здесь в помине нет отроческого азарта и баррикадного пыла. Есть правильные наблюдения и колкие до нелицеприятного констатации. Проблема нравственности, по признанию Н.В.О. является центральной. Что делает честь его уму: Нравственная революция (эволюция) человечества – самая долгая, незаметная, но и самая судьбоносная. Одно слегка разочаровывает: точно диагностируя негативы студенческой жизни, автор более замкнут в себе, отстранясь от коллективного опыта, общения, протеста.

Он предпочитает вместе с семьей голосовать за коммунистов. Что ж, это путь. Проторенный, но, как известно, не всегда ведущий к победе. Выборы – не есть единственный метод политической борьбы. Впрочем, это другая тема. Тогда, спрашивается, о чем же полемизировать? И разве обязательно спорить? Разве нельзя просто взять и сравнить то, что вызывает неприятие и гнев молодого ученого, с тем, что имело место и даже являлось нормой, как он пишет «в стране, которая еще 18-20 лет назад была великой державой»?

Вот и давайте сопоставим проблемы нынешнего студенчества с имевшими место 18-20 лет назад. Актуальны ли тогда были эти проблемы и были ли они вообще? Мой опыт придется очень кстати: 20 лет назад (в 1983-м) ваш покорный слуга учился как раз на 3-4-м курсах университета, а 18 лет назад (в 1985-м) благополучно его закончил. Итак, потезисный анализ: сегодня–вчера или что было - как стало.

«Нам втолковывают, что если ты никого не обдираешь, ни по чьим головам и трупам не ходишь и потому не можешь себе позволить личного «шестисотого», то ты – лох, жертва неудачного аборта».

Это и 20 лет спустя не кажется откровением. Среди нас, к сожалению, тоже находилось немало апологетов «сладкой жизни» – в основном, из числа «продвинутых знатоков и фанатов» Феллини и Фолкнера. Но это были, так сказать, теоретики и идеологи. Куда больше было малообразованных прагматиков – по-простому фарцовщиков. Эти не то что агитировали, а на личном примере доказывали, как круто иметь модные шмотки, магнитофоны и кассеты. За ними табунами ходили отвязные девчонки, и тогдашние «лохи» частенько завидовали успеху и победоносности шмот-арсенала «фарцы». Мало-помалу некоторые тоже покупались, впоследствии и сверстав «сословие» «новых русских» и прослойку мелких подражателей типа «челноков», коммерсантов, рекламных и прочих агентов-курьеров-разносчиков - из бывших ботаников, инженеров и эмэнэсов. Я и сам «по малолетству» попал под влияние западников. Нет, фарцовкой никогда не занимался, но зачастую прислушивался к одногодкам, внушавшим, что Запад – это круче России (и в плане моды это было неоспоримо), что «королям жизни» все позволено и проч. Отдадим должное, агенты буржуазного мира умели обрабатывать, сея разрушительные «ценности» куда профессиональнее наших идеологов. Ну, кто ж тогда из нас, «зелени», предполагал (КГБ и тот «недоглядел, проворонил»), что бездумное равнение на Запад приведет державу к развалу и катастрофе?

Тогда никто из нас не мог понять всей глубины правды «упертых почвенников» о том, что все мифы о «сладкой жизни» и «демократии» виртуозно навязываются и дозировано внедряются тем самым совсем не мифическим ЦРУ. Причем ради единственной цели – притупления патриотических чувств народа-победителя и капитулянтского разложения духа его изнеженных потомков. Эта политика проводится вот уже 55 лет. С приснопамятной директивы Совета национальной безопасности США № 2011 от 18.08.1948 г., более известной, как доктрина Даллеса. Между прочим, еще до перестройки ее озвучил в самом популярном советском сериале матерый вредитель Лахновский (актер О. Басилашвили). Но мы презрительно и высоколобо наплевали на предостережение писателя Анатолия Иванова. В итоге – проиграли «холодную войну». Вчистую.

Так что «по головам» простаков, уважаемый Н.В.О, шагали и 20 лет назад. Это по трупам нахально полезли лишь при Горбачеве и, особенно, Ельцине. Что-что, а в наше время не так страшно было столкнуться в темном переулке с шальной компанией. Могли, конечно, накостылять, но чтоб вдесятером на одного, да при этом еще изуверствовать, как сегодня?... Чего не было, того не было (хотя не без исключений). Ну, а выстрелы в ту пору гремели только с голубых экранов. Огнестрельная перестрелка в городе – это был прецедент, после которого год торчала на ушах милиция всей области. Поэтому массовые разборки с применением гранатометов – бесспорная заслуга меченой «пиццы» и ее куцапого сменщика.

