Что такое религия?

Вопросы религии и атеизма обсуждаются здесь

Модераторы: Ефремов, Камиль Абэ, express, Мормон

Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

express писал(а):Очень интересно. Так "бог" - будет недоволен, что у врага его в царстве - восстание ?
Не может там, в области мрака и заблуждения, где обитают демоны, быть никаких "восстаний". Они туда, в эту область, уже были сброшены Ангелами во главе с Архангелом Михаилом один раз, и именно за их восстание против Бога. Теперь из этой области они выйти не могут.

Кроме того, восстание против мрака и заблуждения называется покаяние. Людям его лучше производить ещё в их земной жизни.

Для человека, если даже он и был почти демон при жизни, всё-таки оставлена Богом до конца земной жизни возможность покаяния. Иначе - вечное заключение вместе с демонами. Может быть, вам это неизвестно, но таковы правила. Хотите - запоминайте, не хотите - не запоминайте и не следуйте. Правда, о тех, кому "закон не писан", люди отзываются, судя по пословице, не очень уважительно.
Очень интересно. Так "бог" - будет недоволен, что у врага его в царстве - восстание ?
(знаете, ещё несколько таких "откровений", и я потеряю интерес к общению с вами. С параноиками неинтересно. Паранойя имеет самые разные "сюжеты". В данном случае - сюжет холуйства, раболепства, божиньки).
"Психиатр" Игорь!

То, что вы по недоразумению принимаете за "паранойю", есть на самом деле ни что иное как вера в Бога и боязнь нарушить Закон Божий. Неужели 10 Заповедей Закона Божия, данные нам для нашей же пользы, содержат в себе что-либо вредное для человека? Ведь вы же так не скажете.

Зачем тогда такие странные сравнения?


Так вы и соблюдающего Правила дорожного движения, недолго думая, объявите "параноиком", с "сюжетом" - "навязчивое стремление соблюдать ПДД". А то, что ездит без аварий - это у вас будет называться "холуйство" и "раболепство". Но ведь так считать неправильно.


А как вам такой случай? Некий человек нарушает правила ТБ и вполне закономерно испытывает на себе последствия этого нарушения - производственную травму. Или поражение электрическим током. Разве вы скажете: "Молодец! Давно пора забыть про эти правила ТБ. С придерживающимися правил ТБ общаться неинтересно. Позор такой форме паранойи, как "раболепство" перед правилами ТБ"? Нет, вы, разумеется, так не скажете.
Последний раз редактировалось Димитрий33 01 июл 2013, 13:00, всего редактировалось 10 раз.
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

Балтиец писал(а):А кто тот, кто является Его наместником на Земле? Папа Франциск 1-й, Патриарх РПЦ КГБ-ФСБ Кирилл Гундяев или? Или ваш "глава" - убиенный россиянин Николай Романов?
Вы подчините себя Закону Бога. То есть начните Закон (10 Заповедей) соблюдать. Волю Бога, выраженную Им в Его Законе, поставьте себе вместо своей воли. Вместо, например, рассуждений о людях "обыкновенных" и "необыкновенных". Вот это и будет самым важным.
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

express писал(а):

http://zapravdu.ru/forum/viewtopic.php? ... =60#p75184

Вы - здорово безнадёжны. Я вам ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ пишу - не берите на себя задачи Создателя. Следите за собой и ближними. Если кому и суждено быть осужденным на ТОМ СУДЕ - не нам гордынно возноситься и взбрыкивать - дескать, "мы лучше, мы чище".....
Если так рассуждать, как вы, то это позиция провокационная. Примерно, как если бы лукавый провокатор подталкивал несмышленых ребят к преступлению, а они, умея читать и купив УК, показывали ему статьи по закону за те дела, на которые он их подбивал. Он же в ответ приводил им - по лукавству или недомыслию - доводы, что, дескать, "ещё неизвестно, как суд осудит". Да и вообще, "авось и не поймают". А если поймают, "что с нас взять, мы малолетки". Поэтому "скоро и выпустят".
И, главное, "разве мы можем подменять собой функции суда? Кто мы такие для этого?"
(вы за себя - скАжете? куда вам путь? быть может - на одну сковороду? с кем? вот окажетесь рядом с Ильичём - порасскажете ему, как дела на интернет форуме "За правду", РАЗ УЖ ВЫ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ОН НА СКОВОРОДЕ.
Про сковороды - это ваша фантазия, Игорь. Ни разу ни про какие сковороды я вам не говорил. Вы придумываете, а потом придуманное вами другим приписываете. Называется это "неаккуратность мышления".

