Содержание материала

Утро в сосновом лесу

«Утро в сосновом лесу» –– 1889 г.

Однажды к Шишкину пришел художник Савицкий, хитро посмеиваясь:

–– Хотите, интересный замысел подарю?

–– С чего же такая щедрость? –– удивился Шишкин. –– Не принято у художников раскидываться замыслами.

–– Да понимаете, там фоном должен быть лес, а его я писать не мастер.

–– И что? –– заинтересовался Шишкин.

Савицкий изложил идею.

–– Ах, и хорошо! –– поразился Иван Иванович. –– Ну что ты скажешь! Надо готовить холст.

Все последующие дни Шишкин находился под впечатлением разговора с Савицким, кажется, ни на минуту о нем не забывая. Делал рисунки, холст натянул на подрамник, установив чуть наклонно. Маленькая дочь, заметив возбуждение отца, забегала в мастерскую, спрашивала:

–– Папенька, ты что задумал?

–– А вот представь себе: вечер, потрескивают дрова в камине, а ты сидишь у меня на коленях, и мы вместе слушаем сказку.

Потом в мастерской наступила тишина –– это Иван Иванович в своей старой блузе, широко расставив ноги, стоял у холста и шлепал по нему кистью, добиваясь нужного тона.

Пришел Савицкий, поинтересовался:

–– Мажете?

–– Мажу, Константин Аполлонович.

–– Вместе сегодня поработаем.

Савицкий писал медведей, Шишкин –– утренний бор; казалось, в красно-коричневых соснах текут, пульсируя, соки, –– настолько живы они были.

–– Россия –– страна пейзажа, –– говорил за работой Шишкин. –– Нигде нет таких лесов, такого раздолья, тайн и возможностей.

–– Неужели вас не угнетает уединение в лесу? –– недоумевал Савицкий.

–– Общение с природой не может угнетать. Перед тобой открывается целый мир. Вот медведи-то ваши, баловни, не устанешь любоваться…

Шишкин вспомнил соседа в Елабуге, который однажды сказал ему: «Труженик горб гнет, а ты бездельем маешься». Тогда Иван Иванович даже не предполагал, какой это труд, быть художником. Упорный, повседневный. И никаких скидок, поблажек самому себе, никакого деления на «главное, основное, второстепенное» –– в искусстве все главное.

За последующим написанием картины художники переговорили о многом.

–– Очень важно чувствовать отчий край, –– соглашался Константин Аполлонович. –– Что были бы Пушкин и Гоголь без этого чувства? Живешь в России и говори от имени России.

–– Надо еще заслужить это право, –– заметил Шишкин.

Когда картина была окончена, Савицкий наотрез отказался ставить на ней свою подпись.

–– Что вы, Иван Иванович! Мои медведи только подмалевок. Разве это сравнимо с вашим вкладом? Подпись должна быть только ваша.

И все же на московскую выставку картина отправилась за двумя подписями.

Константин Аполлонович сердился:

–– Убили мы медведей и шкуру поделили! –– и стер с холста свою фамилию.

Судьба «Утра в сосновом лесу» оказалась легендарной. Нет в России уголка, где бы не знали и не любили эту картину. Люди не устают слушать лесную сказку, которая для каждого звучит по-разному. Поколение за поколением пытается разгадать тайну этого шедевра, но… это навсегда секрет.