«Стремление «быть модной» и «ни на секунду не отставать от жизни» породило то, что значительная часть наших потенциальных невест, перекрашивая волосы в ослепительно яркие, неестественные цвета… внешне превратила себя в размалеванных резиновых кукол… биороботов или затасканных сорокалетних проституток».

И это не новость. Попадались и девчонки-имитаторши «красивой жизни», подражавшие западным моделям и дивам. Тоже зависали в барах и портили себе кожу сомнительной косметикой. Случалось, ради импортной фитюльки идти и на тогдашнюю панель, называвшуюся «съёмом». По большей части, не за деньги («проституция»-то была криминальным понятием, символом позора и, вообще, бранным словом) - за ресторанное вино с закусью, за видеосенас, за дефицитные пудру или колготки. Заметьте: все «запретное», за что отдавали тело и душу, имело западное происхождение. Так что тлетворные искусы и соблазны на Руси искони имели иноземные источники. Но в 80-е цензура и КГБ еще пытались городить серьезные барьеры массовому распространению западной морали: статьи УК за спекуляцию (иначе фарцовку), за порнографию... Помнится, по молодости мы этим возмущались. Как же, урезали свободу личности. Но, нахлебавшись с начала 1990-х вседозволенности (уголовной, рыночной, религиозно-сектантской, рекламной, половой, аморальной), невольно соглашаешься, что по большому счету в этих статьях было больше пользы, чем вреда. Достаточно сравнить статистику абортов, рождений и смертей в 80-е, когда население ежегодно росло, и сейчас, когда Россия недосчитывает до миллиона в год.

«Начиная с 1995 года вся наша семья единодушно голосует за коммунистов, видя их реальные дела».

Скажем без лукавства, «коммунистов» в мое время не слишком жаловали. Не рядовых, конечно, а прикормленных присосок. Однако общая неприязнь с годами налипала и к слову «коммунист». А как же еще, если эти «коммунисты» тогда носили фамилии: Горбачев, Ельцин, Гайдар, Шеварднадзе, Яковлев, Швыдкой?.. Да почитай все, кто зараз обернулись «демократами», заняв заметные ниши и посты в бизнесе, политике, науке, культуре, властной верхотуре? Плюя в собственную молодость, они ругают оставшихся верными идее коммунизма-всесправедливости (не путать с «коммунистическими теориями и экспериментами) «коммуняками и красно-коричневыми». Из компартии ушли, но новой так и не нашли: кочуют из однодневки в однодневку, стараясь, по существу, удержаться в вечной стовывесочно-безымянной «партии власти».

«Музыкальные телеканалы выливают на нас такие потоки разноцветной скоропортящейся «колбасы», что становится страшно за тех, у кого в силу быстрого подросткового взросления формируется сознание под влиянием этой веселухи».

Согласен, с музыкой полный швах. Не говоря о рекламе. 12 лет назад даже самый тупой невежа не поверил бы, что в «светлом будущем» ему предстоит хавать, как должное, «перлы» сегодняшней рекламы, и не в качестве пациента дурдома, а исправного налогоплательщика - кормильца всей этой телеканализации!

Теперь отдельно о песенной культуре 80-х. Да, тогда хватало официоза. Что было, то было. Но, с другой стороны, на большую эстраду практически не выпускалась халтура. И голоса солистов, и музыка исполнителей звучали, как минимум, профессионально. С композиторами - похуже. Но нигде не было заведомой и торжествующей бездарщины, самоутверждающейся, как сейчас, через культ декаданса, какофонии и вырожденчества: творческого, эстетического, физического и морального.

Был расцвет советской, мелодичной и патетической, песни: Магомаев, Хиль, Лещенко, Богатиков, Кобзон, Гнатюк, Леонтьев. На музыкальных конкурсах («Песня года», «Шире круг», «Юрмала», «Сопот») побеждали действительно достойные: Рымбаева, Ротару, Пугачева т.д. Их голос (во всяком случае, тогда) и сравнивать грешно с современными мурзиками, осликами и индюшками. Да, вот пример: Леонид Серебренников несколько лет безуспешно штурмовал высоты «Песни». Но «золота», по-моему, так и не добыл. Серебренников! Такие вот были критерии отбора! А теперь сыщите-ка в нынешней попсе хоть одного, кто споет на уровне того же рыцаря русского романса.