У верующего есть одно преимущество - возможность покаяния при земной жизни. А у сознательного атеиста нет, так как он не верит в существование Того, Кто может его помиловать, очистить его грехи. Как же он будет каяться? Кому? Вот его, атеиста, грех и остаётся на нём. И этот грех тянет атеиста именно в ад, никак не в Рай. Это младенцу понятно. И всем, у кого совесть есть.

То есть грех атеист творит, и творит сознательно, не говорит "враг меня сбил, попутал". И покаяния нет у него. Поэтому помощи от Бога, при покаянии, не имеет. Так как не верует, что может её получить. И по этому своему греху он осуждается. Так как суд не произвольный у Бога, но строго по Закону. А Закон Божий (10 Заповедей) давно дан и известен всем, кроме некоторых, кому он "не писан"... Которые мнят, что они - "люди необыкновенные", которым "всё позволено", и которых нельзя судить "по меркам кухонной посуды""...

Но Бог нелицеприятен, Он не смотрит на лица. Лишь на соблюдение данного Им Закона. А также на веру и покаяние, и принесение плодов покаяния.

В этом - разница. И эта разница очень важная, принципиальная. Так что ваш пример - неудачный.
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

express писал(а): http://zapravdu.ru/forum/viewtopic.php? ... =60#p75184

им, или ничтожествам, берущимся судить титанов мерками кухонной посуды.
Не обходится, Игорь глупость без гордости. А гордость - без глупости. Поэтому не будем гордиться, и считать кого-то "титанами", а кого-то "ничтожествами". Все равны перед Богом и подлежат суду. А суд - по делам. Имейте веру в Бога, соблюдайте Закон и не будете осуждены в ад. Если не соблюдаете Закон, считаете веру в Бога - Творца, Промыслителя и Искупителя мира - "паранойей", при этом себя считаете "великим психиатром", могущим ставить ложные "диагнозы", тогда будете обязательно, непременно осуждены.

Не я или Игорь судит. Судит Бог в соответствии с Законом (10 Заповедей). А Закон Божий давно известен. Поэтому по Закону согрешивший осуждается.

Однако христиане веруют в Спасителя Сына Божия Иисуса Христа - в Ходатая за них перед Законом Бога. В заступничество Его за них при их покаянии. А атеисты не верят, что есть Ходатай, не каются перед Ним и осуждаются при нарушении Закона.

Помните, вы спрашивали про адвоката? И про последнее слово? Перед кем последнее слово будет у атеиста? Он же не верит в то, что после ухода с Земли его душа будет жить. И не верит, что существует "адвокат".

Трудно жить на Земле и не согрешить. Однако согрешивший атеист осуждается, а согрешивший христианин, при его покаянии, может быть оправдан, если имеет веру во Христа и прибегает к Его заступлению и раскаивается в своих грехах от всего сердца ещё при жизни на Земле.
Последний раз редактировалось Димитрий33 01 июл 2013, 17:14, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Балтиец
Ветеран форума
Ветеран форума
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 20:49

Re: Что такое религия?

Сообщение Балтиец »

То есть начните Закон (10 Заповедей) соблюдать.
Начните с себя, прежде чем другим такие советы давать. Давно Причастие принимали?
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

Балтиец писал(а):Начните с себя, прежде чем другим такие советы давать. Давно Причастие принимали?
Правильно. Начинать нужно с себя. Но если твой собрат (Игорь) блуждает впотьмах, считая веру в Бога и Суд Божий - "паранойей", то надо ему об этом сказать, чтобы вывести его из мрака заблуждения на свет Истины Божией.
Аватара пользователя
m-sveta
Корифей форума
Корифей форума
Сообщения: 9932
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 21:39
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что такое религия?

