Содержание материала

Экспертиза проф. Троицкого

 

“Есть ли указания в Библии на человеческие жертвоприношения у евреев?”
 — По поводу этого вопроса о. Пранайтис уже говорил, что такие указания есть... Многие библисты склоняются к мнению, что у евреев могли быть человеческие жертвы, но эти факты требуют особого разъяснения... Закон всегда строго это запрещал...

 

“Есть ли указание в Библии, что убийство... иноплеменников считалось евреями фактом, угодным Иегове?”
 — Можно указать только на один факт... это — избиение Амалекитян... 

 

“Что такое Талмуд, Шульхан Арух, Каббала... какое их значение в жизни совре­менного еврейства, и есть ли в них указания на употребление евреями христианской крови?”
— Относительно этого вопроса говорил мой предшест­венник (патер Пранайтис), т. ч. многое из того, что он сообщил, я не стану повторять... но считаю нужным добавить, (что) Талмуд нельзя представлять себе как сочинение одного лица... это — произведение многих поколений <раввинов>. Вследствие чего понятно, что в Талмуде... есть и изречения, дышащие фанатизмом. ...

 

“Какое значение имеют Талмуд и Каббала в жизни современного еврейства?”
— Талмуд и ШульханАрух нормируют практическую жизнь евреев, а Каббала нормирует их теорети­ческое мировоззрение. Относительно указания в Шульхан Арухе и Каббале на употребление евреями христианской крови... ни в Шульхан Арухе, ни в Каббале таких указаний нет.

 

 ...“Каково отношение Талмуда к иноплеменникам, и не содержится ли в нем прямых указаний на то, что убийство иноплеменника дозволено и угодно Иегове?”
 — Этот вопрос — один из самых щепетильных для тех, кто занимается Талмудом. По этому поводу написано очень много, причем ...одни разрешают вопрос в одном смысле, а другие — в другом. Насколько я могу постигнуть этот вопрос, с моей точки зрения, ...отношение к иноплеменникам зависит от того, насколько Талмуд видит в иноплеменнике лицо, более или менее безопасное для  еврейства... Если иноплеменник представляется угрожающим еврейству... то <он> заслуживает осуждение, даже вражду. Вот точка зрения Талмуда на иноплеменников, насколько, разумеется, я мог ее понять. ...Должен сказать, что в Талмуде есть выражения, которые подавали повод обличать талмудистов в полной нетерпимости и человеконенавистничестве. Это выражение, на которое часто ссылаются — “Лучшего из гоев убей!” — ...оно цитируется не совсем полно. В некоторых местах Талмуда оно имеет такую формулировку: “Лучшего из гоев убей во время войны” — в этой полной формулировке это выражение ничего страшного не представляет, это — обычное военное право, трактовавшееся в древние времена. ...

 

“Из какого места тела, по толкованию Талмуда и Каббалы, выходит душа вместе с кровью?”
 — По еврейскому представлению, душа находится в крови. Когда кровь выходит из тела, то... выходит и душа... <При> заклании животного резник вскрывает вену на шее, из которой вытекает кровь... <очевидно> что местом выхода души у человека является шея...

 

“Какие разоблачения сделали франкисты (антиталмудическая секта Якова Франка в XVIII в. в Польше) по поводу человеческих жертвоприношений у евреев на диспуте во Львове в 1759 г.?”
 — Специально этим вопросом я не занимался. На основании того, что я читал, я прихожу к заключению, что, строго говоря, несмотря на все обличения франкистов, они все же не доказали, что у евреев существуют человеческие жертвоприношения...

 

“Были ли в средние века и в наше время случаи осуждения евреев по обвинению в убийстве христиан с религиозными целями, причем евреи были изобличены как собственными сознаниями, так и нахождением, по их указаниям, останков замученных ими жертв?”
 — Я должен сказать, что вопрос этот не совсем правильно сформулирован. ... С религиозной целью убийств быть не может. Надо сказать: по побуждениям религиозного изуверства. Если так сформулировать, то я должен бы <на этот вопрос> ответить, что во всей его широте я им не занимался. У меня не было тех актов и исторических документов, которые по этому вопросу существуют в большом количестве. Мне известен лишь ...сборник, в котором содержатся Велижское и Саратовское дела. Должен оговориться, что среди подобного рода дел мне известно дело об убиении младенца Гавриила... в 1690 г. в г. Слуцке Минской губ. Как видно из Жития этого младенца, он был замучен евреями, которые во время мучений издевались над ним (над 3-летним ребенком!)... В настоящее время мощи этого младенца почивают в г.Слуцке (в местной церкви)*. ...Насколько я ознакомился с историей этого вопроса, ...можно сказать, что не указывается ритуальной цели убийства... по требованию существующего догмата; насколько мне этот вопрос знаком, у меня такого впечатления не сложилось. ...Поэтому такие факты убиения младенцев, и вообще детей, замученных евреями, я отношу не к требованиям ритуала, а к обыкновенной преступности, которая может быть и у евреев, к тем преступным типам, от которых сами евреи отказываются...

 

“Имеются ли данные, и какие именно, что убийство АндреяЮщинского совершено из побуждений религиозного изуверства?”
— Насколько я помню, мне кажется, что таких данных не существует. Вот, собственно, все, что я имел честь заявить.