Озеро. Русь
Последним крупным произведением Левитана стала картина «Озеро. Русь». Давно он хотел написать о Руси, и так, чтобы при одном только взгляде было понятно, какое это могущество, раздолье, размах! Исаак Ильич четырежды был за границей, объездил почти всю Европу, но остался верен только России. «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси –– реки разлились, оживает всё… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист», –– писал он домой.
И наставлял молодых художников: «Пишите по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, пишите свое… Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Ищите около себя, но внимательно, и вы обязательно найдете и новое и интересное».
Начав работу над «Русью», Исаак Ильич представлял, как будет сложно передать огромное ее содержание на относительно небольшом холсте.
Он постоянно поправлял, переделывал картину, отчего она так и осталась незавершенной, но и то, что он сделал –– ошеломляет.
«До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после», –– высказался Антон Павлович Чехов.
Картина «Озеро. Русь» обращена не в прошлое, а в будущее России. Художник подал пейзаж из глубины –– на зрителя, создав впечатление, что полотно продолжается и за рамой.
Решая художественную задачу, Левитан соединил золото листьев и синь воды с летним солнечным освещением, украсив этим образ своей любимой страны. Белые караваны облаков, широкий водный простор, разнообразие берегов –– во всем изобилие, щедрость, спокойная и свободная мощь.
К сожалению, это полотно осталось незавершенным: в 1900 году Исаак Ильич умер от болезни сердца.
«Величайший труженик, великий мастер, –– сказал о нем художник Юон, –– великий поэт природы. До конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенною ничем, прекрасную в своей непосредственности».