Сообщение m-sveta »

(с) Энтони де Мелло
- Религиозная вера, - говорил Мастер, - это не утверждение Действительности, а намек, подсказка к некой тайне, находящейся за пределами человеческого понимания. Вкратце, религиозная вера - это палец, указывающий на Луну.
Некоторые верующие никогда не продвигаются дальше изучения пальца.
Другие занимаются тем, что сосут его.
Третьи используют этот палец для того, чтобы выдавить себе глаза. Это слепые приверженцы религии.
И совсем немногие способны абстрагироваться от пальца и увидеть то, на что он указывает, - эти выходят за пределы веры и приобретают славу богохульников.
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

m-sveta писал(а):Третьи используют этот палец для того, чтобы выдавить себе глаза. Это слепые приверженцы религии.
И совсем немногие способны абстрагироваться от пальца и увидеть то, на что он указывает, - эти выходят за пределы веры и приобретают славу богохульников.

http://www.pravoslavie.ru/put/64710.htm



Ступени любви
Протоиерей Думитру Стэнилоае
137657_b.jpg


В отличие от [римского] католицизма, который не допускает нетварных энергий Бога и поэтому должен считать и любовь тварным даром, Православие считает любовь нетварной энергией, сообщаемой Духом Святым.

Отец Думитру Стэнилоае, скончавшийся ровно 20 лет назад (5 октября 1993 года), — «патриарх румынского богословия» и один из самых известных православных богословов XX века, священник и академик, узник коммунистических тюрем и исповедник. Решением Синода Румынской Православной Церкви 2013 год, юбилейный для него (20 лет со дня кончины и 110 лет со дня рождения), был объявлен годом отца Думитру Стэнилоае.





Единения с Богом невозможно достигнуть иначе, как посредством чистой молитвы. «Добродетель молитвы осуществляет тайну единения нашего с Богом, – говорит святой Григорий Палама, – ибо молитва есть связь разумных тварей с Богом». Но единение с Богом превыше и чистой молитвы. Оно означает совершенную любовь. И ее человек не дарит от себя, но она приходит к нему от Бога.

Ибо еще до наступления состояния чистой молитвы человек должен быть очищен от страстей. А очищение от страстей – то же, что возрастание любви к Богу. Таким образом, любовь Божия, заблаговременно одождяя душу, укрепляет ее в тиши бесстрастия и в чистой молитве. А тем самым в нее входит и большая любовь. «Как успокаивается взволнованное море, когда в него вливают елей, – говорит Диадох, – поскольку буря на нем побеждается качеством его [елея], так и душа наша исполняется блаженного спокойствия, когда вливается в нее сладость Духа Святого».

Итак, существует тесная связь между любовью и бесстрастием. Любовь предполагает бесстрастие и в свою очередь укрепляет его по самому факту, что она – противоположность страстям, представляющим эгоизм. Где страсти, там не может быть любви. Поэтому любовь входит в душу в своей полноте после того, как мы достигли бесстрастия, после того, как освободились от страстей.

Конечно, и молитву высшую, превосходящую молитву посредством понятий и слов, мы тоже стяжаем только тогда. Ведь не может как следует молиться тот, кто неспокоен, и не может направиться исключительно к Богу, покуда он эгоистически занят самим собой. В этом смысле любовь налагает печать на все прочие добродетели, если каждой добродетелью умерщвляется какая-то страсть.

Но она [любовь] – незамедлительный плод молитвы: «Все добродетели помогают уму достигнуть любви к Богу, но больше всех чистая молитва. Ибо воспарив посредством ее к Богу, ум выходит за пределы всего сущего», – говорит святой Максим Исповедник.

Если страсти означают одним словом – «самолюбие», то любовь к Богу есть противоположность самолюбию. «Любящий себя не может любить Бога, – говорит Диадох. – А кто не любит себя по причине преизбыточествующего богатства любви Божией, тот любит Бога, потому что таковой никогда не ищет славы своей, но Божией. Ибо любящий себя ищет своей славы, а любящий Бога любит славу Создавшего его. Потому что восприимчивой душе свойственно искать, с одной стороны, всегда славу Божию во всех заповедях, которые она исполняет, а с другой – услаждаться в своем смирении».

Но любовь к Богу на самой высокой ступени – это не только свобода от страстей: она дар Божий, сходящий в душу, достигшую этого состояния.

Если молитва устремляется снизу, конечно, вспомоществуемая сокрытой благодатью Духа Святого, то любовь высшая есть Божий ответ свыше. Посредством ее делается открытым и ощутимым для нас Божество.

Святой Григорий Палама говорит об апостоле Павле: «Во власти исступления[1] он забыл даже о молитве к Богу. Это то же, о чем говорит святой Исаак, сосвидетелем имеющий божественного Григория, что молитва есть чистота ума, и она резко обрывается, когда бывает восхищена светом Святой Троицы, – или что существует чистота ума, над которой во время молитвы сияет свет Святой Троицы; тогда ум восходит выше молитвы в силу чистой молитвы и благодати Духа. Тогда ум уже не молится посредством молитвы, но, придя в исступление, проникает в неразумеваемое».