Хотя метастазы музыкального маразма прошляпили тоже мы. Каюсь, но по глупости сам умиленно внимал «независимым бунтарям» псевдо-рока (типа «Машины времени»), что невнятно звали к чему-то, перманентно недовольные чем-то. В одном из первых перестроечных фильмов А. Макаревича аттестовали, ни много, ни мало, «Некрасовым наших дней», поэтом-гражданином и певцом-трибуном. Каб знать, что эти «Некрасовы» к тому лишь и стремились, чтобы «этот мир прогнулся» под них, а они бы где-нибудь на уровне общественного бельэтажа служили верховными поварами и пошловатыми диджеями из тусовки по имени Эрефия?!

«В плане распространения наркотиков Академгородок относительно (?!) благополучен, но для многих районов нашего города они стали настоящим бедствием».

Признаться, слово «план» я услышал летом 1984 года и сперва не понял, что он не имеет отношения ни к учебе, ни к пятилетке. «План» - жаргонный заменитель «наркотика». Зато уже через 3 года в университетском общежитии, куда я хаживал и после окончания вуза, появились нюхачи бензина, резинового клея, ацетона и т.д. То были первые «цветочки» горбачевской антиалкогольной компании. Вырубив виноградники и запретив цивилизованную продажу спиртных напитков (в т.ч. служилой молодежи), Горби выпустил «джина» токсикомании (и всех разновидностей наркомании), бутлегерской мафии, дал импульс уничтожению государственной монополии на водку. Как результат, казна лишилась львиной доли доходов. Зато тучно разжившийся частный сегмент спирт-рынка, зацикленный в основном на производстве «паленых» напитков, вызвал кошмарный рост отравлений, в том числе со смертельным исходом. Ельцин продолжил «дурманный» гешефт, в 1997-м легализовав наркобизнес отменой статьи за употребление. С тех пор «белая смерть» руками практически ненаказуемых наркокурьеров косит россиян и, прежде всего, молодежь.

«Должность, одинаково загадочно именуемая «менеджером» и «управляющим», обязывает… безбожно «стучать» на подчиненных, «и это главное условие продвижения по карьерной лестнице».

Ей богу, чем дальше в текст, тем горше становится за ту жизнь, которую все мы «обеспечили-подарили» молодым. Стыдно, но следует признать, корешки всех нынешних «метаморфоз и мутаций» проклюнули еще в наше время, даже много раньше. Стукачи «числились» на каждом курсе, за что опосля получали непыльные должности (и в КГБ само собой). Не от того ль наполнения чекистской структуры беспринципными карьеристами и приключилось перерождение органа, который был обязан предотвратить горбачевскую измену и ельцинский переворот. «Ситуация с трудоустройством только обострилась, и любому человеку, занятому реальным, созидательным трудом становится все сложнее и сложнее прокормить семью… Не секрет, что многие частные предприниматели намеренно устраивают текучесть кадров: нанимают работника, платят ему, чтобы, извините, не подох с голоду, через 2 месяца выгоняют: якобы не выдержал испытательного срока».

Что тут спорить? В годы моего студенчества распределение молодых специалистов производилось по очень жесткому принципу: езжай, куда послали. Даже если у тебя жилье в другом месте, да и место работы подыскал более удобное – в месте настоящего проживания. Это, безусловно, передержки системы. Но, убежден, для сегодняшних «распределенцев в никуда» важнее сам принцип: при всей «приказной командности» этой системы молодому специалисту не светила безработица! Его просто заставляли отработать 3 года по специальности. Ну, а по трудоустройстве на его защиту мощно и надежно вставал советский КЗОТ. Он железно «бдел», чтоб молодые кадры (особенно, беременных женщин и молодых мам) никто не смел обидеть. А уж безработица была не приметой бытия, как сейчас, а пережитком капитализма, который изжили в 1930-м и с рецидивами которого неустанно боролись. Этого не оспорит ни один дем-фантазер. Мало того, в кодексе имелась очень строгая статья за тунеядство. Скажете: а как же «скрытая безработица» при социализме? Так это ж – пылинка на фоне многомиллионного вала безработицы в современной РФ. И молодежная политика, на отсутствие которой сетует Н.В.О., была, да еще какая. Ее проводили пионерия, комсомол, тысячи спортивных обществ, пионерлагерей, подростковых клубов. Молодого работника могли уволить лишь с превеликим скрипом за очень серьезные нарушения.

