В приведённом мне для чтения тексте авторы подают старообрядчество лишь как людей, отошедших от истинного христианства, сектантов, исповедующих некие полуязыческие или другие редкостные культы:
в среде беспоповцев сохранялись многие верования и обряды, имевшие дохристианские, языческие и гностические корни, а со временем и у беспоповцев, и у поповцев появились обряды, изобретенные ими самими. Из таких старых и новых обрядов, совершенно чуждых Православию, главными были и остаются:
-- от язычества: рудименты культа Великой Матери ("сырой земли"), культ 12 пятниц, почитание источников и камней;
-- от гностических и других дуалистических сект: безбрачие мирян и разные виды самоистребления;
-- от анабаптистов и протестантов: "перекрещивание" и "перемазывание" миром людей, ранее крещенных в Церкви, и совершение богослужений мирянами (мужчинами и женщинами);
-- от жидовствующих сект: отказ от иконопочитания, празднование субботы, обрезание и пр.
За неимением священства старообрядцы стали формировать самочинные "иерархии" и называть их "древлеправославными церквами". Теперь в старообрядчестве, этом, повторяю, организационно не оформленном союзе разнообразных по вероучению и времени происхождения сект, существует по меньшей мере шесть "древлеправославных церквей", и есть все основания думать, что "церквеобразование" будет продолжаться. Каждая из них, а также те согласия, что пока не имеют статуса "церквей", считает только себя "истинно православной", а всех остальных - "тьмой заблуждений" (1)*. Уже давно они друг друга анафемствовали, и каждая из них, естественно, прокляла "никониан", то есть Русскую Православную Церковь и остальные Поместные Православные Церкви, так как и они являются "новообрядцами".
меж тем как суть раскола началась именно с введением Никоном новых для Руси правил исполнения обрядов.
И под "приверженцами старого обряда" следовало бы понимать именно всю массу людей, не принявших никоновские нововведения.
Людей, навроде вот таких:
При упоминании боярыни Морозовой перед глазами встает картина Василия Сурикова, на которой изображена суровая женщина, закованная в кандалы и куда-то увозимая на санях. Кто она? За что была сослана, за что наказана? Ее история печальна и поучительна. Боярыня Морозова была непримиримым борцом за старообрядческую церковь в семнадцатом веке. Стойкость ее духа была просто поразительна, и старообрядцы причислили ее к лику святых.
Боярыня Морозова происходила из знатного московского рода, в течении многих лет приближенного к царского двору. Помимо знатности она была еще и очень богата. Казалось бы – живи и радуйся. Но значительно больше земных благ боярыня ценила блага духовные. С детства она отличалась крайней религиозностью. Она строго соблюдала все посты и носила власяницу (нижняя рубаха из верблюжьего волоса или козьей шерсти), усмиряя плоть. Именно религия стала "яблоком раздора" царя и боярыни. Боярыня Морозова категорично выступала против реформ патриарха Никона в русской церкви, поддерживая позиция большинства в обществе. Она стала последовательницей протопопа Аввакума, лидера старообрядцев, заточенного за свою деятельность в церковную тюрьму. В московском доме Морозовой был организован центр раскольников, в котором долгое время проживал Аввакум. Он был временно выпущен из заключения для перемирия с официальной церковью. Но замысел царя провалился, и Аввакума пожизненно сослали в монастырь далеко от столицы. Боярыня Морозова организовала переписку со своим духовным наставником, поддерживая сопротивление реформам Никона. Однако, весьма скоро на нее начали поступать доносы и только благодаря доброму расположению царицы, святая избегала монаршего гнева. Смерть покровительницы завершила период относительной лояльности к личности боярыни Морозовой. Последней каплей в чаше терпения монарха не стало даже известие о тайном постриге боярыни в монашки и отказ присутствовать на царской свадьбе. На путь "истинный" пытались наставить мятежную подданную многие царские посланцы, но женщина была непоколебима в своей вере. Тогда был дан указ о ее аресте. Никакие уговоры не смогли сломить веру боярыни Морозовой, даже пытки на дыбе не привели к ожидаемому результату.
Боярыня Морозова была сослана в монастырь, где ее содержали в земляной тюрьме. Спустя несколько лет эта удивительная женщина умерла, замученная голодом. Гордая и не сломленная монахиня, ни на шаг не отступившая от своих убеждений.
http://www.bestpeopleofrussia.ru/person ... -Morozova/
как видно - сектантством или отступлением от христианства здесь и не пахло. Напротив.
Почему нынешняя официальная (церковная) пропаганда, как и официальная пропаганда времён Росссии императорской, рисуют староверов по большей части отступниками-сектантами - догадается и 12-летний ребёнок.
Естественно - секты и извращеня были, но после реформ Никона в ряды "нехристиан" оказались записаны чохом все, не соответствующие официозу. Записаны под единым чиновно-полицейским термином "раскольники".
Ведь примечательно, что до Никоновских
выкрутасов реформ
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».
Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
- не знала земля русская с этим проблем, именно как с массовым явлением?....
Вот:
Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа
— Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.
Именной высочайший Указ Николая II, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 года в частности гласил:
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам;
Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
Мишатка писал(а):Тут же в двух словах не получится. Или вопрос поставь по конкретней, с ответом да или нет.
Вопросы мои были предельно кратки и так.
Но можно и сжать:
1. обряд - важен или нет?
2. если важен - где души тех, кто отправлял обряды "неверно" (по недогляду, как можно понять Никона) - то есть с примерно с 988 года н.э. до 1650-х, когда затеяны были изменения?
(а среди них все-все-все: и сам св. князь Владимир, и мученики Борис и Глеб, и св. князь Александр (Невский), и монахи троицкой лавры Ослябя и Пересвет, и многие другие)
3. если обряд не важен - зачем реформы затеяны?