Таким образом, единение не есть, собственно говоря, молитва, потому что в молитве еще очень ясно сознание [своего] отличия от Бога. Оно, однако, является производным от молитвы, совершающимся в конце ее, как восхищение ума к Богу. Святой Григорий Палама говорит о единении ума с Богом: «Это то, о чем сказали отцы: “Конец молитвы есть восхищение ума к Богу”». Единение – это то же, что переживание любви к Богу, сходящей свыше. А «любовь – из молитвы», – говорит всё тот же святой Исаак Сирин.

Но не о любви, возрастающей вместе с молитвой и из молитвы, идет речь здесь, а о любви как нетварной Божественной энергии, как даре свыше. Вот как различает их Диадох Фотикийский: «Одно дело – естественная любовь души, а другое – любовь, входящая в нее от Духа Святого. Первая сдерживается и получает движение благодаря и нашей воле, когда мы хотим. Потому и похищается она с легкостью злыми духами, когда мы твердо не держимся нашего решения. Вторая так сильно воспламеняет душу любовью к Богу, что все ее части прилепляются к неизреченной сладости этой любви привязанностью неизреченной и бескрайней. Ибо ум, исполняясь тогда духовного действия, делается словно источник, из которого изливаются любовь и радость».

В отличие от [римского] католицизма, который не допускает нетварных энергий Бога и который поэтому должен считать и любовь тварным даром, Православие считает любовь нетварной энергией, сообщаемой Духом Святым, энергией Божественной и боготворящей, посредством которой мы реально участвуем в жизни Святой Троицы. «Любовь от Бога», – говорит святой Иоанн (1 Ин. 4: 7). «Но эта любовь предполагает, – по святому Василию, – собственную расположенность тварной природы, семя или силу любви, находящуюся в существе человека, призванного достичь совершенства через любовь».

Человек обладает потенциальной способностью стать субъектом Божественной любви и в какой-то мере тяготеет к этому. В этом состоит Божественное мучение в нем[2]. Но саму любовь в ее полноте он не может иметь сам от себя, а получает ее от Бога, что означает, что подобие он не может стяжать иначе, как в евхаристическом общении[3] с Богом.

Хотя, стало быть, в образе скрывается возможность подобия, но возможность эта не может стать действительностью сама по себе, а только в пламени действия или любви Божества.

Природы в чистом виде мы не находим, но или в состоянии субприроды, или в состоянии природы, пронизанной благодатью. Значит, и естественной любви мы не знаем в ее чистоте. Любовь, которую мы видим у человека, вне связи с Богом, – это даже не естественная любовь. Великие изъяны этой любви показывают, что истинная любовь не может быть иначе, как даром Божиим. Когда природа достигает своего здорового состояния, в ее любви есть Божественная благодать.

Но в этой естественной любви активен и человек. Однако выше этой ступени находится тот, в ком действует исключительно любовь Божия. Собственно говоря, в любви можно различить три ступени:

а) тенденции естественной симпатии в состоянии природы, отпавшей от благодати;

б) любовь христианская, которая, используя эти тенденции, возрастает благодаря Божественной благодати и собственным усилиям. У нее наблюдается рост, и она становится крепкой; вначале она бывает нетверда, затем становится всё прочнее и интенсивней. Диадох имеет в виду иногда первую, а иногда вторую, когда говорит о любви естественной. У ее истоков стоит вторая любовь, которая, будучи нестойкой, легко может быть спутана с естественной симпатией, а лучше сказать – с [любовью], лишенной благодати. Но по мере того как прогрессирует, укрепляется, она приближается к любви как экстазу, который есть исключительный дар свыше. Вторая любовь, или христианская, приготовляет душу к экстазу. Обе они [любви] опять же могут быть в любви названы одним и тем же именем, особенно когда речь идет о самых высоких ступенях первой;

в) наконец, любовь как экстаз, или как исключительный дар свыше. Она приходит после продолжительного приготовления посредством второй [любви] и длится краткие мгновения, чтобы вторая [любовь] получила из нее новую силу и продолжила свое возрастание. Если в продолжение второй [любви] человек восходит до состояния природы, восстановленной благодатью, то любовь как исключительный дар возносит его над границами природы. Часто мы, говоря об истинной любви, говорим о любви второй в противоположность первой, подавленной эгоизмом. Но она еще тоже не любовь как сила исключительно Божественная.