А как опекали здоровье молодежи! Нынешним студиозусам в это трудно поверить, но мне, 17-летнему юнцу, в конце первого курса, предложили путевку в южный санаторий. Бесплатно. Причина - гастрит. И это была норма. От путевки я отказался. По скромности (не заслужил), ну и по бесшабашности. О молодежи очень пеклись в больницах, ибо она считалась кому-то - смена, кому-то - надежда, кому-то - будущее, а кому-то – рабочая и военная сила. Дело не в побуждениях «опекунов», а в сути: молодых, как их обозвали, «хомо советикусов» лечили бесплатно и на совесть. Здоровье поправляли реально.

Что касается студенческих бунтов... Их мы видели лишь на экранах. В кино. С Пьером Ришаром. Для бунта не было ни поводов, ни желания. Тогда. А прошлой весной мне пришлось писать о голодовке студентов самарского педуниверситета. Доняли бедолаг поборами и «субботниками» в пользу коменданта общежития. Ректорат, помнится, уговорил голодовку прекратить, дав при этом честное профессорское никого не карать. Это вызвало у меня большие сомнения, отраженные в статье для «СР»: «Погодите, молох возмездия только раскручивается, - еще посмотрим, по скольким доверчивым головкам шарахнет». Сомнения недавно подтвердились: мятежники отчислены. Кто-то сомневался? Об этом протрубили даже «желтые» СМИ. Не из сочувствия, в погоне за сенсацией.

«Даже тесная однокомнатная квартира стоит не менее 18 тысяч долларов, и мы понемногу забываем те времена, когда большинство молодых специалистов рано или поздно обеспечивалось жильем».

Если, не беря греха на душу, рассуждать о жилищном вопросе при Советах, то стоит вспомнить, что уже при Хрущеве произошло великое переселение из города в деревню. Не будем о плюсах-минусах этой беспрецедентной миграции. Факт есть факт: за 10 лет в город переселилось 100 миллионов! И всех расселили. Пускай, многих в «хрущевки», но не в подвалы же и не в ночлежки. Ни одной стране не удалось покуда переплюнуть и даже повторить этого рекорда переселения и, главное, оперативного расселения новоприбытцев. Нынешние правители за 10 лет не в силах (и не хотят) дать нуждающимся даже 1/20 того 40-летней давности объема жилья. Пусть худо-бедно, но десятки миллионов тогда получили крышу над головой. Сегодня, напротив, ежегодно растет число бомжей. Для 1970-1980-х характерен ускоренный процесс получения людьми труда уже благоустроенных квартир. И как не крути, а большинство «совков», тогдашних молодых специалистов, успели при Советах получить жилье бесплатно! Очередь, которую кляли за медлительность, тем не менее подвигалась на десять порядков быстрее, чем теперь. Были издержки, но общая тенденция в приобретении жилья 20 лет назад была несравненно привлекательнее, чем ныне. В конце концов, для желающих купить та же однокомнатка в кооперативе стоила не 18 тысяч долларов, а 5 тысяч рублей – тех самых, якобы, «деревянных». И средняя семья, поднатужась, могла накопить эту сумму за 3-4 года. А теперь? Средних семей не стало. Есть более 80 процентов беднейших, около 10 – богатых и горстка сверхбогатых, которым даже дворец купить – раз плюнуть.

«Везде нужен опыт работы, но где его приобрести во время учебы в университете? Многие… потому ищут, чем бы полезным заняться с выгодой для себя в свободное от учебы время».

Перед нами не стояла проблема: от безысходности вкалывать в свободное время. Находились, конечно, работящие или алчноватые индивидуумы, что пахали весь год – ежедневно и по ночам, грузчиками, сторожами, экскурсоводами, преподавателями. Лично я старался летом совместить работу с отдыхом. Например, грузчиком в пионерлагере, и не один сезон. Оклад, конечно, невелик – от 70 до 140 рублей (ставка зависела от «шефов» лагеря), но учтите, что и питание обходилось работнику в 5 рублей за 2 недели! Как кормили детей и персонал, и сколько уходило в отходы – отдельная песня для передачи «Смак». Кстати, насчет старых цен. На днях прокрутили старый шукшинский фильм «Живет такой парень». Там водила на «попутке» везет по сибирскому тракту мещаночку. Сколько верст, трудно сказать, поскольку уже в конце пути он обозначает: осталось «верст 20 с гаком, да гак – 10». Такса «сибирского автостопа» составляла 50 копеек за весь километраж пробега по бездорожью! А два рубля обиженный шофер Колокольников содрал с мужа мещаночки для острастки. За зазнайство и невоспитанность. Но это так, в порядке отступления.

