Спящий пастушок
Алексей Гаврилович вернулся в Сафонково, продолжая налаживать свое маленькое хозяйство. Умело применяя агрономические рекомендации, добился регулярных и достаточно обильных урожаев. Появились скотный двор, небольшой конезавод, молочная ферма.
Заботился Венецианов не только о собственном благополучии. Он построил больницу в Сафонкове, содержал доктора, и сам, бродя с мольбертом по окрестным полям, неутомимо собирал лекарственные травы. Устроил школу для крестьянских детей, создал «мирской склад», где при необходимости крестьянин мог получить зерно, а осенью возвратить его без процентов. Впоследствии Алексей Гаврилович добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота.
Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным».
В Сафонкове у него была огромная возможность творить, сама природа способствовала тому. На высоком берегу речки Ворожбы Алексей Гаврилович написал «Спящего пастушка» –– тихую, поэтическую картину. Трактовка пейзажа, связь человека с природой –– все было новым, блистательно разрешая задачу всей европейской живописи.
Венецианов организовал у себя художественную школу для талантливых крепостных из Сафонково и окрестных имений. Теперь Сафонково кормило и семью Венецианова и всех его воспитанников. И не только хлебом насущным. Практически все жанровые картины художников школы Венецианова родились здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки Ворожбы.