Любовь совершенная означает полную победу человека над самим собой, не в том смысле, чтобы он презирал себя вследствие отчаяния, а в том смысле, что он позитивно утверждает жизнь, но считает, что истинная жизнь состоит в исключительной заботе о других и забвении себя. Имеющий в себе истинную любовь опытно переживает бескрайность силы дарить себя, которую он явно не может иметь сам от себя.

Любовь Божественная обладает прочностью, которую никакие превратности не могут поколебать, что чуждо любви естественной. Имеющий эту любовь чувствует в себе источник, всегда бьющий светом и радостью. Этих добродетелей не может иметь любовь естественная, которая падает столь быстро и которую ослабляет любое зло, переносимое ею.

Любовь Божественная, сходящая в человека, предполагает победу над эгоизмом, проявляющимся через страсти, и, будучи позитивным выходом человека из себя, она является одновременно любовью к Богу и любовью к себе подобным. Конечно, поскольку сила любви – от Бога и стяжается она устремлением души к Богу путем молитвы, справедливо будет сказать, что любовь к Богу – источник любви к людям, а не наоборот. Не от любви к людям достигают любви к Богу, а от любви к Богу достигают любви к людям, поскольку последняя является продолжением первой. «Когда кто-нибудь начинает чувствовать изобильно любовь к Богу, он начинает любить и ближнего в чувстве духа», – говорит Диадох. Это не означает, что иногда любовь к людям может отсутствовать. Любовь к людям – необходимый плод любви к Богу, как плод растения является необходимым эффектом солнечного света, который оно принимает благодаря своей ориентации на солнце.

«Любящий Бога не может не любить и всякого человека, как себя самого, – говорит святой Максим Исповедник, – хотя ему неприятны страсти, еще неочищенные, ближнего». «Святые достигают совершенства и подобия Божия, когда их любовь изливается на каждого человека».

Любовь к Богу также не допускает и малейшей тени на любви к себе подобным. «Кто еще видит в сердце своем тень на любви к какому-нибудь человеку за неведомо какое прегрешение, совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу не выносит даже малой ненависти к какому-нибудь человеку». «Как Бог любит всех одинаково, добродетельного прославляя, а к плохому смилостивляясь и стараясь его исправить, так же любящий Бога любит всех одинаково, добродетельного – за естество и добрую его волю, а плохого – за его естество и из сострадания, которое испытывает к нему как к пребывающему во мраке».

Сила подобной любви к себе подобным объясняется тем, что она не что иное, как любовь Божия, сошедшая в душу и направленная, с одной стороны, к Богу, а с другой – к людям. Святой Исаак Сирин видит, однако, противоположность между любовью к миру и любовью к людям: «Не могут стяжать любви к людям любящие мир».

Конечно, человек не может вместить в себя всю любовь Божию. Но не менее правильно и то, что, имея ее в себе, он ощущает ее как нечто такое, что уже не кончается. Он возрастает в той мере, в какой раскрывает сердце свое к людям, расширяет его для океана любви Божественной. «Многие святые предали тела свои зверям, мечу, огню за ближнего».

Через достигших такой любви сообщается нескончаемая энергия любви Божественной, хотя канал их существа слишком тесен, чтобы она могла проявиться с самого начала в целостности. У них создается впечатление, что на них обрушивается, что их потопляет радость и бесконечное желание обнять каждого. Но так любовь достигает самых высоких ступеней, таких как экстаз. «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, насколько это возможно для смертных; по действию своему она – упоение души; по результату – источник веры, бездна долготерпения, океан смирения», – говорит Иоанн Лествичник.

Исаак Сирин так описывает бесконечность любви, сходящей в сердце от Бога: «Любовь, имеющая предметом своим Бога, – словно бьющий из земли источник, никогда не прерывающий свое течение. Ведь Сам Он – источник любви, и вещество, питающее ее, не заканчивается никогда… Сподобившийся ее никогда не бывает лишен вещества, ведущего его к памятованию Бога, так что он и во сне беседует с Богом».

