Я не читал Козинкина, Мартиросяна читал мало, Мухина только о Катыни и очень немного других его книг. Сейчас я вижу, как Свентоф и Балтиец активно критикуют Козинкина. Их переписка на этом форуме с оппонентами откровенно маловразумительна, но вот Свентоф дал более-менее читаемую инфу:
Почитаем же, как Свентоф критикует Козинкина...
Пропускаю его "критику" в стиле
"автор обязан не ошибаться, подтверждать абсолютно всё приложенными подлинниками документов, а главное -- мыслить как я". Почитаем его первую "критику":
Итак, «гениальная идея» Олега Козинкина начинает проясняться. Его мысль гласит, что советский Генштаб и наркомат обороны все делали правильно и вовремя. Как написано в мемуарах маршала Жукова, они по 16 часов в сутки тщательно отслеживали ситуацию на западной границе СССР, в полной мере учитывали сообщения разведки всех уровней и соответствующе реагировали правильными директивами и приказами. Особенно в последнюю декаду до немецкого нападения.
Однако генералы на местах (западных округов) отнеслись к командам из Москвы неправильно и не стали их выполнять. То ли по недомыслию, то ли осознано, то ли по «разгильдяйству извечному русскому». Что и привело к кошмару после 22 июня 1941 г.
Причем, этот факт якобы был известен уже давно, еще летом 1941 г. Он был четко вскрыт «компетентными органами», которые еще тогда выявили основных «саботажников». И «по горячим следам» отмерили им соответствующий приговор («к стенке»). А кого летом 1941 г. изловить не удалось, изловили и привели в исполнение тот же приговор («к стенке») уже после войны.
Вот к этой мысли (что изловили после войны) у меня сразу же возник вопрос: а где же те генералы столько лет отсиживались? По чердакам и подвалам видных хозяек глухих деревень? Или в немецком плену? А потом и в армии предателя Власова? Т.е. они сознательно «открыли ворота» немецкой армии, после чего пустились в бега? Дочитав до такого объяснения, мне кое-что вспомнилось. Нечто аналогичное. Похожие идеи другого «историка-любителя». Еще точнее: вспомнилась «концепция Марка Солонина». Который доразмышлялся примерно до такого же – что причина трагедии лета 1941 г. в отказе воевать. Правда, не генералов, а солдат и младших офицеров.
Дескать, солдаты в армии как досточки у бочки, стянутые обручами. Выбей те обручи – и всё! И солдаты разбежались по полям и лесам. Разбрелись по теплым дворам, уйдя в длительный загул. И лишь под Москвой начали трезветь. Солонин свою первую книжку так и назвал: «Бочка и обручи».
Но возникает вопрос: а кто ж играл роль «обручей»? И каким образом они «сорвались»? Вот Олег Козинкин наконец-то и объясняет, что ими были предатели-генералы западных округов. Начальство из Москвы, якобы, все сообщало правильно, но они... (!!!!!) (мягко говоря) имели какие-то свои «цели в жизни». И сильно не заморачивались теми приказами. Отчего их потом справедливо отстранили и приговорили.
Но тут может возникнуть очередной вопрос: а на что ж те генералы надеялись, «забивая» на приказы из Москвы? Разве они не догадывались, что невыполнение приказов влечет за собой серьезные последствия для их личного дела? Какой им был смысл сидеть и ждать, пока откроется дверь и им предложат выйти «с вещами»? Уж если сознательно идешь на предательство, то надо понимать, что долго «светиться» нельзя. «Предал» сколько смог и «мотай удочки», пока не словили! Чего ждать? Может быть, ордена «За предательство!»? Или «За саботаж» 3-й степени? Но это не интересует Олега Козинкина. Он так и написал на стр. 8:
Итак, что видим? Видим, что Козинкин поддерживает версию, высказанную Мартиросяном и Мухиным, о предательстве генералов. В частности, Мухин -- по тому, что я прочитал у него, -- предательство генералов рассматривает в двух аспектах, а именно: прямое предательство Тухачевской компании и непрямое, через потребительское отношение к службе, других генералов. Судя по приведённым Свентофом цитатам, Козинкин рассматривает больше последний аспект -- предательство как невыполнение своих генеральских обязанностей.
Что тут не устраивает Свентофа? А что его не устраивает, собственно, не очень понятно. Он никакой своей позиции по вопросу поражений в начале войны не высказал, но судя по всяким ироническим кавычкам и театральным возгласам о невозможности для генералов
"«забить» на приказы из Москвы", сам Свентоф возможность предательства генералов напрочь отвергает.
Однако же, на чём основана такая уверенность Свентофа? Например, мне, прослужившему всю срочную всего лишь рядовым, вовсе не нужно знать о каких-то секретных приказах и мероприятиях, чтобы вполне уверенно сказать, что провальное начало войны можно объяснить только одним -- предательством. Никакие другие обстоятельства -- ни отсталая техника, ни слабая боевая выучка, ни "игнорирование правительством разведданных" -- физически не могут привести к катастрофе такого масштаба, которая случилась в 41-м году. А публикации последних лет об усилиях Сталина по повышению обороноспособности не только отправляют в топку мифы про отсталую технику, слабую боевую выучку и "игнорирование правительством разведданных", но и делают весьма вероятную гипотезу о предательстве генералов совершенно достоверным фактом.
Я не думаю, что я выберу время, чтобы прочесть Козинкина, но читать Свентофскую критику дальше, ввиду изначальной нелогичности и ангажированности Свентофа, мне стало неинтересно.