Допрос проф. Коковцова
Прокурор: Я имею вопросы... Вы так же смотрите, профессор, на Неофита и его сочинение, как и ваш предшественник <проф. Троицкий>?
Коковцов: Это произведение представляется мне весьма подозрительным. Мне представляется невероятным, чтобы сын еврея ...мог так писать о евреях, как “нечестивый народ” или “весь еврейский народ подлежит проклятию”. Не мог сын еврея выразиться так о народе, к которому принадлежал его отец. ...Особенно странным представляется мне в устах ученого раввина указание, что раввины будто бы не уверены в том, что Иисус Христос не был Богом, то есть сомневаются в отношении своего догмата единобожия.
Прокурор: Вы не допускаете, чтобы сын еврейского народа мог написать против этого народа такой памфлет. А вот возьмём произведения Микульского — ведь он тоже был евреем и написал сочинение, озаглавленное “Злость еврейская”?
Коковцов: Это сочинение мне мало знакомо.
Прокурор: Вам известно, что одним из пап <римских> было сделано распоряжение о сожжении Талмуда, как заключающего в себе ряд суеверий и недопустимых мест, и действительно Талмуд был сожжен в 1224 г.?
Коковцов: Это — не единственный случай, Талмуд сжигался много раз. Я не думаю, чтобы из этого можно было сделать вывод, что он опасен.
Прокурор: Чем же вызывалось такое <папское> распоряжение?
Коковцов: Это был донос.
Прокурор: Не только. Оно вызывалось тем, что Талмуд наполнен богохульствами и суеверием...
Коковцов: Кто знает Талмуд, тот сумеет разобраться, и те изречения <в Талмуде>, на которые здесь указывалось, могут вызвать только улыбку.
Прокурор: Так что, по-вашему, Талмуд изложен совершенно невинно и никаких богохульств не заключает?
Коковцов: Не заключает.
Прокурор: А в отношении христианского креста?
Коковцов: Конечно, евреи не верят во Христа, но богохульства у них нет.
Шмаков: Я прошу занести в протокол, что эксперту Коковцову неизвестны богохульства в Талмуде...
Прокурор: На вопрос защиты <Бейлиса> вы сказали, что вам неизвестен текст <Талмуда>, в котором еврею позволяется даже принять крещение, чтобы обмануть христиан... Патер Пранайтис указал на <трактатМаймонида> “Иоре Деа”, где сказано: “Если еврей может обмануть акумов, заставляя их поверить, что он сам акум, то это дозволено”. А ведь под “акумом” понимается христианин.
Коковцов: Виноват, под “акумом” невозможно понимать христианина. Во всех старых текстах... стоит слово “гой”...
Прокурор: Тогда, значит, можно обмануть “гоя”. Есть такое выражение?
Коковцов: Это, вероятно, говорит о законности обмана, когда приходится либо умереть, либо обмануть...
Прокурор: Это вы так толкуете?
Коковцов: В опасном положении допускается обман.., но запрещается называть себя неевреем.
Прокурор: Тогда я напомню вам, что в “Истории евреев” проф. Грец говорит о Генрихе Гейне и <Людвиге> Берне, что “они только наружно отреклись от иудаизма, как борцы, овладевающие доспехами и знаменем врага, чтобы тем вернее поразить его”. Так пишет Грец, вы не отрицаете этого?
Коковцов: Я не отрицаю, но я не могу и признать.
Прокурор: Вы не отрицаете этого места у Греца?
Коковцов: Я не отрицаю, но я не хорошо помню это место...
Шмаков: Не знаете ли вы такого места в Талмуде, что если еврей молится и ему навстречу идет акум с крестом в руках, то еврей не должен кланяться, даже если его мысли были обращены к Богу?
Коковцов: Это место — очень сомнительное, я должен видеть оригинал...
Шмаков: А относительно того места в трактате Маймонида “Иоре Деа”, что нельзя продавать воду, если еврей знает, что она будет употреблена для крещения — есть такое место?
Коковцов: Не могу этого сказать
Грузенберг (защитник Бейлиса): Господа судьи, ...наша ли вина, что обвинительный акт поставил на разрешение присяжных заседателей научный спор, который тянется уже 8 веков? ... Обвинительная власть ввела в формулу обвинения ссылку на еврейскую религию и ее изуверства... чему нет примера в истории всемирных процессов. Начиная с XVIII века, нигде не было процесса, где бы в формулу обвинения вводилась ссылка на религию. Ни одного процесса; я предлагаю моим противникам назвать хотя бы один — они не назовут. Процесс Бейлиса — единственный, беспрецедентный во всей истории нового суда.
Председатель суда: Г-н поверенный, прошу вас, говорите по существу дела...