Содержание материала

Последний день Помпеи. Предыстория

К. Брюллов. Участники экспедиции на Везувий. 1824

В 1827 году Карл Павлович побывал в Помпеях. Осмотр улиц города-музея, домов, сохранившихся под вулканическим пеплом со всей мебелью и утварью, увиденные отпечатки тел, застигнутых смертью в поразительно живых позах, навели художника на мысль написать картину о гибели Помпеи.

Он внимательно изучил письма Плиния Младшего и узнал, что в 79 году нашей эры в области Кампания, расположенной на юге Италии, вдруг начались подземные толчки. Обнаружилось весьма странное явление: в городе Помпеи перестала течь вода в фонтанах и как-то сразу опустели колодцы. 20 августа подземный гул стал слышнее, толчки увеличились.

Утром 24 августа произошел толчок небывалой силы и последовавший за ним оглушительный грохот! Вершина вулкана Везувий раскололась на две части, и из образовавшегося жерла поднялся огненный столб! Это было началом катастрофы.

«Казалось, всё не только движется, но и опрокидывается, –– писал очевидец Плиний Младший. –– Падали куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожаров… Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя; берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке.

С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали огненные зигзаги, и они раскалывались длинными полосами пламени, похожими на молнии, но гораздо большими.

Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку, разливался вслед за нами по земле.

Наступила темнота. Но не такая, как в безлунную или в безоблачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда потушен огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни звали родителей, другие детей, третьи жен и мужей, силясь распознать их по голосам. Некоторые в страхе перед смертью молились. Но большинство кричало, что никаких богов нет, и что наступила для мира последняя ночь».

Благодаря записям Плиния Младшего, успевшего спастись на корабле, Карл Брюллов через восемнадцать веков смог живо представить то, что случилось с Помпеями.

Следы погребенного города были обнаружены в XVI веке во время строительства в этих местах водопровода. В течение двух с половиной столетий Помпеи постепенно освобождались от семиметрового слоя пепла, превращенного раскаленным дождем в единую, плотную вулканическую массу.

Помпеи стали городом-музеем, где есть форумы и амфитеатры, бани и мастерские, лавки и дома с утварью, но нет ни единой живой души.

На месте погибшего города больше никогда не селились люди. Но те, кто когда-то населял его, любили жить удобно и красиво. Убранство каждого жилища, если оно не принадлежало рабу или бедному ремесленнику, выглядело богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи, фрески, мозаичные полы, картины.

 

Сцена посвящения. Фреска Виллы Мистерий близ Помпеи

 

Сцена посвящения. Фреска Виллы Мистерий близ Помпеи

Помпеи поклонялись грекам и их искусству. Религия тоже была греческая –– Олимпийские боги, которые понемногу уже вытеснялись христианством.

Фресковая живопись в Помпеях была особой. Краски настенных росписей остались во всем их блеске и яркости, несмотря на огромную температуру вулканической массы, под которой в ночь катастрофы был погребен город. Это был секрет кампанской живописи, техника которой так и осталась неизвестной. Сохранился фресковый портрет задумавшейся о чем-то молодой девушки, с тетрадью из тонких дощечек в руке, с палочкой для писания. Портрет выполнен в форме медальона.

Если римские скульптурные портреты первого века нашей эры сохранились во многих музеях мира, то живописный портрет до открытия Помпей был не известен.