А экстатический характер этой любви описывает он же: «Любовь эта делает душу экстатичной. Поэтому сердце испытывающего ее уже не может разлучиться с нею, но по мере любви, нашедшей на него, замечается в нем необычайное изменение. А ощутимые признаки этого изменения таковы: лицо человека становится пылающим, полным очарования, тело его согревается, страх и стыд отступают от него, и он становится, так сказать, экстатичным. Сила, собирающая ум, бежит от него, когда он [ум] как бы выходит из себя. Смерть устрашающую он считает радостью, и созерцание ума ни разу уже не терпит какого-либо перерыва в разумении небесного… Знание и зрение его естественное исчезли, и он уже не чувствует движения своего между предметами, но, даже если делает что-нибудь, не чувствует этого как имеющий ум плавающим в созерцании и размышление – в постоянной беседе с кем-то»[4].

Называя ее, как и Диадох, «упоением души», святой Исаак так характеризует это упоение: «Этим упоением духовным были пьяны и апостолы, и мученики, первые – проходя землю в трудах и усердии, вторые – проливая кровь свою, как воду, из отсеченных членов и перенося самые великие мучения, не ослабевая душой»[5].

Любовь Божественная, таким образом, есть упоение, преодолевающее своим энтузиазмом мирской суд ума и чувства тела. Она переносит на другой уровень причастного ей. Видит иной мир, логика которого затмевает логику обычной жизни, получает ощущение других состояний, превосходит ощущения боли и удовольствий плотских. Поэтому мученики кажутся безумными миру сему, но они – истинные мудрецы.

Святой Иоанн Лествичник заявляет, что любовь Божественная не позволяет проникнутым ею чувствовать даже удовольствие от пищи или даже желать ее часто. «Ибо как вода питает корень растения под землей, так огонь небесный питает душу таковых». Любовь, таким образом, это сила, которая, питая дух, изливает и в тело силу, так что оно уже не имеет нужды в регулярной пище, чтобы поддерживать свою жизненную силу.

Но более интересно замечание Иоанна Лествичника о том, что, когда мы любим лицо возлюбленного, оно имеет силу изменять нас, а значит, тем более – лик Божий. «Если лицо возлюбленного полностью изменяет нас видимым образом и делает сияющими, счастливыми и непечальными, чего же не сделает лицо Божие, сойдя невидимым образом в чистую душу?»

Протоиерей Думитру Стэнилоае
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Отрывок из книги: Pr. Prof. Dumitru Stăniloae. Ascetica şi mistica Bisericii Ortodoxe (Думитру Стэнилоае, свящ. проф. Аскетика и мистика Православной Церкви). Бухарест: Изд-во Institutul Biblic (IBMBOR), 2002.

7 октября 2013 года

[1] Дословно: «экстаза».

[2] О «мучении любви» пишет прп. Исаак Сирин в конце 18-го слова.

[3] Дословно: comuniune – слово, соответствующее латинскому communion.

[4] Исаак Сирин, преподобный. Слово 73.

[5] Там же.
137657_b.jpg
фофан
Знаток
Знаток
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 13 фев 2012, 01:17

Re: Что такое религия?

Сообщение фофан »

Димитрий33 писал(а):
express писал(а):
То, что вы по недоразумению принимаете за "паранойю", есть на самом деле ни что иное как вера в Бога и боязнь нарушить Закон Божий. Неужели 10 Заповедей Закона Божия, данные нам для нашей же пользы, содержат в себе что-либо вредное для человека? Ведь вы же так не скажете.
Всем привет и Вам Дмитрий долгих лет! Вы, смотрю, историйки клепаете для дебилов?!?

Не в курсе, что в стране есть некоторое количество верующих которые нарушают ПДД??
Ставят на авто спец сигналы и нарушают! Значит. есть нечто в государстве, что превыше десятка заповедей.
Вы, что-то ниже про атеистов говорили?? Атеисты попадут в Царствие Небесное и чтобы не быть голословным - посмотрим -
Сказано - "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное"! Смотрим дальше -

Нищета ж. (от ничто, ничего?) - крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток;

Дух - Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.

Т.е. Получается, что "нищий духом" это есть человек "Крайне бедный способностью познать Бога", т.е. Атеист.
Аватара пользователя
Димитрий33
Академик
Академик
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 02:39

Re: Что такое религия?

Сообщение Димитрий33 »

фофан писал(а):Т.е. Получается, что "нищий духом" это есть человек "Крайне бедный способностью познать Бога", т.е. Атеист.
Оригинально, но не более.

