К вопросу об определениях
Добавлено: 01 июн 2012, 18:03
По моему мнению, настал момент поговорить об искусстве формулировки определений понятий. Уж больно много людей на сайте произносит слова, смысл которых они не могут разъяснить. К таким словам из моей личной практики общения на сайте относятся, например: "социализм" (что само по себе очее-ень странно!), "вера" (что от человека, позиционирующего себя как верующий, также весьма и весьма странно). Относительно других слов у меня есть также сомнения, понимают ли их отдельные посетители, но про них промолчу.
Необходимо сказать, что основные правила построения определений были сформулированы еще при Аристотеле, т.е. почти 2,5 тыс лет назад. К ним относятся требования: обеспечить соразмерность и ясность (то есть указывать на известные признаки, не нуждающиеся в свою очередь в определении, и избегать двусмысленности), не содержать логического круга и не сводиться только к указанию того, чем определяемый предмет не является.
До сих пор эти правила остались неизменными.
Однако в части классификации определений досужие мыслители разыгрались по взрослому. Обзывают определения реальными и номинальными; семантическими и синтаксическими; аналитическими и синтетическими; дескриптивными и контекстуальными; предикативными и непредикативными; классификационными и генетическими; экстенсиональными и интенсиональными; остенсивными и вербальными; лингвистическими и концептуальными; повседневными и теоретическими; полными и неполными, операциональными, отрицательными и еще черт те знает какими.
Использованные высокоученые слова при ближайшем рассмотрении оказываются смешными от простоты. Так, остенсивное определение предполагает непосредственное указание на предмет, который обозначен вводимым словом. Генетическим называется определение, описывающее происхождение предмета или способ, которым он создается: в стереометрии, например, встречается «сферой называется поверхность, образованная вращением окружности вокруг одного из своих диаметров». А номинальное определение, вводящее какое-то понятие взамен определенного словосочетания, является, строго говоря, не определением, а указанием как новое слово будет использоваться.
Но не будем о грустном. Вернемся на грешную землю.
С точки зрения здравого смысла все определяющие суждения достаточно подразделять на две большие группы, называемые явными и неявными.
Группа явных определений фактически исчерпывается определениями через род и видовое отличие. Дать такое определение означает подвести данное понятие под другое, более широкое – так называемое родовое (сферой называется поверхность…; вода есть жидкость…; монархия есть форма политического устройства…). И тут же указать видовое отличие, то есть признак, отличающий определяемый предмет от других, входящих в данный род. Например: окружность есть линия (родовое понятие), лежащая в одной плоскости и равноудаленная от одной из точек этой плоскости (видовой признак).
Вторая группа – неявные определения – нелюбима настоящими учеными. К ним вынужденно прибегают в случаях, когда описываемое понятие предельно широкое и потому не имеет рода (это такие категории как «реальность», «пространство», «информация» и так далее) или когда оно единичное и потому не имеет видового отличия. А также в случае, когда отличительных признаков слишком много.
Когда описываемое понятие "безродное" (время, пространство, материя, сознание, форма, содержание и т.д.), дать строгое определение его невозможно. Начинается бесплодное жонглирование словами, за которыми стоит неизвестно что. Одно слово подменяется другим, ничем не лучше первого, и не более того.
Но, скажем, у "веры" есть родовое понятие - убеждение, у "социализма" родовым понятием будет, очевидно, общественный строй.
Почему бы не попытаться определить, что это такое? Кто смелый, прошу отозваться и попытаться.
С уважением
Необходимо сказать, что основные правила построения определений были сформулированы еще при Аристотеле, т.е. почти 2,5 тыс лет назад. К ним относятся требования: обеспечить соразмерность и ясность (то есть указывать на известные признаки, не нуждающиеся в свою очередь в определении, и избегать двусмысленности), не содержать логического круга и не сводиться только к указанию того, чем определяемый предмет не является.
До сих пор эти правила остались неизменными.
Однако в части классификации определений досужие мыслители разыгрались по взрослому. Обзывают определения реальными и номинальными; семантическими и синтаксическими; аналитическими и синтетическими; дескриптивными и контекстуальными; предикативными и непредикативными; классификационными и генетическими; экстенсиональными и интенсиональными; остенсивными и вербальными; лингвистическими и концептуальными; повседневными и теоретическими; полными и неполными, операциональными, отрицательными и еще черт те знает какими.
Использованные высокоученые слова при ближайшем рассмотрении оказываются смешными от простоты. Так, остенсивное определение предполагает непосредственное указание на предмет, который обозначен вводимым словом. Генетическим называется определение, описывающее происхождение предмета или способ, которым он создается: в стереометрии, например, встречается «сферой называется поверхность, образованная вращением окружности вокруг одного из своих диаметров». А номинальное определение, вводящее какое-то понятие взамен определенного словосочетания, является, строго говоря, не определением, а указанием как новое слово будет использоваться.
Но не будем о грустном. Вернемся на грешную землю.
С точки зрения здравого смысла все определяющие суждения достаточно подразделять на две большие группы, называемые явными и неявными.
Группа явных определений фактически исчерпывается определениями через род и видовое отличие. Дать такое определение означает подвести данное понятие под другое, более широкое – так называемое родовое (сферой называется поверхность…; вода есть жидкость…; монархия есть форма политического устройства…). И тут же указать видовое отличие, то есть признак, отличающий определяемый предмет от других, входящих в данный род. Например: окружность есть линия (родовое понятие), лежащая в одной плоскости и равноудаленная от одной из точек этой плоскости (видовой признак).
Вторая группа – неявные определения – нелюбима настоящими учеными. К ним вынужденно прибегают в случаях, когда описываемое понятие предельно широкое и потому не имеет рода (это такие категории как «реальность», «пространство», «информация» и так далее) или когда оно единичное и потому не имеет видового отличия. А также в случае, когда отличительных признаков слишком много.
Когда описываемое понятие "безродное" (время, пространство, материя, сознание, форма, содержание и т.д.), дать строгое определение его невозможно. Начинается бесплодное жонглирование словами, за которыми стоит неизвестно что. Одно слово подменяется другим, ничем не лучше первого, и не более того.
Но, скажем, у "веры" есть родовое понятие - убеждение, у "социализма" родовым понятием будет, очевидно, общественный строй.
Почему бы не попытаться определить, что это такое? Кто смелый, прошу отозваться и попытаться.
С уважением