«Некоторые особо тщеславные студенты даже ездят на занятия на джипах и японских «ваннах», как у нас именуют седаны представительского класса, а живут при этом всего в двух кварталах от университета».

И в 80-е годы бывало, что студентов из «золотой молодежи» на «волге» или «москвиче» в университет доставляли. Но редко. Тем более что папе одного пижона устроили выволочку в райкоме. За нескромность.

«Часто студентки-платницы с факультета иностранных языков, что называется, «гнут пальцы» против студенток гуманитарного факультета: показывают, что, т.к. за них платят, и немало (около 2000 долларов в год), им якобы все дозволено».

Это вообще один из самых острых и больных вопросов: платное образование с его привилегиями для детей из новой знати и шлагбаумом для потенциальных Ломоносовых из бедноты. В наше время, как выражается некий «сын юриста», все было однозначно иначе. Взять хотя бы меня. Выходец из южно-уральского городка, с 5-го по 9-й классы жил в глухом колымском поселке. Что не помешало в неполные 17-ть поступить в университет, да еще на истфак. В списке абитуриентов стоял под № 216, последним, поскольку приехал дня за два до экзаменов. Конкурс был солидный. Вакансий – 50. Претендентов 216. Из них - 17 вечерников и несколько стажеров, имевших преимущества перед школярами. Поступил. О взятках за балл даже помыслить не мог. И не только я. Для поступления достаточно было знаний, если они у тебя имелись. За всех говорить не рискну, поскольку пристряла к нам одна, стопроцентно поступившая за мзду. Ейная мама ведала какой-то базой. Впрочем, с 3-го курса «блатную» все одно поперли за неуспеваемость. Сейчас, говорят, ведает сетью бутиков.

Да, на нашем курсе хватало «мальчиков-мажоров» и «партийных панночек», чьи родители преуспели в номенклатуре. Вот эти-то и тогда «страдали» по Западу, слегка гнули пальцы против «его величества пролетариата» и «колхозанов». Чем невольно заражали окружающих. Тем более что в юности очень трудно противостоять диктату общественного мнения в рамках собственной группы (и глупости). Нет, очень уж спесивых, как нынче, не наблюдалось. Но все-таки «золотая молодежь» умела отгородиться от «рабоче-крестьянской поросли».

Истфак, кузницу идеологических работников, тогда называли стартовой площадкой для партийной карьеры. И многие однокурсники не скрывали «высоких устремлений» – стать повыше чином. А часть открыто заявляла, что сделает карьеру при любой власти, лихо славила КПСС и… Сделала, но уже, облизывая подошвы «демократов». Отличники по истмату, научному коммунизму, истории партии, а также «комсомольские прожекторы» и инструкторы райкомов ВЛКСМ в смутные 90-е вывернулись банкирами, финансистами, менеджерами обанкроченных предприятий, номенклатурными могильщиками объектов здравоохранения, культуры и образования, а то и региональными кураторами всевозможных партий и блоков… Им было с кого брать пример. Профессора научного коммунизма, марксистской политэкономии, проповедники классовой теории и атеизма тоже вдруг заделались апологетами капитализма, лже-социологами, «бесклассовыми историками», баптистскими «батюшками», наставниками духовных семинарий и берущими на лапу магистрами всяко разных академий бизнеса и менеджмента. Учителя достойны питомцев, и наоборот.

Вот вам симптомы, корни и щупальца язвы, приведшей к раковой опухоли советской системы.

Многие выпускники университета 1980-х сегодня заведуют салонами, бутиками, фирмами, фондами, банками. И ладно б. Так ведь вознеслись-возгордились донельзя, искренне уверовав: «Раз я много «зелени» рублю, то, знамо дело, умнее, и даровитее любого нищего профессора». Который, кстати, действительно опущен ниже канализации: либо в нищету, либо, что еще хуже, в ее изнанку, «выживая» за счет взяток со студентов.

Ясно одно, все они, такие успешные и горделивые, виноватее самых беспредельных и отмороженных из вас, молодые. Ведь они всё получили от той власти бесплатно (начиная с дипломов), всё знали, всем пользовались, без зазрения совести старались урвать всё. Но чего-то не удалось, - за то и затаили обиду на Советскую власть: дескать, тормозит стимулы, ограничивает в потребностях и стремлениях. Их благосостояние, образование, карьера – оттуда, из неисчерпаемых кладезей СССР. И они всё это оболгали, забыли и продолжают поносить, словно личная кормушка с «зеленым поводком» до Канарских островов дороже безопасности и будущего страны. Личный комфорт для таких перевешивает сегодняшние ужасы национальных и гражданских конфликтов, терактов, взрывов школ и парадов, миллионы убитых и неродившихся, сотни тысяч русских заложников, рабов и наложниц в борделях современных варваров. Всего этого мы 20 лет назад не знали!