"Нищие духом" - кто они такие? Лучше посмотрите в Яндексе, фофан.

http://yandex.ru/yandsearch?lr=2&text=% ... 1%82%D0%BE

Например, следующее толкование о. Андрея Кураева:
http://www.pravmir.ru/nishhie-duxom/

Для понимания начала Новозаветной проповеди надо услышать ветхозаветное звучание слова нищий. «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» (Пс 13:6); «Господи! Ты слышишь желания смиренных» (Пс 9:38); «И будет Господь прибежищем угнетенному» (Пс 9:10); «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою… я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце… Я же беден и нищ, но Господь печется о мне» (Пс 39:5,9,18); «избавит нищего, вопиющего» (Пс 71:12); «О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; <…>по великой благости Твоей, услышь меня… я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68:13-14,30); «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время» (Ис 25:4); «не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет» (Пс 9:19). Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий (евр. ани) в ветхозаветной традиции: «Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу, и не знает и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани», — говорит православная Толковая Библия[1] «Анавим[2], столь часто упоминаемые в Библии, это люди, которые прошли испытание страданием и созрели, и смирение научило их вручать себя Богу», — соглашается католический писатель Жак Лев[3]. Анавим — это люди, увидевшие, что у Бога все дается милостью, а у человека все приемлется верою. Согласно много раз повторявшимся словам бл. Августина, псалмы от начала до конца представляют собой молитву тех нищих анавим, которым евангельские заповеди блаженства обещают Царство Небесное, то есть тех, кто знает, что у человека нет ничего, чем бы он мог хвалиться перед Богом, но также нет ничего, что он не мог бы надеяться получить от милосердия Божия…

Итак, нищие Ветхого Завета — это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Бога. «Не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс 9:33). Это — нищие Бога. Это те, кто стал «рабами» Всевышнего, Его «уделом». И как только у нас появляется такое понимание этой «нищеты перед Богом», уходит на второй план и становится необязательной несчастность анавим в этой земной жизни. Теперь нищий Бога — это прежде всего служитель Всевышнего, а его здешнее положение, место среди людей уже не важны. Если он ищет и жаждет лишь исполнения воли Божией — он ани.

«Нищ» Иов — и в душе своей он ани еще до того, как лишится видимых богатств: «Его почитали стяжавшим многое, но, по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога», — скажет о нем преп. Макарий Египетский[4]. «Нищ» родовитый Исайя, и Давид после своего воцарения не перестает быть «нищим». И происходящая из царского рода, не испытавшая еще мирских несчастий и притеснений отроковица Мария славит Господа словами молитвы анавим: «что призрел Он на смирение Рабы Своей;.. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1:48,52-53). С детства воспитанная в храме, в атмосфере псалмов и молитв, Мария естественно вспомнила глубочайшие молитвенные воздыхания Израиля в один из самых высоких моментов своей жизни. Естественно, что в ее молитве слышен отзвук псалмов: «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе… Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:11,19).

Уже в начале Евангелия мы видим, как тесно связано оно с чаяниями и надеждами тех нищих, блаженство которых будет возвещено в Проповеди на горе. Вернемся, однако, к смыслам, встающим за выражением нищие Бога. Если ударение со слова нищие передвигается на Бога, то и само выражение начинает означать «верные Бога», «Богом избранные в Свой удел». Не случайно Христос благодарит Отца за приход к Нему анавим: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк 10:21). И здесь мы видим, что при таком прочтении анавим становится синонимом «остатка Израиля», Израиля вообще. Вспомним, что в пророческой литературе остаток Израиля — это те, кто в любых испытаниях остается верен Яхве.



Для ветхозаветного сознания обитание Бога с людьми — событие одновременно эсхатологическое и предельное. И здесь мы снова замечаем всю новизну Нового Завета: его события и обетования эсхатологичны, но не предельны. Они эсхатологичны, ибо в них встречаются Вечность и время, но не предельны, ибо время при этом не исчезает. Для народного сознания приход Яхве был наступлением вечной субботы, вечного покоя. Христос же говорит, что за этим днем для тех, кто следует за Ним, начнутся еще большие испытания. Скиния будет поставлена навеки для народа — но на нее устремятся ветры и дожди. Внутренне преображенное человечество должно стать соработником Божиим по преображению уже всего мира. И приход Царства Божия сопровождается не наступлением вечного покоя, а созиданием Церкви воинствующей. «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34). Не утешать разочарованных пришел Спаситель. Он обращает свои слова к тем, в ком тверда надежда, к тем, кто «сверх надежды поверил с надеждою» (Рим 4:18). Нищие и кроткие в христианской проповеди призываются к бою со злом. «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей[16], против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:10-14,17).

Эсхатологичность Евангелия светла. Нынешний страх перед Пришествием Господа чужд духу древней Церкви. Апокалипсис кончается призывом надежды: «ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20). И проповедь Христа о грядущем конце мира кончается также неожиданным светом: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21:28).

Без осознания глубокой эсхатологичности проповеди Христа, того, что сам приход Господа был исполнением эсхатологических чаяний Израиля (и осмыслялся именно в качестве такового), самые простые образы евангельской проповеди оказываются совершенно непонятными. Блаженны те, кто ждал этих времен, когда Вечность встретилась с историей, и те, кто дожил до них. Блаженны те, кто призван расширять присутствие Вечности в мире: они, став сами членами Тела Господня, своим подвигом преображают весь мир в Тело Христово, ибо все освящают и все воцерковляют. Как идея Богочеловека была новизной для Израиля, так же нова оказалась и идея Богочеловечества — как человечества, уже изнутри Царства Божия сотрудничающего с Богом в преображении мира. Сила Божия, как оказалось, не подменяет собою немощные силы человека, но придает им небывалую крепость. И тогда из уст нищего, задыхающегося в мире, блокированном господствами, престолами, начальствами, властями, вырывается победный гимн: «Если Бог за нас, кто против нас? Кто отлучит нас от любви Божией: <…> ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы <…> ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:31,35,38,39).

* * *

Да, те, чье блаженство утверждается (именно утверждается, а не обещается!) в Нагорной проповеди — отнюдь не просто «несчастненькие». Это — поистине соль земли и свет миру, поистине те избранные Богом люди, которые могут и призваны преобразить мир — своей верой, надеждой, любовью, готовностью быть проводниками силы и воли Божией в мире. Нищие духом — это те, к кому можно с полным основанием отнести слова Владимира Соловьева из его речи о Достоевском: «Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми — они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества»[17]. Верность этих слов Соловьева подтверждается и тем, что те нищие духом, что слушали и исполняли слова Христа, и бывшие среди них рыбаки действительно изменили мир и историю человечества так, как не смог никто, помимо них. Всем духовным богатством нашей культуры и жизни мы обязаны им — нищим духом.

[1] Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П.Лопухина. Петербург, 1907.

[2] Анавим — мн. число от ани.

[3] Жак Лев. Великие учители молитвы. Брюссель, 1986,. с. 76.

[4] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880, с. 67.

[5] Вообще в истории Церкви — как и в истории человечества в целом — это скорее правило, чем исключение: апостол Павел, проповедовавший язычникам, испытал враждебность властей, единомышленников, даже христиан из иудеев; казалось, он остался в полном одиночестве и был казнен — и выяснилось что победил.

[6] Цит. по: Жак Лев. Великие учители молитвы, с. 76.

[7] Ср. знаменитый эпизод «торга» Авраама с Богом (Быт 18), когда праотец получает обещание, что Содом будет пощажен, если там найдется хотя бы десять праведников; таковых, однако, не оказалось.

[8] Отметим, что и проповедь Христа, предшествовавшая Нагорной проповеди, была экзегезой именно этого места книги Исайи — Лк 4:18.

[9] Это и понятно — страдание, если оно очищает сердце, а не разрушает его, делает человека более чутким к страданиям и к радостям других людей. Страдание сокрушает гордыню, а гордыня и есть та стена, которой человек отделяет себя от других.

[10] Л. Буйе. Библия и Евангелие. Париж, 1988, с. 151.

[11] Детоводитель (греч. педагог) — тот служитель, который сопровождал детей до места учения, но сам отнюдь не преподавал.

[12] Минуций Феликс. Октавий, 36; 3-5 // Богословские труды, 22., М., 1985, с. 162.

[13] Св. Климент Римский. 1 Кор. // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988, с. 52.

[14] Преп. Макарий Египетский, там же, с. 105.

[15] См. св. Григорий Нисский. О блаженствах. Слово 3. // Творения. ч. 2. М., 1981.

[16] Начальства и власти, как и господства и престолы, -чины ангельской иерархии, взбунтовавшиеся против Бога и, после грехопадения Адама, по сути отрезавшие Землю от общения с Богом; прорыв этой блокады вкратце и можно назвать смыслом Искупления.

[17] В.С. Соловьев. Соч., т. 2. М., 1988, с. 303-304.

Опубликовано в альманахе Альфа и Омега, №1, 1994
Ответить