Они и сейчас ненавидят тех, кто напоминает про то, что их процветание временное (участь российских щурят - быть скушанными акулами Запада) и что цена ему – кровь, нищета, безработица, бескормица, бездомица, а нередко - и гибель миллионов их же бывших одноклассников, сокурсников, соседей по двору. Они обрекли на вымирание не вписавшихся в рынок «неудачников», нарекли неисправимыми «совками», вся вина коих в том, что не умеют либо ленятся крутиться. Этим гребуще-сосущим организмам просто не дано понять, что кто-то не «не может», но не желает достигать их «уровня» столь безбожной ценой.

«А в тех конторах, куда многие стремятся, грубо говоря, за деньгами, «правила игры» навязаны мировой рыночной экономикой».

Окстись, парень, какие такие «правила игры рыночной экономики» при Советах? Что еще за навязываемые западные стандарты? Никак антисоветские происки, вражеская пропаганда? А, ну-ка, гражданин, пройдемте… Ретро-шутка.

Только ведь на самом деле в 80-е годы подобная цитата аспиранта из Академгородка была бы воспринята, как провокация, если не бред. При Брежневе и Андропове иностранцы всего мира трепетали перед грозным СССР, сильнейшей страной мира с непобедимой Советской армией. А почему?

Все просто. В мире издревле действует один закон: сильных боятся и уважают, им всегда потакают, но никогда и ничего не навязывают. Для Государства, озабоченного своим будущим, статус Уважаемого намного важнее и полезнее, нежели, в угоду «цивилизаторам» утратив все свои военные, экономические и геополитические преимущества, превратиться в полную показных «свобод» сырье-придаточную колонию.

Кроме того, наш город вплоть до ельцинских капитуляций оставался закрытым для иностранцев. Их тут не только не видали (исключение - болгары), но и за сто верст не подпускали. Теперь сравните, что же и когда было лучше?

Вчера. В закрытом городе Куйбышев работал мощнейший комплекс градообразующих предприятий, преимущественно оборонного профиля. Он обеспечивал работой и зарплатой большую часть горожан. Квалифицированные кадры и мозги не перетекали на Запад, а находили применение на родине. Заводы выстраивали дома и детсады, спорткомплексы и пионерлагеря, базы отдыха и пансионаты, клубы и дворцы, целые рабочие кварталы и городки, давая работу бюджетникам, гарантируя беззаботное детство, бесплатные воспитание и учебу подрастающему поколению. И все это хозяйство закрытого города процветало, ибо был общий «менеджер» – государство. Наконец, оборонка требовала новых дипломированных профессионалов, специалистов самого широкого профиля. Их приток стабильно и качественно подпитывали школы, ПТУ, техникумы и вузы. Учащиеся и студенты твердо знали, что их учеба задаром не пропадет, знания пригодятся, ведь их ждут на престижных заводах, в лабораториях, НИИ…

Да, оклады были небольшие, и их стоило повысить. Повысить, но не громить же всю могучую систему сложнейшего комплекса науки, производства и социалки. Про колбасу за 2-20 и очереди не надо. Были очереди, но были также и деньги у людей, не знавших безработицы, терактов, разгула мафии и Чечни – гражданской войны на собственной территории. Вот и взвесь, что ценнее.

Только где все это сегодня? Где военные и космические заводы с их благоустроенными городками, стадионами и детсадами? Приватизировано, разбазарено, на боку. Народ без работы, денег и перспектив. Дети – без будущего. А руины акционированных гигантов индустрии чудесным образом и весьма сытно кормят прослойку быстро сменяющихся «генеральных банкротчиков» и их обер-полицаев.

Разумеется, 20 лет назад не все было хорошо. Но много было хорошего. Во всяком случае, скорее хорошим, чем плохим, было все, о чем сказано. Зачем же надо было это хорошее уничтожать ради стократ худшего?

Короче говоря, такая вот задалась ретроспектива. Кому-то печальная, кому-то отрадная, но уж точно небесполезная в плане прочистки мозгов и снятия шор.

В. Плотников